• Приглашаем посетить наш сайт
    Островский (ostrovskiy.lit-info.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "PETERSBURG"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
    Поиск  
    1. Описание торжества бывшего по случаю взятия города Измаила
    Входимость: 6. Размер: 89кб.
    2. На кончину благотворителя
    Входимость: 2. Размер: 11кб.
    3. Данько Е. Я.: Изобразительное искусство в поэзии Державина. Глава 2
    Входимость: 2. Размер: 88кб.
    4. На Мальтийский орден
    Входимость: 1. Размер: 50кб.
    5. Развалины
    Входимость: 1. Размер: 19кб.
    6. На увеселительный сад, названный Капризом
    Входимость: 1. Размер: 2кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Описание торжества бывшего по случаю взятия города Измаила
    Входимость: 6. Размер: 89кб.
    Часть текста: изящный вкус — его достоинство; оно просто, но величественно. Возвышенная на столпах сень покрывает вход и составляет его преддверие. Торжественные врата с надписью: «Екатерине Великой», сооруженные из двух огромных гранитных и четырех яшмовых столпов, с позлащенными подножиями и надглавиями, ведут из притвора в кругловатый чертог, подобный афинскому одеуму [2] . Любопытство остановило бы здесь осмотреть печи из лазоревого камня, обширный купол, поддерживаемый осмью столпами, стены, представляющие отдаленные виды, освещенные мерцающим светом, который вдыхает некий священный ужас; но встречающаяся внезапно из осмнадцати столпов [3] сквозная преграда, отделяющая чертог сей от последующего за ним, поражает взор и удивляет. Наверху вкруг висящие хоры с перилами, которые обставлены драгоценными китайскими сосудами, и с двумя раззолоченными великими органами разделяют внимание и восторг усугубляют [4] . Что же увидишь, вступя во внутренность? При первом шаге представляется длинная овальная зала, или, лучше сказать, площадь, пять тысяч человек вместить в себя удобная и разделенная в длину в два ряда еще тридцатью шестью столпами [5] . Кажется, что исполинскими силами вмещена в ней вся природа. Сквозь оных столпов виден обширный сад и возвышенные на немалом пространстве здания. С первого взгляда усомнишься и помыслишь, что сие есть действие очарования, или, по крайней мере, живописи и оптики; но, приступив ближе, увидишь живые лавры, мирты и другие благорастворенных климатов древа, не токмо растущие, но иные цветами, а другие плодами обремененные. Под мирною тению их, инде как бархат, стелется дерн зеленый; там цветы пестреют, здесь излучистые песчаные дороги пролегают, возвышаются холмы, ниспускаются долины, протягиваются просеки, блистают стеклянные водоемы. Везде царствует весна, и искусство спорит с прелестями природы. Плавает дух в удовольствии. Но...
    2. На кончину благотворителя
    Входимость: 2. Размер: 11кб.
    Часть текста: жены, девы благонравны Одежды в дар шьют домотканны Мужьям и женихам своим, И верностью гордятся к ним. 5. А там, из праха извлеченный, Чужую грудь младенец пьет; Убогий, нуждами стесненный, Открытую казну берет: Согбенны старцы и вдовицы, Питаясь от твоей десницы, Отцом своим тебя зовут, И слезы о тебе все льют. 6. Льют огнь сердец, и ты достоин, Друг человеков, жертвы сей! Мой лирный глас тебе настроен, Чтоб доблести воздать твоей: Да имя, столь нам драгоценно, Пребудет ввек благословенно, И в Россах да не умрешь ты,— Еще произрастишь цветы 7. И более плоды прекрасны, Чем те, ты кои сам вкушал, Когда художества изящны И воспитанье насаждал; Чтоб в род великие картины Петровых дел, Екатерины, От мраморов пускали шум И двигли к размышленью ум! 8. На колеснице лучезарной Когда надменный Фаэтонт[3], Летя стезей небес янтарной, На землю сыплет и на понт Кровавы искры по аэру, Гремит, трясет возжженну сферу И звучным буйством таковым Вьет вихрем за собою дым: 9. Тогда муж мудрый, благотворный, Кротчайшу славу возлюбя, На труд полезный, благородный Свою всю жизнь употребя, Сирот, науки лобызает, Приличней жертвы посвящает, Чем горды божеству мечты: Луч милости был, Бецкой, ты[4]! 10. Кто в бранях лил потоки крови[5], Кто грады в прах преобращал, — Ты, милосердья полн, любови, Спасал, хранил, учил, питал; Кто блеск любил, — ты устранялся; Кто богател, — ты ущедрялся; Кто расточал, — ты жизнь берег; Кто для себя, — ты жил для всех. 11. Сие сравненье беспристрастно Пускай прочтет твой самый враг, Увидит зрелище прекрасно В твоих преклонных даже днях: Как огнь лампады ароматный, Горел, погас, пустил приятный Вкруг запах ты. Последний вздох И мысль твоя — щедрот был Бог[6]. 12. Но коль несчастны человеки, Неблагодарен смертных род! То все доказывают веки, Что лишь за громом гром идет. Увы! когда в пределах света Убийц бывает слава пета, Тогда забыт отец семейств! История есть цепь злодейств. 13. Почий покойно,...
    3. Данько Е. Я.: Изобразительное искусство в поэзии Державина. Глава 2
    Входимость: 2. Размер: 88кб.
    Часть текста: искусства в поэзии Державина "Dans la description d'un tableau, j'indique d'abord le sujet; je passe au principal personnage, de-la aux personnages subordonnes dans le meme grouppe; aux grouppes lies avec le premier, me laissant conduire par leur enchainement, aux expressions, aux caracteres, aux draperies, au coloris, a la distribution des ombres et des lumieres, aux accessoires, enfina l'im-pression de l'ensemble. Si je suis un autre ordre, c'est que ma description est mal faite ou le tableau mal ordonne". Diderot. Pensees detachees sur la peinture. 1 В 1789 г. Державин вернулся в Петербург после пяти лет жизни в провинции. Пока он отсутствовал, столица и ее пригороды украсились новыми, великолепными зданиями. Гваренги построил дом Академии Наук, Эрмитажный театр, Государственный банк. Камерон воздвиг свою колоннаду в б. Царском Селе и строил дворец в б. Павловске. Львов выстроил здание почтамта. Облицовка набережных Невы гранитом была закончена. Число произведений скульптуры и...
    4. На Мальтийский орден
    Входимость: 1. Размер: 50кб.
    Часть текста: любимый царь Речет — и флот сквозь волн несется! Велит — и громом твердь трясется! Тьма всадников чрез степь летит! И гнев его есть гнев вселенной. Но лишь с улыбкою священной Прострет он длань, — и все молчит. Кто сей, пред важным сим собором[2], В благоговейной тишине, Предстал с унылым, кротким взором? Сонм неких воев зрится мне: На них кресты, а не эгиды[3]! Уж не Гаральды ль то, Готфриды? Не тени ль витязей святых? Их знамя! — Их остаток славный Пришел к тебе, о царь державный! И так вещал напасти их: «Безверья гидра проявилась[4]: Родил ее, взлелеял Галл; В груди его, в душе вселилась, И весь чудовищем он стал! Растет — и тысячью главами С несчетных жал струит реками Обманчивый по свету яд: Народы, царства заразились, Развратом, буйством помрачились И Бога быть уже не мнят. «Нет добродетели священной, Нет твердых ей броней, щитов; Не стало рыцарств во вселенной: Присяжных злобе нет врагов, Законы царств, обряды веры, Святыня — почтены в химеры; Попран Христос и скиптр царей; Европа вся полна разбоев, Цареубийц святят в героев: Ты, Павел, будь спаситель ей! «Мы гроб святый освободили, Гостеприимств отверзли дверь[5]; Но нас наследия лишили, И мы изгнанники теперь! Прими ты нас в твое храненье!» Рекли, — печать и жезл правленья Царю, преклоншись, поднесли. Как луч сквозь мрака пробегает, Так речь их царску грудь пронзает: Сердечны слезы потекли[6]. «Жив Бог!» царь рек — и меч полсвета, Как быстры молньи, обнажил[7]; Крестообразно, в знак обета, К челу вознес и преклонил; Мечи несчетны обнажились, К престолу правды преклонились; Разверзлось небо, и средь туч Петра он, Павла, Иоанна[8] Узрел звездами увенчанна, Дающих знамя, щит и ключ! Орел, судьбой рожденный к славе, В гнезде с улыбкой молньи зряй, В полях как лев, как агнец в нраве, Спокоен внутрь, вне все боряй, Морей и бурей слышит свисты;...
    5. Развалины
    Входимость: 1. Размер: 19кб.
    Часть текста: Дымились жертвой алтари, Сбирались на молитву миры И били ей челом цари. Вот тут была уединенной Поутру каждый день с зарей, Писала, как владеть вселенной И как сердца пленить людей. Тут поставлялася трапеза, Круг юных дев и сонм жрецов; Богатство разливалось Креза, Сребро и злато средь столов. Тут арфы звучные гремели И повторял их хор певцов; Особо тут сирены пели И гласов сладостью, стихов Сердца и ум обворожали. Тут нектар из сосудов бил, Курильницы благоухали, Зной летний провевал зефир, А тут крылатые служили Полки прекрасных метких слуг И от богининой носили Руки амброзию вокруг. Она, тут сидя, обращалась И всех к себе влекла сердца; Восставши, тихо покланялась, Блистая щедростью лица. Здесь в полдень уходила в гроты, Покоилась прохлад в тени; А тут амуры и эроты Уединялись с ней одни; Тут был Эдем ее прелестный Наполнен меж купин цветов, Здесь тек под синий свод небесный В купальню скрытый шум ручьев; Здесь был театр, а тут качели, Тут азиатских домик нег; Тут на Парнасе музы пели, Тут звери жили для утех. Здесь в разны игры забавлялась, А тут прекрасных нимф с полком Под вечер красный собиралась В прогулку с легким посошком; Ходила по лугам, долинам, По мягкой мураве близ вод, По желтым среди роз тропинам; А тут, затея...
    6. На увеселительный сад, названный Капризом
    Входимость: 1. Размер: 2кб.
    Часть текста: На увеселительный сад, названный Капризом На увеселительный сад, названный Капризом КНЯГИНИ ЕЛЕНЫ НИКИТИШНЫ ВЯЗЕМСКОЙ, В СЕЛЕ АЛЕКСАНДРОВСКОМ Капризом назван сад, в который ты идешь; Но странности ты в сем названьи не найдешь. Природой были здесь места пренебреженны, Искусством и трудом теперя украшенны. Здесь, видишь, луг цветет, здесь льется водный ток, Из блата поднялись здесь рощи, холмы, горы; Чем если ты свои утешишь дух и взоры, — «И самонравие», скажи: «не есть порок». 1783 Комментарий Я. Грота Служа в сенате, Державин был первое время домашним человеком в семействе своего начальника, князя Вяземского (ср. выше стр. 339), с которым он после был в неприязненных отношениях. Дача Вяземских находилась на берегу Невы, на месте учрежденной впоследствии Александровской мануфактуры, в бывшем Софийском уезде, на 11-ой версте от Петербурга, по Шлюссельбургской дороге. Здесь было целое село из каменных домов, расположенное по обе стороны дороги с красивою церковью, с хорошо построенными сахарным и кожевенным заводами, с трех-этажным господским домом, имевшим громовой отвод. При величественном английском саде была еще особая мыза, состоявшая из нескольких домов. По словам Шторха, самое место было живописно, а строения придавали виду еще более красоты (Gemahlde von St. Petersburg, т. I, стр. 102; ср. Географический Словарь Щекатова, ч. I, стр. 104).