• Приглашаем посетить наш сайт
    Карамзин (karamzin.lit-info.ru)
  • Серебряная И. Б.: О некоторых орфоэпических особенностях "анакреонтических песен" Г. Р. Державина

    1. Г. Р. Державин, великий русский поэт, слава и гордость XVIII века, во второй половине творчества, в конце 1790-х-1800-е годы обращается к традициям лёгкой поэзии, к анакреонтике. Это был важный перелом в эволюции поэта, свидетельствовавший о сближении его поэзии с жизнью. Знаменитые "Анакреонтические песни" — жемчужина русской лирики.

    2. Новая тематика требовала иного словесного оформления. Языковая архаика "высокой" оды заменяется в "Анакреонтических песнях" более простым, живым и лёгким слогом, что проявляется на всех языковых уровнях: лексическом, грамматическом, орфоэпическом. В этом отношении особенно показателен процесс перехода [e] > [o] под ударением после мягкого перед твёрдым согласным. Отсутствие этого перехода было одним из наиболее характерных признаков архаичного, церковнославянского произношения стихов, когда, к примеру, употреблялись рифмы типа повел-предел, мед-свет, уединенный-забвенный. Такого типа созвучия были принадлежностью державинской оды с её грандиозной тематикой и в целом были широко употребительны на протяжении всего XVIII -1-ой трети XIX века.

    3. Как показывает анализ, в "Анакреонтических песнях" формы с [o] на месте [e], отражающие живое произношение, весьма частотны. Обычно это грамматические мужские рифмы с именами существительными: ручеёк- ветерок, ручьёв-цветов, землёй-головой и т. п. Архаичное сохранение [e] отмечается лишь в словах высокой семантики: стезей-лучей, душею-ею (хотя у Державина есть и душою-княжною). Разговорное произношение проникает и в глаголы: возжёг-полубог, провёл-символ (хотя церковнославянские по огласовке формы пока сохраняют старое звучание: рек-человек).

    4. Лишь одна категория слов устойчиво выдерживает архаичное произношение, не отражая перехода [e] > [o]. Речь идет о страдательных причастиях прошедшего времени (как полных, так и кратких): распаленной-вселенной, побежденный-покровенный, влюблен-в плен и т. п. В отношении этой книжной категории традиционен был не только Державин, но и многие другие (в том числе более поздние) поэты: А. С. Пушкин, Е. А. Боратынский, ранний Тютчев и др.

    "Анакреонтических песен" свидетельствует об убедительной победе живого произношения над церковнославянским.

    Литература

    Винокур Г. О. О языке художественной литературы. — М., 1991.

    Державин Г. Р. Анакреонтические песни. — М., 1987.

    История русской литературы XI — XX веков. — М., 1983.

    — Л., 1984.

    Чичерин А. В. Очерки по истории русского литературного стиля. — М., 1977.

    Раздел сайта: