• Приглашаем посетить наш сайт
    Арцыбашев (artsybashev.lit-info.ru)
  • Эпистола И. И. Шувалову

    Эпистола И. И. Шувалову

    
    
    НА ПРИБЫТИЕ ЕГО
    ИЗ ЧУЖИХ КРАЕВ В САНКТПЕТЕРБУРГ
    1777 ГОДА СЕНТЯБРЯ 17 ДНЯ[1].
    
    Предстатель росских муз, талантов покровитель,
    Любимец их и друг, мой вождь и просветитель,
    Который истинну хвалу себе снискал,
    Что в счастьи не одним лишь счастием блистал,
    Любил отечество, науки ободряя,
    Художества и вкус изящный насаждая,
    Елисаветиных средь радостных годов
    Был в младости министр, в вельможе философ,
    Природой одарен и просвещен ученьем!
    О ты, кто наполнял пиитов дух пареньем
    И был их Аполлон и стал безсмертен сим,
    Что песнь Петровых дел под именем твоим
    Чрез Ломоносова в концы гремяща мира
    Тобой ободрена[2], — хвала тебе та лира!
    Се славный памятник: не грады разорил —
    Садя училища, ты грады озарил!
    
    Се паки днесь тебя отечество встречает;
    Как мать рожденного, на лоно принимает;
    Горящу грудь к тебе, горящий взор стремит;
    Полна любовию, с тобою говорит:
    «Я сколько лет тебя, любезный сын, не зрела
    И видеть уж тебя надежды не имела,
    Просила небеса, чтоб ты во здравьи жил;
    Но днесь ты, возвращен, мне радость в душу влил!
    Я прежним чувствием тобою услаждаюсь,
    Утехи от тебя и пользы дожидаюсь.
    Но если сердцем чужд от чуждых стран пришел,
    Не стоишь ласк моих, которые нашел».
    
    Нет, прежнюю в тебе мы узрим добродетель,
    Шувалов! коей всяк из Россов был свидетель.
    Во дни Минервины, в Екатеринин век,
    Достоинств таковых потребен человек.
    Ты будешь, мудрою водим ея рукою,
    Блистать парнасскаго эдема красотою;
    Сады твоих доброт среди созрелых лет
    Размножишь более, чем где их видел свет;
    И словом, жизнь твоя согласна будет чину,
    Какая знатному прилична властелину;
    Каков ты прежде был, не взлюбишь тщетный шум:
    Полезныя дела, не блеск, питают ум;
    Пресветел сан, коль им сияет добродетель;
    Любезна власть, когда ей блага кто содетель.
    От вредной праздности, от роскоши хранясь,
    Благими нравами, трудами веселясь,
    Ты будешь пользою народной отличаться,
    Как Нил из скрытых мест блаженством проливаться:
    Незрим его исток, но польза всем видна.
    Столпы отечества! се ваша цель одна,
    Идете ль явными со громом вы шагами,
    Иль созидаете вы втайне мир с богами.
    Как Генрих Сюллию, иль Сюллий был ему
    Виной величия, не явно никому;
    Но если подвиг зрим мы духа превосходна,
    Венчает обоих признательность народна.
    В том важность всех вельмож, в том сила всех царей,
    Чтоб делать им уметь счастливыми людей.
    
    Споспешник общих благ, друг царский и народный,
    Блаженны дни твои, коль общих благ виновны.
    Благословен тот год, благословен тот час,
    Как мудрый муж в совет на царский придет глас.
    При нем цветут поля и класы созревают,
    Безбурно корабли им в пристань прилетают,
    При нем полезен мир, полезна и война,
    Страна оливами и лаврами полна.
    О Кольберты всех царств! коль в смертных исполины,
    Густавы, Людвиги, Петры, Екатерины,
    Сиянье ваших дел мрачат в своих лучах[3]:
    Потомство осветит и ваш по смерти прах.
    Превыспренним душам до звезд колоссы низки:
    Достойны им в сердцах народных обелиски.
    
    Кто мыслит хорошо, что мыслит, говорит
    И сказанное все со твердостью творит,
    От оного страна всего да ожидает,
    Чем только щедрый Бог ее благословляет.
    Не стяжет он себе ни злата, ни сребра:
    Для общего живет и частного добра.
    
    Благотворенья в нас двоякие суть виды:
    Кто силен, никому не делай тот обиды;
    Но кто бессилен, тот терпящим сострадай,
    Им руку помощи, сколь можно, подавай.
    От сих источников, повидимому скудных,
    Впоследствий[4] океан исходит благ повсюдных.
    
    Как начал прежде ты, Шувалов, так скончай.
    Правдив ты был — суди; был щедр — и награждай.
    Ты сердцем никогда не равен был железу:
    Уйми ты бедных вздох, отри ты сирых слезу,
    В прелестной суете ты кроток был душой:
    Пленяй и днесь сердца единым лишь собой.
    Владычице своей в днях юности был верен:
    И в мужестве другой пребудь нелицемерен.
    Люби отечество, любил как прежде ты,
    Сияй сиянием его ты красоты.
    В деяньях честности имея ум твой Богом
    И добродетель лишь душе твоей чертогом,
    Блистай рачением, науки кореня;
    Как прежде научал, ты научай меня,
    Чтоб с малым я умом был обществу любезен,
    Талантов скудостью отечеству полезен.
    О! жалкий полубог, кто носит тщетно сан:
    Пред троном тот ничто, на троне истукан.
    
    Прости, что дерзок я, так изъясняться смея:
    Согласие стихов без истины — Цирцея.
    Божественный язык на похвалу людям,
    Без наставленья им, есть вредный фимиам.
    Ho если я и слаб подать кому советы,
    На поприще другим в тебе достойны меты:
    Да всяк твоей стезей цветущей потечет,
    Почтение к себе от света привлечет.
    
    Благоуханным жизнь наполня ароматом,
    Ты соты, как пчела, приносишь нам возвратом,
    Какие собрал ты, обозревая свет:
    Вкус, просвещение и опыт зрелых лет.
    Царица мудрая искусство то имеет,
    Что разумом дары распределять умеет.
    Открыв тебе твой путь, и озарит она:
    Любовь народная — царей любви равна.
    О! будь украшен ты по сердцу обоими;
    Сомнения в том нет с заслугами твоими[5].
    
    Под сению твоей воспитан, возращен,
    Питомец муз твоих и ими научен,
    Я ревностный тебе почтенья всех свидетель,
    И благодарность лишь — стихов моих содетель.
    Не ведав ты меня, благодеянья лил:
    Не знай, друг общества, кто здесь тебя хвалил;
    Ho да гремит в твой слух та истина высока:
    Глас общий никогда не похвалял порока.
    
    С пределов болгарских[6], с отпадших стран Луны,
    Эдигиреев трон и род где попраны[7];
    Зюмбекиных[8] не вняв коварств, волшебств и стона,
    Где растерзал Орел треглавого Дракона[9];
    Воздвигнул Иоанн где крест для света мурз;
    Тобой Елисавет где водворила муз[10];
    Чрез горы, чрез леса, чрез реки, чрез стремнины,
    Где взор сиял Петров и взор Екатерины,—
    Оттоль сей идет глас, оттоль сей лирный звон;
    Из отдаленности к тебе усерден он.
    
    1777
    
    
    Варианты
    (1798)
    
    
    
        Ст. 1—2:
    Ревнитель росских муз, талантов покровитель, Ходатай их и друг, мой вождь и просветитель.
        Ст. 5—6:
    Любил отечество, ему все в пользу строил, Науки, мастерства, художества покоил.
        Ст. 8:
    Во младости министр, в вельможе философ.
        Ст. 11:
    Ты был их Аполлон и ты бессмертен сим.
        Ст. 14:
    Тобой ободрена, — тебе хвала та лира.
        Ст. 17:
    Обратно днесь тебя отечество встречает.
        Ст. 24:
    Но днесь ты возвращен, ты радость в душу влил.
        Ст. 27:
    Но коль ты сердцем чужд от чуждых стран пришел.
        Ст. 32—36:
    Еще полезнее полезный человек. Ты будешь под ея рукою успевати, Парнасские сады стараться угобжати; Сады твоих доброт, во спелость твоих лет, Ты боле расцветишь, чем сколько видел свет
        Ст. 38:
    Какая знатному прилична господину.
        Ст. 40:
    Прекрасныя дела, не пышность, тешат ум.
        
    Пресветел оный сан, в ком спеет добродетель; Любезна она власть, кто властью благ содетель.
        Ст. 45—47:
    Ты будешь пользою народною блистати, Как Нил из скрытных мест блаженство проливати: Не зрят его исток, но польза всем видна.
        Ст. 49—50:
    Хотя вы явными несете гром шагами, Хотя с земными втай речете мир богами.
        Ст. 52—55:
    Виной величества, не явно никому; Но если блещет дел их явно светозарность, Венчает обоих народна благодарность. В том пышность всех вельмож, в том гордость всех царей.
        Ст. 59—63:
    Благословен тот год, благословен тот день, Премудрый как министр изыдет царству в сень! При нем бразды полей безбедно расцветают, При нем суда торгов безбурно прилетают, При оном светел мир, при нем славна война.
        Ст. 66—68:
    Христины, Людвики, Петры, Екатерины, Сиянье ваших дел в своих промчат лучах: Потомство освещать ваш будет после прах.
        Ст. 73—74:
    От оного народ все должен ожидати, Чем могут небеса страну благословляти.
        Ст. 76—77:
    Для общего живет и каждого добра. Главнейшего добра в нас двойственны суть виды.
        Ст. 79—80:
    Бессилен если кто, тот жалостью страдай, От бедства ближнего сколь можно соблюдай.
        Ст. 82:
    Исходит океан опосле благ повсюдных.
        Ст. 87:
    В прелестной суете ты не мечтал собой.
        Ст. 89:
    Владычице своей в днях счастья был ты верен.
        Ст. 97:
        Ст. 107—108:
    Да в след твоих стезей, где возрасли цветы, Последует пусть всяк и будет каков ты.
        Ст. 111—115:
    С полей познания тебе явил что свет, Ты пользу собрал всю, чтоб нам устроить мед. Царица мудрая способность в том являет, Дары она умов распределяти знает; Подаст тебе твой путь и озарит она.
        Ст. 120—122:
    И света твоего лучами озарен, Се ревностный тебе я всех любви свидетель, Из благодарности стихов моих содетель.
        Ст. 125—126:
    Довольно, лишь внимай ты истину высоку: Глас общий никогда не похвалял пороку.
        (Эти два стиха могли служить хорошим 
    окончанием Эпистолы в первой ее редакции).
        Ст. 129—131:
    Двуглавный где орел, не вняв волшебств и стона Зюмбеки, растерзал треглавного дракона, Девору Иоанн; где в свет возвысил мурз (1779).
        (В издании 1798, которому этот вариант также 
    принадлежит, вместо слова свет поставлено, вероятно без ведома Державина: сан, чем смысл стиха, и без того неясный, совершенно затемнен).

