• Приглашаем посетить наш сайт
    Булгаков (bulgakov.lit-info.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "QUE"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
    Поиск  
    1. Данько Е. Я.: Изобразительное искусство в поэзии Державина
    Входимость: 10. Размер: 69кб.
    2. К Каллиопе
    Входимость: 7. Размер: 9кб.
    3. Данько Е. Я.: Изобразительное искусство в поэзии Державина. Глава 2
    Входимость: 4. Размер: 88кб.
    4. Описание торжества бывшего по случаю взятия города Измаила
    Входимость: 3. Размер: 89кб.
    5. Брилиант С.М.: Г.Р. Державин. Его жизнь, литературная деятельность и служба. Глава 2.
    Входимость: 2. Размер: 31кб.
    6. Венерин суд
    Входимость: 2. Размер: 5кб.
    7. На Мальтийский орден
    Входимость: 2. Размер: 50кб.
    8. К портрету княгини Екатерины Романовны Дашковой
    Входимость: 1. Размер: 2кб.
    9. К красавцу
    Входимость: 1. Размер: 7кб.
    10. Данько Е. Я.: Изобразительное искусство в поэзии Державина. Глава 3
    Входимость: 1. Размер: 42кб.
    11. Успенский Б. А.: Язык Державина (к 250-летию со дня рождения)
    Входимость: 1. Размер: 53кб.
    12. Михайлов О. Громовой пролети струей. Глава 11. "Река времен".
    Входимость: 1. Размер: 50кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Данько Е. Я.: Изобразительное искусство в поэзии Державина
    Входимость: 10. Размер: 69кб.
    Часть текста: 2 Пятнадцати лет Державин поступил в Казанскую гимназию. Здесь он вскоре "отличился в рисовании", начертив вместе с другими учениками геометрию и карты Казанской губернии и "украсив оные разными фигурами и ландшафтами". И. И. Шувалов одобрил эту работу. Исполнителей ее записали в лейб-гвардию солдатами, а Державина — в инженерный корпус кондуктором. 3 Через два года Державин был послан с партией на съемку планов древнего города Болгары. Он составил "описание, план и виды развалин", списал гробничные надписи, зарисовал найденные монеты, кольца и урны. В следующем году его вызвали в Петербург на военную службу. Державин представил свои "болгарские" рисунки И. И. Шувалову, надеясь, что меценат поможет ему продолжать образование. Шувалов послал молодого рисовальщика в Академию художеств к граверу Чемесову, который, похвалив рисунки, приглашал Державина почаще к нему заходить и обещал выхлопотать у Шувалова средство для его "упражнения в науках". Однако средства такого не нашлось. Поступить в инженерный корпус Державину также не удалось. Его записали в гвардию рядовым. Помещенный в тесной квартире вместе с другими солдатами, Державин уже не мог рисовать. Он утешался чтением книг и "мараньем стихов" по ночам. Как видно, Державин всерьез хотел учиться рисованию и только безвыходные условия заставили его отказаться от этой мысли. Отлученный от живописи художник остается навсегда чуток и восприимчив к впечатлениям искусства. Хотя рядовому гвардейцу были доступны лишь немногие художественные произведения, Державин, очевидно, и в эти годы не терял искусство из вида. В 1770 г. ой откликнулся стихами на крупное событие русской художественной жизни. Архитектор Баженов разработал проект нового кремлевского дворца. Грандиозное сооружение в стиле барокко охватывало кольцом старый Кремль, великолепная лестница вела к...
    2. К Каллиопе
    Входимость: 7. Размер: 9кб.
    Часть текста: с небес Царица песней, Каллиопа! И громкую трубу твою, Иль лучше лиру нежно-звучну, Иль, если хочешь, голос твой Ты согласи со мной. 2. Уж, кажется, я слышу бег Твоих по арфе резвых перстов, Как гибкий при морях тростник От порханья звенит зефиров, Далеким вторясь шумом волн: Таков твоих струн звон. 3. Уж в легких сизых облаках[1] Прекрасна дева с неба сходит: Смеющийся в очах сапфир[2], Стыдливые в ланитах розы, Багряную в устах зарю, В власах я злато зрю. 4. Во сладком исступленьи сем Весь Север зрится мне эдемом, И осень кажется весной; В кристальных льдах зрю лес зеленый, В тенях ночных поля златы, А по снегам цветы. 5. Во мгле темнозеленой там, Я вижу, некто древ под сводом Лепообразен, статен, млад[3]: Вокруг главы его сияют Струями меж листов лучи, У ног шумят ключи. 6. Кто сей, к которому идет Толь весело любезна дева, Как к брату своему сестра, Как к жениху в чертог невеста? Зрю сходство в их очах, чертах[4], Как будто в близнецах. 7. Кто ты, божественна чета? Как огнь, со пламенем сближаясь, Един составить хочешь луч! Не ты ли света бог прекрасный Пришел с небес на землю вновь Торжествовать любовь? 8. Уже согласие сердец На нежных арфах раздается; Безмолвно слушает земля; Склонились башни, рощи, горы, Ревущий водомет утих; Стоит — глядит на них. 9. На мягкой шелковой траве, В долине, миром осененной, Где шепчет с розой чуть зефир, Чуть синий ключ журча виется, Чуть дышит воздух-аромат, Возлюбленны сидят. 10. Вокруг их страстных горлиц вздох, Песнь лебедей вдали несется, Обнявшися кусты стоят, Роскошствует во всем природа; Все нежит, оживляет кровь, Все чувствует любовь. 11. Стрела ея средь их сердец, Как луч меж двух холмов кристальных, По их краям с небес летя, Сперва скользит, не проницает; Но от стекла в стекле блестит, И роза в них горит. 12. С Олимпа множеством очес Сквозь твердь на них янтарну смотрит Безсмертных лик, и мать богов, Как вод в струях звезда вечерня, С высот любуется собой, В них видя образ свой. 13. Все улыбается на них, Все...
    3. Данько Е. Я.: Изобразительное искусство в поэзии Державина. Глава 2
    Входимость: 4. Размер: 88кб.
    Часть текста: и строил дворец в б. Павловске. Львов выстроил здание почтамта. Облицовка набережных Невы гранитом была закончена. Число произведений скульптуры и живописи также возросло в столице. Вернувшийся из-за границы Н. В. Юсупов (1790) размещал свои художественные сокровища во дворце на Фонтанке, построенном Гваренги. Безбородко с помощью Львова устанавливал художественные коллекции в своем доме, в зале с колоннами, также построенном Гваренги. Воронихин отделывал внутри строгановский дворец. Строганов подготовлял каталог своей картинной галлереи (изд. в 1793 г.). Державин был вхож в эти дома. Вероятно, обилие художественных впечатлений было причиной того, что в последующие годы Державин особенно охотно включал в свою поэзию материал, почерпнутый из области изобразительного искусства. Этот материал помогал ему создавать тот "волшебный, очаровательный мир" образов, о котором говорится в его "Рассуждении" (1811). В 1789 г., находясь под судом и надеясь снискать милость Екатерины, Державин написал оду "Изображение Фелицы". В первой строфе оды он обращается к Рафаэлю: "Рафаэль! живописец славный, Рафаэль, чудный, бесприкладный Творец искусством естества! Изобразитель божества! Умел ты кистию свободной Непостижимость написать, Умей моей богоподобной Царевны образ начертать". Обращение к Рафаэлю фигурально. "Божественный" Рафаэль по Львову, "художник видевший божество" по Дидро, творец идеального мира, возвышенного над материей, по Винкельману, ...
    4. Описание торжества бывшего по случаю взятия города Измаила
    Входимость: 3. Размер: 89кб.
    Часть текста: Державин Г. Р. Сочинения. - Ч. 4. - Спб.: В типогр. Шнора, 1808. - С. 22-60.   Описание торжества в доме князя Потёмкина по случаю взятия Измаила [1] Пространное и великолепное здание, в котором было празднество, не из числа обыкновенных. Кто хочет иметь об нем понятие, прочти, каковы были загородные домы Помпея и Мецената. Наружность его не блистает ни резьбою, ни позолотою, ни другими какими пышными украшениями: древний изящный вкус — его достоинство; оно просто, но величественно. Возвышенная на столпах сень покрывает вход и составляет его преддверие. Торжественные врата с надписью: «Екатерине Великой», сооруженные из двух огромных гранитных и четырех яшмовых столпов, с позлащенными подножиями и надглавиями, ведут из притвора в кругловатый чертог, подобный афинскому одеуму [2] . Любопытство остановило бы здесь осмотреть печи из лазоревого камня, обширный купол, поддерживаемый осмью столпами, стены, представляющие отдаленные виды, освещенные мерцающим светом, который вдыхает некий священный ужас; но встречающаяся внезапно из осмнадцати столпов [3] сквозная преграда, отделяющая чертог сей от последующего за ним, поражает взор и удивляет. Наверху вкруг висящие хоры с перилами, которые обставлены драгоценными китайскими сосудами, и с...
    5. Брилиант С.М.: Г.Р. Державин. Его жизнь, литературная деятельность и служба. Глава 2.
    Входимость: 2. Размер: 31кб.
    Часть текста: С.М.: Г.Р. Державин. Его жизнь, литературная деятельность и служба. Глава 2. ГЛАВА II Пугачевщина. - Служба при князе Вяземском. - Первые литературные опыты Воцарение Екатерины приветствовала "вся Россия", как принято выражаться, и даже "вся Европа" в лице коронованных особ и авгуров XVIII века: Вольтера, энциклопедистов и поэтов. Воцарение Елизаветы тоже приветствовалось многими с энтузиазмом. Царствование ее убедило лишь в необходимости коренных реформ, основанных не на произвольных только воззрениях временщиков, а на прочных изменениях государственных учреждений. Екатерина отвечала, казалось, идеалу этих стремлений. Памятником ее благих намерений и "умоначертаний" остались "Наказ", целая литература и начала, на которых строилось воспитание любимого внука ее императора Александра I, но честолюбивые замыслы увлекали "матерь народа" на путь завоеваний и самовластия. В то время как императрица готовила в комиссии об уложении "Скрижаль заповедей святых", по словам Державина, а поэты грызли перья, сочиняя хвалебные песни "Семирамиде Севера", не все на Руси обстояло благополучно. Моровая язва свирепствовала в самой Москве, ропот и недовольство усмирялись военной силой. В то же время по распоряжению графа Орлова устраивались карусели с целью "развлечь россиян, между которыми начинали обнаруживаться неудовольствие и волнение". В Петербурге не переставала действовать "тайная канцелярия", и хлопот у нее было немало. Грабежи, разбои, частые пожары озабочивали властей. Пьянство в кабаках и уличный разврат, корчемство [Тайная продажа спиртных напитков, караемая законом (устар.).] , азартные игры в кости и карты - среди бела дня и на виду, ростовщичество, изобилие векселей и контрабандная торговля - все это...
    6. Венерин суд
    Входимость: 2. Размер: 5кб.
    Часть текста: Анакреона, Мартынов (Греч. классики, ч. XXXIII, кн. 26, Спб. 1829, стр. 195), замечает: «Эта песнь трогательнее всех Анакреоновых песней». Впрочем тут Мартынов только повторяет, без указания источника, суждение старинного французского переводчика Анакреода (Longepierre, Париж, 1692, стр. 204): «De toutes les odes d’Anacreon voicy celle qui m’a toujours le plus touche. — La fiction en est toute ingenieuse et toute charmante, l’expression delicate et fine, enfin ce n’est que graces et que beautez.» Много спорили о том, чье стихотворение — Анакреона или Феокрита — заслуживает предпочтения. Один из новейших немецких критиков, Штарк, находит у Феокрита более простоты и сжатости, и потому считает его первоначальным автором, в Анакреоновской же оде видит только подражание (Stark, Quaest. Anacreontic., Лейпц. 1846, стр. 82). Державин сперва перевел ее четырехстопными ямбами. Вот его первоначальная черновая редакция: На розовом кусту почила Пчела, под листьями сидя; В прекрасный пальчик уязвила Венерино дитя. Вскричал, вспорхал крылами, К прекрасной матери бежит: «Пропал!» облившися слезами, «Умру я, матушка!» кричит: «На крылиях я небольшою Змеей ужален в палец тут, — Ах! той, которую пчелою Все землепахари зовут.» Ему богиня отвечала: «Суди, Эрот! коль сей пчелы Тебя терзает столько жало, Каков удар твоей стрелы?» Эту редакцию Державин набросал было начерно в рукописи казанского университета (1797 и 1798 г.), но потом предпочел трехстопный ямб (которым Ломоносов переводил Анакреона) и, зачеркнув прежнюю редакцию, написал на полях другую, явившуюся после и в печати. Прилагаем и перевод Львова, печатая для сбережения места по два стиха в одной строке: «Купидон, не видя спящей в розовом кусте пчелы, В палец ею был ужален; вскрикнул, вспорхнул, побежал Он к прекрасной Цитерее, плача и крича: Пропал, Матушка! пропал: до смерти, ах! ужалила меня С крылышками небольшая и летучая...
    7. На Мальтийский орден
    Входимость: 2. Размер: 50кб.
    Часть текста: молчит. Кто сей, пред важным сим собором[2], В благоговейной тишине, Предстал с унылым, кротким взором? Сонм неких воев зрится мне: На них кресты, а не эгиды[3]! Уж не Гаральды ль то, Готфриды? Не тени ль витязей святых? Их знамя! — Их остаток славный Пришел к тебе, о царь державный! И так вещал напасти их: «Безверья гидра проявилась[4]: Родил ее, взлелеял Галл; В груди его, в душе вселилась, И весь чудовищем он стал! Растет — и тысячью главами С несчетных жал струит реками Обманчивый по свету яд: Народы, царства заразились, Развратом, буйством помрачились И Бога быть уже не мнят. «Нет добродетели священной, Нет твердых ей броней, щитов; Не стало рыцарств во вселенной: Присяжных злобе нет врагов, Законы царств, обряды веры, Святыня — почтены в химеры; Попран Христос и скиптр царей; Европа вся полна разбоев, Цареубийц святят в героев: Ты, Павел, будь спаситель ей! «Мы гроб святый освободили, Гостеприимств отверзли дверь[5]; Но нас наследия лишили, И мы изгнанники теперь! Прими ты нас в твое храненье!» Рекли, — печать и жезл правленья Царю,...
    8. К портрету княгини Екатерины Романовны Дашковой
    Входимость: 1. Размер: 2кб.
    Часть текста: портрету княгини Екатерины Романовны Дашковой К портрету княгини Екатерины Романовны Дашковой ВО ВРЕМЯ ЕЕ ПРЕЗИДЕНТСТВА В АКАДЕМИИ НАУК Сопутницей была, Когда с небес на трон Воссесть Астрея шла; А ныне — Аполлон. 1790 Комментарий Я. Грота Княгиня Дашкова род. 1744, ум. 1810 г. Первые стихи относятся к известной роли, которую она играла при восшествии на престол Екатерины II, о чем сама она рассказывает в Записках своих; но, по язвительному замечанию Фридриха II, Дашкова «n’a ete la que la mouche vaniteuse du coche: les Orloff ont tout fait, Rulhiere s’est trompe (Memoires de Segur, т. II, стр. 415). Биографические сведения о Дашковой см., сверх Словаря Евгения, в Друге Просвещения 1806 г., № 3, стр. 271—273, и в Отеч. Зап. 1859, т. CXXVI и CXXVII (две статьи Д. Иловайского); о литературных трудах ея — в Отеч. Зап. 1860, т. CXXIX (статья А. Афанасьева). К Дашковой же отнесено в одном доставленном нам со стороны[1] списке следующее двустишие Державина, не объясненное им, но написанное, кажется, около того же времени. В его рукописях оно читается точно так же, но только под заглавием: К портрету Гермафродита....
    9. К красавцу
    Входимость: 1. Размер: 7кб.
    Часть текста: письме 22 сентября : «Вручитель сего, подполковник В. А. Зубов, желая служить в армии, просит быть отправлен к тебе; в молодых его летах я должна ему отдать справедливость, что, сколько я приметить могла, он в самых добрых расположениях и полон усердием выполнить всего ему порученное. Он отнюдь не желал здесь жить празден и спешит теперь к тебе застать осенние важные действия. Я соверщенно уверена, что ты сего молодого человека будешь жаловать; il me parait a moi que c’est un enfant vraiment interessant; брат же его чрезвычайно любит и всю свою надежду на тебя кладет, что его не оставишь, в чем, надеюсь, и не обманется». — «Моего корнета», отвечал Потемкин, «я паче и паче люблю за его вам угодность; о брате его я все приложу попечение сделать его годным в военном звании, в котором проведу чрез все наши мытарства; не упущу ничего к его добру, a баловать не буду». 29 декабря 1790, в воскресенье, Храповицкий записал в своем дневнике : «Во время доклада моего приехал Валериан Александрович Зубов с донесением о взятии штурмом Измаила» (см. выше, стр. 335). К известию о его приезде Екатерина прибавляла в письме Потемкину: «По аттестатам твоим, я присланному от тебя Валериану Александровичу Зубову дала крест георгиевский 4-го класса. Его предостойный брат чрезвычайно обрадован, что ты брату...
    10. Данько Е. Я.: Изобразительное искусство в поэзии Державина. Глава 3
    Входимость: 1. Размер: 42кб.
    Часть текста: vous entretienne ici de l'action et de la reaction du poete sur le statuaire ou le peintre; du statuaire sur le poete et de l'un et de l'autre sur les etre tant animes qu'inanimes de la nature". 1 (Diderot. Essai sur la peinture.) В литературе о фарфоре не раз упоминается великолепное настольное украшение (file de table) из 7 скульптурных групп, исполненное на фарфоровом заводе по модели Ж. Д. Рашета для екатерининского "арабескового" сервиза. Однако исследователи фарфора, обычно отмечая высокое качество этого изделия, до сих пор не подвергали его более углубленному апализу. Не подвергалось анализу и безыменное "Описание филейного столового прибора", сохранившееся в архиве двора. 2 Изучая дворянскую культуру XVIII в., следует обратить внимание на этот документ, тем более что, но многим данным, "программа" столового прибора составлена Н. А. Львовым, а "Описание" принадлежит перу Г. Р. Державина. По своему идейному содержанию скульптура столового прибора как бы продолжает сюиту барельефов, исполненных Рашетом по программе Н. А. Львова для сената в 1779 г. и описанных Державиным в его "Изъяснении аллегорических сюжетов, ...