• Приглашаем посетить наш сайт
    Дружинин (druzhinin.lit-info.ru)
  • Казакова С. В.: Проблема человеческого бытия в философских стихотворениях Г. Р. Державина и Е. А. Боратынского

    Данная работа представлена как попытка раскрыть диалог поэтов на тему человеческого существования, человеческого бытия.

    С точки зрения системного подхода это возможно на уровне внутритекстового механизма [Нигматуллина 1976: 19] и на уровне межстистемных диалогов писателей разных культурных эпох [Неупокоева 1973: 21].

    В качестве конкретного материала анализа поставленной проблемы выбраны философская ода Г. Державина "Бог" (1780 — 1784 гг.) и философское стихотворение Е. А. Боратынского "Недоносок" (1835 г.).

    Сама проблема человеческого бытия поднимается Г. Державиным в философском аспекте на основе соотношения Бога и человека, которая может быть выражена через категории: "высокое" (Бог) и "низкое" (человек).

    Мотив-определение человеческого бытия — "ничто" применяется Державиным только в сравнении с могуществом Всевышнего. В остальном же поэт пытается раскрыть внутреннюю сущность человека (душа, способность мыслить), принадлежность его к "высокому", что разрушало согласованность с правилами оды классицизма и приблизило к сентиментализму.

    У Боратынского в философском плане представлена трагедия человеческого существования. Нет даже упоминания о Боге, о духовной связи с ним человека (как у Державина). Перед нами отверженный "ничтожный дух", занимающий положение "меж землей и небесами" (у Державина — это "почтенная средина"). Именно этот "ничтожный дух" и является прародителем человека (у Державина Бог — творец человека, обладающего душой и разумом), лишенного духовной сущности и обреченного на бессмысленное существование ("бессмысленная вечность") (ср. с Державиным — бессмертие как награда).

    "Низкое" служит у Боратынского для выражения человеческого бытия. Теряется и романтическое понятие могущества "духа", что говорит о несовершенстве всей природы человека.

    Трансформацию идеи человеческого бытия прослеживаем и на уровне интонационно-цветовых соответствий: у Державина — обилие зеленого, синего, розового цветов, передающих утверждение человека, связь его с высшим началом; У Боратынского усиливаются темные, красные, белые тона, передающие трагедию человека (мрачное мироощущение).

    Таким образом, проблема человеческого существования становится актуальной и для поэта XVIII века, и для поэта начала XIX века. Но восприятие ее, процесс раскрытия и расстановки акцентов в ней различно и зависит от особенностей литературных течений, к которым принадлежали поэты, и от особенностей их творческих индивидуальностей.

    Литература

    Боратынский Е. А. Стихотворения. Поэмы. — М., 1982.

    Державин Г. Р. Сочинения. — Л., 1987.

    Западов В. Гаврила Романович Державин. — М. — Л., 1965.

    Мищенчук Н. И. Лирика Боратынского. — Минск, 1966.

    — М., 1973.

    Нигматуллина Ю. Г. Методология комплексного изучения художественного произведения. — Казань, 1976.

    Семенко И. Е. Боратынский // Семенко И. Поэты пушкинской поры. — М., 1970.

    Серман И. З. Гаврила Романович Державин. — Л., 1967.

    — М., 1988.

    — Осло, 1973.

    Раздел сайта: