• Приглашаем посетить наш сайт
    Анненский (annenskiy.lit-info.ru)
  • Христос

    Христос

    Никтоже приидет ко Отцу, токмо мною.
    Иоан. гл. 14, ст. 6

    О Сый, которого пером1 ,
    Ни бренным зрением, ни слухом2 ,
    Ниже витийства языком
    Не можно описать, а духом3
    И верой пламенной молить!
    Твоею благодатью пленный,
    Как бы на небо восхищенный4 ,

    Тебя дерзаю я гласить5 .
    Тебя! — но кто же сущий Ты,
    Что человеком чтим и Богом?
    Лице, как солнца красоты!6
    Хитон, как снег во блеске многом!
    Из ребр нетленных льется кровь!7
    Лучи — всю плоть просиявают!
    Небесный взор, уста дыхают

    Кто Ты, — что к нам сходил с небес
    И паки в них вознесся в славе8? —
    Вовек живый и там и здесь
    Несметных царств своих в державе9 ,
    В округе и средине сфер.
    Хлеб жизни и живот струй вечных10 ,
    Сам свят, безгрешен; а всех грешных
    Единая к спасенью дверь!11

    Кто Ты, — кого из древних лет
    Сивиллы, маги и пророки12
    Приход предвозвестили в свет;
    Полк горних сил сквозь блеск далекий13
    Дивился с трепетом кому,
    Что Бога и Царя небесна,
    Бессмертна суща, бестелесна,
    Сходяща видят смерти в тму?

    Кто Ты, — в котором сквозь эфир14
    С горы ниспадший зрелся камень,
    Кем мира сокрушен кумир;
    15
    Внутрь пещи в росу претворил,
    И прежде, чем на свет явился,
    Во тьме чудес предобразился
    И чаяньем языком был?16

    Кто Ты, — которого звезда17
    Час возвестила в мир явленья,
    Казала путь к кому ведя
    Царям, волхвам для поклоненья;
    Чей трон не в злате средь порфир,
    Но в верте18 , в яслях был возвышен19 ,
    Над кем лик ангелов был слышен:
    Сошел во человеки мир!

    Кто Ты, — вспять Иордан бежал20
    Кого омыть с стремленьем шумным,
    В пустыне свет осиявал;
    Глас Агнцем проповедал чудным21 ,
    Могущим всех грехи подъять.
    Таинственным страша всех слухом,
    22 ,
    Небес не можно достигать.

    Кто Ты, — что отверзал слух, взор
    Глухим, слепым — прикосновеньем23 ;
    Кротил свирепость бурь и морь24
    Единым перста мановеньем?
    И не Тебе ль был сонм духов25
    Послушным, всякая стихия,
    И глас не Твой ли из земныя
    Взывал утробы мертвецов?26

    Не Ты ль величественный муж
    Во славе, в блеске несказанном27
    Между живых и мертвых душ28
    На холме зрелся лучезарном,
    Как некий дивный властелин
    И днешня и грядуща мира?
    Над коим гром гремел с эмпира:
    «Се мой возлюбленнейший Сын!»29

    Как! — Неба сын Ты? — ужас, мрак
    Мои все пробегают кости!

    От человеческия злости!
    Окровавленны красоты!
    С злодеями на древе крестном30
    Висишь в томленьи скорбном, смертном,
    Бледн, бездыханен, мертв! — Кто ж Ты?

    Кто Ты? — и как изобразить
    Твое величье и ничтожность,
    Нетленье с тленьем согласить,
    Слить с невозможностью возможность?
    Ты Бог, — но Ты страдал от мук!31
    Ты человек, — но чужд был мести!32
    Ты смертен, — но истнил скиптр смерти!33
    Ты вечен, — но Твой издше дух!34

    О тайн глубоких океан!
    Пучина див противоборных!
    Зачем сходил Ты с звездных стран
    И жил в селениях юдольных?
    Творец Ты, — мог все с высоты;
    Ты тварь, — почто же трепетала35

    Открой, открой себя мне Ты!

    Открой себя, открой, молюсь!
    И се — глас слышу сердца в дверях:
    «Доколь воплю, доколь толкусь36
    Воскреснуть в хладных маловерах?
    О света сын! о раб днесь тмы!
    Свлеки с себя покров твой бренной
    И мыслью, верой воскрыленной
    Мой Промысл о себе вонми:

    Премудрость, сила и любовь,
    Бог дух, в трех светах Свет ввек живый37 ,
    Единством троичным до веков
    В своем совете положивый
    Свою в тме славу проявить,
    Воззвать из бездн созданье ново
    Послал единородно Слово38 ,
    И словом: — тма — вселенной бысть39 .

    Изобразилось естество,

    И в человеке Божество,
    Как солнце в море, воссияло!
    Все покорилося ему40 ,
    Что благ был, кроток, чист, незлобен
    И во зерцале как подобен
    Творцу бессмертну своему41 .

    Но поелику создан он42
    С свободною душой из персти;
    То обаял мечтаний сон
    Его и ухищренье лести43 :
    Он, в красоту свою влюбясь,
    Возмнил быть Бог — и возгордился,
    От Единицы отклонился
    И отблеск в нем Ея погас.

    Погас! — пал в тму вселенной царь,
    Нетленье превратилось в тленье44 ;
    Ему совоздыхая тварь45 ,
    Доднесь страстей своих в боренье,

    Доколь гнев Отч сей низкой долей46 ,
    Что волей пал, и той же волей
    Себя к Нему не возвратить,

    И плоти не отвергнет так47 ,
    Ничто чтоб дух не отягчало;
    Но пал как в толь глубокий мрак,
    Что сил его восстать не стало48 ;
    То тут Любовь, времен в исходе49 ,
    Сошла смирить страстей злых ревы:
    Сый воссиял от чистой Девы,
    Как солнца луч от чистых вод!

    Им пробудилось божество,
    Уснувше чувств от обольщенья,
    Духовно света существо,
    Как искра камня от биенья,
    Вспрянуло, — и явился Бог
    В плоти его страданьем Слова:
    На свет Им трисвятый зреть снова
    Адам сподобиться возмог.


    Когда б в Христе не воскресился,
    Не воскресясь — не воссиял,
    Не воссияв — не возродился
    В блаженство первородно вновь.
    Се, как смирением, терпеньем,
    Страданьем, скорбью, умерщвленьем
    Возводит всех к себе Любовь!

    Так подлинно, без плоти дух
    Не мог в тлен пасть. Без духа ж силы
    И плоть слаба духов втечь в круг
    К земле с прикованными крылы:
    То по совету трисвяту,
    Скудель в сан серафимск восставить,
    Бессмертьем смертного прославить
    Предоставлялося Христу.

    И Им со славой, с торжеством
    Явилась миру Божья сила:
    Как запад, нас златым лучом50
    Святая кровь Его покрыла,

    Дав область в чад Его вчиняться51 ,
    Младенцев смыслом умудряться52
    И разум вере покорять, —

    Чтобы, надеясь на Его
    Одну мы благость, милосердье,
    Могли искать себе того
    Наследна, прежня озаренья,
    Им кое только можно зреть:
    Святым внутрь духом очищаясь,
    Живясь, светлеясь, возвышаясь,
    Любовью к Божеству гореть.

    Се, что есть Сый, что есть Христос,
    Что Бого-Человек, что Слово:
    Он самый тот, который взнес
    Духовно и телесно в ново
    Тем бытие, что, страждя сам,
    Всем подал ясные примеры53 ,
    Как силой доблести и веры
    Входить возможно к небесам!


    Слепца привесть не может к свету,
    Потерянному чувств стезей;
    Лишь словом уст Его согрету
    Внутрь вскрыться могут очеса.
    Поит струей Он вечной жизни
    И сладость древния отчизны
    На землю сводит, небеса.

    Он — сшедша Истина с небес,
    Он — Добродетель воплощенна,
    Отерша токи смертных слез.
    В лице подобострастна тлена
    Сходил Он к смертну естеству54
    От уз греховных мир избавить,
    На прежней степени поставить
    И уподобить Божеству.

    Так, без Него никто к Отцу55
    Его приближиться не может.
    Без Сына дверь наград к венцу
    Таинственную не проторжет.
    56 ;
    Бездн, неба и земли посредник,
    Ходатай, вождь, всех благ наследник57
    И подвигоположник Он.

    Предвечной Правде, трисвятой
    Противно было б бесконечно,
    Чтоб смертный за проступок свой
    Пред Вечным не был винен вечно.
    Кто ж Бога удовлетворит?
    Лишь Сын Его из милосердья,
    Взяв на себя всех преступленья58 ,
    Возмог мир миром примирить59 .

    Се есть Христовых цель заслуг:
    Да благость сблизить с правосудьем,
    Да воцарить над телом дух, —
    И сих великих дел орудьем
    Он пребыл Сам, что Сам страдал:
    Он мог призвать в защиту громы;
    Но, волею на казнь ведомый,

    И чрез пример явил сей свой,
    Что не мирские наказанья
    На лобном нас мрачат хулой60 ,
    Равно и не корон сиянья
    Богоподобными творят;
    Но правда, вера добродетель
    Ввек провозвестник и свидетель
    И блеск неложный света чад.

    Се тако Иисус всех спас
    И познан Человеко-Богом,
    Что так ничей покоить глас
    И сладость в нас лить в бедстве строгом
    Не силен, как Его един.
    Быв выше всех, — учил быть низшим61 ,
    Любить врагов, и сердцем чистым62
    Молил за них лишь Божий Сын.

    Он Царь, Законодатель тот,
    Что уст своих одним глаголом
    Ко благу общу всех ведет,

    «Просящему, — речет Он, — дай63 ,
    Болящего призри в больнице,
    Печального утешь в темнице,
    Голодна, жадна напитай».

    Первосвященник Он, Пророк64 ,
    Кой верящим в Него любовью
    Себя дал веры их в залог,
    Запечатлев завет свой кровью65 ,
    И так его тем утвердил,
    Что Им обещанный, небесный
    В языках огненных чудесный66
    Излил свой Дух и научил:
    Былинки злобно не сломить67 ,

    Но быть всем кротким, всем радушным,
    Лишь по себе других судить68 ,
    И не чрез рать себе послушным
    Быть миру, но чрез рыб ловцов69
    Простых велел, — и синагоги,
    70
    Се силен как закон Христов!

    Христос весь благость, весь любовь,
    Блеск свойствам даже трисвященным;
    Весь круг бы без Него миров71
    Неполным был, несовершенным.
    Бог-Ум мог все предначертать,
    Бог-Мощь — все сздать; любви ж без Бога
    Могли ль премудрость, сила строга
    Горе к себе сердца воззвать?

    Так, Бог и дивен и велик
    Нам паче воплощеньем Сына:
    Мог плоть и дух создать Он в миг,
    Но связь сих крайностей едина
    Всех удивительней чудес!
    Адам пусть волею пал злою;
    Но взнесся плотью он святою
    В Христе превыше всех небес.

    Отец и Сын и Дух Святый,
    Незримый Свет триипостасный;

    Как человек подобострастный,
    Открыл Себя и научил
    Чтить Бога истиной и духом72 .
    Кумиров сверг своим Он слухом,
    Как силу ада сокрушил73 .
    Христос нас Искупитель всех74

    От первородного паденья.
    Он свет, — тмой необъемлем ввек75 ;
    Но тмится внутрь сердец неверья76 ,
    Светясь на лоне у Отца77 .
    Христа нашедши, все находим78 ,
    Эдем свой за собою водим,
    И храм Его — святы сердца79 .

    О Всесвятый! Превечный Сый!
    Свет тихий Божеския славы!
    Пролей свои, Христе! красы
    На дух, на сердце и на нравы,
    И жить во мне не преставай;

    С очей Твоих и затемнюся,
    В слезах моих вновь воссияй!80

    Услышь меня, о Бог любви!
    Отец щедрот и милосердья!
    Не презрь преклоншейся главы
    И сердца грешна дерзновенья81
    Мне моего не ставь в вину,
    Что изъяснить Тебя я тщился, —
    У ног Твоих коль умилился
    Ты, зря с мастикою жену82 .

    1814

    Примечания (принадлежат Г. Р. Державину.)

    1. «Сый, всегда везде пребывающий». Иоанна гл. 1, ст. 18: Сый в лоне Отчи.

    2. Там же: «Бога никтоже виде нигдеже».

    3. К Коринфян. первое послан. Павла, гл. 12, ст. 3: «Никтоже может рещи Господа Иисуса, точию Духом святым».

    4. К Коринф. второе послан. гл. 12, ст. 2: «Восхищена бывша до третияго небесе».

    5. Послан. первое Иоан. Богосл. гл. 2, 27: «Помазание в вас пребывает, и оно учит вы о всем».

    6. Матф. гл. 17, ст. 2: «Лице его яко солнце».

    7. Иоан. гл. 20, ст. 27; «Принеси руку твою и вложи в ребра моя».

    8. Иоан. гл. 3, ст. 13: «Никтоже взыде на небо, токмо сшедый с небесе».

    9. Иоан. гл. 14, ст. 2: «В дому Отца моего обители многи суть».

    10. Иоан. гл. 6, ст. 51: «Аз есмь хлеб животный».

    Там же, гл. 7, ст. 37: «Аще кто жаждет, да приидет ко мне и пиет».

    11. Иоан. гл. 10, ст. 9: «Аз есмь дверь: мною аще кто внидет, спасется».

    12. Царица Никавля и она же Сивилла Савская, увидя в Иерусалиме у Соломона не гниючее древо, на коем около тысячи лет после распят Христос, в наступлении возгласила: «Се древо, на нем же Бог облеченный плотию умрет в воскресенье». Также Эрифрейская, Куманская и прочия Сивиллы и Трисмегист в Египте предвещали о Христе. См. Лактанция в 4 кн. Маг Сирийский Валаам, 4 книги Числ Моисея гл. 24, ст. 17, сказал: «Возсияет звезда от Иакова и востанет человек от Израиля». Пророк Аввак. гл. 3, ст. 1: «Господи, услышах слух твой и убояхся» и проч.

    13. Иова гл. 38, ст. 7: «Восхвалиша мя гласом велиим вси Ангели мои».

    14. Даниил гл. 2, ст. 34: «Отторжеся камень от горы без рук, и удари тело в нозе железны и скудельны, и истни их до конца».

    15. Дан. гл. 3, ст. 92: «И зрак четвертаго подобен Сыну Божию».

    16. Псал. 117, ст. 25 и 26: «О, Господи, поспеши же. Благословен грядый во имя Господне».

    И прочие пророки предвещали о Мессии или Помазаннике Божием Христе.

    17. Матф. гл. 2, ст. 2: Видехом бо звезду его на востоце и приидохом поклонитися ему».

    18. В вертепе.

    19. Луки гл. 2, ст. 7: «И положи его в яслех».

    20. Псалом 113, ст. 5: «И тебе, Иордане, яко возвратился еси вспять».

    21. Иоан. гл. 1, ст. 29: «Се, агнец Божий, вземляй грехи мира».

    22. Иоан. гл. 3, ст. 5: «Аще кто не родится водою и духом, не может внити в Царствие Божие».

    23. Иоан. гл. 9, ст. 6: «Помаза очи брением слепому».

    О сих чудесах Иисуса доносил и Понтийский Пилат императору Тиверию.

    24. Матф. гл. 8, ст. 26: «Тогда восстав запрети ветром и морю, и бысть тишина велия».

    25. Матф. гл. 8, ст. 32: «И рече (бесам): идите».

    26. Иоан. гл. 11, ст. 43: «И воззва: Лазаре, гряди вон».

    27. Матф. гл. 17, ст. 1 и 2: «И возведе их на гору высоку едины и преобразися пред ними».

    28. Там же, ст. 3: «Се, явистася им Моисей и Илия» (из коих второй по преданию святыя Церкви жив и доныне).

    29. Там же, ст. 5: «Глас из облака глаголя: сей есть Сын мой возлюбленный».

    30. Исайя гл. 53, ст. 12: «И со беззаконными вменися».

    Матф. гл. 27, ст. 38: «Тогда распяша с ним два разбойника: единаго одесную, и единаго ошуюю».

    31. Матф. гл. 27, ст. 30: «Прияша трость и бияху по главе Его».

    32. Луки гл. 23, ст. 34: «Отче, отпусти им: не ведят бо что творят».

    33. Ко Евреем послан. гл. 2, ст. 14: «Да смертию упразднит имущаго державу смерти».

    34. Луки гл. 23, ст. 46: «И сия рек издше».

    35. Матф. гл. 27, ст. 51 и 52: «И земля потрясеся, и камение распадеся».

    По описаниям путешественников и ныне видима расселина в каменной горе Голгофе.

    36. Апокалипс. гл. 3, ст, 20: «Се, стою при дверех и толку».

    37. Иоан. гл. 4, с. 24: «Дух есть Бог». И его же первое послан., гл. 1, ст. 5: «Бог свет есть».

    38. Иоан. гл. 1, ст. 14: «И Слово плоть бысть».

    39. Бытия кн. 1, гл. 1, ст. 3: «И рече Бог: да будет свет. И бысть свет».

    41. Бытия гл. 1, ст. 26: «И рече Бог: сотворим человека по образу нашему и по подобию».

    42. Бытия гл. 2, ст. 7: «И созда Бог человека, персть взем от земли, и вдуну в лице его дыхание жизни».

    43. Там же гл. 3, ст. 5: «И рече змий: и будете яко бози».

    44. Там же ст. 19: «Яко земля еси, и в землю отъидеши».

    45. К Римлян, гл. 8, ст. 22: «Вемы бо, яко вся тварь с нами совоздыхает».

    46. К Колоссаем гл. 1, ст. 20: «И тем примирити всяческая к себе».

    47. Послание второе к Коринф, гл. 5, ст. 4: «Воздыхаем, да пожерто будет мертвенное животом».

    И к Колос, гл. 3, ст. 5: «Умертвите уды ваша, яже на земли».

    48. Послание второе к Коринф, гл. 12, ст. 9: «Сила бо моя в немощи совершается».

    49. К Галат. гл. 4, ст. 4: «Егда же прииде кончина лета, посла Бог Сына своего единороднаго».

    50. Вечерняя песнь св. Софрония, Патриарха иерусалимского: «Пришедше на запад солнца, видевше свет вечерний».

    51. Иоан. гл. 1, ст. 12: «Даде им область чадом Божиим быти».

    52. Матф. гл. 11, ст. 25: «Яко утаил еси сия от премудрых и разумных и открыл еси та младенцем».

    53. Ко Евреем гл. 12, ст. 2: «Взирающе на начальника веры и совершителя Иисуса».

    54. Первое послание к Тимоф. гл. 3, ст. 16: «Бог явися во плоти».

    55. Иоан. гл. 14, ст. 6; «Никто же приидет ко Отцу, токмо мною».

    56. Там же ст. 10: «Яко аз во Отце, и Отец во мне».

    57. Ко Евр. гл. 8, ст. 6: «И лучшаго завета есть ходатай».

    58. Исайя гл. 53, ст. 11: «И грехи их той понесет».

    60. К Галат. гл. 6, ст. 7: «Бог поругаем не бывает».

    61. Матф. гл. 11, ст. 29: «Научитеся от мене, яко кроток есмь и смирен сердцем: и обрящете покой душам вашим».

    62. Матф. гл. 5, ст. 44: «Любите враги ваша».

    63. Матф. гл. 25, ст. 35 и 36: «Взалкахся бо, и дасте ми ясти» и проч.

    64. Ко Евр. гл. 5, ст. 10: «Наречен от Бога Первосвященник по чину Мелхиседекову».

    65. Ко Евр. гл. 7, ст. 27: «Единою (жертвою) себе принес».

    66. Деян. Апост. гл. 2, ст. 3: «И явишася им разделени языцы яко огненни».

    67. Исаия гл. 42, ст. 3: «Трости сокрушены не сотрет».

    68. К Римлян, гл. 2, ст. 1: «Имже бо судом судиши друга, себе осуждаеши».

    69. Матф. гл. 4, ст. 19: «Грядита по мне, и сотворю вы ловца человеком».

    70. Деян. Апост. гл. 17, ст. 22: «Став же Павел посреде Ареопага».

    Там же гл. 18, ст. 4: «Стязашеся же на сонмищах» (или в синагогах).

    71. Иоан. гл. 1, ст. 3: «Вся тем быша: и без него ничтоже бысть, еже бысть».

    К Ефес. гл. 4, ст. 10: «Сшедый и возшедый превыше всех небес, да исполнит всяческая».

    К Колос, гл. 1, ст. 18: «Яко да будет во всех той первенствуя».

    72. Иоан. гл. 4, ст. 23: «Егда истиннии поклонницы поклонятся Отцу духом и истиною».

    73. Исайя гл. 11, ст. 4: «И духом устен убиет нечестиваго».

    74. К Галат. гл. 3, ст. 13: «Христос ны искупил есть от клятвы законныя».

    75. Иоан. гл. 1, ст. 5: «Свет во тьме светится, и тма его не объят».

    77. Иоан. гл. 1, ст. 18: «Единородный Сын, сый в лоне Отчи».

    78. Матф. гл. 6, ст. 33: «Ищите прежде Царствия Божия и правды его, и сия вся приложатся вам».

    79. Послан, второе к Коринф, гл. 6, ст. 16: «Вы есте церкви Бога жива».

    80. Псалом 6: «Слезами моими постелю мою омочу».

    81. Послан. 2 Пав. к Тим. гл. 3, ст. 16: «Всяко писание Богодухновенно и полезно есть ко учению».

    82. Матф. гл. 26, ст. 7: «Приступи к нему жена, сткляницу мира имущи многоценнаго».

    Разделы сайта: