• Приглашаем посетить наш сайт
    Бунин (bunin-lit.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "1955"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
    Поиск  
    1. Балалыкина Э. А.: Лингвистические средства создания "говорящей живописи" в поэзии Г. Р. Державина
    Входимость: 4. Размер: 8кб.
    2. Андрамонова Н. А.: Синтаксис поэтической речи Г. Р. Державина
    Входимость: 2. Размер: 11кб.
    3. Кулакова Л. И.: О спорных вопросах в эстетике Державина
    Входимость: 2. Размер: 42кб.
    4. Глинка Н. И. Державин в Петербурге. Литература
    Входимость: 2. Размер: 3кб.
    5. Галимуллина А. Ф.: Переводы Г. Р. Державина на татарский язык
    Входимость: 2. Размер: 10кб.
    6. Курилов А. С.: Г. Р. Державин и мировое значение русской литературы XVIII в.
    Входимость: 1. Размер: 42кб.
    7. Жихарев С.П.: Записки современника
    Входимость: 1. Размер: 36кб.
    8. Герлован О. К.: О жанре и литературных источниках "Царь-девицы" Г. Р. Державина
    Входимость: 1. Размер: 28кб.
    9. Куракина Т. С., Аликова Л.: Исследовательская работа как форма изучения творчества Г. Р. Державина в средней школе
    Входимость: 1. Размер: 6кб.
    10. Коломийченко Т. А.: Застольные песни Г. Р. Державина и городской фольклор
    Входимость: 1. Размер: 39кб.
    11. Курилов А. С.: Державин Гаврила Романович
    Входимость: 1. Размер: 17кб.
    12. Роте X.: "Избрал он совсем особый путь" (Державин с 1774 по 1795 г.)
    Входимость: 1. Размер: 33кб.
    13. Шеина Ю. В.: Г. Р. Державин и В. К. Тредиаковский: из истории "Соображения с российскими нравами" идиллического эпода Горация
    Входимость: 1. Размер: 29кб.
    14. Макогоненко М. Г.: Пушкин и Державин
    Входимость: 1. Размер: 33кб.
    15. Серман И. З.: Литературная позиция Державина
    Входимость: 1. Размер: 30кб.
    16. Аксаков С.Т.: Знакомство с Державиным
    Входимость: 1. Размер: 35кб.
    17. Глухов B. И.: Поэтические прозрения позднего Державина
    Входимость: 1. Размер: 65кб.
    18. Орлов П. А.: Г. Р. Державин. Развитие русского классицизма и начало его коренных изменений
    Входимость: 1. Размер: 61кб.
    19. Михайлов О. Громовой пролети струей. Комментарии.
    Входимость: 1. Размер: 30кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Балалыкина Э. А.: Лингвистические средства создания "говорящей живописи" в поэзии Г. Р. Державина
    Входимость: 4. Размер: 8кб.
    Часть текста: средства создания "говорящей живописи" в поэзии Г. Р. Державина Творчество Г. Р. Державина самобытно и оригинально, оно отражает русскую действительность и тесно связано с предшествующей литературной традицией. И хотя поэзия Державина развивалась в русле классицизма, она представляет во многом явное разрушение этой системы. Классицизм как бы взрывался в поэзии Державина, и в его творчестве мы находим много черт, связанных с шедшим на смену классицизму новым литературным направлением — романтизмом. Державин выдвигает на первое место романтический принцип вдохновения и в своем творчестве стремится создать национальный колорит. Черты народности проявляются у Державина прежде всего в народных элементах языка и особенно — в характере изображения русской природы. "Как северное сияние, роскошны и великолепны картины природы у Державина", — писал В. Г. Белинский [Белинский 1955, 6: 341]. Самые разнообразные картины русской природы представлены в стихах Державина. Это и описания времен года: Зима, Весна, Лето, Осень, и природных явлений: Гром, Радуга, Облако, Луч и др., и живой природы: Соловей, Павлин, Пчелка, Пеночка, Снигирь, Комар и др. Картины русской природы входят естественным фоном и во многие другие стихи, специально не посвященные этой теме. Картины русской природы, точно и художественно убедительно созданные поэтом, носят настолько выразительный и яркий характер, что современная ему критика определила подобные стихи как "картины для слуха и взора", считая, что в них удачно соединился талант поэта...
    2. Андрамонова Н. А.: Синтаксис поэтической речи Г. Р. Державина
    Входимость: 2. Размер: 11кб.
    Часть текста: и метрике, в определенной степени стимулирует набор тех или иных синтаксических структур, и даже, как отмечает Б. В. Томашевский [Томашевский 1959: 26], ритмические законы подчиняют синтаксические. Хотя существует мнение, что один из великих русских поэтов — Г. Р. Державин — "гнул на колено синтаксис, словоударение и самое словоупотребление" (С. Т. Аксаков) [Аксаков 1955: 331], тем не менее "по силе и самобытности таланта" его можно считать "первым русским поэтом XVIII столетия" (Я. Грот), поэтом века уходящего и века наступающего, пушкинского. "Гиперболический размах" поэтической речи Г. Р. Державина, энергия слога, возвышенность, с одной стороны, и стремление к тесному совмещению мыслей, "чтобы в немногом было сказано много и пустых слов не было" [Державин 1984: 300], с другой, выдвигают в качестве приоритетных определенные синтаксические структуры, и прежде всего однородные незамкнутые ряды, связанные паратактически. Однородность как емкая и выразительная категория, сочетающая в себе информативность с коннотативностью, плавность с градуированностью, в значительной степени соответствует поэтическому строю речи, отличающемуся симметричностью и повторяемостью. Язык поэзии Г. Р. Державина, особенно его од, нередко ориентируется на эту категорию, в том числе и на однородность в системе придаточности, позволяющую развернуто представить мысли, чувства, деяния....
    3. Кулакова Л. И.: О спорных вопросах в эстетике Державина
    Входимость: 2. Размер: 42кб.
    Часть текста: чем его творчество, доныне порождающее взаимоисключающие точки зрения. В XIX в. о нем говорили как о представителе классицизма. Д. Д. Благой уже в 1930 г. увидел в "Фелице" "настоящую революцию в отношении к поэтике Ломоносова", "первые побеги художественного реализма", а в "оссиановских" образах "явный сдвиг от ломоносовского классицизма к романтическим тенденциям начала XIX в.". 1 Через три года Г. А. Гуковский в блестящей полемической статье, не утратившей значения и поныне, характеризуя консерватизм мышления литературоведов по отношению к литературе XVIII в., негодующе писал: "Так и по сей день даже державинская "Ода на смерть князя Мещерского", произведение, нанесшее сильнейший удар поэтике классицизма, трактуется как одно из характернейших проявлении этой поэтики". 2 В последующие тридцать пять лет о Державине писали как реалисте, предромантике, показывали многообразие его творчества, относили к барочной поэзии, время от времени возвращали в ряды классицизма. Прислушиваешься к этой разноголосице и хочется отказаться от всякой этикетки, тем более что и эстетические взгляды Державина можно подогнать под определенное направление, лишь обкорнав их. Убежденность, что поэзия является делом общегосударственного значения, свойственна русскому классицизму. "Лира издревле посвящена на сохранение дел народа, или, лучше, на расширение славы его", — повторяет Державин мысль Ломоносова о "делах героев", "славе народа" как вечной теме искусства и...
    4. Глинка Н. И. Державин в Петербурге. Литература
    Входимость: 2. Размер: 3кб.
    Часть текста: Н. И. Державин в Петербурге Литература Объяснения на сочинения Державина... СПб., 1834. Державин Г. Р. Сочинения. С объяснительными примечаниями Я. К. Грота. Т. I-IX. СПб., 1864-1883. Аксаков С. Т. Воспоминания об А. С. Шишкове. Знакомство с Державиным. СПб., 1914. Белинский В. Г. Полное собрание сочинений, т. 6. М., 1955. Державин и Карамзин в литературном движении XVIII — начала XIX века, -XVIII век. Сборник 8. ИРЛИ АН СССР. — Л., 1969. Гоголь Н. В. Полное собрание сочинений, т. 8. М. — Л., 1952. Данько Е. Я. Изобразительное искусство в поэзии Державина. — В кн.: XVIII век. Сб. 2. М. — Л., 1940. Дмитриев И. И. Взгляд на мою жизнь. М., 1866. Дмитриев М. А. Мелочи из запаса моей памяти. М., 1869. Жихарев С. П. Записки современника. М. — Л., 1955. Западов А. В. Поэты XVIII века. М., 1979. Западов В. А Державин и Радищев (К истории одной легенды). Известия АН СССР, серия литературы и языка. 1965, № 6. Западов В. А Г. Р. Державин. Биография. М-Л., 1965. Курбатов В. Я. Дом Римско-католической коллегии. — Старые...
    5. Галимуллина А. Ф.: Переводы Г. Р. Державина на татарский язык
    Входимость: 2. Размер: 10кб.
