• Приглашаем посетить наш сайт
    Лермонтов (lermontov-lit.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "1916"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
    Поиск  
    1. Воронова Л. Я.: Г. Р. Державин и литература его времени в оценке А. С. Архангельского
    Входимость: 3. Размер: 9кб.
    2. Ионин Г. Н.: Анакреонтические стихи Карамзина и Державина
    Входимость: 3. Размер: 40кб.
    3. Григорьева И. О., Григорьев Е. И.: Фотофиксация процесса восстановления в Казани памятника Г. Р. Державину: август — ноябрь 2003 г.
    Входимость: 3. Размер: 9кб.
    4. Ходасевич В.Ф.: Державин. К столетию со дня смерти
    Входимость: 3. Размер: 19кб.
    5. Благой Д.: Державин
    Входимость: 2. Размер: 40кб.
    6. Ходасевич В.Ф.: Державин.
    Входимость: 2. Размер: 72кб.
    7. Федосеева Т. В.: Предромантическая поэтика в драматургии Г. Р. Державина
    Входимость: 2. Размер: 8кб.
    8. Айхенвальд Ю.И.: Памяти Державина
    Входимость: 2. Размер: 15кб.
    9. Из неизданного
    Входимость: 1. Размер: 16кб.
    10. Садовской Б.А.: Г.Р. Державин
    Входимость: 1. Размер: 19кб.
    11. Роте X.: "Избрал он совсем особый путь" (Державин с 1774 по 1795 г.)
    Входимость: 1. Размер: 33кб.
    12. Карташева Е. И.: Г. Р. Державин в музейном экспозиционном осмыслении: опыт и возможности
    Входимость: 1. Размер: 8кб.
    13. Сафо ("Блажен, подобится богам...")
    Входимость: 1. Размер: 13кб.
    14. Грифцов Б.А.: Державин
    Входимость: 1. Размер: 32кб.
    15. Вафина Я. З.: "Падал я, вставал в мой век"
    Входимость: 1. Размер: 4кб.
    16. Герлован О. К.: О жанре и литературных источниках "Царь-девицы" Г. Р. Державина
    Входимость: 1. Размер: 28кб.
    17. Мищенчук Н. И.: Человек и обстоятельства в творчестве Гавриила Державина и Янки Купалы
    Входимость: 1. Размер: 14кб.
    18. Мейлах Б. С.: "Державинское" в поэтической системе Н. М. Языкова
    Входимость: 1. Размер: 16кб.
    19. Грязнова Н. В.: Г. Р. Державин и Тамбов: из истории архитектурного переустройства города
    Входимость: 1. Размер: 28кб.
    20. Смирнов И. П.: Заболоцкий и Державин
    Входимость: 1. Размер: 40кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Воронова Л. Я.: Г. Р. Державин и литература его времени в оценке А. С. Архангельского
    Входимость: 3. Размер: 9кб.
    Часть текста: очерк жизни и творчества поэта, цель которого — дать объективную оценку Державину, снять с него клеймо "льстивый царедворец". Очерк включает характеристику мировоззрения поэта, нравственных и деловых качеств, анализ конкретных произведений и основных тенденций поэзии Державина. Четко обозначены основные этапы его творчества, затронуты вопросы тематического и жанрово-стилистического своеобразия, традиций и новаторства Г. Р. Державина как поэта и драматурга. Широкий общественный, литературный и бытовой контекст позволили Архангельскому показать Державина как человека своей эпохи, как гражданина и поэта России второй половины XIX века. Очерк ценен и многочисленными характеристиками деятелей эпохи Державина, среди которых Потемкин, Зубов, Дмитриев, Львов, Хемницер, Капнист и, конечно, Екатерина II. Некоторые из указанных лиц станут героями следующих исследований Архангельского. В 1894 г. увидели свет очерки и материалы "Русский театр XVIII века" [Архангельский 1894]. Интерес Архангельского к театру можно объяснить общей тенденцией в науке, когда тесная связь истории русского театра с филологией, и историей русской литературы в особенности, способствовала постепенному формированию истории русского театра как научной дисциплины. Разработкой...
    2. Ионин Г. Н.: Анакреонтические стихи Карамзина и Державина
    Входимость: 3. Размер: 40кб.
    Часть текста: "Салоне ("Другу моему господину Гримму", 1767) возражали ему. Дидро писал, что у древних учиться нужно, но не подражать им, а учиться у них подражать природе, создавать идеал, изучая природу, человека, как это умели делать греки. Позднее выступил Гердер, который рассматривал античную поэзию как создание определенного народа в определенную историческую эпоху, но в то же время говорил об общечеловеческом значении античной поэзии. В "Письмах для поощрения гуманности" (1793-1795) он отмечал, что в отношении "культуры человечности" "мы все должны стать греками, в противном случае мы останемся варварами". В 80-90-е годы к античности обращаются Гёте и Шиллер. В произведениях Шиллера оживает древняя Греция, наивная естественность ее поэзии, неповторимость созерцания греков ("Боги Греции", 1788; "Торжество победителей", 1803). Шиллер не подражает античным образцам, а творит в их духе, привнося в свои произведения идеи современости. В "Римских элегиях" Гёте (1788) отражено "языческое мироощущение как реально пережитое, как воплощение собственного восприятия мира". 2 В поэме "Герман и Доротея" Гёте античным "гомеровским" гекзаметром пишет о современности, пытаясь создать новый эпос, ...
    3. Григорьева И. О., Григорьев Е. И.: Фотофиксация процесса восстановления в Казани памятника Г. Р. Державину: август — ноябрь 2003 г.
    Входимость: 3. Размер: 9кб.
    Часть текста: ни на какие успехи просвещения и языка, образы, им [Г. Р. Державиным. — И. Г., Е. Г.] начертанные, сохранят навсегда свою яркость, и до тех пор, пока идеи Бога, бессмертия души, правды, закона и долга будут жить не пустыми звуками на языке русского народа, до тех пор имя Державина как общественного деятеля и поэта не утратит в потомстве своего значения. Я. К. Грот, академик Санкт-Петербургской АН, 1880 г. Памятник Г. Р. Державину был установлен в Казани во дворе университета 23 августа 1847 г. (скульптор С. И. Гальберг, архитектор К. А. Тон) [Фойгт К. К. 1847; Грот 1883; Загоскин Н. П. 1895; Дульский П. М. 1916]. 3 июля 1870 г. памятник был перенесен на Театральную площадь (ныне площадь Свободы). В 1932 г. памятник поэту Г. Р. Державину был по постановлению городских властей снесен и уничтожен. Почему было принято такое варварское решение, не понятно до сих пор. Известно, что "новая красная интеллигенция" Казани подготовила с помощью прессы общественное мнение к сносу памятника Г. Р. Державина, как "певца дворянской Казани". Но в то же время памятник "дворянского историографа" Н. М. Карамзина уцелел в Симбирске-Ульяновске. Возможно, что дополнительным поводом ...
    4. Ходасевич В.Ф.: Державин. К столетию со дня смерти
    Входимость: 3. Размер: 19кб.
    Часть текста: старик, на книгах своих писавший просто, без имени: "Сочинения Державина", ибо судил так, что Един есть Бог, един Державин! Как бы он разворчался, как гневно бы запахнул халат свой, как нахлобучил бы колпак на лысое темя, видя, во что превратилась его слава, - слава, купленная годами трудов, хлопот, неурядиц, подчас унижений - и божественного, поэтического парения. С какой досадой и горечью он, этот российский Анакреон, "в мороз, у камелька" воспевавший Пламиду, Всемилу, Милену, Хлою, - мог бы сказать словами другого, позднейшего поэта: И что за счастье, что когда-то Укажет ритор бородатой В тебе для школьников урок!.. На школьной скамье все мы учим наизусть "Бога" или "Фелицу", - учим, кажется, для того только, чтобы раз навсегда отделаться от Державина и больше уже к нему добровольно не возвращаться. Нас заставляют раз навсегда запомнить, что творения певца Фелицы - классический пример русского лже -классицизма, то есть чего-то по существу ложного, недолжного и неправого, чего-то такого, что, слава Богу, кончилось, истлело, стало "историей" - и к чему никто уже не вернется. Тут есть великая несправедливость. Назвали: лже-классицизм - и точно придавили могильным камнем, из-под которого и не встанешь. Меж тем в поэзии Державина бьется и пенится родник творчества, глубоко волнующего, напряженного и живого, то есть как раз не ложного. Поэзия Державина спаяна с жизнью прочнейшими узами. XVIII век, особенно его Петровское начало и Екатерининское завершение, был в России веком созидательным и...
    5. Благой Д.: Державин
    Входимость: 2. Размер: 40кб.
