• Приглашаем посетить наш сайт
    Кюхельбекер (kyuhelbeker.lit-info.ru)
  • Рычкова Е. Л.: К вопросу об употреблении лексем с количественным значением в поэзии Г. Р. Державина

    В лексике есть целый разряд слов, выражающих количественность в широком смысле. Нужно отметить, что, вслед за Бодуэном де Куртенэ, мы придерживаемся широкого понимания количественности — как всеобъемлющей категории, включающей числовые, размерные, временные характеристики предметов, а также понятия интенсивности и степени.

    В свете изучения категории количественности и её лексико-семантического выражения в языке представляется интересным проанализировать функционирование интересующих нас лексем в языке художественной литературы, а особенно — в поэзии, поскольку "хорошо известно, что для языка поэзии ведущими дифференциальными признаками являются: образность лингвистического плана, многоплановость использования потенциальных семантических характеристик слова и, весьма часто, — необычные сочетания" [Гальперин 1977: 18].

    Наблюдения показывают, что в языке произведений Г. Р. Державина количественные лексемы часто претерпевают процессы семантической трансформации, употребляясь в метафорическом, образном значении, участвуют в создании выразительных художественно-поэтических средств, выполняют экспрессивную функцию, неотъемлемо присущую поэтическому языку.

    К числу подобных словоупотреблений в поэзии Г. Р. Державина следует отнести использование указанных лексем в их переносном и символическом значении. Например:

    Идут в молчании глубоком

    Во мрачной, страшной тишине ("На взятие Измаила")

    (то есть в полном, совершенном молчании).

    Пусть боги свыше посылают

    Жестокий зной иль лютый мраз ("На ворожбу").

    (то есть очень сильный)

    ... Чтоб я за кажду каплю крови,

    За всякую бы каплю слез

    Тебе ответствовать могла ("Изображение Фелицы").

    В последнем примере лексема капля, обладая количественным значением, является, по определению В. П. Жукова, "символически маркированным компонентом", характеризующимся устойчивой, символически значимой ассоциацией с общей идеей минимального количества (подобный смысл данной лексемы реализуется в многочисленных устойчивых сочетаниях русского языка: ни капли, капля за каплей и др.)

    Для поэтического языка Г. Р. Державина характерно использование лексем со значением большого, неисчислимого количества как пространственной, так и временной характеристики. Например: бессмертный, вечность, безмерно, бесконечно и др. Такие словоупотребления выполняют особую функционально-поэтическую нагрузку, являясь по сути гиперболизирующими, а гипербола, как известно, распространенный прием создания образности: "... преувеличивая то или иное качество или количество, можно лучше выявить особенности явления, представить его более наглядно" [Гвоздарев 1977: 51].

    К этой группе словоупотреблений примыкают и случаи использования лексикализованных форм множественного числа имен числительных в значении огромного, неизмеримого количества. Наиболее частотными для языка произведений Г. Р. Державина оказывается употребление таких лексем, как тысяча, миллион. Например:

    Где блещет стол сребром и златом,

    Где тысячи различных блюд ("Фелица").

    На небеса воздели руки

    Младенцев миллионы вдруг ("Изображение Фелицы").

    большого количества:

    Здесь тонут зиждущих плотину

    Работников и зодчих тьма ("О удовольствии").

    Можно предположить, что употребление данной лексемы в форме множественного числа дает оттенок усилительности, экспрессивно подчеркивает семантику огромного количества:

    ... В ужасные вступали бои

    И тьмы поделали чудес ("Развалины").

    Особое место в поэзии Г. Р. Державина, на наш взгляд, занимают метафорические выражения количественной семантики. В языковом плане они представляют собой, как правило, генитивные конструкции, в которых первый компонент является лексемой с конструктивно обусловленным количественным значением. Наиболее часто в этой функции у Г. Р. Державина выступают слова река, дождь, туча, гора. Например:

    Стремятся слез приятных реки

    Из глубины души моей ("Фелица").

    Там тучи журавлей стадятся,

    Валторн с высот пуская гром ("Благодарность Фелице")

    Здесь, как мы видим, также посредством использования плюральных форм реализуется семантика усилительности, большей интенсивности количественной характеристики, что указывает, на наш взгляд, на тесное взаимодействие лексического и грамматического плана выражения категории количественности.

    В поэзии Г. Р. Державина количественные лексемы участвуют в создании ярких, выразительных антитез, являясь основой художественно-поэтического и смыслового противопоставления. Например:

    Мне миг покоя моего

    Приятней, чем в исторьи веки ("Вельможа").

    Не лучше ль менее известным,

    А более полезным быть ("Водопад").

    Таким образом, анализ употребления лексем количественной семантики в поэзии Г. Р. Державина показывает, что указанные лексемы ярко проявляют свои семантико-стилистические свойства в художественно-поэтической речи, участвуя в создании особой смысловой и экспрессивной организации поэтического произведения.

    Литература

    Бодуэн де Куртенэ И. А. Количественность в языковом мышлении // Избранные труды по языкознанию. — М., 1963. — Т. 2. — С. 311-324.

    Гальперин И. Р. Об анализе языка и стиля писателя // Язык и стиль писателя в литературно-критическом анализе художественного произведения. — Кишинев, 1977. — С. 13-24.

    — Ростов н/Д., 1977.

    Жуков В. П. Русская фразеология. — М., 1986.

    Раздел сайта: