• Приглашаем посетить наш сайт
    Тютчев (tutchev.lit-info.ru)
  • Рождение красоты

    РОЖДЕНИЕ КРАСОТЫ


    Сотвори Зевес вселенну,
    Звал богов всех на обед.
    Вкруг нектара чашу пенну
    Разносил им Ганимед;
    Мед, амброзия блистала
    В их устах, по лицам огнь,
    Благовоний мгла летала,
    И Олимп был света полн;
    Раздавались песен хоры,
    И звучал весельем пир;
    Но незапно как-то взоры
    Опустил Зевес на мир;
    И, увидя царствы, грады,
    Что погибли от боев,
    Что богини мещут взгляды
    На беднейших пастухов,
    Распалился столько гневом,
    Что, курчавой головой
    Покачав, шатнул всем небом,
    Адом, морем и землей.
    Вмиг сокрылся блеск лазуря:
    Тьма с бровей, огонь с очес,
    Вихорь с риз его, и буря

    Разразились всюду громы,
    Мрак во пламени горел,
    Яры волны будто холмы,
    Понт стремился и ревел;
    В растворенны бездн утробы
    Тартар искры извергал;
    В тучи Феб, как в черны гробы,
    Погруженный трепетал;
    И средь страшной сей тревоги
    Коль еще бы грянул гром, —
    Мир, Олимп, богов чертоги
    Повернулись бы вверх дном.
    Но Зевес вдруг умилился,
    Стало, знать, красавиц жаль;
    А как с ними не смирился,
    Новую тотчас создал:
    Ввил в власы пески златые,
    Пламя — в щеки и уста,
    Небо — в очи голубые,
    Пену — в грудь, и Красота
    Вмиг из волн морских родилась.
    А взглянула лишь она,
    Тотчас буря укротилась
    И настала тишина.

    Облелея табуном,
    На свои ее взяв спины,
    Мчали по пучине волн.
    Белы голуби станицей,
    Где откуда ни взялись,
    Под жемчужной колесницей
    С ней на воздух поднялись;
    И, летя под облаками,
    Вознесли на звездный холм;
    Зевс объял ее лучами
    С улыбнувшимся лицом.
    Боги молча удивлялись,
    На красу разинув рот,
    И согласно в том признались:
    Мир и брани — от красот.

    1797


    Примечания

    Рождение красоты (стр. 265). Впервые — Ан. п., стр. 74. Печ. по Изд. 1808 г., т. 3, стр. 80. В стихотворении использован древнегреческий миф о том, что богиня любви и красоты Афродита родилась из морской пены.

    Ганимед — юноша, любимец Зевса, взятый им за красоту на Олимп. В «собрании богов» Ганимед разносил божественный напиток — нектар.

    Комментарий Я. Грота

    О поводе к сочинению этих стихов Державин ничего не говорит. Они были напечатаны в Анакр. песнях 1804, стр. 74, и в издании 1808 г., ч. III, XXXVIII. В одном из своих разборов Белинский (см. Сочинения его, ч. IV, стр. 469) выписывает всю эту пьесу, «поэтическую по мысли и отличающуюся необыкновенными красотами», в доказательство того, что Державин — поэт с громадным талантом, но не художник.

    Содержание рисунков: 1) Юпитер на облаках из среды собрания богов бросает гром на вселенную; внизу — волнующееся море. 2) Среди тихого моря на раковине стоит Венера (рукоп.).

    1. Распалился —— и землей. — «По нашему мнению, эти четыре стиха — торжество Державинской поэзии, и не смотря на их как бы шуточный тон, они исполнены антологической грации и вместе классического величия» (Белинский). В этих стихах совершенно гомерическое представление. Для сравнения можно указать в Илиаде, перев. Гнедича, песнь I, стихи 528 — 530:

        «Рек, и во знаменье черными Зевс помавает бровями:
        Быстро власы благовонные вверх поднялись у Кронида
        Окрест бессмертной главы, и потрясся Олимп многохолмный».
    

    выписать и эту, хотя на наш взгляд преувеличенную хулу. О критике Белинского в отношении к Державину надеемся высказать наше мнение обстоятельно в конце настоящего издания.

    3. Зевс объял ее лучами С улыбнувшимся лицом. — «Какие превосходные два стиха, полные гомерического величия и грации!» (Белинский).

    Разделы сайта: