• Приглашаем посетить наш сайт
    Сладков (sladkov.lit-info.ru)
  • Григорьева И. О., Григорьев Е. И.: Фотофиксация процесса восстановления в Казани памятника Г. Р. Державину: август — ноябрь 2003 г.

    ... несмотря ни на какие изменения времен, ни на какие успехи просвещения и языка, образы, им [Г. Р. Державиным. — И. Г., Е. Г.] начертанные, сохранят навсегда свою яркость, и до тех пор, пока идеи Бога, бессмертия души, правды, закона и долга будут жить не пустыми звуками на языке русского народа, до тех пор имя Державина как общественного деятеля и поэта не утратит в потомстве своего значения.

    Я. К. Грот, академик Санкт-Петербургской АН, 1880 г.

    Памятник Г. Р. Державину был установлен в Казани во дворе университета 23 августа 1847 г. (скульптор С. И. Гальберг, архитектор К. А. Тон) [Фойгт К. К. 1847; Грот 1883; Загоскин Н. П. 1895; Дульский П. М. 1916]. 3 июля 1870 г. памятник был перенесен на Театральную площадь (ныне площадь Свободы). В 1932 г. памятник поэту Г. Р. Державину был по постановлению городских властей снесен и уничтожен.

    Почему было принято такое варварское решение, не понятно до сих пор. Известно, что "новая красная интеллигенция" Казани подготовила с помощью прессы общественное мнение к сносу памятника Г. Р. Державина, как "певца дворянской Казани". Но в то же время памятник "дворянского историографа" Н. М. Карамзина уцелел в Симбирске-Ульяновске. Возможно, что дополнительным поводом для сноса памятника Г. Р. Державину послужил тот факт, что поэт был причислен к антисемитам [Богуславский 1995] (хотя на этот счет существует и противоположное мнение, см. [Эткинд 1995]), а антисемитизм в Советской России преследовался по всей строгости "революционного закона" (что, конечно же, правильно). Г. Р. Державин и сам прекрасно осознавал недостатки своего характера. Но в то же время современники поэта отмечали его добродушие, простоту в общении, внимание к людям, особенно к молодым литераторам, желание творить добро, отстаивать правду. Совершенно справедливы слова поэта о самом себе:

    Не умел я притворяться,

    На святого походить,

    Важным саном надуваться

    И философа брать вид.

    Я любил чистосердечье,

    Думал нравиться лишь им,

    Ум и сердце человечье

    Были гением моим...

    Поэт как истинный пророк предвидел неблагодарность будущих недалеких "потомков-мудрецов" и поэтому заключает свое произведение следующими словами:

    Брось, мудрец, на гроб мой камень,

    Если ты не человек.

    Так или иначе, памятник Г. Р. Державину был снесен и переплавлен в мастерской трамвайного депо на нужды "строительства социализма". "Мудрецы" же не только бросили камень на гроб поэта, но и постарались вытравить о нем память... Произошло это тогда, когда на языке русского народа "идеи Бога, бессмертия души, правды, закона и долга" стали "пустыми звуками"... Когда указанные идеи стали вновь наполняться их подлинным смыслом, а произошло это в 1990-х гг., большинству (но, надо сказать, не всем) жителей России в целом и Казани в частности стало совершенно очевидно, что снос и уничтожение в Казани в 1930-х гг. памятника Г. Р. Державину является вопиющей несправедливостью по отношению к памяти знаменитого поэта и государственного деятеля. В 2000 г. КМ РТ принял решение о восстановлении памятника. Было решено воссоздать памятник в прежнем виде и установить его в Лядском садике.

    Лядской садик имеет давнюю (основан в 1869 — 1870 гг.) и богатую историю. Вспомним лишь, что свое название он получил по фамилии генерал-майора Лецкого, который имел собственный одноэтажный домик на углу нынешних улиц Горького и Гоголя (ныне на этом месте располагается бетонная стенка при входе в сад). В доме Лецкого в свой приезд в Казань в 1798 г. жил император Павел I.

    Лядской садик во все времена и при любой власти пользовался популярностью у жителей города и отличался своей демократической атмосферой. В 1950 г. в Лядском садике со стороны улицы Горького был установлен бюст пролетарского писателя Максима Горького. В конце 1990-х годов принимается решение об установке в Лядском садике памятника С. З. Сайдашеву, в связи с чем в 2001 г. бюст М. Горького переносят в конец улицы Горького. Однако решение об установке памятника С. З. Сайдашеву в Лядском садике вызвало многочисленные возражения с разных сторон. И, как уже было сказано выше, при выборе места установки памятника Г. Р. Державину специально созданная комиссия и власти города остановились на Лядском садике.

    В августе 2003 г. начались подготовительные работы к установке памятника Г. Р. Державину в Лядском садике. В первую очередь городские власти решили привести садик в порядок. Последние капитальные работы в садике проводились в 1970-х гг.; естественно, что скамейки, покрытия дорожек, ограда и т. д. за тридцать прошедших с той поры лет значительно износились. Сам садик местами зарос, а местами оголился из-за погибших деревьев и кустарников. Тем не менее, казанцы с удовольствием посещали Лядской садик и в нем всегда можно было видеть и молодежь, и почтенных возрастом горожан, и молодых супругов с детьми, и влюбленных, бродящих по закоулкам садика.

    были встречены многими горожанами с недоумением, а некоторыми и с нескрываемым неудовольствием. Хорошо было бы учесть этот момент на будущее и в дальнейшем при проведении благоустроительных работ в многочисленных казанских садиках и парках вывешивать щиты с информацией, на которых указывать, по какому поводу проводятся работы и когда они будут завершены (как это уже давно делается, например, при реконструкции и строительстве домов). Следует отметить, что абсолютное большинство постоянных посетителей Лядского садика, не информированных об установке в нем памятника Г. Р. Державину и, соответственно, не знавших, почему их любимое место отдыха подвергается массовому нашествию огромной и шумной строительной техники, после объяснения причин проводимой реконструкции садика благосклонно принимали происходившие в нем перемены.

    Авторами доклада проведена фотофиксация Лядского садика до реконструкции и сфотографированы отдельные эпизоды благоустройства садика: замена тротуарной плитки на пешеходных дорожках, вырубка старых и посадка новых зеленых насаждений и т. д. Особое внимание уделено фотофиксации этапов восстановления памятника Г. Р. Державину: рытье котлована; установка арматуры для создания фундамента памятника; заливка опалубки фундамента раствором; установка арматуры для постамента памятника; установка опалубки для постамента; заливка опалубки постамента раствором; отделочные работы фундамента и постамента; установка памятника Г. Р. Державину на постамент; торжественное открытие памятника Г. Р. Державину.

    Восстановленный в Казани памятник Г. Р. Державину является, несомненно, одним из символов духовного возрождения народов России и возвращения их к "идее Бога, бессмертия души, правды, закона и долга".

    Литература

    Богуславский И. Совсем не юбилейное... // Гавриил Державин: Симпозиум, посвященный 250-летию со дня рождения. — Нортфильд, Вермонт, 1995. — С. 153-157.

    — СПб., 1880. — [4], VIII.

    Дульский П. М. Памятник Г. Р. Державину в Казани: Очерк к столетию со дня смерти поэта: 1816-1916. — Казань, 1916.

    Спутник по Казани / Под ред. Н. П. Загоскина. — Казань, 1895. — XXXVI.

    — Казань, 1847.

    Эткинд Е. Державин не был антисемитом: (Возражение И. Богуславскому) // Гавриил Державин: Симпозиум, посвященный 250-летию со дня рождения. — Нортфильд, Вермонт, 1995. — С. 158-162.