• Приглашаем посетить наш сайт
    Куприн (kuprin-lit.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "1957"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
    Поиск  
    1. Азбукина А. В.: Семантика образа птицы в поэзии Г. Державина
    Входимость: 5. Размер: 9кб.
    2. Алексеев М. П.: Державин и сонеты Шекспира
    Входимость: 2. Размер: 30кб.
    3. Балалыкина Э. А.: Лингвистические средства создания "говорящей живописи" в поэзии Г. Р. Державина
    Входимость: 2. Размер: 8кб.
    4. Западов В. А.: Неизвестная ода Г. Р. Державина
    Входимость: 1. Размер: 18кб.
    5. Базанов В. Г.: Оглядываяь на пройденный путь (К спорам о Державине и Карамзине)
    Входимость: 1. Размер: 15кб.
    6. Глухов B. И.: Поэтические прозрения позднего Державина
    Входимость: 1. Размер: 65кб.
    7. Орлов П. А.: Г. Р. Державин. Развитие русского классицизма и начало его коренных изменений
    Входимость: 1. Размер: 61кб.
    8. Серман И. З.: Литературная позиция Державина
    Входимость: 1. Размер: 30кб.
    9. Линтур П. В.: Державин и литература Закарпатья XIX столетия
    Входимость: 1. Размер: 20кб.
    10. Стихотворения по году написания
    Входимость: 1. Размер: 32кб.
    11. Ионин Г. Н.: Анакреонтические стихи Карамзина и Державина
    Входимость: 1. Размер: 40кб.
    12. Западов В.А. Вступительная статья к изданию стихотворений 1957 года
    Входимость: 1. Размер: 10кб.
    13. Левицкий А. А.: Образ воды у Державина и образ поэта
    Входимость: 1. Размер: 75кб.
    14. Алексеева Н. Ю.: Державинские оды 1775 года (К вопросу о реформе оды)
    Входимость: 1. Размер: 49кб.
    15. Берков П. Н.: Державин и Карамзин в истории русской литературы конца XVIII — начала XIX века
    Входимость: 1. Размер: 26кб.
    16. Альтшуллер М.: Несколько уточнений к текстам стихотворений Г. Р. Державина
    Входимость: 1. Размер: 20кб.
    17. Русанова Н. Б.: Эпитеты Державина
    Входимость: 1. Размер: 23кб.
    18. Кулакова Л. И.: О спорных вопросах в эстетике Державина
    Входимость: 1. Размер: 42кб.
    19. Стихотворения
    Входимость: 1. Размер: 33кб.
    20. Пчелка
    Входимость: 1. Размер: 2кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Азбукина А. В.: Семантика образа птицы в поэзии Г. Державина
    Входимость: 5. Размер: 9кб.
    Часть текста: 1979: 179]. Значителен вклад Державина и в изображение природы. Если у поэтов-предшественников (Ломоносова, Тредиаковского, Сумарокова) природа не играла заметной роли и присутствовала лишь как некий условный фон, то Державин стал изображать природу как живое и полнокровное единство. Ещё обучаясь в Казанской гимназии, Державин выучился играть на скрипке и увлёкся живописью, однако в последующие годы военная служба заставила его прекратить эти занятия. Но эти навыки не забылись и своеобразно преломились в творчестве поэта. Державин изображает природу яркой, красочной, постоянно меняющейся, звучащей на разные голоса. Последнее особенно примечательно, так как, пожалуй, никто из русских поэтов до него так часто не обращался к образу птицы. В стихах поэта находим соловья ("Соловей", "Соловей во сне", "Обитель Добрады", "Возвращение весны"), ласточку ("На смерть Катерины Яковлевны...", "Ласточка"), орла ("Заздравный орёл", "Лето"), павлина ("Павлин"), журавля ("Возвращение весны"), пеночку ("Пеночка"), ворона ("Лето"), лебедя ("Лебедь"), сокола ("Похвала комару"), синицу ("Синичка"), снегиря ("Снигирь"). Почему же Державин обратился к образу птицы, какую роль он играл в его творчестве? На наш взгляд, уже само использование этого образа было своеобразным вызовом классицистическим традициям. Ведь поэты-предшественники считали, что "птички", "ручейки", "овечки", "пастушки" и т. п. являются незначительными предметами в поэзии. Воспевать нужно героев и монархов, великие битвы и исторические события. Поэзия должна быть "гремящей",...
    2. Алексеев М. П.: Державин и сонеты Шекспира
    Входимость: 2. Размер: 30кб.
    Часть текста: И вот! — кипит ключ пеной весь; С купающихся нимф стекают Горящие струи поднесь. Среди многих параллелей, которые это стихотворение имеет в различных литературах Западной Европы, наибольшей известностью пользуются два сонета Шекспира (153-й и 154-й), написанные на ту же тему. Сходство "Горячего ключа" Державина с указанными английскими сонетами настолько велико, что безусловно требует особого объяснения. Стоит воспроизвести здесь также оба сонета Шекспира, чтобы удостовериться в тематической близости к ним "Горячего ключа" Державина. Мы цитируем их ниже в русских переводах С. Маршака, поскольку английских подлинников этих сонетов Державин знать не мог и даже едва ли знал что-либо об их авторе. Первый из указанных сонетов Шекспира (№ 153) начинается следующими стихами: Cupid laid by his brand, and fell asleep; A maid of Dian's this advantage found, And his love-kindling fire did quickly steep In a cold-valley fountain of that ground... В близком к оригиналу стихотворном переводе С. Маршака он звучит так: Бог Купидон дремал в тиши лесной, А нимфа юная у Купидона Взяла горящий факел смоляной И опустила в ручеек студеный. Огонь погас, а в ручейке вода Нагрелась, забурлила, закипела. И вот больные сходятся туда Лечить купаньем немощное тело. А между тем любви лукавый бог Добыл огонь из глаз моей подруги И сердце мне для опыта поджег. О, как с тех пор томят меня недуги! Но исцелить их может не ручей, А тот же яд — огонь ее очей. Тема о холодном источнике, закипевшем от опущенного в него факела бога любви, очевидно, настолько увлекла Шекспира, что он обработал ее еще раз для своего лирического сборника в следующем по порядку сонете (№ 154). "Горячий ключ" Державина еще ближе к тексту этого сонета, чем к предшествующему, ему. В подлиннике он начинается следующими известными...
    3. Балалыкина Э. А.: Лингвистические средства создания "говорящей живописи" в поэзии Г. Р. Державина
    Входимость: 2. Размер: 8кб.
    Часть текста: роскошны и великолепны картины природы у Державина", — писал В. Г. Белинский [Белинский 1955, 6: 341]. Самые разнообразные картины русской природы представлены в стихах Державина. Это и описания времен года: Зима, Весна, Лето, Осень, и природных явлений: Гром, Радуга, Облако, Луч и др., и живой природы: Соловей, Павлин, Пчелка, Пеночка, Снигирь, Комар и др. Картины русской природы входят естественным фоном и во многие другие стихи, специально не посвященные этой теме. Картины русской природы, точно и художественно убедительно созданные поэтом, носят настолько выразительный и яркий характер, что современная ему критика определила подобные стихи как "картины для слуха и взора", считая, что в них удачно соединился талант поэта и живописца [Державин 1957: 69]. Подобная "говорящая живопись" создается поэтом различными языковыми средствами и прежде всего — разнообразием красочных эпитетов и сравнений. Например, в цикле стихотворений о временах года: красно-желта ряса (осени), лиловый луч заходящего солнца, свежий зефир...
    4. Западов В. А.: Неизвестная ода Г. Р. Державина
    Входимость: 1. Размер: 18кб.
    Часть текста: себя неспособным, то та ода в сочинениях его и не напечатана, а сия написана после, года три спустя...". 1 Вполне естественно возникает вопрос, была ли ода 1777 г. опубликована в свое время. В исследованиях о творчестве Державина можно найти только отрицательный ответ. Так, например, А. В. Западов писал: "Ода в свое время не увидела света, а два года спустя Державин ее забраковал <.. .> Мы не знаем, как выглядел первый вариант стихов, <.. .> написанный в 1777 г., он не сохранился". 2 Несколько иное освещение творческой истории "Стихов" 1779 г. содержится в работах Д. Д. Благого: "Державин начал было это стихотворение еще в 1777 г., причем стал писать его в обычной манере ломоносовской торжественной оды, возлетая "в вершины звезд". Но вскоре он отказался от этого, уничтожил сделанное и два года спустя написал стихи совсем в другом роде". 3 Предположения советских исследователей о судьбе оды 1777 г. опираются на комментарий Я. К. Грота к "Стихам на рождение в Севере": "На это событие он тогда же сочинил оду в Ломоносовском вкусе; но, находя, что она не соответствует его собственному дарованию, он ее уничтожил и потом написал эти стихи". 4 Из следующей за этими словами ссылки видно, что они — пересказ соответствующего места "Объяснений" Державина, приведенного выше. Но при сопоставлении державинских слов с их позднейшими интерпретациями...
    5. Базанов В. Г.: Оглядываяь на пройденный путь (К спорам о Державине и Карамзине)
    Входимость: 1. Размер: 15кб.
    Часть текста: русского классицизма, в его национальных истоках, дореволюционные ученые не проявили должного внимания к другим идеологическим и художественным направлениям и течениям, соседствовавшим с классицизмом. Статьи Белинского, Добролюбова и Плеханова — это лучшее, что нам досталось из научной и общественной мысли прошлого о литературе XVIII в. Но высказывания их имели по преимуществу эпизодический характер, они не ставили своей задачей охватить всю литературу XVIII в. во всем ее многообразии. Для этого не было и объективных предпосылок: многое было неизвестно, не издано, а главное — отсутствовало историко-материалистическое объяснение социальных процессов той поры. Потребовалось время, чтобы XVIII век предстал перед нами во всей сложности и во всем его своеобразии. Это был век крутых переломов, крайностей, контрастов — и в социальной жизни, и в эстетике, отражавшей эту жизнь. За последнее время советские ученые значительно расширили наши представления о литературе классицизма, вернее о литературе XVIII в., соединявшей, часто еще эклектически, элементы разных художественных стилей. Некоторые ученые сомневаются в существовании русского классицизма как самостоятельного литературного направления. Действительно, догматическая теория классицизма и...
    6. Глухов B. И.: Поэтические прозрения позднего Державина
    Входимость: 1. Размер: 65кб.
    Часть текста: природы державинской поэзии, они чаще всего объясняют ее принадлежностью ее творца к классицизму — господствовавшему тогда в литературе направлению, от ряда принципов которого он, однако, уже отказывается. По заключению Д. Д. Благого, поэзия Державина «во многом и существенном, выплескивается из берегов классицизма, но... Державин все же не перестает быть замечательнейшим представителем именно этого литературного направления. Это определяет и чисто художественную сторону его произведений» 1 . Сходной точки зрения по данному вопросу придерживаются также А. В. Западов и И. З. Серман 2 . Другой подход к истолкованию художественной специфики творчества Державина намечался в работах Г. А. Гуковского, писавшего о тяготении его поэтического метода к реализму. Ученый не отрицает генетической связи поэта с классицизмом, но подчеркивает, что он разрушает художественную систему классицизма и идет дальше: «На обломках классической поэзии Державин начинал строить новое миропонимание в искусстве, несущее в себе элементы и предромантические и реалистические» 3 . Этот взгляд на художественную природу творчества Державина решительно подхватывает и развивает Г. П. Макогоненко, доказывающий, что все новации и находки поэта на всем протяжении творческого пути определяет реалистический метод 4 . Он отвергает концепцию Д. Д. Благого и его последователей как несостоятельную, парадоксально противоречивую и игнорирующую истинное богатство державинской поэзии. Думается, в обеих точках зрения есть зерно истины, но...
    7. Орлов П. А.: Г. Р. Державин. Развитие русского классицизма и начало его коренных изменений
    Входимость: 1. Размер: 61кб.
    Часть текста: чем достиг высоких чинов, благополучия и поэтической славы. Он родился в бедной дворянской семье. Рано лишился отца, служившего в низших офицерских чинах. Учился в казанской гимназии, но не закончил ее, так как был вызван в Петербург на военную службу. Начал ее солдатом Преображенского полка и только через десять лет получил офицерское звание. Столь же нелегкой оказалась дорога к поэтической славе. Писать стихи Державин начал еще в годы солдатской службы, но широкой читательской публике стал известен гораздо позже, после публикации в 1783 г. в журнале «Собеседник любителей российского слова» оды «Фелица». Автору ее было в это время сорок лет. Невзгоды закалили дух писателя, выработали в нем характер смелого, бескомпромиссного борца за правду и справедливость. Уже на склоне лет он писал о себе: Кто вел его на Геликон И управлял его шаги? Не школ витийственных содом — Природа, нужда и враги 1 . Общественные взгляды поэта не отличались радикализмом. Он считал вполне нормальным самодержавие и крепостное право, но требовал от каждого лица, облеченного властью» в том числе и монарха, честного и бескорыстного выполнения своих гражданских обязанностей. Если принять во внимание вспыльчивый характер поэта, то легко представить, сколько невзгод пришлось ему испытать на служебном поприще. В 1784 г. он был назначен губернатором Олонецкой губернии и вскоре же потерял этот пост из-за ссоры с наместником Тутолминым. В 1786 г. Державин становится тамбовским губернатором, борется со взяточничеством, пытается навести порядок в судопроизводстве, защищает крестьян от произвола помещиков. В результате возникла новая ссора с наместником, из-за которой сам поэт...
    8. Серман И. З.: Литературная позиция Державина
    Входимость: 1. Размер: 30кб.
    Часть текста: которых в литературе не вызывала никаких сомнений у современников и не порождает недоумений и у тех, кому приходится иметь дело уже не с живым писателем, а с его "наследием". Конечно, разногласия в оценке места в литературной борьбе эпохи возможны по поводу творчества самых как будто бесспорных поэтов и прозаиков, даже таких как Гончаров или Баратынский. Но все же мало вероятно, что появится обоснованная точка зрения на Баратынского, например, как на реалиста или на Гончарова как на романтика. По-видимому, разноголосица в оценке того, что принято называть литературной позицией писателя, зависит чаще всего от причин внутренних, от природы его творчества. Из русских поэтов XVIII в. наибольшее число взаимоисключающих определений получило за последние десять лет творчество Державина. На это обратил внимание в 1964 г. П. Н. Берков. Он писал: "Достаточно посмотреть, например, как трактуется советскими и зарубежными литературоведами творчество Державина: он и "классицист", и "преромантик", и "реалист", и "представитель русского барокко". Последнему из перечисленных литературных ярлыков особенно повезло в западном литературоведении в конце 50 — начале 60-х годов: поэтом "русского барокко" называли Державина и Д. Чижевский, и А. Андял, и А. М. Рипеллино и К. Ричча. Как мог оказаться исторически, — т е. социально и культурно, — возможным в русской литературе "представитель барокко" на рубеже XVIII-XIX вв., этих литературоведов не интересует". 1 Положение охарактеризовано П. Н. Берковым верно. Одни советские исследователи (Д. Д. Благой) считают, что "поэзия Державина... во многом и существенном выплескивается из берегов классицизма, но во многом и многом самый "беззаконный" из всех наших писателей-"классиков" XVIII в. Державин все же не перестает быть...
    9. Линтур П. В.: Державин и литература Закарпатья XIX столетия
    Входимость: 1. Размер: 20кб.
    Часть текста: столетия венгерскими феодалами, бережно хранило древнерусские традиции, не прерывало исторических связей с материнскими землями, несмотря на географические и политические преграды, и в первой половине XIX в. включилось в общий процесс литературного Возрождения славянских народов. В вышеназванной работе главное внимание мы уделили М. В. Ломоносову. Продолжая развивать ту же тему, мы хотим более подробно остановиться на влиянии Г. Р. Державина на закарпатских писателей XIX в. Державин был первым русским поэтом, получившим признание в Европе и оказавшим большое воздействие на литературы славянских народов. Вопрос о значении державинской поэзии для развития славянских национальных литератур мало разработан в советской науке, и постановка его является актуальной. Что подготовило почву для триумфального шествия русской классической литературы по славянским землям и почему именно державинская поэзия покорила сердца славянских читателей? Такую почву подготовила победоносная война России на Балканском...
    10. Стихотворения по году написания
    Входимость: 1. Размер: 32кб.
    Часть текста: Великой 1768 На Сороку в защищение Кукушек Вывеска 1770 Объявление любви Пламиде Нине Сонет Раскаяние На случай разломки московского кремля Всемиле 1772 На Петергоф 1772 Fragmentum Пени На победы Екатерины II над Турками 1773 На бракосочетание великого князя Павла Петровича с Натальею Алексеевною 1774 Ода на ласкательство (Перевод из Фридриха II) Ода на порицание (Перевод из Фридриха II) Ода на постоянство (Перевод из Фридриха II) Ода к Мовтерпию (Перевод из Фридриха II) Ода на великость Ода на знатность Ода на смерть генерал-аншефа Бибикова Ода на день рождения ея величества На смерть Бибикова 1775 Молитва ("Кто может, Господи, Твои уставы знать?") Эпистола к генералу Михельсону на защищение Казани На статую Петра Великого На гроб Петра Великого На болтуна 1776 Разлука Пикники Модное остроумие Молитва ("Непостижимый Бог, всех тварей Сотворитель") Молитва ("Боже Создатель, Владыко Творец!") Петру Великому На открытие наместничеств Монумент Петра Великого 1777 Кружка Правило жить Эпистола И. И. Шувалову На Чемесова На Поповского На Лосенкова На изображение Феофана 1778 Невесте Препятствие к свиданию с супругой ...