• Приглашаем посетить наш сайт
    Блок (blok.lit-info.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "1979"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
    Поиск  
    1. Граф А.: Державинская муза и творчество Аполлона Майкова
    Входимость: 3. Размер: 3кб.
    2. Клейн Й.: Религия и просвещение в XVIII веке: ода Державина "Бог"
    Входимость: 2. Размер: 23кб.
    3. Азбукина А. В.: Семантика образа птицы в поэзии Г. Державина
    Входимость: 2. Размер: 9кб.
    4. Щербинина С. А.: Г. Р. Державин — "отец русских поэтов" (В. Г. Белинский)
    Входимость: 1. Размер: 10кб.
    5. Герлован О. К.: О жанре и литературных источниках "Царь-девицы" Г. Р. Державина
    Входимость: 1. Размер: 28кб.
    6. Кадырина А. А.: Категория возвышенного в поэтическом мире Н. А. Львова
    Входимость: 1. Размер: 8кб.
    7. Глинка Н. И. Державин в Петербурге. Литература
    Входимость: 1. Размер: 3кб.
    8. Курилов А. С.: Г. Р. Державин и мировое значение русской литературы XVIII в.
    Входимость: 1. Размер: 42кб.
    9. Лаврентьева Е. С.: Энантиосемичность концепта "человек" в оде "Бог" Г. Р. Державина
    Входимость: 1. Размер: 10кб.
    10. Курилов А. С.: Творчество Г. Р. Державина и начало формирования понятия о народности русской литературы
    Входимость: 1. Размер: 43кб.
    11. Белинский В. Г.: Сочинения Державина
    Входимость: 1. Размер: 10кб.
    12. Глухов B. И.: Поэтические прозрения позднего Державина
    Входимость: 1. Размер: 65кб.
    13. Блудилина Н. Д.: Г. Р. Державин и Л. Н. Толстой
    Входимость: 1. Размер: 20кб.
    14. Сионова С. А.: "Союз разумных и добронравных" М. Н. Муравьева
    Входимость: 1. Размер: 7кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Граф А.: Державинская муза и творчество Аполлона Майкова
    Входимость: 3. Размер: 3кб.
    Часть текста: Граф А.: Державинская муза и творчество Аполлона Майкова Аполлон Николаевич Майков (1821-1897), один из немногих долгожителей русского Парнаса, начал свой творческий путь в эпоху романтизма и завершил в период утверждения символизма. Традиционно его имя связывается с именами Афанасия Фета и Якова Полонского как представителями "чистого искусства". Называя себя "духовным крестником" Тютчева [Баевский 1994: 454], Майков неоднократно упоминал об определяющем влиянии Батюшкова и зрелого Пушкина. Однако не следует забывать о литературном воздействии, которое оказал на юного Майкова Иван Александрович Гончаров [Гродецкая 1994: 55; Ямпольский 1979: 43]. Гончаров штудировал со своим учеником школьную программу, основу которой составляли "канонические тексты" Ломоносова, Сумарокова, Карамзина и Державина. Влияние автора "Фелицы", стихотворениям которого сознательно подражал начинающий Майков, обычно замалчивается, однако можно утверждать, что строй державинской поэтики гораздо ближе Майкову, чем сам он это смог признать [Ямпольский 1979: 43; Балакин 2003: 221]. Для разъяснения этого утверждения необходимо уделить внимание рассуждениям о том, что в Державине явилось образцом для начинающего поэта; каково понимание поэзии и задачи поэта; какие традиционно "державинские" литературные источники вдохновляли Майкова, формируя его индивидуальное мироощущение; в чем проявилась мировоззренческая близость двух поэтов; их стилистические сходства; общность образных конструкций и метрических решений. Литература Баевский В. С. Майков // Русские писатели 1800-1917. — М., 1994. Т. 3: К-М. — С. 453-458. Балакин А. Ю. Письмо А. Н. Майкова к сыновьям с воспоминаниями о И. А. Гончарове // Ежегодник рукописного отдела Пушкинского дома на 1998-1999 год. — СПб., 2003. — С. 215-223. Гродецкая А. Г. Литературное окружение молодого Гончарова (по материалам архива Пушкинского дома) // И. А. Гончаров (Материалы международной конференции, посвященной 180-летию со дня рождения И. А. Гончарова). — Ульяновск, 1994. — С. 55-66. Ямпольский И. Г. Неизданные стихотворения и письма А. Н. Майкова о Пушкине // Временник Пушкинской комиссии 1975. — Л., 1979. — С. 43-57.
    2. Клейн Й.: Религия и просвещение в XVIII веке: ода Державина "Бог"
    Входимость: 2. Размер: 23кб.
    Часть текста: Нового времени, сформировавшимся в результате научной революции, начавшейся в XVI в. При переходе от XVII к XVIII столетию этот раскол способствовал "кризису европейского сознания". 5 С мощным импульсом секуляризации, который принесли петровские реформы, этот кризис в XVIII в. стал актуальным и для России, получив при этом дополнительное значение под знаком культурного противопоставления Россия-Запад. В своем стихотворении Державин предпринял попытку согласовать традиционную русскую веру в Бога с духом западноевропейского Нового времени, чтобы, при всем уважении к традиции, понять отношение человека к Богу и его положение во вселенной, в соответствии с современным знанием. Успех державинской оды показывает, что ему удалось выразить это новое понимание языком, убедительным для современников и потомков. Этому успеху способствовал, как можно предполагать, не только поэтический дар, но и риторические навыки Державина, т. е. владение сложившимися формулами выражения новых идей и интуитивное понимание, что именно готова была услышать публика, потерявшая уверенность в своей религиозной ориентации. В такой перспективе элементы оды, которые в истории ее изучения вызывали сомнения в оригинальности Державина, 6 приобретают другой, положительный, смысл: эти формулы устанавливают коммуникативную связь между автором и читателем, являясь таким образом условием успеха Державина. Ода начинается как восторженная похвала Богу. Однако Державин не реализует эту тему в формах духовной поэзии. Его стихотворение было опубликовано без подзаголовка, указывающего на жанр, однако форма строфы — десять строк четырехстопного ямба — ассоциируется с торжественной одой, которую, несмотря на религиозные элементы, принято...
    3. Азбукина А. В.: Семантика образа птицы в поэзии Г. Державина
    Входимость: 2. Размер: 9кб.
    Часть текста: годы военная служба заставила его прекратить эти занятия. Но эти навыки не забылись и своеобразно преломились в творчестве поэта. Державин изображает природу яркой, красочной, постоянно меняющейся, звучащей на разные голоса. Последнее особенно примечательно, так как, пожалуй, никто из русских поэтов до него так часто не обращался к образу птицы. В стихах поэта находим соловья ("Соловей", "Соловей во сне", "Обитель Добрады", "Возвращение весны"), ласточку ("На смерть Катерины Яковлевны...", "Ласточка"), орла ("Заздравный орёл", "Лето"), павлина ("Павлин"), журавля ("Возвращение весны"), пеночку ("Пеночка"), ворона ("Лето"), лебедя ("Лебедь"), сокола ("Похвала комару"), синицу ("Синичка"), снегиря ("Снигирь"). Почему же Державин обратился к образу птицы, какую роль он играл в его творчестве? На наш взгляд, уже само использование этого образа было своеобразным вызовом классицистическим традициям. Ведь поэты-предшественники считали, что "птички", "ручейки", "овечки", "пастушки" и т. п. являются незначительными предметами в поэзии. Воспевать нужно героев и монархов, великие битвы и исторические события. Поэзия должна быть "гремящей", "громоподобной". "Гремящий в оде звук, как вихорь, слух пронзает..." — писал в эпистоле "О стихотворстве" Сумароков. Державин в своем представлении о поэзии опирался не столько на Буало, как Сумароков, сколько на новейшего эстетика Ш. Баттё, который считал, что поэзия должна быть не только полезной, но и приятной [Серман 1967: 25]. Свои взгляды на назначение поэзии Державин раскрывает в цикле стихотворений, посвящённых соловью ("Соловей", "Соловей во сне", "Обитель...
    4. Щербинина С. А.: Г. Р. Державин — "отец русских поэтов" (В. Г. Белинский)
    Входимость: 1. Размер: 10кб.
    Часть текста: русского литературного языка и стиха. Все крупнейшие литературные деятели XVIII века являлись сознательными, зачастую блестящими экспериментаторами в области художественного слова. Почти всем сколько-нибудь значительным явлениям русской литературы XVIII века присуще горячее патриотическое чувство: любовь к родной земле, вера в мощь и великое будущее русского народа, гордое сознание национального достоинства и решительная борьба за это достоинство, за национальную самобытность. Литература XVIII столетия, по справедливым словам А. С. Пушкина, — "плод новообразованного общества". В начале века немногочисленные читатели довольствовались традиционными жанрами старорусской письменности: рукописными повестями полупереводного, полуоригинального характера, школьными драмами, силлабическими виршами. Но уже в сатирах Кантемира рождается первый вызов действительности — общественному укладу, не отвечавшему взглядам писателя. Начиная примерно с 60-ых годов XVIII века в литературе возникают такие жанры, как "мещанская драма" Лукина, комическая опера, заметно выделяется повествовательная проза Ф. Эмина, М. Чулкова. В любовных песнях, пасторалях, эклогах В. Сумарокова и поэтах его школы, в поэзии, драматургии и прозе Хераскова кристаллизуются элементы нового литературного направления — сентиментализма; ряд од Г. Р. Державина окрашен в предромантические тона. Постепенно, но неуклонно всё более и более накапливаются реалистические элементы,...
    5. Герлован О. К.: О жанре и литературных источниках "Царь-девицы" Г. Р. Державина
    Входимость: 1. Размер: 28кб.
    Часть текста: запросы» времени 1 . Он выступает предтечей многих достижений и открытий, которые будут сделаны русскими писателями в XIX столетии. В этом отношении примечательна его «Царь-девица» 2 : она стоит у истоков русской литературной стихотворной сказки. Истоки литературной прозаической сказки восходят к творчеству М. Д. Чулкова, М. И. Попова и В. А. Левшина 3 . «Царь-девица» одно из немногих произведений Державина, в основу которого положены образы и мотивы народных сказок: тут и сторожа-Полканы, и всадник-невидимка, и ограда с натянутыми струнами, да и сама девица была, как «шепчет русская старина», сказочной красоты и мудрости: Будто солнце светлолица, Будто тихая весна. Очи светлы голубыя. Брови черныя дугой, Огнь — уста, власы — златые, Грудь — как лебедь белизной. ............ Слава добраго правленья Разливалась всюду в свет; Все кричали с восхищенья, Что ея мудрее нет. Необычность «Царь-девицы» для поэтического творчества Державина привлекала внимание не одного поколения исследователей, стремившихся решить как проблему ее жанра, так и ответить на вопрос о ее источниках. По-разному определяли жанр этого произведения: баллада 4 , сказочная поэма 5 , поэма в народном стиле 6 . Однако уже сам автор дает четкое определение жанра «Царь-девицы» — романс. И не случайно. Ее содержание отвечало существовавшему тогда представлению о романсе как «простом», «простодушном», «лирическом» рассказе о каком-либо похождении или приключении. Такое понимание жанра разделял и Державин, что нашло отражение в его «Рассуждении о лирической поэзии, или об оде» (1811-1815), где в качестве примера он приводит две разновидности русского романса: «бытового» — «Вахмистр» («Отставной вахмистр») И. И. Дмитриева и...
    6. Кадырина А. А.: Категория возвышенного в поэтическом мире Н. А. Львова
    Входимость: 1. Размер: 8кб.
    Часть текста: и заставляет человека почувствовать ничтожность перед вечностью, то Хоум выдвигает на первый план не смирение, но возвышение человеческой души, в котором он видит источник возвеличения и наслаждения. Хоум сближает Возвышенное и Прекрасное, у Берка они резко разграничены. 3. Категория Возвышенного в трактате Хоума понимается как разновидность "приятности" [Хоум 1977: 159], включающей в себя и категорию Прекрасного. От него Возвышенное приятное отличается более сложным характером вызываемых им впечатлений, "эмоции, рождаемые прекрасным <...> сладки и радостны" [Хоум 1977: 160]. Хоум определяет ряд приемов создания Возвышенного Прекрасного, среди них выделяются: градация — "череда мыслей или чувств, искусно расположенных по вертикальной линии так, чтобы производить все более сильное впечатление" [Хоум 1977: 167], изысканная лаконичность стиля, целостность изображения предмета Возвышенного Прекрасного, панорама, идея возвышения человеческой души. 4. В работе Э. Берка Ужасное Возвышенное понимается как основанное на неудовольствии и определяется как "видоизмененное чувство страха, предчувствие боли или смерти", выражаясь в категориях неопределенности, тьмы, бесконечности, вечности. Вместе с тем Возвышенное Ужасное "возбуждает приятные ощущения — род приятного ужаса, покой, смешанный со страхом" [Асмус 1973: 466]. 5. Возвышенное Прекрасное органично для классического сентиментализма и предромантизма. Учение об Ужасном Возвышенном готовит эстетику собственно романтизма с мотивами трагедийности, катастрофичности бытия. Индивидуализм в восприятии Возвышенного предвосхищает романтический культ Личности, находящейся в мире, привычные устои которого нарушены. 6. Николай Александрович Львов (1751 — 1803) вошел в историю как архитектор, теоретик архитектуры, поэт, переводчик, драматург,...
    7. Глинка Н. И. Державин в Петербурге. Литература
    Входимость: 1. Размер: 3кб.
    Часть текста: Н. И. Державин в Петербурге Литература Объяснения на сочинения Державина... СПб., 1834. Державин Г. Р. Сочинения. С объяснительными примечаниями Я. К. Грота. Т. I-IX. СПб., 1864-1883. Аксаков С. Т. Воспоминания об А. С. Шишкове. Знакомство с Державиным. СПб., 1914. Белинский В. Г. Полное собрание сочинений, т. 6. М., 1955. Державин и Карамзин в литературном движении XVIII — начала XIX века, -XVIII век. Сборник 8. ИРЛИ АН СССР. — Л., 1969. Гоголь Н. В. Полное собрание сочинений, т. 8. М. — Л., 1952. Данько Е. Я. Изобразительное искусство в поэзии Державина. — В кн.: XVIII век. Сб. 2. М. — Л., 1940. Дмитриев И. И. Взгляд на мою жизнь. М., 1866. Дмитриев М. А. Мелочи из запаса моей памяти. М., 1869. Жихарев С. П. Записки современника. М. — Л., 1955. Западов А. В. Поэты XVIII века. М., 1979. Западов В. А Державин и Радищев (К истории одной легенды). Известия АН СССР, серия литературы и языка. 1965, № 6. Западов В. А Г. Р. Державин. Биография. М-Л., 1965. Курбатов В. Я. Дом Римско-католической коллегии. — Старые годы, 1912, октябрь. Львова Е. Н. Рассказы, заметки и анекдоты из записок. — Русская старина, 1860, № 6, 9. Панаев В. Я. О Державине. — Вестник Европы, 1867, № 9. Петров А. Н. Дом Державина. Историческая справка. Рукопись. 1959. — Архив Гос. инспекции по охране памятников в Ленинграде. Ростовская М. Ф. Воспоминания о Г. Р. Державине и Д. А. Державиной. — Семейные вечера, 1864, № 3. Храповицкий А. В. Дневник 1782-1793. СПб., 1874. Хрущов И. П. Милена, вторая жена Державина. — Русский вестник, 1903, № 2. Архив ИРЛИ АН СССР, ф. 96, 265. ГПБ ОР, ф. 247, 542. ЛГИА, ф. 513, оп. 102, т. 9, ед. хр....
    8. Курилов А. С.: Г. Р. Державин и мировое значение русской литературы XVIII в.
    Входимость: 1. Размер: 42кб.
    Часть текста: определяет ее мировое значение. Без нее, перефразируя известные слова одного из героев Андрея Платонова, мировая литература неполна. Будучи естественной и неотъемлемой частью мировой литературы, национальные литературы утверждают свое мировое значение не только и не сколько выдающимися художественными достоинствами своих произведений, совершенством и оригинальностью их форм, сколько новизною содержания 2 — изображением еще неизвестных, неведомых до того мировой литературе цивилизаций, вещей, явлений, событий как реальных, имевших место в действительности, так и фантастических, придуманных, открывая мировому сообществу новые страницы, новые грани, а нередко и перспективы жизни народов и стран, выставляя на всеобщее обозрение их жизнь со всей ее поэзией — светлыми, радостными, праздничными сторонами, и прозой — повседневным, обыденным, будничным. Именно поэзия и проза жизни каждого народа определяют своеобразие его искусства, содержание произведений национальной литературы, их характер и художественные достоинства. Открывая миру поэзию и прозу жизни своей страны, своего общества и народа, литература открывает новую , неведомую до того человечеству, сферу мирового искусства. Эти открытия становятся, говоря словами А. С. Пушкина, «дипломом на будущее» 3 каждой национальной литературы и признания ее мирового значения. Мировое значение русской...
    9. Лаврентьева Е. С.: Энантиосемичность концепта "человек" в оде "Бог" Г. Р. Державина
    Входимость: 1. Размер: 10кб.
    Часть текста: Лексемы в этих заглавиях стилистически нейтральны, их основная функция — номинация. Но обращают на себя внимание и оды с иными заглавиями: "Праведный судия", "Мой истукан". Синтаксическое осложнение существительных расширяет их коннотативный план: позитивную оценку автор дает себе, возвышая себя до: кого? Тот же вопрос закономерно возникает при сопоставлении строк из двух стихотворений одного года написания ("Радость о правосудии", "Мой истукан"): Нет человека без порока, Без слабостей и без страстей. и: ... Хочу я человеком быть, Которого страстей отрава Бессильна сердце развратить... Любя себя, любить весь мир... По добродетели священной. В одном случае семантическими множителями концепта "человек" выступают лексемы "слабости", "порок", "страсть", синонимичные в коннотативном плане (земное, низменное, греховное). В другом стихотворении — антагонистическое неприятие земных "страстей" (метафорическая сочетаемость "страстей отрава" обуславливает окончательную негативизацию семемы "страсти"). Знаковый характер приобретают сочетания "весь мир", "по добродетели священной", синтаксически подчиненные составному сказуемому "хочу...
    10. Курилов А. С.: Творчество Г. Р. Державина и начало формирования понятия о народности русской литературы
    Входимость: 1. Размер: 43кб.
    Часть текста: понятия о народности русской литературы Проблема народности литературы встала перед нашими писателями, когда они, точно так же, как и их европейские собратья по перу, остро почувствовали необходимость вернуться к самобытному, самостоятельному творчеству, обратиться к национальным художественным традициям и источникам вдохновения. Это предопределило закат эпохи безраздельного господства Классицизма и положило начало Романтизму, высоко поднявшему именно знамя народности литературы и искусства 1 . 1 Активное теоретическое осознание проблемы падает у нас на середину 20-х годов XIX в., когда, как заметил еще А. С. Пушкин, «вошло у нас в обыкновение говорить о народности, требовать народности, жаловаться на отсутствие народности в произведениях литературы». Решить проблему тогда не удалось лишь потому, считал Пушкин, что «никто не думал определить, что разумеет он под словом народность» 2 . При этом Пушкин имел в виду «народность» не вообще, как таковую, а собственно «русскую». К...