• Приглашаем посетить наш сайт
    Анненский (annenskiy.lit-info.ru)
  • Лебедь

    ЛЕБЕДЬ


    Необычайным я пареньем
    От тленна мира отделюсь,
    С душой бессмертною и пеньем,
    Как лебедь, в воздух поднимусь.

    В двояком образе нетленный,
    Не задержусь в вратах мытарств;
    Над завистью превознесенный,
    Оставлю под собой блеск царств.

    Да, так! Хоть родом я не славен,
    Но, будучи любимец муз,
    Другим вельможам я не равен
    И самой смертью предпочтусь.

    Не заключит меня гробница,
    Средь звезд не превращусь я в прах;
    Но, будто некая цевница,
    С небес раздамся в голосах.

    И се уж кожа, зрю, перната
    Вкруг стан обтягивает мой;
    Пух на груди, спина крылата,
    Лебяжьей лоснюсь белизной.

    Лечу, парю — и под собою
    Моря, леса, мир вижу весь;
    Как холм, он высится главою,

    С Курильских островов до Буга,
    От Белых до Каспийских вод,
    Народы, света с полукруга,
    Составившие россов род,


    Славяне, гунны, скифы, чудь,
    И все, что бранью днесь пылают,
    Покажут перстом — и рекут:

    «Вот тот летит, что, строя лиру,

    И, проповедуя мир миру,
    Себя всех счастьем веселил».

    Прочь с пышным, славным погребеньем,
    Друзья мои! Хор муз, не пой!

    Над мнимым мертвецом не вой.

    1804


    Примечания

    Лебедь (стр. 303). Впервые — Изд. 1808 г., т. 2, стр. 315. Стихотворение замыкает том, как «Памятник» заключает первый, а «Венец бессмертия» — третий. Подражание оде Горация «К Меценату» (кн. II, ода 20). Лебедь — символ поэзии и света. Державин писал об этом стихотворении: «Непростительно бы было так самохвальствовать; но как Гораций и прочие древние поэты присвоили себе сие преимущество, то и автор тем пользуется, не думая быть осужденным за то своими соотечественниками, тем паче что поэзия его — истинная картина натуры» (Грот, 9, 260).

    Не задержусь в вратах мытарств. «Как у католиков признается чистилище, — в греко-российской церкви мытарства, или заставы, из духов состоящие, где умершие души должны дать отчет в злых и добрых своих делах добрым и злым духам по имеющимся у них записным тетрадям» (Об. Д., 711).

    Средь звезд не превращусь я в прах. «Средь звезд, или орденов совсем не сгнию так, как другие» (Об. Д., 711).

    Чтобы услышать богу песнь. Державин имеет в виду свою оду «Бог».

    «Сими двумя стихами означает автор, что он сочинил миролюбивые правила третейского совестного суда, которые хотя императором Александром благосклонно приняты во время его отправления должности министра юстиции, но чрез пронырство его завистников в свет не вышли» (Об. Д., 711).

    Разделы сайта: