• Приглашаем посетить наш сайт
    Хлебников (hlebnikov.lit-info.ru)
  • Корнеева Т. А.: Древо Г. Р. Державина и А. С. Пушкина

    Морфологическая история слова древо и его полногласного варианта дерево привлекает внимание прежде всего наличием вдвойне избыточной парадигмы множественного числа (древо: древеса, древа; дерево: дерева, деревья) и активным сосуществованием и взаимодействием всех данных вариантов в русском литературном языке XVIII — начала XIX вв. Как отмечает В. М. Марков, "уже древнейшие памятники русского письма позволяют говорить об отражении в них тенденции к расподоблению числовых парадигм, проявляющейся в возникновении новообразований и в характере использования форм с -ес- и без -ес-" [Марков 1974:135]. Как известно, появление параллели древеса-древа вызвано процессом унификации не осложнённой "наращением" основы и объединением существительных с -ес- (слово, тело, дерево и др.) с другими существительными среднего рода [Марков 1974:137]. Образование деревья при оппозиции дерево-дерева — это "по своему происхождению закономерно развившиеся формы множественного числа имён существительных среднего рода, широко употреблявшихся в собирательном значении" [Марков 1974:75].

    В поэтическом языке Г. Р. Державина и А. С. Пушкина представлены все вышеуказанные варианты, что может быть обусловлено версификационной функцией стиха и полной лексико-семантической подчинённостью вариантов структурно-поэтической цели создания ритма и рифмы. Так, например, в стихотворении "Водопад" Г. Р. Державин употребляет форму древ: Под зыбким сводом древ, как сном / Покрыты, волны тихо льются, / Рекою млечною влекутся [Державин 1987:111] — а в прозаических "Объяснениях" к этим строкам — форму дерев: Когда вверх едешь по реке, его составляющей, то под сводом дерев пенная вода льётся точно как молоко или сливки [Державин 1985: 327]. А. С. Пушкин использует несколько вариантов форм множественного числа в пределах одного произведения.

    Из Ариостова "Orlando furiozo": И здесь их имена кругом / Древа и камни сохраняли; Гуляя, он на деревах / Повсюду надписи встречает; Природа милыми цветами / Тенистый берег убрала / И обсадила древесами [Пушкин 1937 — 1949, 3: 14 — 15].

    "Руслан и Людмила": С дерев спадает дряхлый лист; Беседки, рощи упадают, / Древа, мосты в волнах ныряют [Пушкин 1937 — 1949, 4: 55,64].

    "Евгений Онегин"... И соловей во мгле древес / Напевы звучные заводит; Вдруг меж дерев шалаш убогой; Вас непрестанно змий зовёт / К себе, к таинственному древу [Пушкин 1937 — 1949, 6: 58,103,177].

    Однако в поэзии Г. Р. Державина в "ослабленной" позиции "конец стиха" находится около 30% исследуемых форм при 70% — в сильной позиции (начало, середина стиха). В поэзии А. С. Пушкина это соотношение составляет 17% и 33% (50% примеров зафиксировано в прозе).

    Более существенными представляются лексико-семантические и жанрово-стилистические закономерности выбора того или иного варианта, а также своеобразная эволюция форм в период конца XVIII — начала XIX вв., на что указывает:

    1) "свободное" употребление варианта древо в поэзии Г. Р. Державина, контекстуально ограниченное — в поэзии А. С. Пушкина; преобладание в поэзии Пушкина варианта дерево;

    2) использование варианта древеса тесно связано со структурной организацией стиха,

    3) в идиолекте Г. Р. Державина варианты дерева и древа соотносятся как прозаический и поэтический;

    4) в идиолекте А. С. Пушкина варианты дерева и деревья противостоят как поэтический и прозаический;

    5) в прозаических произведениях Пушкина отмечаются дополнительные приращения смысла, обусловленные художественной спецификой повестей. Так, например, привлекает внимание несколько случаев использования варианта дерева в прозе ("Метель", "История села Горюхина", "Дубровский", "Записки бригадира Моро-де-Бразе"), т. к. рядом дан вариант деревья. В 5 главе повести "Дубровский", описывающей день похорон, вариант дерева подчёркивает скорбь природы и человека, душевные переживания молодого человека (ср.: День был ясный и холодный. Осенние листья падали с дерев. ... Между тем Владимир углублялся в чащу дерев, движением и усталостию стараясь заглушать душевную скорбь. И: Наконец достигнул он маленькой лощины, со всех сторон окружённой лесом; ручеёк извивался молча около деревьев, полуобнажённых осенью [Пушкин 1937 — 1949, 6: 178 — 179]). В повести "Метель" вариант дерева также передаёт тревожное состояние героя, его смятение и ужас. В повести "История села Горюхина" вариант дерева используется при передаче чужой речи. В других прозаических произведениях Пушкина ("Станционный смотритель", "Барышня-крестьянка", "Путешествие в Арзрум") представлен вариант деревья.

    Литература

    Державин Г. Р. Сочинения / Сост., биограф. очерк и коммент. И. И. Подольской. — М.,1985.

    — Л., 1987.

    — М., 1974.

    Пушкин А. С. Полн. собр. соч.: В 16 т. — М., Л., 1937-1949.

    Раздел сайта: