• Приглашаем посетить наш сайт
    Некрасов (nekrasov-lit.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "1958"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
    Поиск  
    1. Нагуманова Э. Ф.: Образ художественного времени в поэзии Г. Р. Державина, Ф. И. Тютчева и татарских поэтов начала ХХ века
    Входимость: 4. Размер: 8кб.
    2. Лаврентьева Е. С.: Энантиосемичность концепта "человек" в оде "Бог" Г. Р. Державина
    Входимость: 2. Размер: 10кб.
    3. Мейлах Б. С.: "Державинское" в поэтической системе Н. М. Языкова
    Входимость: 2. Размер: 16кб.
    4. Сионова С. А.: "Союз разумных и добронравных" М. Н. Муравьева
    Входимость: 2. Размер: 7кб.
    5. Ионин Г. Н.: Анакреонтические стихи Карамзина и Державина
    Входимость: 2. Размер: 40кб.
    6. Из неизданного
    Входимость: 2. Размер: 16кб.
    7. Курилов А. С.: Творчество Г. Р. Державина и начало формирования понятия о народности русской литературы
    Входимость: 1. Размер: 43кб.
    8. Мейор А. Г.: Пространство и время: Державин и Пушкин
    Входимость: 1. Размер: 22кб.
    9. Альтшуллер М.: Несколько уточнений к текстам стихотворений Г. Р. Державина
    Входимость: 1. Размер: 20кб.
    10. Альтшуллер М. Г.: Литературно-теоретические взгляды Державина и "Беседа любителей русского слова"
    Входимость: 1. Размер: 25кб.
    11. Западов В. А.: Работа Г. Р. Державина над "Рассуждением о лирической поэзии". Примечания
    Входимость: 1. Размер: 19кб.
    12. Альтшуллер М. Г.: Оратория "Целение Саула" в системе поздней лирики Державина
    Входимость: 1. Размер: 34кб.
    13. Западов В.А. Вступительная статья к изданию стихотворений 1957 года
    Входимость: 1. Размер: 10кб.
    14. Грифцов Б.А.: Державин
    Входимость: 1. Размер: 32кб.
    15. Шеина Ю. В.: Г. Р. Державин и В. К. Тредиаковский: из истории "Соображения с российскими нравами" идиллического эпода Горация
    Входимость: 1. Размер: 29кб.
    16. Глухов B. И.: Поэтические прозрения позднего Державина
    Входимость: 1. Размер: 65кб.
    17. Западов В. Л.: Поэтический путь Державина
    Входимость: 1. Размер: 40кб.
    18. Назарова Л.Н.: Об одной эпиграмме Г. Р. Державина
    Входимость: 1. Размер: 9кб.
    19. Серман И. З.: Литературная позиция Державина
    Входимость: 1. Размер: 30кб.
    20. Демин А.О.: Корпус драматических сочинений Г. Р. Державина: издания и рукописи
    Входимость: 1. Размер: 61кб.
    21. Западов В. А.: Неизвестная ода Г. Р. Державина
    Входимость: 1. Размер: 18кб.
    22. Иванов М. В.: Державин и Новиков
    Входимость: 1. Размер: 27кб.
    23. Белинский В. Г.: Сочинения Державина
    Входимость: 1. Размер: 10кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Нагуманова Э. Ф.: Образ художественного времени в поэзии Г. Р. Державина, Ф. И. Тютчева и татарских поэтов начала ХХ века
    Входимость: 4. Размер: 8кб.
    Часть текста: ничто перед лицом вечности. 1. Грозный и величественный облик вечности, обращающей все в прошлое, представлен в оде Державина "На смерть князя Мещерского". Время изображается как сила, враждебная всему человечеству, оно сметает все на своем пути. Эту мысль в XIX веке развил Ф. И. Тютчев. "Могучий вихрь", служащий символом роковой предопределенности человеческой жизни, "включенности его в цепь мировых видоизменений" [Долгополов 1985: 128], все сокрушает на своем пути ("Из края в край, из града в град..."). Дардменд, татарский поэт начала ХХ века, в стихотворении "Без" ("Мы") символическим выражением "дуют ветры" продолжает мысль Тютчева о бренности человеческого существования, о ее быстротечности. "Мы" песчинки в земной жизни, время спалит наши надежды, сметет нас" [Саяпова 1998: 84]. Таким образом, понимание времени как некой стихийной силы, сметающей все на своем пути и включающей их в цепь видоизменений, сходно у поэтов разных эпох. Эта мысль звучит во многих произведениях Тютчева и Державина. 2. В оде "Бог" Державина представлено соотнесение бесконечного времени с кратким мигом человеческой жизни. В то же время поэт приходит к мысли, что божественное начало, а значит и нечто вневременное, заключено в душе каждого человека. ("Во мне себя изображаешь, // Как солнце в малой капле вод") [Державин 1958: 34]. Тютчев ощущает неземное, находясь в состоянии сна наяву...
    2. Лаврентьева Е. С.: Энантиосемичность концепта "человек" в оде "Бог" Г. Р. Державина
    Входимость: 2. Размер: 10кб.
    Часть текста: смерть князя Мещерского". Лексемы в этих заглавиях стилистически нейтральны, их основная функция — номинация. Но обращают на себя внимание и оды с иными заглавиями: "Праведный судия", "Мой истукан". Синтаксическое осложнение существительных расширяет их коннотативный план: позитивную оценку автор дает себе, возвышая себя до: кого? Тот же вопрос закономерно возникает при сопоставлении строк из двух стихотворений одного года написания ("Радость о правосудии", "Мой истукан"): Нет человека без порока, Без слабостей и без страстей. и: ... Хочу я человеком быть, Которого страстей отрава Бессильна сердце развратить... Любя себя, любить весь мир... По добродетели священной. В одном случае семантическими множителями концепта "человек" выступают лексемы "слабости", "порок", "страсть", синонимичные в коннотативном плане (земное, низменное, греховное). В другом стихотворении — антагонистическое неприятие земных "страстей" (метафорическая сочетаемость "страстей отрава" обуславливает окончательную негативизацию семемы "страсти"). Знаковый характер приобретают сочетания "весь мир", "по добродетели священной", синтаксически подчиненные составному сказуемому "хочу любить". "Я" — "весь мир", "страстей отрава" — "священная добродетель". Образуются окказиональные антонимические пары; однако подобное контекстуальное противопоставление не ведет к противостоянию семантическому. "Я", "человек", стремится слиться со священным, божественным (ударная повелительная форма "хочу" в начале...
    3. Мейлах Б. С.: "Державинское" в поэтической системе Н. М. Языкова
    Входимость: 2. Размер: 16кб.
    Часть текста: литературоведение достигло значительных результатов. Особенно существенным представляется изучение с этой точки зрения связей творчества отдельных поэтов первой четверти XIX в. с поэзией Державина, в противоречивом художественном мышлении которого содержались отчетливо различаемые элементы романтического стиля. В этом плане наиболее исследовалось творчество Пушкина, усвоившего все ценное в наследии Державина и сумевшего аналитически осмыслить те стороны его поэтической системы, которые обусловили ее неупорядоченность и мешали всестороннему отражению действительности. Преодолев характерное для раннего периода своей творческой биографии безотчетно-панегирическое отношение к Державину, Пушкин впоследствии подошел к нему объективно. Он подчеркивал, что у Державина имеются "мысли, картины и движения истинно поэтические", но тут же добавлял: "Читая его, кажется, читаешь дурной, вольный перевод с какого-то чудесного подлинника". Он утверждал: "Державин, со временем переведенный, изумит Европу" (т. е. перевод сгладит неупорядоченность стиля), но тут же писал, что он "не имел понятия ни о слоге, ни о гармонии", "должен бесить всякое разборчивое ухо". 1 Отзыв Пушкина, написанный с позиций уже сложившейся в его собственном творчестве целостной реалистической системы, вскрывает внутреннюю художественную противоречивость поэзии Державина, в которой многое предсказывало новые пути поэтического творчества, но было столь невыдержанно, сочеталось зачастую с таким архаическим отношением к слову и образу, что немало его стихов действительно кажутся "дурным вольным переводом с какого-то чудесного подлинника" (хотя оригинальность этого поэта ярко выражена и находится вне сомнений). Если значение Державина для Пушкина выяснено, 2 то мало сделано в этом отношении в исследованиях других поэтов этой же эпохи. Среди них...
    4. Сионова С. А.: "Союз разумных и добронравных" М. Н. Муравьева
    Входимость: 2. Размер: 7кб.
    Часть текста: добронравных" М. Н. Муравьева Проблема становления поэтического творчества Г. Р. Державина интересна и плодотворна в плане раскрытия конкретных фактов литературной жизни России второй половины XVIII века. Особое внимание обращает на себя творческая жизнь поэта конца 7О-х — начала 8О-х годов, которые характеризовались новым взглядом на окружающий мир, новым воплощением его в словесно-пластической форме поэтического слова, отступлением от классицистических канонов. Исследователи творчества Державина В. А. Западов, Л. И. Кулакова, А. В. Западов и другие [Западов В. 1968; Кулакова 1968 и 1974; Западов А. 1958] придавали особую значимость данного периода державинскому творчеству, ибо это было время "обретения самого себя" в стихотворстве. Найти свой путь в поэзии помог Державину "Львовский кружок". Новый взгляд на окружающую действительность, новая форма отношения к ней объединила в одно целое группу молодых людей. Это были поэты — Н. А. Львов, именем которого обозначился в науке кружок молодых литераторов, М. Н. Муравьев, Г. Р. Державин, В. В. Капнист, И. И. Хемницер; композиторы — Е. И. Фомин, Д. С. Бортнянский, В. А. Пашкевич; художники — Д. Г. Левицкий, В. Л. Боровиковский и др. Широта и цельность взглядов на окружающий мир, действительность, стремление к познанию жизни, ее гармонии, сложности и красоты представляли неограниченные возможности для развития каждой индивидуальности. М. Н. Муравьев называл это содружество "союзом разумных и добронравных" [Письма 1980]. В "Львовском кружке" был высок авторитет поэзии, художеств, музыки, театра. Львов был поэтом и музыкантом, архитектором и фольклористом, соединял в себе многие таланты энциклопедически развитого человека. Муравьев в эти годы старался постичь сложность и красоту жизни при помощи нового...
    5. Ионин Г. Н.: Анакреонтические стихи Карамзина и Державина
    Входимость: 2. Размер: 40кб.
    Часть текста: полемика вокруг идей И. Винкельмана, высказанных в труде "Мысли о подражании греческим произведениям в живописи и скульптуре" (1755). Винкельман провозгласил искусство греков нормой и образцом для подражания, а достижением греков считал создание идеальных героических образов. По Винкельману, греческое искусство стояло над жизнью, воплощало идею подавления личности и ее страстей. Лессинг в трактате "Лаокоон" (1766) и Дидро в "Салоне ("Другу моему господину Гримму", 1767) возражали ему. Дидро писал, что у древних учиться нужно, но не подражать им, а учиться у них подражать природе, создавать идеал, изучая природу, человека, как это умели делать греки. Позднее выступил Гердер, который рассматривал античную поэзию как создание определенного народа в определенную историческую эпоху, но в то же время говорил об общечеловеческом значении античной поэзии. В "Письмах для поощрения гуманности" (1793-1795) он отмечал, что в отношении "культуры человечности" "мы все должны стать греками, в противном случае мы останемся варварами". В 80-90-е годы к античности обращаются Гёте и...
    6. Из неизданного
    Входимость: 2. Размер: 16кб.
    Часть текста: Грота. Главнейшие из них, кроме уже упоминавшейся второй части "Разсуждения о лирической поэзии", вошедшей в 5-й том державинских бумаг, это помещенные во 2-й и 4-й тома восемь прозаических отрывков: "О поэзии и надежде", "О стихотворцах", "О государях философах", "О дружбе", "Благодарность", "Шутка", "Разговор короля с философом", "Не должно докучать", — а также сохранившиеся во 2-м томе бумаг два связанных между собою текста: собрание высказываний "Мысли мои" (л. 139-152) и философское произведение (л. 170-211), которое автор не озаглавил, а составитель наиболее подробного на сегодняшний день комментария к нему В. А. Западов (Неизвестный Державин. — В сб.: Известия АН СССР. Отделение литературы и языка, т. XVII, вып. I. М., 1958, с. 49-54) предлагает именовать "Трактатом" или "Рассуждением о науках, политике и морали". Возможно, отказ Грота напечатать их был вызван подозрением в том, что они носят переводной характер. Однако как описывавший державинский архив при поступлении его от Грота в Императорскую публичную библиотеку академик И. А. Бычков ("Отчет Императорской публичной библиотеки за 1892 г.". Спб., 1895, с. 11), так и изучавший его в недавнем прошлом В. А. Западов считали их аутентичными произведениями поэта. Тем не менее Грот оказался прав: в 1980 г. В. А. Западов, исправляя свою ошибку, пишет (см.: Проблемы изучения русской литературы, вып. 4. Л., 1980, с. 100, 124), что поначалу принятый им за оригинальный державинский текст...
    7. Курилов А. С.: Творчество Г. Р. Державина и начало формирования понятия о народности русской литературы
    Входимость: 1. Размер: 43кб.
    Часть текста: и положило начало Романтизму, высоко поднявшему именно знамя народности литературы и искусства 1 . 1 Активное теоретическое осознание проблемы падает у нас на середину 20-х годов XIX в., когда, как заметил еще А. С. Пушкин, «вошло у нас в обыкновение говорить о народности, требовать народности, жаловаться на отсутствие народности в произведениях литературы». Решить проблему тогда не удалось лишь потому, считал Пушкин, что «никто не думал определить, что разумеет он под словом народность» 2 . При этом Пушкин имел в виду «народность» не вообще, как таковую, а собственно «русскую». К вопросу о «разумении» самого слова «народность», а также понятия о народности литературы («словесности народа», «поэзии народной»), утверждение Пушкина имело лишь косвенное отношение. Под «народностью» как таковой «разумели» в то время особенности характера и душевного склада, «черты народные», отличавшие один народ от другого. А под «народностью литературы» — отражение в художественных произведениях этих «черт», своеобразие которых определялось «нравами, обычаями и образом жизни» народов 3 . Пушкин полностью разделял такое «разумение»: «Климат, образ правления, вера дают каждому народу особенную...
    8. Мейор А. Г.: Пространство и время: Державин и Пушкин
    Входимость: 1. Размер: 22кб.
    Часть текста: своего времени или необыкновенным поэтом подлинной, повседневной жизни. Такое восприятие обычно основано на сравнении устоявшихся жанровых правил с особенностями державинского творчества или на изучении тем отдельных стихотворений. Однако существуют также другие подходы к литературному творчеству, которые одновременно объединяют и тематические и жанрово-формальные аспекты анализируются в первую очередь пространственно-временные отношения в поэзии, что позволяет рассматривать державинские стихотворения в соотнесенности со всем его творчеством. Подобные подходы также могут служить началом для интерпретации его поэзии в контексте литературы последующего периода, в частности творчества А. С. Пушкина. Настоящая статья посвящена державинскому стихотворению "Евгению Жизнь Званская", написанному в 1807 г. В американских исследованиях это произведение недооценено. Д. Святополк-Мирский в его "Истории русской литературы" утверждает, что это изящное стихотворение ценно лишь как биографическое свидетельство о том, как Державин писал о своей жизни в деревенском покое и уединении. 2 Американский литературовед П. Гарт пишет в своей монографии "Г. Р. Державин. Развитие дарования одного поэта", что в "Жизни Званской" Державин не достиг тематического единства. 3 Однако ни подход Д. Мирского, ни подход П. Гарта не позволяют воспринять динамику самого стихотворения. Мы предлагаем толкование этого произведения, исходя из концепции М. М. Бахтина. В своем очерке "Формы времени и хронотопа в романе" М. М. Бахтин описывает хронотоп как взаимодействие хроноса и топоса, или времени и пространства. Согласно принципам М. М. Бахтина, динамика времени и пространства играет важную роль в определении и ...
    9. Альтшуллер М.: Несколько уточнений к текстам стихотворений Г. Р. Державина
    Входимость: 1. Размер: 20кб.
    Часть текста: стихотворение впервые было напечатано не в "Московском журнале" за 1791 год, а в журнале "Утренние часы" в феврале 1789 года. 2 В стихотворении "К Эвтерпе" говорится о предполагаемом браке Марьи Львовны Нарышкиной с князем Потемкиным. Об отношении Потемкина к Нарышкиной сообщает Сегюр в своих мемуарах, цитированных Гротом в собрании сочинений Державина. 3 Сообщение Сегюра относится к 1786 году, так как там же он говорит: "La publicite de cette liaison prouvait qu'il n'existait plus de sentiment de la meme nature entre Catherine et lui. De son cote, cette princesse dissimulait peu son penchant pour un nouveau favori, M. Yermoloff..." (Эта откровенная связь (между Потемкиным и Нарышкиной, - М. А. ) показывала, что отношения подобного характера между ним и Екатериной больше не существовали. Со своей стороны, государыня почти не скрывала своей склонности к новому фавориту Ермолову). 4 Во время путешествия императрицы на юг в 1787 году ее сопровождали обер-шталмейстер Л. А. Нарышкин и его супруга М. О. Нарышкина. 6 Видимо, дочь их путешествовала вместе с родителями. А к 1789 году относится еще одно свидетельство не остывшей за несколько лет страсти Потемкина. 9 марта 1789 (а не 1791) года А. А. Безбородко пишет Виктору Павловичу Кочубею: "Князь [Потемкин] у Льва Александровича [Нарышкина] всякий вечер провождает. В городе уверены, что он женится на Марье Львовне". 6 Стихотворение "К Эвтерпе" было...
    10. Альтшуллер М. Г.: Литературно-теоретические взгляды Державина и "Беседа любителей русского слова"
    Входимость: 1. Размер: 25кб.
    Часть текста: связанные с творческими устремлениями и самого Державина, и многих других членов "Беседы". В самом начале работы Державин рассматривает лирическую поэзию прежде всего как проявление творческого духа поэта: "Лирическая поэзия... отлив разгоряченного духа; отголосок растроганных чувств; упоение или излияние восторженного сердца... Она (ода, — М. А.) не есть, как некоторые думают, одно подражание природе, но и вдохновение оной, чем и отличается от прочей поэзии. Она не наука, но огонь, жар, чувство". 1 Далее, переходя к характеристике различных видов вдохновения, Державин пишет: "Вдохновение не что иное есть как живое ощущение, дар неба, луч божества. Поэт... приходит в восторг, схватывает лиру и поет, что ему велит его сердце... В прямом вдохновении нет ни связи, ни холодного рассуждения...". 2 Интерес этих положений Державина заключается в том, что он, говоря о вдохновении, ни словом не упоминает о рассудке, который, по теории классицизма, должен управлять порывами вдохновения, что было афористически четко сформулировано Буало в "Науке поэзии" и подхвачено его многочисленными последователями. Буало говорит об оде: "Chez elle un beau desordre est un'effet de l'art" (Ее рассчитанный беспорядок есть следствие искусства). Баттё, за которым Державин, по собственному признанию, следовал, подчеркивает, что вдохновение — не непосредственное чувство, а результат...