    1. Иван Иванович Шувалов (род. 1727, ум. 1797) был куратором казанской гимназии, когда Державин воспитывался в ней (1759—1762). Поэт пользовался и после покровительством его. Еще при Петре III Шувалов, как бы осиротев по смерти императрицы Елисаветы, хотел отправиться в чужие края; но это удалось ему только по вступлении на престол Екатерины II. Его отсутствие продолжалось от апреля 1763 до сентября 1777 г. Возвращение его дало пищу производительности многих стихотворцев. См. у Сопикова ч. III и IV, №№ 3.742, 7.327, 11.371, 11.420, 11.421 и проч. Первым из приведенных здесь нумеров означена эпистола Фрязиновского. В Russische Bibliothek Бакмейстера (1778, ч. V, стр. 223) объявлено о появлении другой эпистолы неизвестного автора, написанной александрийскими стихами, на тот же предмет, при чем замечено, что слово эпистола входит, повидимому, в моду у Русских. Конечно к тому же случаю относилась эпистола, присланная вскоре после возвращения Шувалова Новикову для журнала Утренний Свет; но непринятая редакциею, как несоответствовавшая чисто нравоучительной цели этого издания (Утр. Свет 1777, октябрь). Весьма вероятно, что как у Бакмейстера, так и в Утреннем Свете речь идет именно об эпистоле Державина, имя которого находится в списке подписчиков на Утренний Свет, и который, по словам Остолопова (Ключ к соч. Держ., стр. 13), действительно, издал свое послание отдельно. Эпистола Державина, судя по смыслу последних стихов ее, была окончательно дополнена в Казани в 1778 году, когда он, вскоре после женитьбы, ездил на родину. Дмитриев в своих Записках положительно говорит, что она была написана там. Впрочем Дмитриев в этом показании мог также основываться только на заключении пьесы. Возможно, что Державин уже и при первоначальной редакции ее в Петербурге придумал такой конец, чтобы полнее обозначить свое отношение к Шувалову. Эпистола была вторично напечатана в 1779 году, в августовской книжке С-петербургского Вестника (ч. IV, стр. 95). Потом она перешла, почти без изменений и против желания автора, в издание 1798, стр. 299 (см. письма его под 1797 и 1798 г.). В 1808 г. он исключил ее из собрания своих сочинений. Но в рукописях его есть позднейшая ее редакция, по которой она здесь и печатается с полным указанием вариантов по изданию 1798 г. «Эта эпистола», говорит г. Бартенев (Зап. Держ., Русск. Беседа, стр. 121), «весьма замечательна по независимости и смелости суждений и самых похвал: в ней уже подробно и резко излагается мнение Державина об обязанностях вельможи».

    2. Что песнь Петровых дел —— тобой ободрена. — Ломоносов, окончив две первые песни поэмы Петр Великий, напечатал их отдельно в 1760 году, с посвящением Шувалову.

    3. Сиянье ваших дел мрачат в своих лучах. — В издании 1798 г. напечатано промчат вместо мрачат, как было в С-петербугск. Вестнике. Вероятно, это одна из тех неисправностей, вкравшихся в московское издание, на которые жалуется Державин в «Предуведомлении к читателю». Мысль этих стихов та, что славою монархов часто затмевается слава лучших из их подданных.

    4. Впоследствий океан исходит благ повсюдных. — Вначале Державин позволял себе употреблять в стихах: впоследствий, Россий, Марий и т. п., вместо: впоследствии, России, Марии.

    мнению.

    6. С пределов болгарских ... — Болгары — татарское селение в 120 верстах от Казани, развалины которого и теперь еще видны.

    7. Эдигиреев трон и род где попраны. — Эдигиреев вм. Эдигеров. Эдигер, бывший царевич астраханский, был последним татарским царем в Казани.

    8. Зюмбекиных не вняв коварств, волшебств и стона. — Зюмбека или Сумбека, дочь ногайского князя Юсуфа, вдова казанского царя Сафа-Гирея, была выдана Ивану Грозному вместе с ее сыном и отвезена в Москву. Прежде нежели решилась участь ее, она обращалась к волхвам и посылала знатнейшего своего духовного вопросить беса, одолеет ли она московского государя (П. Рычкова Опыт Казанской истории, стр. 130).

    9. Где растерзал Орел треглавого Дракона. — Герб казанской губернии — черный змей с красными крыльями.

    Разделы сайта: