• Приглашаем посетить наш сайт
    Толстой А.Н. (tolstoy-a-n.lit-info.ru)
  • Зелепугина Г. П.: Изучение творчества Г. Р. Державина в школе

    Учащиеся школы должны получить представление о Г. Р. Державине как об одном из крупнейших поэтов конца XVIII — нач. XIX веков, переводчике и государственном деятеле, сумевшем личными талантами завоевать себе место в самых высших государственных сферах. Учащиеся должны представлять, какую роль сыграл Державин в истории русской литературы: он является одним из родоначальников гражданской и философской поэзии. Кроме того, он, один из первых поэтов-одописцев, воссоздаёт быт своей эпохи, живописует природу; с Державиным русская поэзия сделала первые шаги в реальную действительность. В значительной мере Державин разрушил систему классицизма, ввёл в поэзию просторечие, элементы фольклора.

    Учащиеся школ при изучении жизненного и творческого пути Г. Р. Державина будут опираться прежде всего на рассказ учителя (или подготовленных учащихся), на чтение статей из учебника [Коровина 2002: 43] и на чтение научно-популярных книг и статей о Державине. При уменьшении учебных часов на русскую литературу учитель может выделить на общее знакомство с жизнью и литературной деятельностью Г. Р. Державина лишь 2 или 3 часа. Вследствие этого ему придётся взять лишь очень ограниченный объем учебного материала. Много интересных статей посвящено биографии поэта, но наиболее ёмкий, на наш взгляд, материал, доступный девятикласснику, содержится в работах Е. Лебедева. Учителю следует обратить внимание на следующие моменты в биографии Державина:

    Жизненный и творческий путь Державина изучается довольно подробно, для того чтобы учащиеся на примере биографии поэта смогли увидеть проблему "писатель и эпоха". Для разработки более целесообразных подходов к этой проблеме нужно обратить внимание на такие вопросы: какую роль сыграл Державин в истории литературы своего времени? Какие писатели, деятели искусства, общественные деятели, были непосредственно связаны с событиями его жизни?

    Есть ещё один методический вопрос: как организовать материал жизненного и творческого пути, как соотнести факты жизни и творчества?

    Наиболее привычный путь работы предполагает, что очерк жизни и творчества предшествует анализу произведения. Другой путь работы характерен тем, что изучение биографии Державина объединяется с изучением его поэзии.

    Есть у Державина стихи, которые содержат "биографическое зерно": представляется целесообразным рассматривать такие стихи в хронологическом порядке, прямо или косвенно связывая их с определёнными периодами жизни поэта. Стихотворения сложного содержания и значительные в творческой эволюции поэта рекомендуется анализировать монографически. Некоторые стихи целесообразно объединять тематически и рассматривать обзорно, либо предложить для самостоятельного творческого прочтения.

    Учитывая различия в подходе к изучению стихотворений, можно предложить общую схему работы над ними.

    1. Оды, переведенные и сочиненные при горе Читалагае", "Ласточка", "Снигирь", "Евгению. Жизнь званская" — включаются в урок N1 "Очерк жизни и творчества"

    2. "На смерть князя Мещерского", "Водопад", "Река времён" — входят в обзорный урок о философской лирике Державина.

    3. "Властителям и судиям", "Фелица", "Бог" — изучаются монографически.

    4. "Вельможа" — домашняя самостоятельная работа.

    5. На последнем уроке звучит и комментируется "Памятник" Державина (конспекты уроков будут приложены к докладу).

    При изложении биографии учитель может использовать следующий иллюстрированный материал:

    1. Портрет Г. Р. Державина. Худ. В. Л. Боровиковский (1794-1795)

    2. Портрет Г. Р. Державина. Худ. С. Тончи.

    3. Портрет Г. Р. Державина нач. 1800-х г. Худ. И. Смирновский.

    4. Портрет Г. Р. Державина. Худ. А. А. Васильевский (1815).

    5. Портрет Екатерины II. Худ. А. П. Антропов.

    6. Портрет генералиссимуса А. В. Суворова. Худ. А. А. Флоров.

    7. Вид на усадьбу Г. Р. Державина Званка с берега реки Волхов. Акварель Е. Аврамова.

    8. Пушкин на экзамене в лицее. Худ. И. Е. Репин.

    Литература

    Ахмадуллина Ф. Ю. Картина как средство развития речи татарских школьников. — Казань, 1999. — С. 103.

    Державин Г. Стихотворения — Казань, 1895.

    — 2000. — N19.

    Колокольцев Е. Н. " В превосходных лириках всякое слово есть мысль, всякая мысль картина..." // Уроки литературы. — 2000. — N4.

    Коновалов. В. Н. "Я люблю чистосердечье..."// ЛВШ. — 1993. — N3.

    Коровина В. Я. и др. Литература 9 кл. (учебник) — М., 2002.

    Курилов А. С. "... Народен в высочайшей степени" // ЛВШ. — 1993. — N5.

    — 2000. — N4.

    Муравьёв М. Державин и его ода "Бог"// Литература. — 2000. — N19.

    Романова Г. "Записки" Г. Р. Державина и творческая история его произведений (оды "Бог", "Фелица") // Литература. — 1999. — N5.

    — 1997. — N1.

    Титунова Е. Сонеты Петрарки в переводе Державина // Литература. — 1997. — N11.