• Приглашаем посетить наш сайт
    Мода (modnaya.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "1743"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
    Поиск  
    1. Панин C. В.: Автобиографическая дилогия Г. Р. Державина
    Входимость: 4. Размер: 40кб.
    2. Курилов А. С.: Державин Гаврила Романович
    Входимость: 2. Размер: 17кб.
    3. Михайлов О. Громовой пролети струей. Комментарии.
    Входимость: 2. Размер: 30кб.
    4. Стенник Ю. В.: Композиция и план Державинского "Водопада"
    Входимость: 1. Размер: 33кб.
    5. Аверинцев С.: Поэзия Державина
    Входимость: 1. Размер: 29кб.
    6. Хронология жизни и творчества
    Входимость: 1. Размер: 5кб.
    7. Курилов A. С.: Начало Державиноведения в России
    Входимость: 1. Размер: 40кб.
    8. Демин А.О.: Корпус драматических сочинений Г. Р. Державина: издания и рукописи
    Входимость: 1. Размер: 61кб.
    9. Арфа
    Входимость: 1. Размер: 12кб.
    10. Западов В. Л.: Поэтический путь Державина
    Входимость: 1. Размер: 40кб.
    11. Глинка Н. И. Державин в Петербурге. Введение
    Входимость: 1. Размер: 5кб.
    12. Подольская И. И.: Державин
    Входимость: 1. Размер: 36кб.
    13. Архангельский А.: Г. Р. Державин - биографическая справка
    Входимость: 1. Размер: 35кб.
    14. Михайлов О. Громовой пролети струей. Г. Р. Державин. Биографическая статья.
    Входимость: 1. Размер: 9кб.
    15. Ходасевич В.Ф.: Державин. Глава 1.
    Входимость: 1. Размер: 14кб.
    16. Ходасевич В.Ф.: Державин. Глава 9.
    Входимость: 1. Размер: 127кб.
    17. К графу А.П. Шувалову. 5 июля 1786.
    Входимость: 1. Размер: 2кб.
    18. Ходасевич В.Ф.: Державин. Глава 4.
    Входимость: 1. Размер: 65кб.
    19. Благой Д.Д.: Державин. Глава 1
    Входимость: 1. Размер: 19кб.
    20. Альтшуллер М. Г.: Оратория "Целение Саула" в системе поздней лирики Державина
    Входимость: 1. Размер: 34кб.
    21. Благой Д.: Державин
    Входимость: 1. Размер: 40кб.
    22. Демин А. О.: Трагедия Г. Р. Державина "Атабалибо, или Разрушение Перуанской империи" и "Всемирный путешествователь" Ж. Ла Порта
    Входимость: 1. Размер: 38кб.
    23. Клейн Й.: Религия и просвещение в XVIII веке: ода Державина "Бог"
    Входимость: 1. Размер: 23кб.
    24. Брилиант С.М.: Г.Р. Державин. Его жизнь, литературная деятельность и служба.
    Входимость: 1. Размер: 33кб.
    25. Записки из известных всем произшествиев и подлинных дел. 1. С рождения его и воспитания по вступление в службу
    Входимость: 1. Размер: 19кб.
    26. Левенштейн О. Г.: Г. Р. Державин на посту статс-секретаря при императрице Екатерине II (1791-1793 гг.)
    Входимость: 1. Размер: 14кб.
    27. Глинка Н. И. Державин в Петербурге. Глава 1. "Обратился к высшему рифмованию... ".
    Входимость: 1. Размер: 42кб.
    28. Михайлов О. Громовой пролети струей. Хронологическая таблица.
    Входимость: 1. Размер: 5кб.
    29. Глинка Н. И. Державин в Петербурге. Глава 8. "Мое время прошло... ".
    Входимость: 1. Размер: 66кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Панин C. В.: Автобиографическая дилогия Г. Р. Державина
    Входимость: 4. Размер: 40кб.
    Часть текста: г. Евгений Болховитинов, епископ старорусский и викарий новгородский, собиравший материалы для словаря русских писателей, обращается с просьбой к графу Д. И. Хвостову: «Вам коротко знаком Г. Р. Державин. А у меня нет ни малейших черт его жизни. Буква же Д близко. Напишите, сделайте милость, к нему и попросите его именем всех Литераторов, почитающих его, чтобы вам сообщил записки 1) котораго года, месяца и числа он родился и где, а также нечто хотя о родителях его, 2) где воспитывался и чему учился, 3) хотя самое краткое начертание его службы, 4) с котораго года начал писать и издавать сочинения свои и которое из них было самое первое. 5) Не сообщит ли каких о себе и Анекдотов, до Литтературы касающихся?» 2 . 15 мая Хвостов пишет Державину, сообщая о просьбе Евгения Болховитинова, и 31 мая в ответном письме графу поэт выражает желание познакомиться с Евгением Болховитиновым и поговорить с ним «о сей материи лично; ибо не весьма ловко самому о себе класть на бумагу, а особливо некоторые анекдоты, в жизни моей случившиеся. Касательно же литературы, то по случаю, мимоходом, некоторыя краткия черты сообщил я гр. А. И. М. — Пушкину 3 . Со временем дополнить можно, а вам вот что скажу: Кто вел его на Геликон И управлял его шаги? Не школ витийственных содом: Природа, нужда и враги. Объяснение четырёх сих строк составит историю моего стихотворства, причины оного и необходимость» (6, 170). 30 сентября 1805 г. Евгений Болховитинов в письме к графу Д. И. Хвостову сообщил: «Похвалюсь вам, что он (Державин. — С. П. ) прислал мне самую обстоятельнейшую свою Биографию и пространные...
    2. Курилов А. С.: Державин Гаврила Романович
    Входимость: 2. Размер: 17кб.
    Часть текста: каким были исполнены творения Гаврилы Романовича Державина (1743— 1816) и прежде всего его «Ода к премудрой Киргиз-Кайсацкой царевне Фелице, писанная некоторым татарским Мурзою, издавна поселившимся в Москве, а живущим по делам своим в Санкт-Петербурге», опубликованная в первых числах мая в «Собеседнике любителей российского слова» и возвестившая о начале у нас новой эпохи в развитии литературы и литературного языка. Императрица полностью разделила «удивление» своей наперсницы, и Российская Академия была основана. Державин прекрасно понимает, какую роль он сыграл в ее создании, вообще в судьбах отечественной словесности и журналистики того времени. В своих «Записках» он прямо говорит, что и журнал «Собеседник любителей российского слова», и «самая Российская Академия... начало свое возымели... от оды Фелица...» 2 . Это находит подтверждение и в «Исторических, философических, политических и критических рассуждениях» О. П. Козодавлева, отметившего, что именно «Ода к премудрой Киргиз-Кайсацкой царевне Фелице» навела Дашкову на мысль о создании журнала: «. красоты и истины, находящиеся в сей оде, почувствовав, решилася приказать ее напечатать; а дабы чрез то подать случай и другим сочинителям изощрять свои дарования, вздумала она издавать книгу под заглавием: "Собеседник любителей российского слова"...» 3 . А от журнала для «любителей российского слова» до Академии, где это слово становится предметом научного интереса и профессионального изучения, был, как оказалось, только один шаг. «Беседовать» с «любителями российского...
    3. Михайлов О. Громовой пролети струей. Комментарии.
    Входимость: 2. Размер: 30кб.
    Часть текста: писатель, родился в 1932 г. в Москве. Окончил Курское суворовское училище, позже, в 1955 г., — филологический факультет Московского университета. Олег Михайлов — один из первых пропагандистов и исследователей творчества И. А. Бунина. В 1967 г. вышла первая книга О. Михайлова "Иван Алексеевич Бунин". Итогом многолетних трудов стала монография "Строгий талант". Автор много работает в сфере исторической романистики, сфера его интересов широка и разнообразна: русские государи, романы "Суворов" (1973), "Куприн" (1981), "Кутузов" (1988), "Александр III" (1997) и др. Всего он написал более 30 научно-популярных, литературно-критических и художественных книг. О. Н. Михайлов — лауреат премии Министерства обороны СССР. Роман печатается по изданию: Михайлов О. Н. Державин: Романизированное описание исторических происшествий и подлинных событий, заключающих в себе жизнь Гаврилы Романовича Державина. М.: Молодая гвардия, 1977. Для настоящего издания автор существенно переработал свой роман. Стр. 11. Фридрих Великий. — Здесь имеется в виду Фридрих II (1712 — 1786), прусский король из династии Гогенцоллернов, крупный полководец, дипломат. Помимо прочего, был неплохим музыкантом, даже сочинял музыку; занимался историей, философией, поэзией. Его стихи переводили многие поэты XVIII в. Стр. 14. ... в смутную пору лихолетья... — Смутное время, Смута, Лихолетье — так называются в истории события конца XVI — начала XVII в. в России, когда окончилась династия Рюриков, — и до восшествия на престол первого царя из рода Романовых Михаила Федоровича. Термин этот был введен русскими писателями XVII в. ... начиная с царствования Анны Иоанновны. — Анна Иоанновна (1693 — 1740) правила с 1730 г. Стр. 15. Покойная государыня Елизавета Петровна... —...
    4. Стенник Ю. В.: Композиция и план Державинского "Водопада"
    Входимость: 1. Размер: 33кб.
    Часть текста: развертываемых по ходу повествования образных уподоблений. Не случайно крупнейший исследователь творчества Державина в XIX в. Я. Грот видел в «Водопаде» «исполинский исторический образ России 18 века» (VIII, 601). Скрытое ассоциативное богатство заключенной в этом произведении Державина системы поэтического миросозерцания раскрывается уже в следующих сразу после зачина строфах: противостоящая всему живому величественная стихия водопада аллегорически соотносится в них с выступающими на фоне кипящей бездны волком, ланью и конем, чьи образы призваны олицетворять человеческие злобу, кротость и гордыню. Так потрясающий по своей красочной выразительности зачин органично перерастает в риторику, неподражаемый по своей смелости полет поэтического воображения сочетается с ходульностью аллегорических уподоблений. И в этом состоит своеобразие художественного гения Державина. «... Ни одно стихотворение Державина не выдержит самой снисходительной эстетической критики», — писал В. Г. Белинский в статье, где он детально разбирал сочинения поэта, и заключал свою мысль выводом: «... ничего не может быть слабее художественной стороны стихотворений Державина» 2 . Белинский предложил свой вариант анализа художественной...
    5. Аверинцев С.: Поэзия Державина
    Входимость: 1. Размер: 29кб.
    Часть текста: заново. Рассветные сумерки рассеялись, туманы куда-то исчезли, на небе ни облачка. Ничем не смягченный свет резко бьет прямо в глаза. Горизонты неправдоподобно, ошеломляюще прозрачны, видно очень далеко. Каждая краска — яркая, полутонов нет. И будто вся играет тварь; Природа блещет, восклицает. Природа «восклицает», как пристало природе, не соразмеряя громкости, не стесняясь своей стихийной силы, шумно и безудержно, и поэзия «восклицает» ей в лад. Природа «блещет», и поэзия не нарадуется на картины световых эффектов, на отражение и преломление световых лучей в золоте и «кристалях». Век Державина был без ума от фейерверков. Легко увидеть, что и блистание небесных светил представлено в державинской поэзии как веселый и грозный фейерверк, устроенный божеством, а потому превосходящий все земные фейерверки своим великолепием, но тут же превзойденный блеском явления самого вечного Пиротехника: Светил возжженных миллионы В неизмеримости текут; Твои они творят законы, Лучи животворящи льют. Но огненны сии лампады, Иль рдяных кристален громады, Иль волн златых кипящий сонм, Или горящие эфиры, Иль вкупе все светящи миры — Перед Тобой, как нощь пред днем Уж если тут является луна, в ней нет ни грана сладкой романтической меланхолии; ее дело — устраивать праздничную иллюминацию, подходящую к нарядным покоям с лакированными полами, как это описано в зачине оды...
    6. Хронология жизни и творчества
    Входимость: 1. Размер: 5кб.
    Часть текста: «Оды, переведенные и сочиненные при горе Читалагае 1774 года» (напечатаны в 1776 году). 1777 г. Переведен в штатскую службу с чином коллежского советника. 1787 г. 18апреля — женился на Екатерине Яковлевне Бастидон (1760 — 1794). 1779 г. Перелом в творчестве Державина, создающего оды «Ключ», «На рождение в севере Порфирородного отрока», «На смерть князя Мещерского» и др. 1780 г. Державин произведен в статские советники. Создает оды: «На отсутствие ее величества в Белоруссии», «К соседу», «Властителям и судиям». 1783 г. Написанная годом раньше «Ода к Фелице» появляется в первом номере журнала «Собеседник любителей российского слова». 1784 г. Державин создает оду «Бог». В мае назначен губернатором в Олонецкую губернию. 1785 г. В декабре переведен губернатором в Тамбов. 1788 г. Написал оды «На смерть графини Румянцевой» и «Осень во время осады Очакова». 1789 г. Январь — приезд в Москву. Написал оды «Изображение Фелицы» и «На взятие Измаила». 1791 г. Знакомство с Карамзиным и Дмитриевым, участие в карамзинском «Московском журнале». Декабрь — назначен кабинет-секретарем Екатерины II. 1793 г. Назначен сенатором с получением чина тайного советника и ордена Владимира 2-й степени. 1794 г. 15 июля — умерла Екатерина Яковлевна. 1795 г. 31 января...
    7. Курилов A. С.: Начало Державиноведения в России
    Входимость: 1. Размер: 40кб.
    Часть текста: школах, их возникновении, расцвете, угасании, смене и т. д.), поэтикой (наукой о произведениях художественной литературы как таковых, их формо-содержательной сущности, видах и разновидностях, их внутреннем строении и т. д.), критикой (наукой «открывать красоты и недостатки в произведениях искусств и литературы» 1 ). У всех этих наук один объект — произведения художественной литературы, но разные предметы. Критику и поэтику литературно-художественные произведения интересуют сами по себе, безотносительно ко времени их создания и публикации. Предмет одной — красоты и недостатки произведений, другой — род и вид произведений, соотношение в них формы и содержания, их композиция и т. д. Теорию литературы произведения интересуют как предмет, определяющий сущность литературы, ее специфику, характер и состояние на каждом этапе ее исторического развития, обогащая или обедняя при этом само понятие о художественной литературе и литературном произведении. Историю литературы произведения интересуют как главная составляющая литературно-художественных и литературно-общественных движений,...
    8. Демин А.О.: Корпус драматических сочинений Г. Р. Державина: издания и рукописи
    Входимость: 1. Размер: 61кб.
    Часть текста: драм является четвертый том академического собрания его сочинений, подготовленного Я. К. Гротом. 1 Известно, однако, что гротовское издание не вполне отвечает требованиям, заявленным в его проекте, и за это оно уже неоднократно подвергалось критике. 2 Особенно наглядно отступление от принципов академического издания видно на примере именно четвертого тома "Сочинений". В отличие от трех томов лирики, в нем, за редкими исключениями, 3 не приведены редакции и варианты по рукописям, даже самые значительные; драматические переводы даны в отрывках; из оригинальной "оперы" "Эсфирь", которую издатель счел переводной, напечатан также только отрывок; сохранившаяся и известная Гроту начальная редакция трагедии "Ирод и Мариамна" - "Ирод Великий" даже не упомянута; из четвертого тома исключено и перенесено в первый "Описание торжества, бывшего по случаю взятия Измаила, у <...> князя Г. А. Потемкина-Таврического" (1791), которое сам Державин и все последующие издатели помещали среди драматических произведений. Наконец, драматические сочинения Державина гораздо менее тщательно прокомментированы Гротом, чем лирика. ...
    9. Арфа
    Входимость: 1. Размер: 12кб.
    Часть текста: тени древес меня целует? Нет! арфу слышу я: ее волшебный звук, На розах дремлющий, согласьем тихоструйным, Как эхо, мне вдали щекочет нежно слух; Иль шумом будит вдруг вблизи меня перунным. Так ты, подруга муз! лиешь мне твой восторг Под быстрою рукой играющей хариты, Когда ее чело венчает вкуса бог И улыбаются любовию ланиты. Как весело внимать, когда с тобой она Поет про родину, отечество драгое, И возвещает мне, как там цветет весна, Как время катится в Казани золотое! О колыбель моих первоначальных дней! Невинности моей и юности обитель! Когда я освещусь опять твоей зарей И твой по-прежнему всегдашний буду житель? Когда наследственны стада я буду зреть, Вас, дубы камские, от времени почтенны! По Волге между сел на парусах лететь И гробы обнимать родителей священны? Звучи, о арфа! ты всё о Казани мне! Звучи, как Павел в ней явился благодатен! Мила нам добра весть о нашей стороне: Отечества и дым нам сладок и приятен. 1798 Примечания Арфа (стр. 275). Впервые — «Аониды», 1798—1799, кн. 3, стр. 14, под заглавием «К арфе NN». С поправками — Ан. п., стр. 98. Печ. по Изд. 1808 г., т. 3, стр. 110. «Соч. в Званке 1798 Пелагее Михайловне Бакуниной» (Об. Д., 717). Пелагея Михайловна Бакунина (см. выше) играла на арфе. Как время катится в Казани золотое. «Потому что тогда император Павел посещал Казань» (Об. Д., 718). Павел I посетил Казань в мае 1798 г. Это событие имеет в виду и стих «Звучи, как Павел в ней явился благодатен» (7-я строфа). Невинности моей и юности обитель — Казань, где Державин вырос и учился в гимназии. И гробы обнимать родителей священны? «В Казанском уезде в селе Егорьеве находится кладбище рода Державина» ...
    10. Западов В. Л.: Поэтический путь Державина
    Входимость: 1. Размер: 40кб.
    Часть текста: полную взлетов и падений, почетных назначений на высокие посты и бурных ссор с вельможами и царями. Сын бедного офицера, он начал службу рядовым солдатом, а стал одним из крупнейших государственных деятелей России XVIII столетия. Но бессмертным в веках стал не Державин-чиновник, статс-секретарь, сенатор, министр, а Державин-поэт. Державин велик как гениальный поэт-художник вообще и как первый русский поэт-реалист. Первым из литераторов России Державин осознал себя поэтом русским, национальным, - русским не только по языку, но, главное, - по мышлению, "филозофии", как говорил он сам. Истоки "русского склада" ума и творчества Державина коренятся в тех условиях, в которых происходило его формирование как человека и художника Для поэзии 1760-х-начала 1770-х годов характерен пристальный интерес к национальной истории и фольклору. В ранних стихах Державина можно заметить сильнейшее влияние песен А. П. Сумарокова, виднейшего лирического поэта середины столетия, который создал ряд талантливых литературных стилизаций под народную песню. С другой стороны, большое воздействие на развитие Державина оказали сатирические сочинения Сумарокова, равно как и сатирическая линия народной литературы XVII-XVIII веков, с которой Державин был хорошо знаком. Значительное влияние на формирование Державина как поэта оказало творчество М. В. Ломоносова. Хотя в одном из ранних программных стихотворений, "Идиллия", Державин и отрекался начисто от "высокой" поэзии: Не мышлю никогда за Пиндаром гоняться И бурным вихрем вверх до солнца подыматься, боясь, чтоб "в жару б не сгореть в полвека моего, не треснуть бы с огня", - но, подтверждая это заявление своими песнями и другими стихотворениями "легких" жанров, в то же самое время в ряде произведений он как раз и поднимался "вверх до солнца" "бурным вихрем". Вместе с тем во многих одах Державин ориентировался не на Ломоносова, а на Сумарокова с его открытой публицистичностью. Подобная ориентация на "образец" для...