    Часть текста: шулером, повел распутную жизнь - "повеса, мот, буян, картежник очутился" - совершил ряд уголовных проступков. Исход энергии и честолюбию Д. открыла пугачевщина. Только что произведенный в офицеры Д. по собственному почину принял деятельное участие в усмирении пугачевского бунта в качестве члена секретной следственной комиссии. Деятельность Д. во время пугачевщины во многом загадочна. Сам он ставил себе в особую заслугу, что, имея возможность добиться "всего", чего бы ни захотел, не изменил Екатерине. Несмотря на это, он восстановил против себя высшее начальство: главнокомандующий хотел "повесить Д. вместе с Пугачевым". В дальнейшем Д. служил на гражданской службе, достиг высоких чинов: губернатора, секретаря Екатерины II, сенатора, государственного казначея, наконец министра юстиции. В 1803 году, ввиду резкой оппозиции либеральным тенденциям Александра I (Д. был в частности сторонником дворянской "конституции" - расширения власти и прав Сената - и одним из самых крайних консерваторов в крестьянском вопросе), был "уволен от всех дел" и последние годы жизни прожил на полном покое, частью в Петербурге, частью в своей новгородской деревне, Званке. Служебная деятельность Д., вышедшего из "низкой доли" и достигшего министерского кресла и "стула сенатора Российской империи", представляет собой непрерывный ряд подъемов и самых резких падений. В результате блестяще начавшейся деятельности его во время пугачевского бунта он был признан "недостойным продолжать военную службу". Губернаторство Д. закончилось отставкой и преданием суду; недолго удержался Д. и в должности секретаря Екатерины II, жаловавшейся, что он "не только грубил при докладах, но и бранился". Павел подвергнул Д. опале "за непристойный ответ", Александр - за то, что "он слишком ревностно служит". Современники приписывали злоключения Д. его резкому,...
    6. Ходасевич В.Ф.: Державин.
    Входимость: 2. Размер: 72кб.
    Часть текста: В. ХОДАСЕВИЧ ДЕРЖАВИН Москва "Книга" 1988 Вступительная статья, составление приложения, комментарии А.Л.Зорина Среди русских писателей первой половины XX века, чье творчество возвращается в последние два года к широкому читателю в нашей стране, Владислав Ходасевич, безусловно, один из крупнейших. Журнальные публикации уже познакомили многих с образцами его лирики и, в меньшей степени, мемуаристики, историко-литературной эссеистики и эпистолярного наследия. Вместе с тем эта книга - первая. Книжная судьба Ходасевича на родине после шести с лишним десятилетий перерыва продолжается не сборником стихов или воспоминаний, не книгой "О Пушкине", но биографией Державина. Само собой разумеется, это случайность, своего рода игра издательского дела, но при желании в ней можно увидеть и некоторый намек, ту ненавязчивую иронию истории, столь тонким ценителем которой был Ходасевич. * * * "Владислав Фелицианович Ходасевич родился в Москве 28 мая (нового стиля ) 1886 г., окончил 3-ю классическую гимназию и Московский университет. Начал печататься с 1905 года в альманахах и журналах символистов - "Гриф", "Золотое руно" и др. Первую книгу стихов...
    7. Федосеева Т. В.: Предромантическая поэтика в драматургии Г. Р. Державина
    Входимость: 2. Размер: 8кб.
    Часть текста: начала XIX века. Жанрово-стилевое их своеобразие до сих пор, на наш взгляд, изучено недостаточно. Именно этот аспект изучения создает условия для воссоздания объективной картины творческой эволюции Державина, для разъяснения вопроса о его отношении к предромантизму и о вкладе в процесс преобразования литературных жанров и стиля. Известно, что предромантизм как переходная поэтическая система, развиваясь, базировался на тех литературных достижениях предыдущих эпох, которые не противоречили духу обновления и могли быть использованы для выражения человеческой индивидуальности. В творчестве отказавшихся от нормированности художественных систем классицизма и сентиментализма художников выразилось настроение целого поколения людей, усомнившихся в рационалистических взглядах эпохи Просвещения. Личность была понята сложной, представляющей естественное соединение духовного и физического начал, рассудочного и интуитивного, природного и божественного. Человек — реализующимся в "общежительстве" и развивающимся под воздействием конкретных жизненных обстоятельств. Предромантизм в драматургии реализовался, как справедливо утверждает В. А. Луков, в результате трансформации классицистических жанров — трагедии и комедии, под воздействием сентиментальных — мелодрамы и оперы. Поэты и писатели начала XIX века, отталкиваясь от устаревшей эстетики, осуществляли ее преобразование сразу в нескольких направлениях. В этих преобразованиях их объединяли поиски истоков национального характера, интерес к истории народа и фольклору как самой ранней форме выражения осознания человеком мира и себя в нем, утверждение неповторимой индивидуальности в творчестве, двойственной сущности искусства. В литературных спорах эпохи Державиным была занята особенная позиция. Он, как было уже замечено, "не остался вполне чуждым новому направлению нашей тогдашней литературы" [Архангельский и др. 1916: 11]....
    8. Айхенвальд Ю.И.: Памяти Державина
    Входимость: 2. Размер: 15кб.
    Часть текста: Державин нас заметил И, в гроб сходя, благословил, говорит Пушкин о первых шагах своей музы, о знаменательной сцене на публичном экзамене в лицее, которую так описывает наш великий поэт: "Державин был очень стар. Он был в мундире и плисовых сапогах. Экзамен наш очень его утомил: он сидел, поджавши голову рукой: лицо его было бессмысленно, глаза мутны, губы отвисли... Он дремал до тех пор, пока не начался экзамен русской словесности. Тут он оживился: глаза заблистали, он преобразился весь. Разумеется, читаны были его стихи, разбирались его стихи, поминутно хвалили его стихи. Он слушал с живостью необыкновенною. Наконец, вызвали меня. Я прочел мои "Воспоминания в Царском Селе", стоя в двух шагах от Державина. Я не в силах описать состояние души моей, когда я дошел до стиха, где упоминаю имя Державина, голос мой отрочески зазвенел, а сердце забилось с упоительным восторгом... Не помню, как я кончил чтение, не помню, куда убежал. Державин был в восхищении: он меня требовал, хотел меня обнять... Меня искали, но не нашли". А товарищ и друг Пушкина И. И. Пущин рассказывает нам: "Читал Пушкин с необыкновенным оживлением. Пока я слушал знакомые стихи, мороз по коже пробегал у меня; когда же патриарх наших певцов в восторге, со слезами на глазах бросился целовать поэта и осенил кудрявую его голову, мы все под каким-то неведомым влиянием благоговейно молчали" * . "Отрочески звенел" голос Пушкина; кудрявый мальчик стоял перед Державиным за год до его смерти и читал свои стихи и...
    9. Из неизданного
    Входимость: 1. Размер: 16кб.
    Часть текста: дружбе", "Благодарность", "Шутка", "Разговор короля с философом", "Не должно докучать", — а также сохранившиеся во 2-м томе бумаг два связанных между собою текста: собрание высказываний "Мысли мои" (л. 139-152) и философское произведение (л. 170-211), которое автор не озаглавил, а составитель наиболее подробного на сегодняшний день комментария к нему В. А. Западов (Неизвестный Державин. — В сб.: Известия АН СССР. Отделение литературы и языка, т. XVII, вып. I. М., 1958, с. 49-54) предлагает именовать "Трактатом" или "Рассуждением о науках, политике и морали". Возможно, отказ Грота напечатать их был вызван подозрением в том, что они носят переводной характер. Однако как описывавший державинский архив при поступлении его от Грота в Императорскую публичную библиотеку академик И. А. Бычков ("Отчет Императорской публичной библиотеки за 1892 г.". Спб., 1895, с. 11), так и изучавший его в недавнем прошлом В. А. Западов считали их аутентичными произведениями поэта. Тем не менее Грот оказался прав: в 1980 г. В. А. Западов, исправляя свою ошибку, пишет (см.: Проблемы изучения русской литературы, вып. 4. Л., 1980, с. 100, 124), что поначалу принятый им за оригинальный державинский текст "трактат" представляет собой "сокращение" философских произведений Френсиса Бэкона (1561 — 1626). При всем том, сокращение это —...
    10. Садовской Б.А.: Г.Р. Державин
    Входимость: 1. Размер: 19кб.
    Часть текста: представить поэзию и личность Державина в полном историческом объеме. Первому мешала исключительность полуэстетической, полуобщественной точки зрения; второй в колоссальной своей работе преследовал, главным образом, чисто филологические цели. Самое издание Державина прошло незамеченным в шуме и бестолочи шестидесятых годов. Пушкин в том же 1825 году в известном письме к Дельвигу сам попробовал бегло очертить крупную фигуру певца Фелицы. "По твоем отъезде перечел я Державина всего, и вот мое окончательное мнение. Этот чудак не знал ни русской грамоты, ни духа русского языка (вот почему он и ниже Ломоносова). Он не имел понятия ни о слоге, ни о гармонии - ни даже о правилах стихосложения. Вот почему он и должен бесить всякое разборчивое ухо. Он не только не выдерживает оды, но не может выдержать и строфы (исключая чего знаешь). Что же в нем? мысли, картины и движения истинно поэтические; читая его, кажется, читаешь дурной вольный перевод с какого-то чудесного подлинника. Ей-богу, его гений думал по-татарски, а русской грамоты не знал за недосугом. Державин, со временем переведенный,...