• Приглашаем посетить наш сайт
    Фет (fet.lit-info.ru)
  • Куракина Т. С., Аликова Л.: Исследовательская работа как форма изучения творчества Г. Р. Державина в средней школе

    Творчество одного из основоположников русской литературы — Гаврилы Романовича Державина — в школе изучается обзорно, в небольшом объеме. Разбирая чаще всего "Властителям и судиям", "Памятник", отрывок из стихотворения "Осень во время осады Очакова", "Снигирь", учитель обычно обращает внимание на тематику стихов, немного говорит о языке и художественном мастерстве поэта и как-то вскользь бросает фразу: "Многие русские поэты конца ХYIII — начала XIX начинали свой творческий путь с подражания Державину". Имя Гаврилы Романовича еще раз встретится ученикам при изучении лицейского периода жизни А. С. Пушкина:

    Старик Державин нас заметил

    И в гроб сходя благословил.

    Но если вдуматься, то отголоски поэтического наследия Державина мы услышим не только в стихах А. С. Пушкина, но и Ф. И. Тютчева, А. А. Фета... Помогает учащимся зримо увидеть связь времен в русской литературе исследовательская работа; ею занимаются учащиеся, увлеченные филологией. Подростки, у которых есть тема для серьезных размышлений, учатся самостоятельно добывать знания, создавать и анализировать собственную концепцию мировосприятия, сравнивать ее с другими точками зрения, редактировать форму изложения и стиль выступления. О результатах своей работы они докладывают не только на уроках литературы и русского языка, но и на Рождественских чтениях, регулярно проводимых в гимназии. Лучшие работы представляются затем на Поволжскую научно-практическую конференцию им. Лобачевского, Всесоюзные юношеские чтения им. Вернадского и др.

    Исследовательская работа ученицы 11 класса Аликовой Елизаветы по творчеству Г. Р. Державина выросла из работы "Образ воды в лирике А. С. Пушкина" и найдет свое продолжение при анализе лирики Ф. И. Тютчева.

    Познакомим вас с некоторыми выводами, которые ученица сделала на предварительном этапе работы, анализируя и сравнивая отобранный материал.

    В лирике Державина и раннего Пушкина много мифологических образов. В стихах Державина образ воды редко ассоциируется с образами Древнегреческой и Древнеримской мифологии. В 97 стихотворениях поэта о воде упоминается в 47, из них только в 2 — "На выздоровление Мецената", "Осень во время осады Очакова" — вода появится в образе мифологическом.

    Мужайтесь, росски Ахиллесы,

    Богини северной сыны!

    Хотя вы в Стикс не погружались,

    Но вы смертельны по делам.

    "Осень во время осады Очакова", 1788

    В ранних, лицейских, стихах Пушкина все наоборот: о воде упоминается часто, образ ее соединяется с именами мифологических героев, олицетворяющих водную стихию, — Лета, Ипокрена, Ахерон, Флегетон...

    Одной я награжден,

    Тобою принесённый

    К волшебной Ипокрене

    И в келье я блажён.

    "К сестре", 1814.

    Державин, описывая воду, употребляет старославянизмы (понт, Мармора, Эвксин, Бельт), у Пушкина этого нет.

    Образ воды в лирике Державина центральным не является. Он всего лишь деталь при описании места действия. В творчестве Пушкина как представителя романтизма образ воды является уже центральным и, вслед за английскими романтиками, символизирует "свободную стихию". Эта ассоциация станет традиционной, постоянной.

    Образ воды из-за своей второстепенности в стихотворениях Державина редко когда бывает эмоционально окрашенным. Пушкин не скупится на эпитеты и метафоры:

    С холмов кремнистых водопады

    Стекают бисерной рекой

    "Воспоминания в Царском Селе", 1814

    Моей души предел желанный!

    "К морю", 1824.

    В творчестве Пушкина появляется философское восприятие водной стихии, что потом найдет отражение в лирике Тютчева.

    Предварительные результаты работы помогают увидеть творчество русских поэтов в "диалоге времен", вносят скромный вклад в литературоведение.

    Следует отметить, что успех любой исследовательской работы определяется характером темы: она должна быть проблемной. Лучше, если тему ученик определит вместе с научным руководителем исходя из внутренних потребностей и требований времени. Не надо бояться узких тем.

    Бауэр В., Дюмотц И., Головин С. Энциклопедия символов. — М., 1998.

    Бентли П. Словарь мифов. — М., 1999.

    Веденский Б. А. Энциклопедический словарь. — М., 1953 — 1955.

    Гуляев Н. А. Русская и советская литература. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1973.

    — М., 1982.

    Павлович Н. Язык образов: Парадигмы образов в русском поэтическом языке. — М., 1995.

    Пушкин А. С. Сочинения: В 3 т. — М., 1985.

    — М., 1988.

    Тютчев Ф. И. Стихотворения. — М., 1986.