• Приглашаем посетить наш сайт
    Гоголь (gogol-lit.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "1767"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
    Поиск  
    1. Левицкий А. А.: Образ воды у Державина и образ поэта
    Входимость: 5. Размер: 75кб.
    2. На поднесение депутатами ея величеству титла Екатерины Великой
    Входимость: 3. Размер: 2кб.
    3. Михайлов О. Громовой пролети струей. Комментарии.
    Входимость: 3. Размер: 30кб.
    4. Роте X.: "Избрал он совсем особый путь" (Державин с 1774 по 1795 г.)
    Входимость: 3. Размер: 33кб.
    5. Записки из известных всем произшествиев и подлинных дел. 6. По отлучении от губернаторства до определения в статс-секретари, а потом в сенаторы, и в разныя министерския должности
    Входимость: 3. Размер: 157кб.
    6. Алексеева Н. Ю.: Державинские оды 1775 года (К вопросу о реформе оды)
    Входимость: 3. Размер: 49кб.
    7. Данько Е. Я.: Изобразительное искусство в поэзии Державина. Глава 2
    Входимость: 3. Размер: 88кб.
    8. Кантата
    Входимость: 2. Размер: 3кб.
    9. Фелица
    Входимость: 2. Размер: 32кб.
    10. Иванов М. В.: Державин и Новиков
    Входимость: 2. Размер: 27кб.
    11. Записки из известных всем произшествиев и подлинных дел. 2. Воинская Державина служба до открывшагося в Империи возмущения
    Входимость: 2. Размер: 60кб.
    12. Евгению. Жизнь Званская
    Входимость: 1. Размер: 18кб.
    13. К лире ("Звонкоприятная лира!..")
    Входимость: 1. Размер: 3кб.
    14. Завьялова И. В.: Казанский знакомый Г. Р. Державина — Иван Осокин
    Входимость: 1. Размер: 8кб.
    15. Западов В. А.: Проблема литературного сервилизма и дилетантизма и поэтическая позиция Г. Р. Державина
    Входимость: 1. Размер: 54кб.
    16. Курилов А. С.: Г. Р. Державин и мировое значение русской литературы XVIII в.
    Входимость: 1. Размер: 42кб.
    17. Стихотворения по году написания
    Входимость: 1. Размер: 32кб.
    18. Михайлов О. Громовой пролети струей. Глава 1. Картеж.
    Входимость: 1. Размер: 82кб.
    19. Чечулин Н.: О стихотворениях Державина
    Входимость: 1. Размер: 106кб.
    20. Ходасевич В.Ф.: Державин. Глава 2.
    Входимость: 1. Размер: 55кб.
    21. Ода Екатерине II
    Входимость: 1. Размер: 6кб.
    22. На маскарад, бывший перед императрицей в Казани
    Входимость: 1. Размер: 2кб.
    23. От Максимова. 28 января 1774.
    Входимость: 1. Размер: 4кб.
    24. Муртазина Ф. Г.: Г. Р. Державин и Лаишевский край
    Входимость: 1. Размер: 9кб.
    25. К В.В. Капнисту. 7 июля 1797.
    Входимость: 1. Размер: 4кб.
    26. На мраморное изображение митрополита Гавриила
    Входимость: 1. Размер: 2кб.
    27. Ходасевич В.Ф.: Державин. Глава 4.
    Входимость: 1. Размер: 65кб.
    28. Глинка Н. И. Державин в Петербурге. Глава 3. "Я царь — я раб — я червь — я бог!".
    Входимость: 1. Размер: 44кб.
    29. Глинка Н. И. Державин в Петербурге. Петербургские адреса Г. Р. Державина
    Входимость: 1. Размер: 3кб.
    30. Хуторова Л. М.: Коллекция книг и документов второй половины XVIII-начала XIX в. из собрания А. М. Вилькена в фондах Национального музея РТ
    Входимость: 1. Размер: 9кб.
    31. Мечта
    Входимость: 1. Размер: 3кб.
    32. Ионин Г. Н.: Анакреонтические стихи Карамзина и Державина
    Входимость: 1. Размер: 40кб.
    33. На шествие императрицы в Казань
    Входимость: 1. Размер: 2кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Левицкий А. А.: Образ воды у Державина и образ поэта
    Входимость: 5. Размер: 75кб.
    Часть текста: идет о том, что поэзию Державина плодотворнее осмыслять не как разрушение, 3 а, напротив, завершение эстетических чаяний русских поэтов XVIII в. 4 О двух основных линиях в развитии русской оды XVIII в начал говорить уже Ю. Н. Тынянов и продолжил Г. А. Гуковский. 5 Как показали названные исследователи, в развитии жанра с конца 1740-х гг. происходит определенный разрыв между ломоносовской и антиломоносовской (сумароковской) "установкой", и эти две линии создали ряд взаимоисключающих предпочтений, которые в свою очередь наложили на русскую оду целый комплекс лишних (а именно это редко подчеркивается исследователями) метрических, тропных, тематических и лингвистических запретов, не характерных для развития этого жанра в других странах. Когда Державин пренебрегал (часто по своему неумению выдержать стилистически маркированный ряд) многими из этих запретов, он вовсе не разрушал оду, но возвращал ее к своим более свободным первоосновам, заданным еще в 1734 г. В К Тредиаковским в "Рассуждении о оде". 6 В этом теоретическом труде Тредиаковский говорит именно о "красном беспорядке" (а не порядке, к которому позднее стремились Ломоносов и Сумароков с антагонистических позиций). Заимствуя это понятие у Буало ("beau desordre" в "L'Art poetique") и добавляя к нему принцип "энтузиазма", который он находит у Малерба, Тредиаковский, в сущности, дает этому жанру ту необходимую свободу, которая наконец проявилась в творчестве Державина. К этим "свободным" нормам он прибавит вскоре весь широкий диапазон тематических возможностей оды, которая позволяла (пользуюсь здесь словами перевода трактата Буало, сделанного самим Тредиаковским) не только "возлетать славно до превыспренних...
    2. На поднесение депутатами ея величеству титла Екатерины Великой
    Входимость: 3. Размер: 2кб.
    Часть текста: поднесение депутатами ея величеству титла Екатерины Великой На поднесение депутатами ея величеству титла Екатерины Великой Хотя весь круг земной, чудясь, внимал той славе, Гремела что Петром победой при Полтаве; Однако не одни воинские дела — Всеобщая ему на свете похвала; Но правы и суды и нравов просвещенье — Бессмертное ему вовеки прославленье. He тем он стал велик, умел что побеждать; Но что блаженство знал подвластным созидать. Монархиня! и ты в следы его ступаешь; Зовись великою: он начал, ты кончаешь. 1767 Вариант 8 Но знал что пользы он подвластных соблюдать. Комментарий Я. Грота В 1767 году сенат и созванные для составления проекта нового уложения депутаты поднесли императрице наименование Великой, Премудрой, Матери отечества; но, как известно, она отказалась от этих титлов (II. Собр. Зак., т. XVIII, № 12,978), — 20 августа 1767 г. секретарь гр. А. К Разумовского писал из села Коломенского к И. И. Шувалову за границу: «Прошлого воскресенья была во дворце благодарственная ея величеству церемония от депутатов, в которой, сказывают, просили депутаты принять титул Премудрой, Великой, Матери отечества; на что ответ был достойный сей...
    3. Михайлов О. Громовой пролети струей. Комментарии.
    Входимость: 3. Размер: 30кб.
    Часть текста: сфера его интересов широка и разнообразна: русские государи, романы "Суворов" (1973), "Куприн" (1981), "Кутузов" (1988), "Александр III" (1997) и др. Всего он написал более 30 научно-популярных, литературно-критических и художественных книг. О. Н. Михайлов — лауреат премии Министерства обороны СССР. Роман печатается по изданию: Михайлов О. Н. Державин: Романизированное описание исторических происшествий и подлинных событий, заключающих в себе жизнь Гаврилы Романовича Державина. М.: Молодая гвардия, 1977. Для настоящего издания автор существенно переработал свой роман. Стр. 11. Фридрих Великий. — Здесь имеется в виду Фридрих II (1712 — 1786), прусский король из династии Гогенцоллернов, крупный полководец, дипломат. Помимо прочего, был неплохим музыкантом, даже сочинял музыку; занимался историей, философией, поэзией. Его стихи переводили многие поэты XVIII в. Стр. 14. ... в смутную пору лихолетья... — Смутное время, Смута, Лихолетье — так называются в истории события конца XVI — начала XVII в. в России, когда окончилась династия Рюриков, — и до восшествия на престол первого царя из рода Романовых Михаила Федоровича. Термин этот был введен русскими писателями XVII в. ... начиная с царствования Анны Иоанновны. — Анна Иоанновна (1693 — 1740) правила с 1730 г. Стр. 15. Покойная государыня Елизавета Петровна... — Елизавета Петровна (1709 — 1761), императрица всероссийская с 25 ноября 1741...
    4. Роте X.: "Избрал он совсем особый путь" (Державин с 1774 по 1795 г.)
    Входимость: 3. Размер: 33кб.
    Часть текста: предрассудки в шутливых произведениях, отдушиной для слабостей человеческой природы была анакреонтика. 2 Подобные стихи обычно мало индивидуализированы, в них доминируют просветительские формулы, которые сохраняются в державинском творчестве вплоть до начала XIX века, а в последние годы жизни Державина их роль даже усиливается. И все-таки 1780 год стал важнейшей вехой, что связано с так называемым "переломом", "скачком", который, как считается, произошел в его творчестве в 1779 году. Об этом "скачке" сохранилось признание самого Державина, однако его сущность еще не была прояснена, не сохранилось и свидетельств кого-либо из современников. Сам поэт в 1805 г утверждал, что с 1779 г. "избрал он совсем особый путь, будучи предводим наставлениями г. Батте и советами друзей своих Н. А. Львова, В. В. Капниста и И. И. Хемницера, подражая наиболее Горацию". 3 Все исследователи, писавшие до В. Ф. Ходасевича, 4 не оспаривая приняли это положение. Ниже предпринята попытка рассмотреть, в какой степени творчеству Державина после 1779 г. присуще нечто новое и какую роль при этом играл до 1795 г. Гораций. 5 Одновременно будет обращено внимание и на то, как менялись у Державина традиционные воззрения на "просвещение" и на поэзию в их взаимоотношении, т. е., в сущности, как виделась ему связь политики и поэзии. При этом хотелось бы проанализировать один из мотивов, а именно мотив зеркала, в четырех стихотворениях "Ключ" (1779), "Бог" (1781/1784), "Ласточка" (1792/1794), "Памятник" (1795). Есть доказательства тому, что Гораций был известен Державину с 1774 г., 6 когда он переложил в стихи пять од Фридриха...
    5. Записки из известных всем произшествиев и подлинных дел. 6. По отлучении от губернаторства до определения в статс-секретари, а потом в сенаторы, и в разныя министерския должности
    Входимость: 3. Размер: 157кб.
    Часть текста: что сенатор князь Петр Михайлович Волхонский за болезнию не въезжает в присутствие. Надобно знать, что сей князь Волхонский родня князя Вяземскаго и был пред тем обер-прокурором при московских Сената департаментах, то и находился у всех, по тем связям, как у больших, так и малых чинов сенатских, в великом уважении. Никто против его не смел говорить и обер-прокурор князь Гагарин, от котораго зависело приказать предложить дело к слушанию, сколько был ни прошен, ничего не предпринимал. Протекло уже 6 месяцев, Державин шатался по Москве праздно и видел, что такая проволочка единственно происходит из угождения князя Вяземскаго, потому что, не находя его ни в чем винным, отдаляли оправдание, дабы не подпасть самим под гнев Императрицы. Наконец он нерешимостию наскучил и как въезж был в дом князя Волхонскаго и довольно ему знаком, водя с ним в бытность его в Петербурге хлеб и соль: то, приехав в один день к нему, просил с ним переговору в его кабинете. Князь не мог от сего отговориться. Державин начал ему говорить: "Вы, слава Богу, князь, сколько я вижу, здоровы, но в Сенат въезжать не изволите, хотя там мое дело уже с полгода единственно за неприсутствием вашим не докладывается. Я уверен в вашем добром сердце и в благорасположении ко мне: но вы делаете сие мне притеснение из угождения только князь Александру Алексеичу, то я уверяю ваше сиятельство, что ежели будете длить и не решите мое дело так или сяк (я не требую моего оправдания, ибо уверен в моей невинности), то принужденным найдусь принесть жалобу Императрице, в которой изображу все причины притеснения моего генерал-прокурором, как равно и состояние управляемаго им государственнаго казначейства самовластно и в противность законов, как он раздает жалованье и пенсионы, кому хочет, без указов Ея Величества, как утаивает доходы, дабы в случае требования на нужныя издержки показать выслугу пред Государынею, нашедши якобы своим усердием и особым распоряжением деньги,...
    6. Алексеева Н. Ю.: Державинские оды 1775 года (К вопросу о реформе оды)
    Входимость: 3. Размер: 49кб.
    Часть текста: поэзии один из самых значительных ее рубежей. Они явились результатом и первым образцом так называемой "державинской реформы оды".. Реформа эта, как известно, заключалась в смешении стилей (а значит, и жанров) в рамках одной, свободной по форме, теме и стилю оды, отличающейся богатством интонаций и возможностью самовыражения в новом, современном нам, смысле. По существу, державинская реформа касалась не только отдельного жанра, а заключалась в перевороте, постепенно приведшем к обновлению всей поэтической системы в целом. В рассуждении того, что привело Державина к этому решительному и счастливому перелому, исследователи, как правило, опираясь на позднее признание самого поэта: " <...> он хотел подражать Ломоносову <...> хотев парить, не мог выдерживать постоянно красивым набором слов <...> а для того избрал свой совсем особый путь <...>", 1 — видят становление державинского таланта в борьбе и взаимодействии с различными течениями в рамках отечественной поэтической традиции. Так, Я. К. Грот находил в ранних одах Державина рудименты од Ломоносова, 2 а Г. А. Гуковский с неменьшим основанием связывал раннюю державинскую поэзию с влиянием сумароковской школы. 3 Конечно, в этой связи должен быть упомянут и В. П....
    7. Данько Е. Я.: Изобразительное искусство в поэзии Державина. Глава 2
    Входимость: 3. Размер: 88кб.
    Часть текста: personnage, de-la aux personnages subordonnes dans le meme grouppe; aux grouppes lies avec le premier, me laissant conduire par leur enchainement, aux expressions, aux caracteres, aux draperies, au coloris, a la distribution des ombres et des lumieres, aux accessoires, enfina l'im-pression de l'ensemble. Si je suis un autre ordre, c'est que ma description est mal faite ou le tableau mal ordonne". Diderot. Pensees detachees sur la peinture. 1 В 1789 г. Державин вернулся в Петербург после пяти лет жизни в провинции. Пока он отсутствовал, столица и ее пригороды украсились новыми, великолепными зданиями. Гваренги построил дом Академии Наук, Эрмитажный театр, Государственный банк. Камерон воздвиг свою колоннаду в б. Царском Селе и строил дворец в б. Павловске. Львов выстроил здание почтамта. Облицовка набережных Невы гранитом была закончена. Число произведений скульптуры и живописи также возросло в столице. Вернувшийся из-за границы Н. В. Юсупов (1790) размещал свои художественные сокровища во дворце на Фонтанке, построенном Гваренги. Безбородко с помощью Львова устанавливал художественные коллекции в своем доме, в зале с колоннами, также построенном Гваренги. Воронихин отделывал внутри строгановский дворец. Строганов подготовлял каталог своей картинной галлереи (изд. в 1793 г.). Державин был вхож в эти дома. Вероятно, обилие художественных впечатлений было причиной того, что в последующие годы Державин особенно охотно включал в свою поэзию материал, почерпнутый из области изобразительного искусства. Этот материал помогал ему...
    8. Кантата
    Входимость: 2. Размер: 3кб.
    Часть текста: Кантата 1. Щедрот источник, Россов радость, Посланница и друг небес, Которой льют уста нам сладость, А взоры — жизнь и свет очес! 2. Тобой блаженство мы вкушаем, Тобой мы дышим и живем; Тебе сердца мы посвящаем И благодарну песнь поем. 3. О наша мать! сердец царица! О ангел, а не человек! О кротка Севера денница! Сияй и озаряй нас ввек. 1789 Комментарии Я. Грота Эта похвала Екатерине II написана по поводу посещения императрицею камер-фрейлины Анны Степановны Протасовой, бывшей, почти во все ея царствование, в числе наиболее близких к ней лиц. Протасова не была исключена из самых тесных и доверенных бесед Екатерины; в 1787 г. она участвовала в крымском путешествии и вместе с графом Мамоновым находилась при государыне безотлучно в дорожном экипаже (Сегюра Memoires, т. II, стр. 106 и 170). Была еще фрейлина Елисавета Степановна Протасова, вероятно сестра Анны. Отец их, Степан Федорович, действительный статский советник, был в 1760-х годах сенатором московских департаментов; до 1767 г. имя его читается в Адрес-календаре[1]; в Спб. Ведомостях 1774 г. (№ 38) напечатано объявление о продаже в Москве загородного дома покойного. В Месяцослове 1769 года мы находим уже имя Анны Степановны в списке фрейлин. Вероятно, сочиненная Державиным кантата была положена на музыку и тогда же напечатана отдельно. В издании 1798 г., стр. 68, означен в заглавии этой пьесы и повод к ея сочинению (Кантата на посещение и проч.) и над последним куплетом поставлено: Хор. В издании 1808 г., ч. I, XLVII, этих обозначений уже нет. Приложенный к заглавию рисунок (Олен.) так объяснен в рукописях: «Изображение российского божества, означающее все добродетели и все достоинства». 1. Адрес-календари выходили в 1765, 1766 и 1767 годах. В экземпляре имп. публ. библ....
    9. Фелица
    Входимость: 2. Размер: 32кб.
    Часть текста: за твоим столом; Не дорожа твоим покоем, Читаешь, пишешь пред налоем И всем из твоего пера Блаженство смертным проливаешь; Подобно в карты не играешь, Как я, от утра до утра. Не слишком любишь маскарады, А в клоб не ступишь и ногой; Храня обычаи, обряды, Не донкишотствуешь собой; Коня парнасска не седлаешь, К дух а м— в собранье не въезжаешь, Не ходишь с трона на Восток; Но кротости ходя стезею, Благотворящею душою, Полезных дней проводишь ток. А я, проспавши до полудни, Курю табак и кофе пью; Преобращая в праздник будни, Кружу в химерах мысль мою: То плен от персов похищаю, То стрелы к туркам обращаю; То, возмечтав, что я султан, Вселенну устрашаю взглядом; То вдруг, прельщаяся нарядом, Скачу к портному по кафтан. Или в пиру я пребогатом, Где праздник для меня дают, Где блещет стол сребром и златом, Где тысячи различных блюд; Там славный окорок вестфальской, Там звенья рыбы астраханской, Там плов и пироги стоят, Шампанским вафли запиваю; И всё на свете забываю Средь вин, сластей и аромат. Или средь рощицы прекрасной В беседке, где фонтан шумит, При звоне арфы сладкогласной, ...
    10. Иванов М. В.: Державин и Новиков
    Входимость: 2. Размер: 27кб.
    Часть текста: далеко не выяснено. Объективной оценке деятельности этого крупного просветителя долгое время мешало то, что его не считали писателем, а говорили о нем только как о педагоге, журналисте, книгоиздателе. Художественную прозу Новикова "распределяли" между его современниками (Фонвизиным, Радищевым), исходя именно из такой посылки. Следствием подобного подхода было то, что Новиков исключался из литературного движения, темы "Новиков и..." (Карамзин, Фонвизин и пр.) никем не рассматривались; устанавливались лишь деловые и биографические связи. Однако отзывы известных литераторов, современников Новикова, свидетельствуют, что его считали писателем, причем крупным писателем. Вот как пишет о нем в своих воспоминаниях И. И. Дмитриев: Новиков "не имел, как и многие из наших писателей, классического образования. Имя его стало известно с семидесятых годов, по изданию им <...> двух еженедельников: "Трутня" и "Живописца" <...> Они отличались от сборников чужой и домашней всякой всячины и более отзывались народностию, хотя и менее об ней твердили, нежели нынешние наши журналы". 1 Так же высоко оценивает писательский талант Новикова и Карамзин....