• Приглашаем посетить наш сайт
    Гаршин (garshin.lit-info.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "LITERARY"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
    Поиск  
    1. Кочеткова Н. Д.: «Правосудие» и «милость» в поэзии Державина
    Входимость: 1. Размер: 17кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Кочеткова Н. Д.: «Правосудие» и «милость» в поэзии Державина
    Входимость: 1. Размер: 17кб.
    Часть текста: Характерный пример — знаменитое переложение 81-го псалма "Властителям и судиям" (1780), которое обычно интерпретируется, ц не без основания, как обличение "земных богов", т. е. царей. 2 Между тем стихотворение имеет и более широкий смысл, отражая нравственные искания Державина, продолжавшиеся на протяжении всей его жизни. Сопоставление текста стихотворения, точнее разных его редакций и вариантов, с текстом Библии обнаруживает существенные расхождения, что отчасти было уже отмечено исследователями. Обратим внимание на заключительные строки 81-го псалма: "Воскресни, Боже, суди земли, яко ты наследи-ши во всех языцех". Другие русские поэты XVIII века, обращавшиеся к этому же псалму, стремились более или менее точно передать библейский текст. Так, в переложении В. И. Майкова, осуществленном не позднее 1773 г., соответствующие строки звучали так: Боже, сие внемли, Сколь неправды в нас велики Воскресни, суди земли И наследуй меж языки! 3 Державин уже в первоначальной редакции стихотворения акцентировал мотив борьбы со "злыми" Итак, коль истины не стало, И правды в свете нет нигде, Исторгнь, Творец, неправды жало, Приди и царствуй сам везде (1, 110) В окончательной редакции строфа была переработана коренным образом Вместо достаточно абстрактного призыва "исторгнуть неправды жало" появились замечательные страстные строки Воскресни, Боже! Боже правых! И их молению внемли Приди, суди, карай лукавых И будь един царем земли! (1, 113) С удивительной силой здесь зазвучала тема возмездия высший судия должен не только защищать слабых и невинных, но и наказывать, карать обидчиков (в соответствующем библейском тексте о каре не говорилось) В то же время Державин, воспитанный на христианской этике, последовательно развивает систему образов, связанных с представлением о Страшном суде Люди...