• Приглашаем посетить наш сайт
    Херасков (heraskov.lit-info.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "1800"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
    Поиск  
    1. Переписка Державина
    Входимость: 56. Размер: 74кб.
    2. Михайлов О. Громовой пролети струей. Глава 10. Покою, мой капнист! Покою...
    Входимость: 4. Размер: 66кб.
    3. На Мальтийский орден
    Входимость: 4. Размер: 50кб.
    4. Ионин Г. Н.: Анакреонтические стихи Карамзина и Державина
    Входимость: 3. Размер: 40кб.
    5. К И.Я. Блудову. 11 февраля 1800.
    Входимость: 3. Размер: 4кб.
    6. Западов В. А.: Проблема литературного сервилизма и дилетантизма и поэтическая позиция Г. Р. Державина
    Входимость: 3. Размер: 54кб.
    7. Глинка Н. И. Державин в Петербурге. Глава 6. "Державин — бич вельмож... ".
    Входимость: 3. Размер: 62кб.
    8. Глухов B. И.: Поэтические прозрения позднего Державина
    Входимость: 3. Размер: 65кб.
    9. К Ф.П. Львову. 21 февраля 1800.
    Входимость: 3. Размер: 2кб.
    10. На переход Альпийских гор
    Входимость: 3. Размер: 33кб.
    11. Чечулин Н.: О стихотворениях Державина
    Входимость: 3. Размер: 106кб.
    12. Курилов A. С.: Начало Державиноведения в России
    Входимость: 3. Размер: 40кб.
    13. К Брусилову. 21 февраля 1800.
    Входимость: 3. Размер: 2кб.
    14. Снигирь
    Входимость: 3. Размер: 5кб.
    15. Демин А. О.: Трагедия Г. Р. Державина "Атабалибо, или Разрушение Перуанской империи" и "Всемирный путешествователь" Ж. Ла Порта
    Входимость: 3. Размер: 38кб.
    16. К . 30 апреля 1800.
    Входимость: 2. Размер: 3кб.
    17. К 0.П. Львову. 6 февраля 1800.
    Входимость: 2. Размер: 1кб.
    18. К Чичагову. 13 мая 1800.
    Входимость: 2. Размер: 3кб.
    19. К О.П. Львову. 27 мая 1800.
    Входимость: 2. Размер: 2кб.
    20. К Л.И. Голенищеву-Кутузову. 30 января 1800.
    Входимость: 2. Размер: 1кб.
    21. Ходасевич В.Ф.: Державин. Глава 7.
    Входимость: 2. Размер: 58кб.
    22. К И.Я. Блудову. 1 марта 1800.
    Входимость: 2. Размер: 2кб.
    23. К князю А.А. Долгорукову. 22 марта 1800.
    Входимость: 2. Размер: 2кб.
    24. К И.Я. Селецкому. 27 мая 1800.
    Входимость: 2. Размер: 4кб.
    25. К князю Г.П. Гагарину. 17 января 1800.
    Входимость: 2. Размер: 2кб.
    26. К графу П.А. Палену. 25 мая 1800.
    Входимость: 2. Размер: 2кб.
    27. К ней же. Великия Луки, 23 июня 1800.
    Входимость: 2. Размер: 1кб.
    28. К Д.А. Державиной. Тосна, 21 июня 1800.
    Входимость: 2. Размер: 2кб.
    29. К Христофорову. 22 ноября 1800.
    Входимость: 2. Размер: 2кб.
    30. К . 13 октября 1800.
    Входимость: 2. Размер: 2кб.
    31. К Дятлову (в Павловск). 20 мая 1800.
    Входимость: 2. Размер: 5кб.
    32. К И.Я. Блудову. 29 апреля 1800.
    Входимость: 2. Размер: 4кб.
    33. К Христофорову. 12 апреля 1800.
    Входимость: 2. Размер: 1кб.
    34. Зазерскому. 21 ноября 1800.
    Входимость: 2. Размер: 2кб.
    35. Орлов П. А.: Г. Р. Державин. Развитие русского классицизма и начало его коренных изменений
    Входимость: 2. Размер: 61кб.
    36. К графу Стейнбоку. 21 мая 1800.
    Входимость: 2. Размер: 2кб.
    37. К графу Артемию Ив. Воронцову. апреля 1800.
    Входимость: 2. Размер: 2кб.
    38. Михайлов О. Громовой пролети струей. Глава 9. Суворов.
    Входимость: 2. Размер: 35кб.
    39. К Христофорову. 17 июня 1800.
    Входимость: 2. Размер: 1кб.
    40. К Я.З. Зотову. 12 марта 1800.
    Входимость: 2. Размер: 2кб.
    41. К Обалихину. 12 марта 1800.
    Входимость: 2. Размер: 3кб.
    42. Западов В. А.: Неизвестная ода Г. Р. Державина
    Входимость: 2. Размер: 18кб.
    43. К ней же. , 21 июня 1800.
    Входимость: 2. Размер: 2кб.
    44. К . 17 июня 1800.
    Входимость: 2. Размер: 2кб.
    45. Демин А.О.: Корпус драматических сочинений Г. Р. Державина: издания и рукописи
    Входимость: 2. Размер: 61кб.
    46. К Н.И. Брусилову. 20 апреля 1800.
    Входимость: 2. Размер: 2кб.
    47. К Якоби. 26 марта 1800.
    Входимость: 2. Размер: 1кб.
    48. К И.О. Курису. 7 мая 1800.
    Входимость: 2. Размер: 2кб.
    49. К графу П.А. Палену. 25 мая 1800.
    Входимость: 2. Размер: 3кб.
    50. К О.П. Львову. 22 марта 1800.
    Входимость: 2. Размер: 2кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Переписка Державина
    Входимость: 56. Размер: 74кб.
    Часть текста: Казань, 12 марта 1774. 12. К Бибикову. Малыковка, 13 марта 1774. 13. К Симонову. 13 марта 1774. 14. К князю Голицыну. 13 марта 1774. 15. К . 13 марта 1774. 16. От . Сызрань, 14 марта 1774 (получ. 17 марта). 17. От Серебрякова и Герасимова. 16 марта 1774. (получ. 19 марта). 18. От Бибикова. Кичуй, 21 марта 1774 (получ. 26 марта). 19. Приказ Серебрякову и Герасимову. 22 марта 1774. 20. К Тишину (Секретно). Март 1774. 21. От . Сызранъ, 26 марта 1774. 22. К Бибкову. 27 марта 1774. 23. К Тишину. Март 1774. 24. Малыковским дворцовым управительским делами. 30 марта 1774. 25. От Соловьева. Март 1774. 26. К Кречетникову. 31 марта 1774. 27. От Бибикова. Богульма, 31 марта 1774 (получ. 6 апреля). 28. От Бушуева. Богульма, 31 марта 1774. 29. От Серебрякова и Герасимова, 31 марта 1774 (получено 3 апреля). 30. От Кречетникова. , 3 апреля (получ. 6 апр.). 31. От Серебрякова. 5 апреля 1774 (получ. 6 апреля). 32. К Кречетникову. 7 апреля. 33. От Тишина. 7 апреля 1774. 34. От Ларионова. 9 апреля (получ. 15). 35. От Новосильцова. , 10 апреля 1774. 36. От Конторы опекунства иностранных (По секрету). , 10 апреля 1774. 37. От Серебрякова. Мечетное, 14 апреля. 38....
    2. Михайлов О. Громовой пролети струей. Глава 10. Покою, мой капнист! Покою...
    Входимость: 4. Размер: 66кб.
    Часть текста: Власть тогда моя высока, Коль я власти не ищу. Державин. Свобода 1 В соответствии с именным повелением Павла I Державин отправился в июне 1800 года в Белоруссию. Поручение было серьезным. "По дошедшему до нас сведению, что в Белорусской губернии недостаток в хлебе и некоторые помещики из безмерного корыстолюбия оставляют крестьян своих без помощи к прокормлению, — писал император, — поручаем вам изыскать о таковых помещиках... и оных имения отобрав, отдать под опеку и распоряжением оной снабжать крестьян из господского хлеба, а в случае недостатка заимствовать оный для них на счет помещиков из сельских магазейнов". Правда, сам Державин видел щекотливость возложенной на него задачи в том, что читалось между строк. Не одна забота о голодающих поселянах двигала помыслами государя. После необдуманно щедрой раздачи казенных дворцовых крестьян от Державина ожидалось отобрание в казну возможно большего числа имений. Значит, жди после поездки письменных наветов — на радость твоим могущественным питербурхским недругам. Ах, сколько он перенес за эти последние годы от дворских шиканов! Как они его облаивали и поносили! Нажил неудобную славу обличителя и грозы вельмож. Но зато и репутацию честного человека. Суворов назыг вал его Аристидом. Любление правды и бескорыстие сделали поэта желанным третейским судьей по спорным имущественным делам. Он гордился множеством полюбовно оконченных споров, не страшась, шел противу любимцев Павла — Кутайсова и Палена, и даже против воли самого императора. Работы было столько, что с 1800 года Державин понужден был пристроить к...
    3. На Мальтийский орден
    Входимость: 4. Размер: 50кб.
    Часть текста: тучи Азия пустила, Идут Американцы в бой, Темнят крылами понт грифоны, Льют огнь из медных жерл драконы, Полканы вихрем пыль крутят; Безмерные поля, долины Обсели вкруг стада орлины, И все на царский смотрят взгляд. Миров владыке лучезарных Так внемлют все стихии, тварь: В могуществе ему нет равных. Властитель душ, любимый царь Речет — и флот сквозь волн несется! Велит — и громом твердь трясется! Тьма всадников чрез степь летит! И гнев его есть гнев вселенной. Но лишь с улыбкою священной Прострет он длань, — и все молчит. Кто сей, пред важным сим собором[2], В благоговейной тишине, Предстал с унылым, кротким взором? Сонм неких воев зрится мне: На них кресты, а не эгиды[3]! Уж не Гаральды ль то, Готфриды? Не тени ль витязей святых? Их знамя! — Их остаток славный Пришел к тебе, о царь державный! И так вещал напасти их: «Безверья гидра проявилась[4]: Родил ее, взлелеял Галл; В груди его, в душе вселилась, И весь чудовищем он стал! Растет — и тысячью главами С несчетных жал струит реками Обманчивый по свету яд: Народы, царства заразились, Развратом, буйством помрачились И Бога быть уже не мнят. «Нет добродетели священной, Нет твердых ей броней, щитов; Не стало рыцарств во вселенной: Присяжных злобе нет врагов, Законы царств, обряды веры, Святыня — почтены в химеры; Попран Христос и скиптр царей; Европа вся полна разбоев, Цареубийц святят в героев: Ты, Павел, будь спаситель ей! «Мы гроб святый освободили, Гостеприимств отверзли дверь[5]; Но нас наследия лишили, И мы изгнанники теперь! Прими ты нас в твое храненье!» Рекли, — печать и жезл правленья Царю, преклоншись, поднесли. Как луч сквозь мрака пробегает, Так речь их царску грудь пронзает: Сердечны слезы потекли[6]. «Жив Бог!» царь рек — и меч полсвета, Как быстры молньи,...
    4. Ионин Г. Н.: Анакреонтические стихи Карамзина и Державина
    Входимость: 3. Размер: 40кб.
    Часть текста: провозгласил искусство греков нормой и образцом для подражания, а достижением греков считал создание идеальных героических образов. По Винкельману, греческое искусство стояло над жизнью, воплощало идею подавления личности и ее страстей. Лессинг в трактате "Лаокоон" (1766) и Дидро в "Салоне ("Другу моему господину Гримму", 1767) возражали ему. Дидро писал, что у древних учиться нужно, но не подражать им, а учиться у них подражать природе, создавать идеал, изучая природу, человека, как это умели делать греки. Позднее выступил Гердер, который рассматривал античную поэзию как создание определенного народа в определенную историческую эпоху, но в то же время говорил об общечеловеческом значении античной поэзии. В "Письмах для поощрения гуманности" (1793-1795) он отмечал, что в отношении "культуры человечности" "мы все должны стать греками, в противном случае мы останемся варварами". В 80-90-е годы к античности обращаются Гёте и Шиллер. В произведениях Шиллера оживает древняя Греция, наивная естественность ее поэзии, неповторимость созерцания греков ("Боги Греции", 1788; "Торжество победителей", 1803). Шиллер не подражает античным образцам, а творит в их духе, привнося в свои произведения идеи современости. В "Римских элегиях" Гёте (1788) отражено "языческое мироощущение как реально пережитое, как воплощение собственного восприятия мира". 2 В поэме "Герман и Доротея" Гёте античным "гомеровским" гекзаметром пишет о современности, пытаясь создать новый эпос, не подражая Гомеру, а учась у него писать о жизни. Новое отношение к античности появилось и в русской литературе. В 1791 г. в "Московском журнале" Н. Карамзин напечатал статью "О сравнении древней, а особливо греческой с немецкою и ...
    5. К И.Я. Блудову. 11 февраля 1800.
    Входимость: 3. Размер: 4кб.
    Часть текста: малолетных детей своих якобы к нему непочтение, переменил прежнее свое распоряжение другою заручною ж челобитною; но к доброму по ней не пошел и, того своего новаго распоряжения не утвердя, продал посторонним некоторую часть детям своим прежнею челобитною отданнаго имения. Ныне общее Сената собрание, разсматривая то дело в присутствии государя великаго князя и наследника, решило, что отец, отдав единожды узаконеным порядком имение свое детям своим, не мог без таковаго же узаконеннаго порядка нарушить прежняго своего распоряжения и самовластно распродавать детскаго имения. — А мог бы он то сделать, ежелиб второе свое распоряжение утвердил своим допросом и возвратил бы к себе законно обратно отданное детям своим имение, и потом его продать кому хотел. Продавца ж вашего отец, князь Тюфякин 2 , после перваго своего распоряжения детям своим его имения, кажется, просил о дозволении продать онаго часть на уплату долгов его. Ежели это так, то мог он сие сделать, а дети между собою долженствовали вновь разделиться и уравнять часть того брата, из которой отец продажу учинил; а проданное оставить в спокойном владении у покупщика. — Если так я припомнил существо дела вашего, то вы можете, по справедливости вашей, быть удостоверены в полезном для вас решении, тем паче, что в присутствии великаго князя все каверзы исчезают, пристрасные голоса молчат, а истина одна берет перевес. — Я уведомлю вас на второй неделе поста, как только выеду в Сенат, как далеко к очереди дело ваше. Относительно же птенцов ваших, я желаю, чтоб вы сами подолее...
    6. Западов В. А.: Проблема литературного сервилизма и дилетантизма и поэтическая позиция Г. Р. Державина
    Входимость: 3. Размер: 54кб.
    Часть текста: поэт предоставлял читателям "узнавать ex ungue leonem" ("льва по когтям"). Однако с подобным заключением о гипертрофированности поэтического самомнения Державина не очень согласуются факты, говорящие не просто об анонимности, но и о тщательной засекреченности державинского авторства. Так, публикуя оду на рождение великого князя Александра Павловича в 1777 г., Державин отправил в Академию текст оды и деньги с просьбой "столько экземпляров, сколько за десять рублей можно напечатать". Авторство было засекречено настолько, что "льва" удалось узнать "по когтям" (да и то с привлечением разнообразных документальных материалов) только через 190 лет. 2 В том же самом 1777 г. столь же тщательно укрыл свое авторство Державин в "Эпистоле к И. И. Шувалову на прибытие его из чужих краев в Санктпетербург сентября 17 дня". Само произведение известно, но как время (и история) создания "Эпистолы", так и первая публикация этого стихотворения были надежно укрыты за анонимностью издания. Ни Я. К. Грот, ни составители "Сводного каталога" "расшифровать" державинского авторства, атрибутировать поэту первое издание не смогли (после указания в журнале "Русская литература" в...
    7. Глинка Н. И. Державин в Петербурге. Глава 6. "Державин — бич вельмож... ".
    Входимость: 3. Размер: 62кб.
    Часть текста: в своем кабинете и в тоске, не зная, что делать, не будучи в состоянии ничем заняться, велел позвать к себе Прасковью Михайловну Бакунину, которая в девушках у дяди жила, и просил ее, чтобы успокоить его тоску, почитать ему вслух что-нибудь из его сочинений. Она взяла первую оду, что попалась ей в руки, "Вельможа" и стала читать, но как выговорила стихи: Змеей пред троном не сгибаться, Стоять и правду говорить, Державин вдруг вскочил с дивана, схватил себя за последние свои волосы, закричав: "Что написал я и что делаю сегодня? Подлец!" Не выдержал больше, оделся и, к удивлению всего Сената, явился — не знаю наверное, как говорил, но поручиться можно, что душою не покривил". Сенаторы дружно давали ему отпор и, если удавалось, чинили каверзы. Как-то довели до того, что он по старой привычке кинулся к императрице, но допущен не был. Державин написал ей записку; результат превзошел все ожидания: генерал-прокурор Н. А. Самойлов вызвал его к себе и "объявил ему, что ея величеству угодно, дабы он не занимался и не отправлял должности коммерц-коллегии президента, а считался бы оным так, ни во что не мешаясь". Оскорбленный Державин решил подать "на высочайшее имя" письмо с просьбой об отставке. Но, видно, оно было составлено в таких выражениях, что его не решились передать ни Храповицкий, ни Безбородко, ни Попов. Одновременно он послал большое письмо П. А. Зубову, в котором сетовал: "... Зная мое вспыльчивое сложение, хотят, я думаю, вывесть меня совсем из пристойности... я не запустил нигде рук ни в частный карман, ни в казенный. Не зальют мне глотки ни вином, не закормят фруктами, не задарят драгоценностями и никакими алтынами не купят моей верности... Что делать? Ежели я выдался урод такой, дурак,...
    8. Глухов B. И.: Поэтические прозрения позднего Державина
    Входимость: 3. Размер: 65кб.
    Часть текста: того, что после 1794 г. в нем обозначается новый этап, но качественных различий между этими этапами — предыдущим и новым — они в сущности, не усматривают. Касаясь художественной природы державинской поэзии, они чаще всего объясняют ее принадлежностью ее творца к классицизму — господствовавшему тогда в литературе направлению, от ряда принципов которого он, однако, уже отказывается. По заключению Д. Д. Благого, поэзия Державина «во многом и существенном, выплескивается из берегов классицизма, но... Державин все же не перестает быть замечательнейшим представителем именно этого литературного направления. Это определяет и чисто художественную сторону его произведений» 1 . Сходной точки зрения по данному вопросу придерживаются также А. В. Западов и И. З. Серман 2 . Другой подход к истолкованию художественной специфики творчества Державина намечался в работах Г. А. Гуковского, писавшего о тяготении его поэтического метода к реализму. Ученый не отрицает генетической связи...
    9. К Ф.П. Львову. 21 февраля 1800.
    Входимость: 3. Размер: 2кб.
    Часть текста: К Ф.П. Львову. 21 февраля 1800. 868. К Ф.П. Львову 1 . 21 февраля 1800. О сочинениях его. М. г. мой, Федор Петрович. При сем препровождаю вам как охотнику новое мое произведение 2 , а удивляюсь, что вы мне не ответствуете ни на отзыв начальника вашего, мною вам сообщенный, ни на суждение мое на оду вашу о вкусе, между тем как вы прислали, не знаю как по имени, пьесу Алексею Николаевичу Оленину 3 , которая мне очень понравилась. Вы большой физический, а о метафизике, кажется, еще поработать должно 4 ; но, может быть, я ошибаюсь, а только то истинно, что я с совершенным почтением пребываю и проч. Примечания 1 Письмо адресовано в Ригу; см. № 864. 2 Оду На переход Альпийских гор, напечатанную отдельно в начале 1800 года; см. Т. II, стр. 278. 3 См. Том II, стр. 493, и Том V, стр. 834. 4 Сочинения Ф.П. Львова изданы им в двух частях под заглавием: Часы свободы в молодости, Спб. 1831.
    10. На переход Альпийских гор
    Входимость: 3. Размер: 33кб.
    Часть текста: горя, Готово войско в брань бесстрашно! Встает меж их любезна пря: Все движутся на смерть послушно, Но не хотят великодушно Идти за вождем назади; Сверкают копьями, мечами. Как холм, объемляся волнами, Идет он с шумом - впереди. Ведет в пути непроходимом По темным дебрям, по тропам, Под заревом, от молньи зримом, И по бегущим облакам; День - нощь ему среди туманов, Нощь - день от громовых пожаров; Несется в бездну по вервям, По камням лезет вверх из бездны, Мосты ему - дубы зажженны, Плывет по скачущим волнам. Ведет под снегом, вихрем, градом. Под ужасом природы всей; Встречается спреди и рядом На каждом шаге с тьмой смертей; Отвсюду окружен врагами: Водой, горами, небесами И воинством противных сил. Вблизи падут со треском холмы, Вдали там гулы ропчут, громы, Скрежещет бледный голод в тыл. Ведет - и некая громада, Гигант пред ним восстал в пути, Главой небес, ногами ада Касаяся, претит идти. Со ребр его шумят вниз реки, Пред ним мелькают дни и веки, Как вкруг волнующийся пар; Ничто его не потрясает, Он гром и бури презирает - Нахмурясь смотрит Сен-Готар. А там волшебница седая Лежит на высоте холмов, Дыханьем солнце отражая, Блестит вдали...