• Приглашаем посетить наш сайт
    Вяземский (vyazemskiy.lit-info.ru)
  • Карташева Е. И.: Г. Р. Державин в музейном экспозиционном осмыслении: опыт и возможности

    Г. Р. Державин является едва ли не первым деятелем русской литературы, чье предметно-биографическое и документальное творческое наследие было осознано как общественное достояние, нуждающееся в сохранении для современников и потомков. Казань с XIX века стала одним из ведущих центров увековечения и актуализации памяти Державина, культурно-исторического (в более узком смысле — музейного) осмысления его мемориального и в целом биографического наследия. Это осмысление подразумевает формирование коллекции (процесс, его закономерности и специфику), характер восприятия наследия, формы его представления обществу и т. д. В данном случае рассматривается публичное музейное осмысление в форме экспонирования (показа, демонстрации).

    Начало державинской коллекции в Казани было положено Обществом любителей отечественной словесности при университете. По его просьбе поэт подарил несколько изданий своих сочинений (с автографами) и специально изготовленную копию портрета. Первый опыт экспозиционно-музейного представления темы следует отнести к проведению в университете 24 сентября 1816 года чрезвычайного собрания Общества, посвященного памяти недавно скончавшегося поэта. Зал имел торжественно-траурное убранство и подготовленную выставку, олицетворявшую память о Державине и понимание его значимости, напоминавшую о связях поэта с Казанью и краем. Композиция явно имела эмоциональное звучание и знаковое содержание.

    Пополнение коллекции произошло в 1840-е годы: в университет поступили письменный стол, кресло и чернильный прибор поэта, его рукописи. Вещи поместили в зале университетской библиотеки: мемориальные предметы, которые воспринимались как памятники великому поэту, должны были находиться именно там, где хранятся его сочинения. В этом проявилось и понимание семантики вещей с их очевидной функциональной связью с творческой деятельностью Державина. В 1847 году коллекция стала одним из главных элементов величественного празднества по случаю открытия в Казани памятника поэту. В демонстрации вещей была продолжена мемориально-торжественная направленность, заданная ранее.

    Интерес к Державину и его наследию вновь возрос в связи со столетней годовщиной смерти поэта в 1916 году. В университетском музее отечествоведения предполагалось открыть "Уголок Г. Р. Державина", сосредоточив в нем реликвии и различные другие экспонаты, отражавшие связь поэта с родиной. К этому времени его мемории находились также в Казанском городском музее (ныне Национальный музей РТ): часы, портреты Г. Р. и Д. А. Державиных, арфа Д. А. Державиной; позднее поступили державинский автограф и головка грации — сохранившаяся деталь памятника поэту.

    мира). Естественно, был закрыт вопрос о державинской экспозиции.

    В 1934 году стол, кресло и чернильный прибор поэта были переданы из университетской библиотеки в Государственный музей ТАССР. Со второй половины XX века музей стал в Казани центром экспозиционного представления державинской темы. "Уголок Державина" был одним из наиболее запоминающихся комплексов стационарной краеведческой экспозиции, существовавшей до 1987 года.

    Последнее десятилетие XX — начало XXI века ознаменовались новыми опытами в музейном осмыслении темы. В значительной мере экспозиционная деятельность в этот период (в форме создания выставок) была вызвана памятными (юбилейными) датами: 250- и 260-летием поэта. Государственным музеем РТ в 1993 году в помещении музея А. М. Горького была создана юбилейная выставка, центром которой вновь стал мемориальный предметный комплекс. В 1999 году он экспонировался в Москве на выставке "Сокровища музеев Татарстана" в числе ценнейших раритетов музейного наследия, а в 2000-2003 годах — на подобной же выставке из фондов НМ РТ в Казани.

    К указанному периоду относится также начало музейного освоения державинской темы в Лаишевском районе, где некогда находилось родовое имение поэта. В 2001 году в Музее Лаишевского края (р. п. Лаишево), филиале НМ РТ, была открыта стационарная выставка "Река времен — жизнь Державина". Экспозиция создавалась без мемориальных вещей. Подавляющее число экспонатов составили копии редких материалов державинского наследия, находящиеся в крупнейших архивных и музейных хранилищах Петербурга, Москвы и Казани. Подлинники на выставке — это предметы дворянской культуры, издания произведений, современные фотографии — виды державинских мест края. Содержание включает лаконичное освещение жизненного пути Державина (в ключевых аспектах его биографии, с выделением местной тематики). На данной выставке форма сообщения информации через наглядные материалы сочетается с интерпретацией темы. В концепции экспозиции ключевым компонентом является идея жизни как "реки времен", характерная для жизненного и творческого мировосприятия поэта. Идея и название рождены последним творением Державина и местными мотивами его биографии, связью с Мешей, Камой, Волгой. В экспозиции активно используется язык аллегорий, пронизывающий поэзию Державина и всю современную ему культуру. Связующими сюжетными лейтмотивами являются также фрагменты стихов Державина. В целом экспозиционное решение навеяно стилистикой культуры державинской эпохи.

    "Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный". Эта экспозиция имеет этапное значение для музейного осмысления державинской темы в Казани. Она развивает традиции и определившуюся направленность трактовки темы, включающие хронологическую широту биографического показа в контексте истории России и региона; выявление местных страниц и аспектов жизни поэта; демонстрацию мемориального комплекса как центра экспозиционного ряда. Для выставки характерна глубина и подробность разработки содержания, которое раскрывается на базе подлинных источников из собрания музея, а также из фондов Национального архива РТ, Научной библиотеки КГУ. Многие материалы экспонировались впервые. Особенностью экспозиционного ряда является то, что на этой выставке впервые мемориальные вещи не подавляют все остальное в экспонатуре и содержании. Одной из ключевых тем, создающей индивидуальность экспозиции, является история памятника поэту, что выявляет и специфику самой державинской темы в культуре Казани. От лаишевской экспозиции данную выставку отличает вполне понятная несравненно большая насыщенность и ценность экспонатуры; существенна и разница концептуальных подходов: казанская экспозиция сопоставима с овеществленным научным исследованием, лаишевская более близка по типу к художественному произведению.

    "бегло" показаны в экспозициях некоторые значимые аспекты. Имеет богатый потенциал и интерпретационный подход, предполагающий исследование "казанских мотивов" в художественном мире поэта (в его поэтических и прозаических произведениях) и их воплощение образным и предметным языком музейной экспозиции.

    Раздел сайта: