• Приглашаем посетить наш сайт
    Аверченко (averchenko.lit-info.ru)
  • На бракосочетание великого князя Павла Петровича с Натальею Алексеевною

    На бракосочетание великого князя Павла Петровича с Натальею Алексеевною

    
    
    В полнощи светлый юг сияет,
    Течет живее в сердце кровь,
    И осень, как весна, вливает
    Наталье с Павлом в грудь любовь.
    Туманы солнцем озарились,
    В зефиры бури превратились,
    Разцвел при Бельте Инда край.
    Чете любящейся согласно
    И самый воздух дышит страстно,
    Здесь храм любви, блаженства рай.
    
    Душой и мыслию вперенна
    Богиня в горни небеса,
    Всяк час котору зрит вселенна
    Творящу смертным чудеса,
    Еще, еще блаженство строить,
    Навек Россию успокоить,
    Не быть чтоб вредной ей никак[1]
    От грозна буйством злобна время,
    От чуждаго царимой племя,
    Грядет творить днесь сыну брак.
    
    Цветуща младость вслед царице
    Спешит. Эдема сад очес!
    Луна и солнце по деннице
    Коль шли бы вдруг верху небес,
    Мы были б меньше удивленны,
    Чем наши души восхищенны
    Сияньем днесь Россий богов!
    Краса красу тут предваряет,
    Восторг все сердце наполняет,
    Уста не изрекают слов!
    
    В безмолвном, висящем, священном,
    Палящем внутрь меня огне,
    В мечтаньи сладком, исступленном,
    Небес се дверь разверзлась мне!
    Живущих гласы не пронзают,
    Ни молньи в слух мой не дерзают,
    Ни понт, ни вихрь, ни лес шуметь;
    Разбросаны сияньем мраки,
    Притуплены существ всех зраки:
    Я зрю, нельзя что смертну зреть!
    
    В пространстве бездны звезд широком,
    В эфирной дальности высот,
    Не можно где озрети оком
    Горящих, зыблющих красот,
    В тенях лазурных быстропарных,
    В зарях лиловых лучезарных
    Чудесный радужный чертог,
    Где ждет судьба себе устава,
    Неувядаема где слава,
    Где свету свет, сам светит Бог.
    
    Там в висс[2] триумфов облеченна,
    Венцом венчанная царей,
    Стоит жена, Орлом взнесенна
    Седми обширных вверх морей[3];
    От вечера до утра края
    Очами царства надзирая,
    Рукой в союзе держит Льва[4],
    В цветах вред скрытый презирает,
    Луну ногою попирает,
    Творцу речет сии слова:
    
    «За веру правую, Создатель,
    За ревность искренну к Тебе,
    Ты был всегда мне благ Податель,
    Отец в Твоей Ты мне судьбе!
    Чрез все препятство и коварство
    Вознес мое Ты в крепость царство;
    На запад, север, юг, восток
    Я свой предел днесь простираю,
    В себе вселенну всю взираю,
    Всех глав Тобой мой выше рог.
    
    «Благословенна я, что в руку
    Ты дал меня Петру держать,
    Ему подобную что внуку
    Судил Тебя изображать.
    Тобой герой младой мне спеет,
    Живет Тобой, цветет и зреет;
    Чей правнук он и чей он сын!
    В очах его я то взираю,
    Что им я троны покоряю;
    Но кто по нем? Ты … он … один».
    
    Сие Россия, распаленна
    В безмерной ревности своей,
    Душой и сердцем сокрушенна,
    Взывала ко Царю царей,
    Пред Ним колена преклоняла,
    Пред Ним молитву проливала,
    Да даст, просила, Павлу брак:
    Кадил так дым благоухает,
    Ея молитва как взлетает
    Пред Вышнего ей склонный зрак.
    
    На троне солнечном седящий,
    В лучах, во славе, в торжестве,
    От бездн вершин, сквозь бездны зрящий,
    Предивный, сильный в естестве
    Земли и неба скиптр подъемлет;
    Молчат моря, ветр, буря внемлет,
    Ермон, Фавор, Рифей, Кавказ
    Верхи с почтеньем преклоняют:
    Да будет, Россы что желают —
    Он рек, и уж утешил нас.
    
    Се Павла сердце героично
    Питает огнь в своей крови;
    Богинин сын: ему прилично
    К богине жар иметь любви.
    Наталья взор всех преклонила,
    Наталья дух всех победила,
    Преозарен ей весь чертог!
    И в том подсолнечна согласна,
    Что кто толь с кротостью прекрасна,
    Всегда благоволит к той Бог.
    
    Уже отворен храм священный,
    Ливаном жертвенник вскурен;
    Алтарь, меж вап[5] препозлащенный,
    Спревыше счастьем осенен:
    Над ним владычняя десница,
    Пред ним закон, императрица
    Благословляют жар четы.
    Тут сердце сердцу отвечает,
    Корона так не увенчает,
    Как то, меня что любишь ты.
    
    Молчите, страшны Норда громы,
    И свет престаньте потрясат;
    Пускай останутся Содомы
    Еще день року ожидать.
    В сей день Титана не сражайте,
    Вися над ним, не, ударяйте,
    Оставьте, день, сей день чтоб жил;
    А там вы с вящшею грозою,
    Торжеств усилившись росою,
    И прах сметете, где он был.
    
    Раксальски[6] дебри, возыграйте;
    Несися, глас Аральских гор;
    Озера, реки, восклицайте;
    Составьте, Камски дубы, хор:
    Не глас Орфеев возбуждает
    Вас, — утра солнце восхищает:
    Таков, таков жених у нас!
    Вы, девы, Нимфам подражайте,
    Зарю в Наталье воспевайте;
    Скачи, ликуй, шуми, Парнасс!
    
    Пророчественной в свет цевницей
    Прорцы к событию глагол:
    Парящей ныне, как орлицей,
    И впредь взнесется наш престол!
    Екатеринины заслуги
    Млады пробавят в нас супруги,
    Господь ущедрит их плодом:
    Нам вечна будет кровь Петрова!
    Промчись, сия надежда нова,
    Растай хребты, покрыты льдом.
    
    Средь звуков плещущаго тона,
    Души в знак пламенной своей,
    Поверх летающаго звона,
    Петрополь, тьмы разсыпь зарей.
    Страны подзвездны украшая,
    Концы земли провозглашая,
    Греми, союза светлый день,
    Греми; я громом огнь вкушаю,
    В восток полночь преобращаю,
    И зрю Евфрата брачну сень!
    
    Янтарный облак ограждает
    Где холмы красные вокруг;
    Где уху ветр не досаждает,
    Где пеньем сладким пленен дух;
    Меж перл кристальны бьют где воды;
    Где дуть не смеют непогоды;
    Где всюды злачные луга,
    Игры, веселья, радость, смехи;
    Со всей подсолнечной утехи
    Куда сошлися на брега:
    
    Между лавровыми древами
    Там нега свой имеет трон,
    На ложах роз, под мирт ветвями
    Природу тих лелеет сон;
    В тенях тут горлиц воздыханье,
    В водах там лебедей всклицанье;
    Супругов страстных всюды зрак;
    Они горят, они пылают,
    С царем вселенной не желают
    Сменять их счастия никак.
    
    Зефир, любитель мест приятных,
    Ты здесь имеешь свой полет:
    Зефир, в сих рощах ароматных,
    Скажи, кто царствуя живет?
    Ты здесь и Флору прохлаждаешь,
    И огнь Нарцизу подгнещаешь[7];
    Тому палишь, сей нежишь кровь,
    Здесь все, я вижу, счастьем пленно!
    Здесь все в блаженство превращенно!
    Конечно, здесь живет любовь?
    
    Здесь злоба аду не рыгает,
    Вражды, крамол, убийства нет.
    Никто свирепости не знает,
    Никто за честь ее не чтет.
    Бессильный с сильным безопасно
    Живут в содружестве согласно
    И всякий час ликуют вновь.
    Древа друг друга обнимают,
    Под коркой сердцу быть являют!
    Конечно, здесь живет любовь?
    
    В блещаньи зрачного подира[8],
    На благовония ветрах,
    Отрада, мать, утеха мира,
    В улыбке рдяной, как зарях,
    Спешит Любовь и за собою
    Изящно-зрительного строю
    Ведет преузорочный вид:
    Красот, высот, доброт, прельщеньев,
    Как луч в Наталье восхищеньев,
    Как туча ясная летит.
    
    Гряди, речет, гряди за мною,
    Избранная из всех девиц,
    Гряди и царствуй мной самою,
    Средь счастия моих границ:
    Тебе единой то довлеет,
    Что тот к тебе любовью тлеет,
    Кого полсвета трон, венец
    Та звучна слава ожидает,
    Что в рождшей днесь его сияет:
    Он будет царь, герой, отец.
    
    Ввела Любовь в свое селенье
    Младых, монархиня! супруг;
    Тому подобно и владенье
    Тобой блаженных нам округ:
    Куды я взор ни обращаю,
    Тебя с щедротами встречаю:
    В делах твоих тебя ищу;
    Тебя нигде не постигаю;
    Затем хвалить не начинаю,
    Благоговею и молчу.
    
    1773
    
    
    Вариант
    (1773)
    
    
    
        ст. 2—10:
    И радость всем волнует кровь; Нам осень лето представляет, Что зиждет Павлу брак любовь. Се ветры в зефры пременились, Се мраки в ведро претворились, Мы зрим на Бельте Инда край! И воздух дышит уже страстно, Чете любящейся согласно; Здесь храм любви, утехи рай.

    Первое бракосочетание великого князя Павла Петровича последовало 29 сентября (10 октября) 1773 года. Великая княгиня Наталия Алексеевна, до замужства принцесса Вильгельмина, была дочь ландграфа гессен-дармштадтскаго, Лудвига IX, родилась 14 (25) июня 1755 г., скончалась 15 (26) апреля 1776. Подробности об этом браке можно найти в брошюре г. П. Лебедева: Графы Никита и Петр Панины (гл. III). Уже за пять лет до того Екатерина II остановила внимание на гессен-дармштадтском доме для выбора невесты своему сыну, и граф Н. И. Панин переписывался с находившимся в Дармштадте нашим поверенным в делах, бароном Ассербургом, о трех дочерях ландграфа, Амалии, Вильгельмине и Луизе. Наконец, по приглашению императрицы, оне вместе с своею матерью ландграфинею приехали в Петербург (в июне 1773); выбор великаго князя согласовался с желанием Екатерины и предположениями Ассербурга. Но брак этот не был счастлив: Наталия Алексеевна скончалась в родах уже через два с половиною года.

    По случаю бракосочетания ея с великим князем появились оды: Хераскова, Княжнина, Сумарокова, Владыкина и другия, не только на русском, но и на иностранных языках, также несколько сочинений в прозе, как-то Описание торжества и т. п. (см. Buss. Bibl., т. II, стр. 468, и С-пбурския Ведом. за последние месяцы 1773 г.). Настоящая ода была в то же время напечатана в типографии академии наук (как видно из дел академическаго архива за ноябрь 1773 г.), в числе 50-и экз. Полное заглавие ея было: Ода на всерадостное бракосочетание их императорских высочеств, сочиненная потомком Аттилы, жителем реки Ра. В Санктпетербурге, 1773 года. Здесь в первый раз выразилась охота Державина скрываться под загадочными заглавиями, какие он после придумывал при выпуске в свет Читалагайских од и Фелицы. «Потомком Аттилы» назвал он себя в том же смысле, как после «Татарским мурзою»: а «жителем реки Ра» (Волги) — как казанский уроженец. Настоящей оды нет ни в одном библиографическом указателе; единственный нам известный экземпляр ея найден А. А. Куником в академической библиотеке. Изданная без имени автора, в малом количестве экземпляров, она впоследствии не могла обратить на себя внимания; сам же он не перепечатывал ея, так же как и большую часть других пьес первой эпохи своего стихотворства. Из сохранившегося автографа этой оды видно, что Державин когда-то начал исправлять ее; но остановился на первой строфе, которую и передаем по позднейшей редакции с вариантом из печатного текста.

    1. He быть чтоб вредной ей никак и проч. — т. е. чтоб ей не потерпеть вреда от грозного буйством времени, от племени, чуждаго царимой (России). Во 2-ом стихе следующей строфы естественный порядок слов такой: сад эдема очес.

    2. Висс (церк.) — то же, что виссон. Ср. у Ломовосова в оде 10, строфа 5, стихи:

        

    Ниже, под женой должно разуметь уже не Екатерину, а Россию.

    3. Седми обширных вверх морей. — См. выше стр. 124.

    4. Рукой в союзе держит Льва. — Уже Ломоносов нередко называл Швецию, по ея гербу, Львом; см. у него напр. в оде 4, строфе 6:

        «Пятой наступишь ты на Льва».

    5. Вап (стар.) — краска.

    6. Раксальский — вместо Роксоланский. Встарину Роксолан считали предками Русских и производили название их от имени реки Ра. Ломоносов говорит : «Роксолане — речение сложенное от места их обитания» (т. е. обитания Алан), «которое не без основания производят от реки Раа, как у древних писателей слывет Волга» (Соч. Лом., т. III, стр. 133). Следовательно, раксальский у Державина значит приволжский.

    7. У Державина было подгнеждаешь, но такого слова нет: подгнещать — церк.-сл., подкладывать подтопку.

    ποδήρης, до ног спускающийся) — длинная риза: Исход, гл. 28, ст. 31; Премудр. Сол., гл. 18, ст. 24.