• Приглашаем посетить наш сайт
    Цветаева (tsvetaeva.lit-info.ru)
  • Ласточка

    ЛАСТОЧКА


    О домовитая ласточка!
    О милосизая птичка!
    Грудь краснобела, касаточка,
    Летняя гостья, певичка!
    Ты часто по кровлям щебечешь,
    Над гнездышком сидя, поешь,

    Крылышками движешь, трепещешь,
    Колокольчиком в горлышке бьешь.
    Ты часто по воздуху вьешься,
    В нем смелые круги даешь;
    Иль стелешься долу, несешься,
    Иль в небе простряся плывешь.
    Ты часто во зеркале водном
    Под рдяной играешь зарей,
    На зыбком лазуре бездонном
    Тенью мелькаешь твоей.
    Ты часто, как молния, реешь
    Мгновенно туды и сюды;
    Сама за собой не успеешь
    Невидимы видеть следы,
    Но видишь там всю ты вселенну,
    Как будто с высот на ковре:
    Там башню, как жар позлащенну,
    В чешуйчатом флот там сребре;
    Там рощи в одежде зеленой,
    Там нивы в венце золотом,

    Там мошки толкутся столпом;
    Там гнутся с утеса в понт воды,
    Там ластятся струи к брегам.
    Всю прелесть ты видишь природы,
    Зришь лета роскошного храм,
    Но видишь и бури ты черны

    И прячешься в бездны подземны,
    Хладея зимою, как лед.
    Во мраке лежишь бездыханна, —
    Но только лишь придет весна

    Встаешь ты от смертного сна;
    Встанешь, откроешь зеницы
    И новый луч жизни ты пьешь;
    Сизы расправя косицы,

    Душа моя! гостья ты мира:
    Не ты ли перната сия ? —
    Воспой же бессмертие, лира!

    Восстану, восстану и я, —
    — и в бездне эфира
    Увижу ль тебя я, Пленира?

    1792, середина 1794


    Примечания

    Ласточка (стр. 207). Впервые — «Московский журнал», 1792, № 12, стр. 193, — в первоначальной редакции, без двух последних стихов и с означением вместо подписи: «Из Петербурга». В переделанном виде — Изд. 1798 г., стр. 296. Печ. по Изд. 1808 г., т. 1, стр. 296, с восстановлением по журналу выпавшей 40-й строки. После смерти первой жены, образ которой связался в его творческом сознании с образом ласточки (см. предыдущее стихотворение), Державин значительно переделал данное стихотворение (сохранилось много рукописей разных вариантов этой пьесы), дополнив двумя стихами, и включил в том стихотворений, поднесенных Екатерине II в 1795 г. Однако в издании 1798 г. два последних стиха, написанных на постаменте бюста Екатерины Яковлевны, изображенном на рисунке, завершавшем стихотворение в рукописи, напечатаны не были (вероятно, это и была одна из тех «неисправностей», о которых говорил поэт в предисловии к тому собрания сочинений). Окончательная редакция написана «в память первой жены автора», почему датой сочинения Державин указал 1794 г. (Об. Д., 651). В одной из черновых рукописей Державин сделал попытку продолжить стихотворение, однако не кончил этого (см. у Грота, 1, 578—579). Ритмическое разнообразие стихотворения иногда приводило современников в смущение. Если Н. М. Карамзин в выноске к двум первым стихам первоначальной редакции:


    заметил: «...сие смешение мер может быть очень приятно», то другой поэт и близкий друг Державина, В. В. Капнист, попытался «исправить» ритмику державинского стихотворения, втиснув метрическое богатство «Ласточки» в тесные рамки четырехстопного ямба (переработка Капниста опубликована у Грота, 1, 574—575).

    Разделы сайта: