ИЗОБРАЖЕНИЕ ФЕЛИЦЫ
Рафаэль! живописец славный,
Изобрази ее мне точно
Небесно-голубые взоры
Как утрення заря весення,
Так улыбалась бы она; Как пальма, в рае насажденна, Так возвышалась бы стройна.
Как пальма клонит благовонну
Представь в лице ее геройство,
Одень в доспехи, в брони златы
Избрал, и, падши на колена,
Престол ее на скандинавских,
Средь дивного сего чертога
Чтоб дики люди, отдаленны,
Струили б слезы и, блаженство
Припомни, чтоб она вещала
И будьте столь благополучны,
Колико может человек.
Я вам даю свободу мыслить
Даю вам право собираться
Не воспрещу я стихотворцам
Рекла и взор бы озарился
Изобрази мне мир сей новый
От горнего златясь огня,
Из мрака восстают, блистают И смотрятся в зерцало вод; Все новы чувства получают, И движется всех смертных род.
Представь мне лучезарны храмы
Как с синей крутизны эфира
Чтоб видел я в рога зовущих
Чтобы с ристалища мне громы
И зрел бы я ее на троне
Чтоб свыше ею вдохновенны
Она б пред ними председала,
Ваш долг монарху, богу, царству
Представь, чтоб глас сей светозарный.
Из уст бы громы лишь гремели,
Которы у нее в руках.
Соделай, чтоб судебны храмы
Представь, чтоб все царевна средствы
Как молния, ее бы взоры
Дерзни мне кистию волшебной
Представь ее облокоченну
На огнезвездный океан,
Вещаюшу: «О ты, превечный! Который волею своей Колеса движешь быстротечны Вратящейся природы всей!
Когда ты есть душа едина
Наставь меня, миров содетель!
Да, удостоенна любови,
Представь, чтоб тут кидала взоры
Но милости б определяла
Чтоб сей рекой благодеяний
Представь мне, в мысли восхищенной,
Яви искусством чудотворным,
Не позабудь ее представить, «Предстал нам Зороастр великий,
Воскрес отечества отец!»
Изобрази и то в картине,
Представь, сей славой возбужденны,
Возвысь до облак лавр зеленый,
И, здравие его спасая,
Супругов чувствы благодарны
Огнистой от стекла струей
Отпрянув, в воздухе сверкали, «Мы зрим в Фелице, восклицали, Твое подобие, творец!»
Изобрази ты мне царевну
На сребролунно государство
Чтобы ее бесстрашны войски,
Чтобы вселенныя владыки
Чтоб грозный полк их представлялся
Как ангел в синеве эфира
Из уст ее текла бы сладость
Приятность бы сопровождала
Черты одной красот ей ложно
Бессмертных мудрости даров,
Вдохни, вдохни ей также страсти: Щедроту, славу и любовь.
Как огнен столп на понте, взорам
«Бросай кто хочет, остры стрелы
Но что, Рафаэ 1789 |
Примечания
Изображение Фелицы (стр. 133). Впервые «Новые ежемесячные сочинения», 1789, ч. 41, стр. 63, с посвящением: «Автор Фелицы тебе же, богоподобная, и изображение твое посвятить дергает. Плод усердия, благодарности, покоя и свободы». Без посвящения Изд. 1798 г., стр. 94. Печ. по Изд. 1808 г., т. 1, стр. 97. Отдельное издание вместе с переводом на немецкий язык, сделанным Коцебу, Ревель, 1792. В 1789 г. Державин был под судом сената. Ему не оставалось ничего больше, как обратиться к помощи его таланта. Он написал эту оду, был допущен к императрице, однако «место» по службе получил лишь в 1791 г. Основная мысль оды отчасти перекликается с «Разговором с Анакреоном» Ломоносова (заключительная пара стихотворений).
Санти (14831520) великий итальянский художник эпохи Возрождения. Наиболее известная его картина «Сикстинская мадонна» («изобразитель божества»).
Богоподобная царевна Фелица, т. е. Екатерина II.
Одень в доспехи, в брони златы И в мужество ее красы. «Сим изображается восшествие на престол императрицы, когда она, в воинском одеянии, ехала на белом бодром коне, сама предводительствовала гвардиею, имея обнаженный меч в руке» (Об. Д., 611). В 1762 г. гвардия, руководимая сторонниками Екатерины братьями Орловыми, Пассеком и др., свергла с престола императора Петра III. Державин, служивший тогда солдатом Преображенского полка, был очевидцем и участником этих событий.
Поднес бы скиптр ей и венец. «Сей стих относится к избранию и возведению ее на престол единогласно гвардиею и всеми войсками, потом и всей империей)» (Об. Д., 611).
Седый Норд Россия.
«Она подтвердила манифест супруга своего Петра III о вольности дворянства, что <дворянин>, прослужа офицером год, мог оставить службу, когда хотел» (Об. Д., 611).
Престол ее на скандинавских и т. д. «Окружное описание границ Российской империи: а на сорок двух столбах что тогда было 42 губернии» (Об. Д., 611).
Скрыжаль заповедей святых. «Наказ» Екатерины II (см. выше, стр. 377).
Чтоб люди дики, отдаленны и т. д. «Сим изображается созыв всех народов, по Российской империи обитающих, для сочинения законов, от коих были присланы депутаты от каждой области по 2 человека, даже из самых отдаленнейших краев Сибири, как то: камчадалы, тунгузы, калмыки и проч.» (Об. Д., 612).
Финн... гунн... «Финны и гунны северные и восточные главные народы, из коих Россия составилась» (Об. Д., 612).
и т. д. Имеются в виду масоны («халдей» здесь означает «волхв, чародей»).
Махать кокетничать, волочиться.
Хаос на сферы б разделился. «Фелице» на стр. 376.
Чтобы с ристалища мне громы И плески доходили в слух. «Изображение каруселя (турнира. В. З.), бывшего в 1766 г., в котором рыцарские подвиги представлены были» (Об. Д., 613).
И зрел бы я ее на троне «Изображение величества ее на престоле и самодержавного ее могущества, что всем сама она управляла...» (Об. Д., 613).
В диване зрелись, как цари. «Под диваном здесь надо понимать сенат, а под мурзами, пашами и визирями сенаторов и прочих, служащих с ними» (Об. Д., 613). Диван высший государственный совет в Турции.
Почто писать уставы, Коль их в диванах не творят? «Изречение Петра Великого, что не надо писать законов, коль их не исполнять; сие подтверждала в указах императрица несколько раз» (Об. Д. 613).
намек на учреждение так называемых «совестных судов».
Чрез почту письма к ней писать. Екатерина разрешила обращаться к ней по почте, но только дворянам и купечеству. Крестьянам же вообще было запрещено подавать императрице какие бы то ни было прошения или жалобы.
Зороастров истукан мифического мудреца, основателя восточной религии, так называемого зороастризма. В данном случае Державин разумеет Петра I (то же в строфах 40 и 49), бюст которого стоял в кабинете Екатерины.
Самодержавства скиптр железный Моей щедротой позлащу. «Сим означается снисходительное правление...» (Об. Д., 614). Эти два стиха были вычеркнуты цензурой при подготовке Издания 1798 г. Державин, незадолго перед этим согласившийся на исключение из книги нескольких стихотворений (см. Грот, 6, 80), пытался возражать. Он обратился к куратору Московского университета, в типографии которого печаталась книга, Ф. Н. Голицыну, с просьбой добиться от генерал-прокурора кн. А. Б. Куракина разрешения напечатать эти стихи. Голицын, по-видимому, ничего не предпринял, и 3 марта 1798 г. Державин сам написал генерал-прокурору. Куракин доложил об этом деле императору Павлу I. Резолюция Павла, записанная рукой Куракина на письме Державина, сохранилась в делах Тайной экспедиции (ЦГАДА, Госархив, р. VII, №3271, л. 2): «Государь император приказать соизволил внушить господину Державину, что по искусству его в сочинении стихов подчеркнутые бы переменил, чтоб получить дозволение сочинении его напечатать» (не вполне точно опубликовано у Грота, 6, 81). Неизвестно, «внушали» ли Державину приказание императора, но в Издании 1798 г. на месте этого двустишия пробел. Однако поэт вписал в несколько экземпляров запрещенные два стиха (например, в экземпляры ЦГАЛИ, ф. 180,ед. хр. 3, ГПБ, 18.45.5.6 и др.)
Свинцова грифеля чертами. Графитный карандаш в России вошел в употребление приблизительно с конца XVIII в., а до этого пользовались свинцовыми палочками, вделанными в деревянную оправу.
«Сим изображается учреждение ею народных больниц, богаделен, сиротских воспитательных домов, которых, а особливо последних, до царствования ее совсем в России не было» (Об. Д., 615).
Орлы младые разбудились. В этой строфе Державин говорит о «воспитании военного юношества».
Так в царство бы текли Фелицы Народы из чужих краев.
Царя великого поставить Велела на мольбу орде. Речь идет о памятнике Петру I работы Фальконе (открыт в 1732 г.) так называемом «Медном всаднике», на постаменте которого написано по-латыни и по-русски: «Петру Первому Екатерина Вторая». Следующая строфа посвящена тому же событию.
Чтоб зреть ее цари пришли. К Екатерине II приезжали шведский король Густав III, немецкий император Иосиф II, польский король Станислав-Август, прусский принц Генрих, прусский принц Фридрих-Вильгельм и др.
библейский царь-мудрец.
Великой бы ее нарек. Комиссия по составлению нового уложения поднесла Екатерине титулы «Великой», «Премудрой» и «Матери отечества», от которых Екатерина демонстративно отказалась (см. выше, стр. 376).
Исполин
Полсвета Россия.
Без ужаса пила бы яд. Первый в России опыт оспопрививания Екатерина приказала проделать на себе; затем оспа была привита ее сыну, Павлу Петровичу.
«Сим изображается картина младенцев, которые спаслись от смерти прививанием оспы» (Об. Д., 615). После первых удачных опытов оспопрививания на самой императрице и ее сыне «оспенные дома» были заведены во всех губерниях.
Стоглаву гидру разъяренну И фурий от земель своих. «Под стоглавой гидрой разумеются внутренние бунты и мятежи, произведенные известным разбойником Пугачевым; а под фуриями мор и глад, тогда же бывшие, которые попечительными и премудрыми учреждениями государыни скоро прекращены» (Об. Д., 615).
Сребролунно государство
Железно-каменное царство Швеция. В 1789г., когда Державин писал «Изображение Фелицы», Россия воевала с обоими этими государствами (вторая турецкая война 17871791гг. и война со Швецией 17881790 гг.). Лев изображен в шведском гербе.
Никто в бою им не равнялся, кроме души великой их. «Подлинные речи одного шведского вице-адмирала (графа Вахтмейстера. В. З.» (в битве при о. Гогланде 6 июля 1788 г., в которой русская эскадра под командой С. К. Грейга одержала победу над шведским флотом. В. З.) (Об. Д., 616).
Как страшна буря вдалеке. В этой строфе речь идет о Тешенском мире (1779), заключенном между Австрией и Пруссией после того, как Екатерина пригрозила, что пошлет русские войска на помощь Пруссии (Об. Д. , 616).
И самое недоуменье Ей плесков поднесло б венец. «Недоразумение», первые представления которой состоялись в начале сентября 1789 г.
Щедроту, славу и любовь. «Ежели бы страсти сии во всяком случае оказывались по правосудию, то бы были они добродетели; то для того автор и именовал их, чтобы ничего не скрыть, до изображения сей государыни касающегося» (Об. Д., 616). То есть Державин в завуалированной форме намекает на расточительство, честолюбие и распущенность императрицы. Впрочем, возможно, что такое объяснение результат позднейшего переосмысления поэта, происшедшего после того, как он вблизи вместо «идеала» увидел «подлинник человеческий с великими слабостями».
Мурза б в восторге, в удивленьи и т. д. и следующая строфа. Державин имеет в виду себя самого. Речь идет о тех обстоятельствах, в которых оказался поэт после отрешения с поста тамбовского губернатора.
остры стрелы От чистой совести скользят. «Как автор имел много недоброжелателей из знатных людей, которые его явно гнали (т. е. преследовали. В. З.) и тайно оклеветывали, то и не хотел отмщать какой-либо сатирою, а довольствовался петь, им в досаду, государыне похвалу, не страшась за правду зла» (Об. Д., 616).