    Часть текста: общался с татарами. В ряде стихотворений, создавая колоритный образ мурзы, он обыгрывает историческое предание о далеком предке — золотоордынском мурзе Багриме (Ибрагиме): "Фелица", "Видение мурзы", "Благодарность Фелице". В стихотворении "Тончию" Г. Р. Державин пишет: "... В знак, что рожден в странах я льдистых,/ Что был прапращур мой Багрим". В "Благодарности Фелице" заявляет: "Твои дела суть красоты/ Я пел, пою и петь я буду,/ И в шутках правду возвещу,/ Татарски песни из-под спуду,/ Как луч, потомству сообщу.". В архиве Г. Р. Державина сохранился любопытный документ, свидетельствующий об интересе поэта к татарскому фольклору. Это тексты народных татарских песен с подстрочным переводом на русский язык ("Песни светские", "Испрошение заступления", "Песня Бухарская" и без названия). Хотя они не нашли явного отражения в творчестве Г. Р. Державина, несомненно, помогали поэту при овладении восточным стилем од, воспевающих Фелицу. Татарские критики и поэты не баловали своим вниманием Г. Р. Державина. Впервые в татарской публицистике имя поэта упоминается в статье Фатыха Карими (псевдоним Каләм) об истории русской литературы [Шура 1908, 1]. Автор статьи заявил о своем желании познакомить татарских читателей с творчеством выдающихся русских писателей и поэтов, в том числе и с М. В. Ломоносовым и Г. Р. Державиным. Однако замысел автора не был осуществлен. Нам не удалось обнаружить переводов стихотворений Г. Р. Державина на татарский язык начала ХХ века. В современных периодических изданиях нам удалось выявить шесть переводов стихотворений Г. Р. Державина на татарский язык. Статья Вл. Климентовского "Г. Р. Державин" [Казан утлары 1970, 8: 165-168] содержит...
    6. Курилов А. С.: Г. Р. Державин и мировое значение русской литературы XVIII в.
    Входимость: 1. Размер: 42кб.
    Часть текста: другие или в целом на мировой литературно-художественный процесс не исчерпываются критерии мирового значения литератур 1 . Уже сам факт существования какой-либо национальной литературы, даже самой незначительной по своему объему и системе жанров, автоматически определяет ее мировое значение. Без нее, перефразируя известные слова одного из героев Андрея Платонова, мировая литература неполна. Будучи естественной и неотъемлемой частью мировой литературы, национальные литературы утверждают свое мировое значение не только и не сколько выдающимися художественными достоинствами своих произведений, совершенством и оригинальностью их форм, сколько новизною содержания 2 — изображением еще неизвестных, неведомых до того мировой литературе цивилизаций, вещей, явлений, событий как реальных, имевших место в действительности, так и фантастических, придуманных, открывая мировому сообществу новые страницы, новые грани, а нередко и перспективы жизни народов и стран, выставляя на всеобщее обозрение их жизнь со всей ее поэзией — светлыми, радостными, праздничными сторонами, и прозой — повседневным, обыденным, будничным. Именно поэзия и проза жизни каждого народа определяют своеобразие его искусства, содержание произведений национальной литературы, их характер и художественные достоинства. Открывая миру поэзию и прозу жизни своей страны, своего общества и народа, литература открывает новую , неведомую до того человечеству, сферу мирового искусства. Эти открытия становятся, говоря словами А. С. Пушкина, «дипломом на будущее» 3 каждой национальной литературы и признания ее...
    7. Жихарев С.П.: Записки современника
    Входимость: 1. Размер: 36кб.
    Часть текста: женился, но воспоминание о первой подруге, внушавшей ему все лучшие его стихотворения, никогда его не оставляет. Часто за приятельскими обедами, которые Гаврила Романович очень любит, при самых иногда интересных разговорах или спорах, он вдруг задумается и зачертит вилкою по тарелке вензель покойной, драгоценные ему буквы К. Д. Это занятие вошло у него в привычку. Настоящая супруга его, заметив это ежедневное, несвоевременное рисованье, всегда выводит его из мечтания строгим вопросом: "Ганюшка, Ганюшка, что это ты делаешь?" - "Так, ничего, матушка", - обыкновенное торопливостью отвечает он, вздохнув глубоко и потирая себе глаза и лоб как будто спросонья. <...> ...За обедом у Ростислава Евграфовича Татищева видел я Дмитрия Ардальоновича Лопухина, бывшего калужского губернатора, непримиримого врага Державину за то, что этот, в качестве ревизующего сенатора, сменил его за разные злоупотребления. Лопухин не может слышать о Державине равнодушно, а бывший секретарь его, великий говорун Николай Иванович Кондратьев, разделивший участь своего начальника и до сих пор верный его наперсник, приходит даже в бешенство, когда заговорят о Державине и особенно если его хвалят. Этот Кондратьев пописывает стишки, разумеется, для своего круга, и, по выходе Державина в отставку, спустил, по выражению, кажется, Сумарокова, свою своевольную музу, аки цепную собаку, на отставного министра и выразил удовольствие свое следующим стихотворным бредом: Ну-ка,...
    8. Герлован О. К.: О жанре и литературных источниках "Царь-девицы" Г. Р. Державина
    Входимость: 1. Размер: 28кб.
    Часть текста: запросы» времени 1 . Он выступает предтечей многих достижений и открытий, которые будут сделаны русскими писателями в XIX столетии. В этом отношении примечательна его «Царь-девица» 2 : она стоит у истоков русской литературной стихотворной сказки. Истоки литературной прозаической сказки восходят к творчеству М. Д. Чулкова, М. И. Попова и В. А. Левшина 3 . «Царь-девица» одно из немногих произведений Державина, в основу которого положены образы и мотивы народных сказок: тут и сторожа-Полканы, и всадник-невидимка, и ограда с натянутыми струнами, да и сама девица была, как «шепчет русская старина», сказочной красоты и мудрости: Будто солнце светлолица, Будто тихая весна. Очи светлы голубыя. Брови черныя дугой, Огнь — уста, власы — златые, Грудь — как лебедь белизной. ............ Слава добраго правленья Разливалась всюду в свет; Все кричали с восхищенья, Что ея мудрее нет. Необычность «Царь-девицы» для поэтического творчества Державина привлекала внимание не одного поколения исследователей, стремившихся решить как проблему ее жанра, так и ответить на вопрос о ее источниках. По-разному определяли жанр этого произведения: баллада 4 , сказочная поэма 5 , поэма в народном стиле 6 . Однако уже сам автор дает четкое определение жанра «Царь-девицы» — романс. И не...
    9. Куракина Т. С., Аликова Л.: Исследовательская работа как форма изучения творчества Г. Р. Державина в средней школе
    Входимость: 1. Размер: 6кб.
    Часть текста: — в школе изучается обзорно, в небольшом объеме. Разбирая чаще всего "Властителям и судиям", "Памятник", отрывок из стихотворения "Осень во время осады Очакова", "Снигирь", учитель обычно обращает внимание на тематику стихов, немного говорит о языке и художественном мастерстве поэта и как-то вскользь бросает фразу: "Многие русские поэты конца ХYIII — начала XIX начинали свой творческий путь с подражания Державину". Имя Гаврилы Романовича еще раз встретится ученикам при изучении лицейского периода жизни А. С. Пушкина: Старик Державин нас заметил И в гроб сходя благословил. Но если вдуматься, то отголоски поэтического наследия Державина мы услышим не только в стихах А. С. Пушкина, но и Ф. И. Тютчева, А. А. Фета... Помогает учащимся зримо увидеть связь времен в русской литературе исследовательская работа; ею занимаются учащиеся, увлеченные филологией. Подростки, у которых есть тема для серьезных размышлений, учатся самостоятельно добывать знания, создавать и анализировать собственную концепцию мировосприятия, сравнивать ее с другими точками зрения, редактировать форму изложения и стиль выступления. О результатах своей работы они докладывают не только на уроках литературы и русского языка, но и на Рождественских чтениях, регулярно проводимых в гимназии. Лучшие работы представляются затем на Поволжскую научно-практическую конференцию им. Лобачевского, Всесоюзные юношеские чтения им. Вернадского и др. Исследовательская работа ученицы 11 класса Аликовой Елизаветы по творчеству Г. Р. Державина выросла из работы "Образ воды в лирике А. С. Пушкина"...
    10. Коломийченко Т. А.: Застольные песни Г. Р. Державина и городской фольклор
    Входимость: 1. Размер: 39кб.
    Часть текста: солдатской среде он приобрел себе славу острослова и балагура, сочиняя «площадные прибаски на каждый гвардейский полк» 2 , шуточные стихотворения, представлявшие собой облеченные в «одежду» вольного стиха городские анекдоты («Улика», «Открытие», «Бывальщина», «Оборона от вора» и др.). Также с опорой на традиции городской массовой культуры Державиным уже в пору зрелости были написаны красочные полотна народных городских гуляний («На Счастие», «На рождение царицы Гремиславы. Л. А. Нарышкину», «Фонарь»), создан ряд застольных песен: «Кружка», «Разные вина», «Заздравный орел» и др. Связь державинских песен с городской песенной традицией, хотя и замеченная некоторыми учеными 3 , до сих пор остается неизученной. Между тем, застольные песни Державина не сходили со страниц десятков популярных песенников конца XVIII — первой трети XIX века 4 . Несомненно, такого успеха можно было достичь, лишь создавая свои произведения в русле определенной фольклорной традиции. Активный процесс развития жанра застольной песни шел на протяжении всего XVIII столетия. Однако вопрос о его происхождении до сих пор не решен. По мнению А. В. Позднеева, этот жанр возник в отечественной — и устной (городской), и письменной — словесности в Петровскую эпоху 5 , хотя, на наш взгляд, нельзя при этом не учитывать и наличие богатой устной национальной традиции застольных свадебных и шуточных песен. Особую популярность в начале XVIII века приобрели канты — песни светского содержания, имевшие, как правило, куплетное строение и четкую ритмику. Постепенно...