НА КОВАРСТВО ФРАНЦУЗСКОГО ВОЗМУЩЕНИЯ
И В ЧЕСТЬ КНЯЗЯ ПОЖАРСКОГО
Доколь владычество и славу,
Кто возвращать возможет веки
Тот знает, сколько человеки
Тобою претерпели бед! Лишь праотец в Эдем явился, Твоим пронырством искусился, Исчез его блаженства сад; С тех пор, как земнородных племя Вкусило твой тлетворный яд.
Лежат поверженные царства
Для властолюбия, богатства,
Предусмотря свою выгоду,
Твоя ужасна дальновидность
Возьмем же истины зерцало,
Когда смеешься ты сирена;
Велишь и в недре кроткой веры,
Что за любовь открыл Христову
В Варфоломеев день тиран.
Велишь и Цезарь, прослезяся,
Расстриги, Кромвели, Надыры,
Как острой сталью горорытство
О ты, который властью, саном
Путей в них правых не найдут
Не будешь помещен ты в боги; Несправедливые дороги В храм вечной славы не ведут.
Ведут не в храм на место лобно
Обширный разум и надменный,
Когда бы бурный Нил волною
Доколь сияние короны
Доколь не удалишь бесчинность,
Доколь не защитишь невинность И с лихвой мзду не пресечешь; Доколе роскошь и пороки, Как быстрые с горы потоки, Своим примером не прервешь;
Доколь, драконов сея зубы,
Доколе не возлюбишь правды,
Не трон, но духа благородство
Пусть позлащенна медь блистает,
Пусть ухищрение прельщает,
Но чем? лишь истины корой. Повергни испытать в горнило Померкнет вмиг сие светило; А злато завсегда равно. И истина вовек сияет; Она едина составляет Всех добродетелей зерно.
Зерно бессмертия и корень
О, коль видение прекрасно!
Когда ж в сии златые годы,
Увы! когда ж, в которы веки
Где толь простые, непритворны,
Который бы в боях сражался
Который, быв покорен воле
Не ты ль, герой великодушный,
Пожарской? муж великий мой?
Ты спас от расхищенья царство,
Восстань, восстань на голос лиры,
Восстань! мечтайся в вображеньи,
Пусть Каталины, Бедемары,
Возносит в память башню нову
А на твоей покрышке гроба Простую надпись лишь: Прочь злоба! Отечества напишет друг.
|
Примечания
На коварство французского возмущения и в честь князя Пожарского (стр. 147). Впервые Изд. 1798г., стр.162, под заглавием: «На коварство во время возмущения французов, к чести князя Дмитрия Михайловича Пожарского, яко укротителя междоусобия и утвердителя монаршей власти». Печ. по Изд. 1808 г., т. 1, стр. 178. Об истории создания оды сам Державин писал: «Так как всякая несправедливость сильным образом, как бы какая болезнь, даже физически поражала автора, то, читая древнюю и новую историю и упражняясь сам в делах, видел, каким образом коварство сильных людей закрывает свои ухищрения, выдает самые гнусные деяния за добродетельные, исполнен был горячими чувствованиями против того и также против деспотизма: то долгое время собирал мысли к объяснению подобных дел. Наконец написал сию оду по отлучении его от тамбовского губернаторства, в Петербурге (т е. во второй половине 1789 г. В. З.). Но как нельзя было ее тогда сделать известною, дабы не подать никакого подозрения правительству, что тут против него было писано, то и скрывал ее до 1790 года. А как тогда открылась французская революция и можно было против тиранства и коварства их говорить, то и сделал ее известною, с осторожностью однако тою, что в 28 строфе употребил мысли Тацита о свободе мыслить, отнеся оное к милосердию предержащей тогда власти, а притом переменя в 5-м куплете речи: вместо «любить прельстило ложну», сказал: «злую славу», а вместо «под игом рабску жизнь» сказал: «жизнь безначальную в спокойство», и приготовясь отвечать, если б спросили, что он разумел под равенством свободы? то бы он сослался на наказ императрицы, данный Комиссии проекта нового уложения, где сказано, что о ней иначе разуметь нельзя, как только в том, что исполняются законы, а именно: 1) в правосудии всякому лицу, а 2) в хотении того, что закону не противно» (Грот, 9, 240241). Впрочем, по справедливому замечанию Я. К. Грота, «в оде очень мало отношения к французской революции и у Державина не было бы особенного повода говорить о Пожарском, если б он не хотел противопоставить его некоторым из русских вельмож своего времени» (1, 316). Окончательная редакция оды «На коварство» является одним из наиболее сильных гражданских стихотворений Державина.
Исчез его блаженства сад. «сада блаженства».
Не раз ты честность очерняло намек на обстоятельства, вызвавшие отстранение Державина от тамбовского губернаторства.
Невинность, равенство, свободу. «Равенство и свобода здесь поставлены в том самом смысле, как и в Наказе о них сказано. Они нигде инде не существуют, как в том только царстве, где исполняются законы: первое в правосудии всякому лицу; а вторая в хотении того, что законам не противно» (примечание Державина в рукописи см. Грот, 1, 318).
(ягненок) «символ кротости» (Об. Д., 628).
Под любострастный алкоран. Коран, или Алкоран «книга, содержащая закон магометанский, дозволяющая многоженство» (Об. Д., 628).
В Варфоломеев день тиран. «Варфоломеевскую ночь» под 24 августа 1572 г., когда около 30 тысяч протестантов («гугенотов») было перерезано католиками якобы по приказу короля Карла IX.
Цезарь Кай Юлий Цезарь (I в. до н. э.) выступил против республиканского правления древнего Рима.
Нерон (I в. н. э.) римский император. До вступления на престол и в первые годы своего правления выказывал себя «человеколюбивым», «смирным», приверженным интересам народа; впоследствии стал одним из наиболее жестоких императоров древнего Рима. Он убил свою мать, своих воспитателей и т. п.
«Когда Цесарь по одержании победы при Фарсале, пролив реки крови граждан своих, а Нерон, по убиении матери своей Агриппины, торжественно вступал в Рим, тогда народ, как бы за какие полезные роду человеческому деяния, встречал их с радостными плесками и восклицаниями» (Об. Д., 629).
Расстриги, Кромвели, Надыры. «Гришка Отрепьев, или Расстрига, известный похититель российского престола. Кромвель, тоже известный истребитель в Англии монархической власти и основатель нового образа республиканского правления. Надир-шах (Тамасп-Кули-хан), похититель скипетра Персидской империи» (Об. Д., 629).
Горорытство рудокопство.
Место лобно. На лобном месте казнили и наказывали преступников.
Клятва вечна вечное проклятие.
и т. д. «Кай Юлий Октавий, император римский (I в. до н. э. I в. н. э. В. З.), домогся престола и утвердил себя на оном сперва кровопролитием и коварством; но, покоря Рим под единоначальную власть свою, щедростию и снисхождением приобрел любовь народа. Сенат почтил его именем Августа, т. е. величественного, а стихотворцы время царствования его назвали золотым веком» (Об. Д., 629).
И сирых гласу не внушишь. Сирый сирота, бедный. Внушить внимать.
В Изд. 1798 г. и в 1 т. Изд. 1808 г. читалось:
В. В. Капнист приписал против этого стиха: «невнятно» (т. е. неясно). И. И. Дмитриев предложил свою редакцию:
Державин учел критику своих друзей и в личном экземпляре Изд. 1798 г. исправил эти два стиха, что по недосмотру не учтено в Изд. 1808 г.
Где Леониды, Аристиды? и т. д. «Леонид, вождь лакедемонский (спартанский. В. З. Фермопильский проход в горах. В. З.) противу Ксерксовой армии, в десять тысяч раз его превосходящей. Аристид полководец и казначей Афинской республики, прозванный правдивым; он заслужил себе бессмертие бескорыстною своею справедливостью. Со всем тем сей великий муж не избежал клеветы и осужден был острацизмом к изгнанию. Эпаминонд, славный полководец фивский, освободил отечество свое от ига лакедемонцев и был столько не самолюбив, что величайших своих качеств не признавал в себе только он один. Катон, славный римский сенатор, простирал любовь свою к отечеству до исступления, а добродетель до строгости. Публий Корнелий Сципион, прозванный Африканским, римский полководец, победивший Аннибала, Сифакса и Карфагену, а превосходнее всего то, что умел обладать своими страстями» (Об. Д., 630).
Пожарский, муж великий мой. Пожарский был одним из любимейших исторических героев Державина. Около 1780 г. Державин начал большую поэму «Пожарский» (план ее и отрывок см. у Грота, 3, 469473) и написал эпитафию «На гроб Пожарского». В данной оде он противопоставил Пожарского вельможам своего времени. Наконец, в 1805 г. Державин написал «героическое представление» «Пожарской, или Освобождение Москвы». В обращении «К читателю», приложенном к этой пьесе, Державин почти дословно повторил характеристику князя Пожарского, данную в оде «На коварство»: «Когда Пожарской, пренебрегши свое спокойствие и несмотря на раны свои, в смутное время принял на себя главное предводительство собранного войска; не поступил по тогдашним обычаям жестоко со злодеями, на убивство его покушавшимися; не прельстился богатством бояр, из осажденной Москвы им выпущенных; не обходился с пленниками сурово, как другие, которые их имение (т. е. имущество. В. З.) ограбили, а самих лишили жизни; не принял короны, от народа ему поднесенной, как некоторые иностранные писатели и все обстоятельства утверждают, а возложил ее на наследника по крови царской, учредя монархическое правление, то не был ли он Герой высшей степени, человек самый добродетельный, великий, каковых мало история представляет и каковым я его представляю, придав ему слабости, не победя которых, никто великим почитаться не может?» (Изд. 1808 г., т. 4, стр. 215216).
«Цицерон, сенатор и консул, римский великий вития (т. е. оратор. В. З.), прославился открытием заговора Катилины и спасением республики» (Об. Д., 630).
Нарзес полководец византийского императора Юстиниана, победитель готов.
полководец Юстиниана, победитель Сиракуз, готов, вандалов, Рима, Неаполя и др. Готы, по преданию, поднесли ему корону, но Велизарий ее не принял. «Быв оклеветан, что будто домогается престола, лишен милости, брошен в тюрьму, ослеплен, скитался по миру, прося: «Дайте Велисарию полушку, которому зависть выколола глаза» (Об. Д., 630).
Катилина (I в. до н. э.) организатор заговора против Римской республики.
Бедемар XVI XVII вв.) испанский посланник в Венеции. Организовал заговор против Венецианской республики.
Мирабо и Лафайет выдающиеся деятели первого этапа Великой французской буржуазной революции 1789 г.
Пускай коварство Годунову и т. д. «Борис Годунов, ближний боярин и брат царицы Ирины Феодоровны, супруги царя Феодора Ивановича, честолюбивыми своими происками и, наконец, опоением ядом царя Феодора и убийством царевича Дмитрия Иоанновича домогся всероссийского престола, имел великие качества государственного человека, издал многие полезные законы и учреждения, между прочими памятниками своими воздвиг известную колокольню Ивана Великого...» (Об. Д., 630631).