• Приглашаем посетить наш сайт
    Пришвин (prishvin.lit-info.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "2002"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
    Поиск  
    1. Григорьев Е. И.: Культурологический аспект развития химико-технологического образования в Казанском крае: вехи истории: 1550-е гг. — нач. ХХ в.
    Входимость: 7. Размер: 10кб.
    2. Никифорова С. А.: Славянские представления о смерти в поэзии Г. Р. Державина
    Входимость: 4. Размер: 11кб.
    3. Егорова М. В.: Символический образ птицы в лирике Г. Державина, Г. Каменева и Е. Люценко
    Входимость: 2. Размер: 8кб.
    4. Зелепугина Г. П.: Изучение творчества Г. Р. Державина в школе
    Входимость: 2. Размер: 7кб.
    5. Галимуллина А. Ф.: Переводы Г. Р. Державина на татарский язык
    Входимость: 2. Размер: 10кб.
    6. Нугманова Г. Г.: Казанская усадьба державинской поры
    Входимость: 2. Размер: 7кб.
    7. Морозова Е. А.: Басни Г. Р. Державина
    Входимость: 1. Размер: 21кб.
    8. Демин А. О.: Трагедия Г. Р. Державина "Атабалибо, или Разрушение Перуанской империи" и "Всемирный путешествователь" Ж. Ла Порта
    Входимость: 1. Размер: 38кб.
    9. Демин А.О.: Корпус драматических сочинений Г. Р. Державина: издания и рукописи
    Входимость: 1. Размер: 61кб.
    10. Романова И. Ю.: Гордимся славой своих предков
    Входимость: 1. Размер: 11кб.
    11. Варина В. М.: Изучение жизни и творчества Г. Р. Державина на уроках русского языка и литературы и внеклассной работе
    Входимость: 1. Размер: 8кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Григорьев Е. И.: Культурологический аспект развития химико-технологического образования в Казанском крае: вехи истории: 1550-е гг. — нач. ХХ в.
    Входимость: 7. Размер: 10кб.
    Часть текста: — профессора КГУ, академика РАН Б. А. Арбузова, профессора В. С. Абрамова и члена-корреспондента РАН П. А. Кирпичникова. Но если мы, оценивая по заслугам музыкальную школу, связанную с именами Балакирева, Бородина (он же химик), Римского-Корсакова, Чайковского или же писателей Тургенева, Достоевского, Льва Толстого и их современников, считаем, что без них свет был бы неизмеримо беднее, то не будет преувеличением утверждение, что рост химии не в меньшей степени был бы задержан, если бы работы Менделеева, Бутлерова, Вагнера и их преемников по каким либо причинам были изъяты из общей сокровищницы знаний. <...> : начало химии в России следует считать со времени основания Казанского Университета, или точнее, со времени окончания оборудования его химической лаборатории в 1835 году. У. П. Уинни, президент Английского Химического общества, 27 марта 1924 г. Для Российской Федерации, находящейся в начале третьего тысячелетия в системном кризисе (политическом, экономическом и социальном, но, в первую очередь, культурном, морально-нравственном и этическом), одним из путей выхода из цивилизационного тупика является всестороннее развитие образования. Обращение к истории образования позволит, на наш взгляд, более полно осознать сложившуюся социокультурную ситуацию в России и наметить пути выхода из кризиса. Уже во времена Булгарского государства и Казанского царства технохимические знания широко использовались для выделки кож, в металлургическом производстве, для изготовления чернил для письма, цветной керамики, краски и т. д. Бурный взлет технохимических ремесел произошел после объединения в середине XVI века Московского и Казанского царств в одно государство. Движущей силой развития цивилизаций является взаимодействие культур. Встреча и взаимодействие культур народов Поволжья...
    2. Никифорова С. А.: Славянские представления о смерти в поэзии Г. Р. Державина
    Входимость: 4. Размер: 11кб.
    Часть текста: в творчестве любого художника, с одной стороны, во многом индивидуальны, а с другой — сформированы под влиянием этнокультурных идей: философских воззрений, распространенных, популярных в тот или иной период, господствующего вероучения. XVIII век, ставший во многом переломным именно для мировоззрения русского человека, рождает особый взгляд на проблему смерти. Представления о смерти в поэзии Г. Р. Державина, на наш взгляд, отражают эклектичность мироотношения человека того времени: элементы традиционно славянской, а затем христианской концептуализации смерти/Смерти органично сочетаются с элементами античной культуры. Так, возможно, рождается неотъемлемая составляющая особого, российского, типа мышления, соединившего несоединимое — Восток и Запад. Наиболее показательным для отражения взглядов поэта о смерти стало программное стихотворение "На смерть князя Мещерского" (1779). В тексте находим лексему "Смерть-1" и ряд лексем, характеризующих объем значения лексемы "Смерть-2", репрезентирующие мировидение автора. 1. В энциклопедическом словаре "Славянская мифология" читаем: "Персонифицированная смерть в виде костлявой и безобразной старухи с косой является героем многих народных рассказов, быличек и сказок" [Славянская 2002: 438]. Так, славянское...
    3. Егорова М. В.: Символический образ птицы в лирике Г. Державина, Г. Каменева и Е. Люценко
    Входимость: 2. Размер: 8кб.
    Часть текста: тенденций, варианты его модификации в поэзии Г. Державина и двух младших его современников — Г. Каменева и Е. Люценко. 3. Культ птицы очень характерен для литературы сентименталистско-предромантического периода. В произведениях трёх поэтов переходной эпохи — Державина, Каменева и Люценко — этот символический образ соединяет сентименталистские приметы, реликты классицизма (в частности — у Державина!), ряд черт развивающегося предромантизма и раннего романтизма (о поэтике последних — см: [Ванслов В. 1966; Манн Ю. 1976]). 4. Образ-символ птицы может быть по структуре двух типов — строится: 1) "на приёме параллелизма, на соотнесении птицы... и человека (лирического героя)"; 2) на соотнесении "конкретной реалии пейзажа (птица) ... с комплексом человеческих чувств, переживаний, эмоций вообще" [Азбукина А. 2002: 11] (в свете философии природы — см. также: [Эпштейн М. 1990]). 5. В русской поэзии конца XVIII — начала XIX вв. соотносятся друг с другом во взаимодействии "хищный" и "кроткий" типы...
    4. Зелепугина Г. П.: Изучение творчества Г. Р. Державина в школе
    Входимость: 2. Размер: 7кб.
    Часть текста: учителя (или подготовленных учащихся), на чтение статей из учебника [Коровина 2002: 43] и на чтение научно-популярных книг и статей о Державине. При уменьшении учебных часов на русскую литературу учитель может выделить на общее знакомство с жизнью и литературной деятельностью Г. Р. Державина лишь 2 или 3 часа. Вследствие этого ему придётся взять лишь очень ограниченный объем учебного материала. Много интересных статей посвящено биографии поэта, но наиболее ёмкий, на наш взгляд, материал, доступный девятикласснику, содержится в работах Е. Лебедева. Учителю следует обратить внимание на следующие моменты в биографии Державина: детские и юношеские годы; учеба в Казанской гимназии (НРК); служба рядовым в Петропавловском полку; участие в подавлении пугачёвцев; государственная деятельность Державина и его отношения с царями; поэтическая деятельность Державина (самые значительные его произведения); последние годы жизни поэта. Жизненный и творческий путь Державина изучается довольно подробно, для того чтобы учащиеся на примере биографии поэта смогли увидеть проблему "писатель и эпоха". Для разработки более целесообразных подходов к этой проблеме нужно ...
    5. Галимуллина А. Ф.: Переводы Г. Р. Державина на татарский язык
    Входимость: 2. Размер: 10кб.
    Часть текста: Однако до сих пор остается вне поля зрения исследователей проблема взаимоотношений Г. Р. Державина с татарской поэзией. Несомненно, что поэт с детства слышал татарскую речь, общался с татарами. В ряде стихотворений, создавая колоритный образ мурзы, он обыгрывает историческое предание о далеком предке — золотоордынском мурзе Багриме (Ибрагиме): "Фелица", "Видение мурзы", "Благодарность Фелице". В стихотворении "Тончию" Г. Р. Державин пишет: "... В знак, что рожден в странах я льдистых,/ Что был прапращур мой Багрим". В "Благодарности Фелице" заявляет: "Твои дела суть красоты/ Я пел, пою и петь я буду,/ И в шутках правду возвещу,/ Татарски песни из-под спуду,/ Как луч, потомству сообщу.". В архиве Г. Р. Державина сохранился любопытный документ, свидетельствующий об интересе поэта к татарскому фольклору. Это тексты народных татарских песен с подстрочным переводом на русский язык ("Песни светские",...
    6. Нугманова Г. Г.: Казанская усадьба державинской поры
    Входимость: 2. Размер: 7кб.
    Часть текста: Михляева — А. Ф. Дряблова у Петропавловского собора. Можно назвать еще несколько известных лишь узкому кругу исследователей сооружений так называемого "дорегулярного" периода. До нас не дошли и какие-либо чертежи домов этого времени. Немногие сведения о древних постройках можно почерпнуть из единичных источников, таких, как строительные подряды (деревянный дом конца XVII века [Амерханова 2002:205-211]) и литературные мемуары (дом в усадьбе И. К. Горталова [Егерев 1928: 127]). В целом можно констатировать, что жилая архитектура Казани этого периода известна нам в значительно меньшей степени, чем, например, зодчество Москвы и Петербурга того же времени. В этой связи особый интерес представляют документы из фондов Российского архива древних актов, копии которых были обнаружены автором в 1996 году в Отделе рукописей и редких книг Казанского университета. Юбилей Г. Р. Державина послужил поводом для обращения к ним. Речь идет о документах, связанных с выбором дома для размещения только что учрежденной в Казани гимназии, в которой в дальнейшем учился Г. Р. Державин....
    7. Морозова Е. А.: Басни Г. Р. Державина
    Входимость: 1. Размер: 21кб.
    Часть текста: у В. К. Тредиаковского и М. В. Ломоносова, но особую популярность они приобретают в последней трети XVIII в. В этом жанре проявляют себя А. П. Сумароков и В. И. Майков, И. И. Хемницер и В. А. Левшин, Е. И. Костров и И. И. Дмитриев, появляются первые басни И. А. Крылова. Тогда же поэтические возможности жанра привлекают и Г. Р. Державина. Существует предположение о том, что «... слава двух первых русских баснописцев <...> Хемницера и Крылова имела значительную долю участия в возбуждении к этому роду производительности нашего лирика, который <...> неохотно уступал другим первенство в какой бы то ни было отрасли литературы» 1 . Возможно, Державин действительно в данном виде творчества не хотел отставать от других писателей, но если Хемницер и мог быть его «возбудителем к этому роду», то Крылов вряд ли, слава которого начинается вместе с выходом его книги басен в 1809 г. Впервые к басне Державин обращается во второй половине 1770-х гг. и сохраняет живейший интерес к этому жанру до конца своих дней. Правда, басенное наследие поэта невелико и насчитывает чуть более двух десятков произведений, многие из которых так и не были опубликованы при его жизни. Самая ранняя басня Державина — «Смерть и Старик». Она датируется 1776 г. В ее основе традиционный сюжет, известный еще со времен Эзопа. Она повествует о бедняке, который, будучи не в силах вынести тяжести своей ноши, умоляет Смерть избавить его от мучений; а когда, вняв его просьбам, Смерть, наконец, приходит за ним, бедняк, испугавшись скорой кончины, просит ее ...
    8. Демин А. О.: Трагедия Г. Р. Державина "Атабалибо, или Разрушение Перуанской империи" и "Всемирный путешествователь" Ж. Ла Порта
    Входимость: 1. Размер: 38кб.
    Часть текста: сделать вывод лишь о том, что она не была завершена к этому времени. 1 Когда возник замысел этой трагедии, и когда Державин приступил к работе над ней? Определенного ответа на этот вопрос сейчас дать невозможно. Если принять датировку между 1812 и 1815 г., то встает вопрос на какие современные политические события откликнулся поэт в этом произведении, как объяснить, что в условиях "первой волны русского испанофильства", описанной М. П. Алексеевым, 2 Державин создает пьесу, живо напоминающую о жестокостях испанцев в Америке во время Конкисты? Каким образом связана трагедия с национально-освободительным движением в странах Латинской Америки 1810-1826 гг., завершившимся полным крушением колониальной системы Испании и Португалии за океаном? 3 Не рассмотрен также вопрос о связи трагедии и ее ключевого образа — затмения солнца, символизирующего гибель империи, — с рядом "солнцепоклоннических" стихотворений Державина, написанных в начале XIX в. и обращенных к императорам Павлу I и Александру I. 4 Что привело Державина на склоне жизни к созданию скорбной и величественной картины гибели империи Солнца, в которой нетрудно угадать образ разумного и справедливого государства, управляемого мудрым и просвещенным монархом, образ заветной социально-исторической мечты европейского Просвещения? Для ответа на этот и другие вопросы необходимо расширить...
    9. Демин А.О.: Корпус драматических сочинений Г. Р. Державина: издания и рукописи
    Входимость: 1. Размер: 61кб.
    Часть текста: наиболее полным и авторитетным опубликованным сводом текстов державинских драм является четвертый том академического собрания его сочинений, подготовленного Я. К. Гротом. 1 Известно, однако, что гротовское издание не вполне отвечает требованиям, заявленным в его проекте, и за это оно уже неоднократно подвергалось критике. 2 Особенно наглядно отступление от принципов академического издания видно на примере именно четвертого тома "Сочинений". В отличие от трех томов лирики, в нем, за редкими исключениями, 3 не приведены редакции и варианты по рукописям, даже самые значительные; драматические переводы даны в отрывках; из оригинальной "оперы" "Эсфирь", которую издатель счел переводной, напечатан также только отрывок; сохранившаяся и известная Гроту начальная редакция трагедии "Ирод и Мариамна" - "Ирод Великий" даже не упомянута; из четвертого тома исключено и перенесено в первый "Описание торжества, бывшего по случаю взятия Измаила, у <...> князя Г. А. Потемкина-Таврического" (1791), которое сам Державин и все последующие издатели помещали среди драматических произведений. Наконец, драматические сочинения Державина гораздо менее тщательно прокомментированы Гротом, чем лирика. Упреки в неполноте и несовершенстве академического собрания сочинений Державина, адресованные Гроту позднейшими исследователями, несомненно, справедливы, и все же не стоит забывать, в сколь сложной и противоречивой идеологической обстановке проходила...
    10. Романова И. Ю.: Гордимся славой своих предков
    Входимость: 1. Размер: 11кб.
    Часть текста: началась три года назад, в 2000 году. Инициатором увековечивания памяти известного российского поэта и государственного деятеля была администрация района во главе с А. И. Демидовым. И в этом же году вышло постановление Кабинета Министров РТ о праздновании юбилея Державина. Учитывая большое значение Г. Р. Державина в истории России и в связи с тем, что в районе имеются места, связанные с именем Г. Р. Державина : с. Сокуры (родовое поместье, место рождения и крещения); с. Егорьево (родовое поместье, место захоронения родителей); с. Кармачи (родовое поместье); с. Державино (родовое поместье), с. Бутыри (родовое поместье), был утвержден план мероприятий по подготовке празднования 260-летия поэта. Под руководством отдела образования была четко спланирована и выполнена работа, целью которой стало увековечивание памяти известного Российского поэта и государственного деятеля Г. Р. Державина, активизация углубления интереса к творчеству поэта, привлечение учителей и учащихся к исследованию жизни и творчества Г. Р. Державина, особенно периода жизни, связанного с Казанским краем. По каким же направлениям шла работа? С 2000 года в районном центре Лаишево проводится праздник, посвященный дню рождения поэта, где вручается единственная в России литературная премия имени Державина за лучшее литературное произведение. Вот имена победителей: Владимир Корчагин, 2000 г.; Сергей Малышев, 2001 г.; Ахат Мушинский, 2002 г; Лилия Газизова, 2003 г. Материалы произведений, встречи с участниками и победителями районного конкурса...