ТОНЧИЮ
Бессмертный Тончи! ты мое Сократе и Катоне ввек
Потомков поздных удивляло; В сединах лысиной сияло, И в нем бы зрелся человек,
Но лысина или парик,
Так, живописец-философ!
Иль нет, ты лучше напиши
Не испугай жены, друзей, Ноябрь 1801 |
Примечания
Тончию (стр. 285). Впервые Ан. п., стр. 105. Печ. по Изд. 1808 г., т. 3, стр. 121. Стихотворение написано как «программа для портрета автора (т. е. Державина. В. З.» (Об. Д., 718). Итальянский художник Сальватор Тончи (17561844), приехавший в Россию в середине 1790-х гг., начал писать портрет Державина. Некоторые советовали ему изобразить поэта в мундире и во всех орденах, другие без всяких украшений. Тончи обратился к самому Державину, «который, чтоб удовлетворить и ту и другую сторону спорильщиков, велел представить себя так, как в сей оде он описан». Художник точно воплотил замысел поэта, передав в картине содержание 4-й н 5-й строф стихотворения. Он даже попытался передать содержание
строки «Чтоб шел, природой лишь водим», изобразив на снегу следы Державина. В настоящее время картина хранится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве.
В Омире древнем, Аристиде, Сократе и Катоне ввек. Гомер. Марк Порций Катон Утический (I в. до н. э.) римский государственный деятель, отличавшийся твердостью, постоянством и преданностью республиканскому строю. Об Аристиде см. выше, стр. 393.
Но тога иль мундир кургузый. Тога «плащ, или мантия сенаторов римских» (Об. Д., 719).
Чтоб шел, природой лишь водим. «Сими стихами автор хотел изобразить, первое: что он без всяких почти наук, одной природою стал поэтом; второе: что в службе своей многие имел препятствия, но характером своим без всякого покровительства их преодолевал» (Об. Д., 719).