АНАКРЕОН У ПЕЧКИ
Случись Анакреону
Летал божок крылатый
Стрелял с ее небесных
И с роз в устах прелестных,
И на грудях с лилей.
Но арфу как Мария
Под алыми перстами
Анакреон у печки 1795 |
Примечания
Анакреон у печки (стр. 226). Впервые «Муза», 1796, № 3, стр. 224, под заглавием «Анакреон» и с подписью «***». С измененным заглавием Ан. п., стр. 60. Печ. по Изд. 1808 г., т. 3, стр. 66. «Экспромт во время играния на арфе Марии Львовны Нарышкиной 1795» (Об. Д., 715) (о ней см. прим. к стих. «К Эвтерпе»).
Случись Анакреону. «Под Анакреоном автор разумел себя» (Об. Д., 7 15).
Комментарий Я. Грота
Здесь уже не в первый раз имя Анакреона встречается в стихотворениях Державина, и мы отсылаем читателя к тому, что по этому поводу сказано на стр. 421, в примечании 1 к Анакреону в собрании. В настоящей пьесе он под этим именем разумеет самого себя. По словам поэта, она написана экспромтом во время играния на арфе Марьи Львовны Нарышкиной, той самой, которую он в 1789 г. воспел под именем Евтерпы (см. выше стр. 300).
Дополним сказанное там, в примеч. 1-м, выпискою из Сегюра (Memoires, т. II, стр. 5): «Потемкин, который почти нигде не показывался, приезжал часто к обер-шталмейстеру (Л. А. Нарышкину), потому что только здесь он чувствовал себя совершенно свободным и сам никого не стеснял. Притом, еще особенное обстоятельство влекло его сюда: он был влюблен в одну из дочерей Нарышкина; в этом никто не мог сомневаться, видя как настойчиво и странно он за нею ухаживал; посреди всех посторонних он всегда был как будто бы наедине с нею.» Три дочери Нарышкина вышли за Поляков: одна за гр. Сологуба, другая (Марья Львовна) за кн. Любомирского, третья за кн. Попинского (Воспоминания Булгарина, ч. I, стр. 224).
песнях 1804 г., стр. 60, и в издании 1808 г., ч. III, XXVIII.