• Приглашаем посетить наш сайт
    Вересаев (veresaev.lit-info.ru)
  • На рождение великого князя Михаила Павловича

    На рождение великого князя Михаила Павловича

    
    
    1. Куда, сил грозных воевода,
    Надев огнепернатый шлем,
    На бедро луч, с небесна свода
    Ты радужным течешь путем?
    Спустился, зрю, на полвселенну,
    На Павлов и Мариин дом,
    И к отроку новорожденну
    Осклабленным приник лицом,
    
    2.  «Аз есмь,» вещал , «кто равен Богу[1]!»
    Дитя! сим именем зовись;
    Стань браней, мира на дорогу;
    В доспехи правды облекись;
    Прими дух мужества, дух силы,
    Луч света, званье, образ мой
    И горнего паренья крылы:
    Архангел я и пестун твой.
    
    3. «Избраньем древле я корону
    На предка твоего надел;
    Недавно вслед отцу ко трону
    Незримым спутником летел[2];
    Небес им поборала сила:
    Прими!» — И лишь свершил он речь,
    Порфира отрока покрыла,
    И препоясал молний меч[3].
    
    4. Едва почули громовержца
    Перуны росски в пеленах,
    На нежный глас сего младенца
    В трех-сотных отдались громах[4];
    Россия блеском озарилась,
    Усердия к царям полна:
    Так светлым током слез покрылась,
    Как сребряным дождем луна.
    
    5. «Подаждь, вселенной Вседержитель!»
    Взывает к звездной вышине,
    «Да юный молнии носитель[5]
    Михаил древний будет мне!
    Пресек нестройство тот, крамолу,
    Началом славы был моей,
    А сей, подпорой став престолу,
    Да царствует в сердцах людей!»
    
    6. Уже хранителя небесна
    Мой дух везде с младенцем зрит:
    При люльке, среди сна прелестна,
    Над ним, простря крыле, стоит;
    Эфирную приносит манну;
    Играет солнечным лучом,
    И в грудь, на подвиги избранну,
    Вливает Божий страх с млеком.
    
    7. То взводит он его на гору,
    То ходит с ним среди долин;
    Его младому кажет взору
    На высоте полет орлин:
    Смотри, над долом как летая,
    Он зрит вкруг змей и вержет гром,
    А там, любовью нежной тая,
    Птенцов жмет кокош под крылом[6].
    
    8. Иль учит: «Ты порфиророден,
    Прямой твой долг есть долг небес:
    И мира царь есть раб Господень,
    Взыщи премудрости словес:
    Священна доблесть — право к власти;
    Лишь правда — над вселенной царь;
    Благоволеньем к смертных части
    Всевышний зиждет свой алтарь[7]». —
    
    9. Отца и матери в подобьи,
    Беседует он часто с ним;
    «Ищи», твердит ему, «в незлобьи
    Ты образца делам своим:
    Престола хищнику, тирану
    Прилично устрашать рабов;
    Но Богом на престол воззванну
    Любить их должно, как сынов[8]». —
    
    10. Под кровом ангельским, небесным,
    Отца и матери рукой
    Расти, дитя, расти прелестным,
    А возмужав, явись герой!
    Страна твоя сильна, преславна,
    Обширно поле, где парить;
    Нет в мире царства так пространна,
    Где б можно столь добра творить!
    
    1798
    
    

    Комментарий Я. Грота

    Род. 28 января 1798 в С-Петербурге, ум. 28 августа 1849 года в Варшаве. — Когда, по случаю рождения великого князя, был выход во дворце, то граф П. В. Завадовский (Том I, стр. 256 и следд.), в то время сенатор, и О. П. Козодавлев, бывший тогда обер-прокурором в сенате, вызывали Державина написать стихи на приращение царского семейства. В первый затем съезд при дворе он привез эту оду и передал тому и другому по списку ея. Ода сделалась известна всему городу, и некоторые стихи ея, особливо вторая половина 9-й строфы, возбудили большие толки: по многим примерам строгих наказаний за незначительные вины, распространился слух, что и Державин пострадает. Тогда он увидел малодушие некоторых из своих приятелей, особливо Козодавлева, который, быв отчасти причиною сочинения оды, боялся прослыть соумышленником поэта. В следующее воскресенье, приехав в придворный театр, Державин встретился в дверях с Козодавлевым: этот, побледнев, бросился опрометью прочь, как от язвы, и во время представления, увидев его на скамье перед собою, пересел подальше, чтоб не разговаривать с ним. На первой неделе великого поста Державин с женою был в церкви: вдруг, середи обедни, входит фельдъегерь и подает ему толстый пакет. Жена обмерла от испуга, но Державин, распечатав пакет, нашел в нем золотую табакерку с брильянтами при письме Нелединского-Мелецкого, объяснявшего, что этот подарок Государь жалует ему в награду за его оду. На другой день он виделся с Козодавлевым в сенате; тот, узнав об оказанной Державину милости, первый бросился к нему на шею с лобызаниями и поздравлением. Державин, отступя от него, сказал: «Поди прочь от меня, трус! Зачем ты намедня от меня бегал, а теперь ищешь?» (Зап. Держ., Р. Б., стр. 429, и Об.). Из примечания 1 к Фелице (Том I, стр. 130) видно, в каких близких отношениях друг к другу давно находились Державин и Козодавлев: это подтверждает и переписка между ними. Подробнее о последнем в биографии поэта. Здесь же не считаем уместным входить в какия-либо разыскания для поверки рассказа поэта о своем приятеле. Ода эта была напечатана сперва отдельно в Спб. в императорской типографии (мал. 4 д. л., 8 стр.), потом в Аонидах 1798—1799 г. (кн. III, стр. 8), оба раза с подписью Державин; в издании 1808 г. см. ч. II, XIII.

    Значение рисунков: «1) Архангел Михаил, спускающийся с небес, поднял свой грозный пламенник в охранение новорожденного и в то же время от щита своего кинул благодетельный луч теплоты и света на Россию. 2) Орел, возвышающийся к солнцу, перуном вооруженный, взносит в масличном венце к источнику света имя новорожденного.» (Об. Д.) Как видно из рукоп. Капниста, прежде предполагались другие два рисунка: «1) Архангел Михаил в полном вооружении ведет прекрасного отрока на гору и другой рукой показывает вдали парящего орла. Внизу и по сторонам разные символы наук, художеств, земледелия, мира и проч., также птенцы под крылом матери. 2) Ипподром, или ристалище, имеющее с одной стороны необозримый горизонт, а с другой — столп, обвешенный венцами для победителя.»

    1. «Аз есмь,» вещал, «кто равен Богу!» — т. е «аз есмь Михаил»: это еврейское имя значит: кто подобен Богу (mi, кто; ka, нам; el, Бог).

    2. Незримым спутником летел. — «Император Павел за два дня до празднования Архангела Михаила взошел по престол» (Об. Д.), именно 6 ноября, а 8 — Михайлов день (см. выше стр. 26).

    3. И препоясал молний меч. — «В самый день рождения Михаила Павловича пожаловали его в фельдцейхмейстеры, т. е. в начальники молнии российской, или артиллерии» (Об. Д.).

    4. В трех-сотных отдались громах. — «Рождение императорского сына возвещается обыкновенно тремястами выстрелами из пушек» (Об. Д.).

    молнии носитель ср. с стихом 9-го куплета оды На освящение Каменноостровского инвалидного дома (Том I, стр. 64): «Еще носителя даст шлема».

    6. Птенцов жмет кокош под крылом. — «Так человеколюбив, как пеликан или наседка, которая цыплят своих охраняет под распущенными своими крыльями» (Об. Д.).

    7. Всевышний зиждет свой алтарь. — «Автор думает, что за благодеяния только Божеские воскурились алтари» (Об. Д.).

    публика, что на счет его сие сказано» (Об. Д.). За этим в рукописи изложены некоторые подробности, уже вошедшие в 1-ое наше примечание к этой оде.

    Разделы сайта: