• Приглашаем посетить наш сайт
    Тургенев (turgenev-lit.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "1959"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
    Поиск  
    1. Ионин Г. Н.: Анакреонтические стихи Карамзина и Державина
    Входимость: 3. Размер: 40кб.
    2. Демин А. О.: Трагедия Г. Р. Державина "Атабалибо, или Разрушение Перуанской империи" и "Всемирный путешествователь" Ж. Ла Порта
    Входимость: 2. Размер: 38кб.
    3. Андрамонова Н. А.: Синтаксис поэтической речи Г. Р. Державина
    Входимость: 2. Размер: 11кб.
    4. Левицкий А. А.: Образ воды у Державина и образ поэта
    Входимость: 1. Размер: 75кб.
    5. Алексеева Н. Ю.: Державинские оды 1775 года (К вопросу о реформе оды)
    Входимость: 1. Размер: 49кб.
    6. Герлован О. К.: О жанре и литературных источниках "Царь-девицы" Г. Р. Державина
    Входимость: 1. Размер: 28кб.
    7. Альтшуллер М. Г.: Литературно-теоретические взгляды Державина и "Беседа любителей русского слова"
    Входимость: 1. Размер: 25кб.
    8. Клейн Й.: Религия и просвещение в XVIII веке: ода Державина "Бог"
    Входимость: 1. Размер: 23кб.
    9. Глинка Н. И. Державин в Петербурге. Литература
    Входимость: 1. Размер: 3кб.
    10. Стенник Ю. В.: Композиция и план Державинского "Водопада"
    Входимость: 1. Размер: 33кб.
    11. Мейор А. Г.: Пространство и время: Державин и Пушкин
    Входимость: 1. Размер: 22кб.
    12. Русанова Н. Б.: Эпитеты Державина
    Входимость: 1. Размер: 23кб.
    13. Грязнова Н. В.: Г. Р. Державин и Тамбов: из истории архитектурного переустройства города
    Входимость: 1. Размер: 28кб.
    14. Альтшуллер М.: Несколько уточнений к текстам стихотворений Г. Р. Державина
    Входимость: 1. Размер: 20кб.
    15. Лаврентьева Е. С.: Энантиосемичность концепта "человек" в оде "Бог" Г. Р. Державина
    Входимость: 1. Размер: 10кб.
    16. Кулакова Л. И.: О спорных вопросах в эстетике Державина
    Входимость: 1. Размер: 42кб.
    17. Федосеева Т. В.: Предромантическая поэтика в драматургии Г. Р. Державина
    Входимость: 1. Размер: 8кб.
    18. Белинский В. Г.: Сочинения Державина
    Входимость: 1. Размер: 10кб.
    19. Западов В. А.: Неизвестная ода Г. Р. Державина
    Входимость: 1. Размер: 18кб.
    20. Глухов B. И.: Поэтические прозрения позднего Державина
    Входимость: 1. Размер: 65кб.
    21. Западов В. Л.: Поэтический путь Державина
    Входимость: 1. Размер: 40кб.
    22. Макогоненко М. Г.: Пушкин и Державин
    Входимость: 1. Размер: 33кб.
    23. Шеина Ю. В.: Г. Р. Державин и В. К. Тредиаковский: из истории "Соображения с российскими нравами" идиллического эпода Горация
    Входимость: 1. Размер: 29кб.
    24. Линтур П. В.: Державин и литература Закарпатья XIX столетия
    Входимость: 1. Размер: 20кб.
    25. Ковалев К. П.: О музыкальной эстетике Г. Р. Державина (звукопись и "язык сердца" в творчестве поэта)
    Входимость: 1. Размер: 56кб.
    26. Альтшуллер М. Г.: Оратория "Целение Саула" в системе поздней лирики Державина
    Входимость: 1. Размер: 34кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Ионин Г. Н.: Анакреонтические стихи Карамзина и Державина
    Входимость: 3. Размер: 40кб.
    Часть текста: моему господину Гримму", 1767) возражали ему. Дидро писал, что у древних учиться нужно, но не подражать им, а учиться у них подражать природе, создавать идеал, изучая природу, человека, как это умели делать греки. Позднее выступил Гердер, который рассматривал античную поэзию как создание определенного народа в определенную историческую эпоху, но в то же время говорил об общечеловеческом значении античной поэзии. В "Письмах для поощрения гуманности" (1793-1795) он отмечал, что в отношении "культуры человечности" "мы все должны стать греками, в противном случае мы останемся варварами". В 80-90-е годы к античности обращаются Гёте и Шиллер. В произведениях Шиллера оживает древняя Греция, наивная естественность ее поэзии, неповторимость созерцания греков ("Боги Греции", 1788; "Торжество победителей", 1803). Шиллер не подражает античным образцам, а творит в их духе, привнося в свои произведения идеи современости. В "Римских элегиях" Гёте (1788) отражено "языческое мироощущение как реально пережитое, как воплощение собственного восприятия мира". 2 В поэме "Герман и Доротея" Гёте античным "гомеровским" гекзаметром пишет о современности, пытаясь создать новый эпос, не подражая Гомеру, а учась у него писать о жизни. Новое отношение к античности появилось и в русской литературе. В 1791 г. в "Московском журнале" Н. Карамзин напечатал статью "О сравнении древней, а особливо греческой с немецкою и новейшею литературою", в которой читаем: "Не во многом можно подражать древним, но весьма многому можно у них или, лучше сказать, посредством их...
    2. Демин А. О.: Трагедия Г. Р. Державина "Атабалибо, или Разрушение Перуанской империи" и "Всемирный путешествователь" Ж. Ла Порта
    Входимость: 2. Размер: 38кб.
    Часть текста: она была, по-видимому, закончена. Отсутствие упоминания о ней в "Записках", доведенных до 1812 г., позволяет сделать вывод лишь о том, что она не была завершена к этому времени. 1 Когда возник замысел этой трагедии, и когда Державин приступил к работе над ней? Определенного ответа на этот вопрос сейчас дать невозможно. Если принять датировку между 1812 и 1815 г., то встает вопрос на какие современные политические события откликнулся поэт в этом произведении, как объяснить, что в условиях "первой волны русского испанофильства", описанной М. П. Алексеевым, 2 Державин создает пьесу, живо напоминающую о жестокостях испанцев в Америке во время Конкисты? Каким образом связана трагедия с национально-освободительным движением в странах Латинской Америки 1810-1826 гг., завершившимся полным крушением колониальной системы Испании и Португалии за океаном? 3 Не рассмотрен также вопрос о связи трагедии и ее ключевого образа — затмения солнца, символизирующего гибель империи, — с рядом "солнцепоклоннических" стихотворений Державина, написанных в начале XIX в. и обращенных к императорам Павлу I и Александру I. 4 Что привело Державина на склоне жизни к созданию скорбной и величественной картины гибели империи Солнца, в которой нетрудно угадать образ разумного и справедливого государства, управляемого мудрым и просвещенным монархом, образ заветной социально-исторической мечты европейского Просвещения? Для ответа на этот и другие вопросы необходимо расширить представление о круге литературных и театральных явлений рубежа XVIII- XIX вв., с которыми так или иначе можно было бы соотнести замысел трагедии Державина о завоевании Перу....
    3. Андрамонова Н. А.: Синтаксис поэтической речи Г. Р. Державина
    Входимость: 2. Размер: 11кб.
    Часть текста: XVIII столетия" (Я. Грот), поэтом века уходящего и века наступающего, пушкинского. "Гиперболический размах" поэтической речи Г. Р. Державина, энергия слога, возвышенность, с одной стороны, и стремление к тесному совмещению мыслей, "чтобы в немногом было сказано много и пустых слов не было" [Державин 1984: 300], с другой, выдвигают в качестве приоритетных определенные синтаксические структуры, и прежде всего однородные незамкнутые ряды, связанные паратактически. Однородность как емкая и выразительная категория, сочетающая в себе информативность с коннотативностью, плавность с градуированностью, в значительной степени соответствует поэтическому строю речи, отличающемуся симметричностью и повторяемостью. Язык поэзии Г. Р. Державина, особенно его од, нередко ориентируется на эту категорию, в том числе и на однородность в системе придаточности, позволяющую развернуто представить мысли, чувства, деяния. Антропологизм поэзии Г. Р. Державина предполагает характеризующее начало, реализуемое на уровне атрибутивно-предикативных отношений. Атрибутивные однородные стиховые ряды с местоимением "который" и его эквивалентами "кой", "кто" в одах Державина довольно объемны; имея распространительное значение, они продвигают стих, сообщая преимущественно не о статических, а о динамических признаках лица, субъекта, нередко значительного (царица, вельможа и т. п.) и всеобъемлющего (Бог). "Фелицы слава — слава Бога, Который брани усмирил, Который сира и убога Покрыл, одел и накормил, Который оком лучезарным Шутам, трусам неблагодарным И праведным свой свет дарит; Равно всех смертных просвещает, Больных покоит, исцеляет, Добро лишь для добра творит, Который даровал свободу В чужие области скакать, Позволил своему народу Сребра и золота искать, Который воду разрешает И лес рубить не запрещает" и т. д. ("Фелица"). Данный...
    4. Левицкий А. А.: Образ воды у Державина и образ поэта
    Входимость: 1. Размер: 75кб.
    Часть текста: воды у Державина и образ поэта Река времен в своем стремленьи Предлагаемая статья служит продолжением наших предварительных заметок, касающихся "символа воды", намечающих возможные экскурсы по теме и рассматривающих раннее творчество Державина. 1 В настоящем исследовании рассматриваются более зрелые произведения поэта, учитывается не только символическое, но и образное значение топоса воды. 2 Исследование включает в себя публикацию рукописного сочинения Державина "Утренняя заря", связанного с темой статьи. Начнем с резюме опубликованных нами положений, опорных и в этой работе. Прежде всего речь идет о том, что поэзию Державина плодотворнее осмыслять не как разрушение, 3 а, напротив, завершение эстетических чаяний русских поэтов XVIII в. 4 О двух основных линиях в развитии русской оды XVIII в начал говорить уже Ю. Н. Тынянов и продолжил Г. А. Гуковский. 5 Как показали названные исследователи, в развитии жанра с конца 1740-х гг. происходит определенный разрыв между ломоносовской и антиломоносовской (сумароковской) "установкой", и эти две линии создали ряд взаимоисключающих предпочтений, которые в свою очередь наложили на русскую оду целый комплекс лишних (а именно это редко подчеркивается исследователями) метрических, тропных, тематических и...
    5. Алексеева Н. Ю.: Державинские оды 1775 года (К вопросу о реформе оды)
    Входимость: 1. Размер: 49кб.
    Часть текста: отдельного жанра, а заключалась в перевороте, постепенно приведшем к обновлению всей поэтической системы в целом. В рассуждении того, что привело Державина к этому решительному и счастливому перелому, исследователи, как правило, опираясь на позднее признание самого поэта: " <...> он хотел подражать Ломоносову <...> хотев парить, не мог выдерживать постоянно красивым набором слов <...> а для того избрал свой совсем особый путь <...>", 1 — видят становление державинского таланта в борьбе и взаимодействии с различными течениями в рамках отечественной поэтической традиции. Так, Я. К. Грот находил в ранних одах Державина рудименты од Ломоносова, 2 а Г. А. Гуковский с неменьшим основанием связывал раннюю державинскую поэзию с влиянием сумароковской школы. 3 Конечно, в этой связи должен быть упомянут и В. П. Петров, нашумевшие оды которого несомненно оказали влияние на начинающего поэта, и целый ряд второстепенных поэтов, из которых сам Державин называл Ф. А. Козловского, "более других ему нравившегося по легкости слога" (VI, 443). Между тем сложность вопроса о раннем творчестве Державина не уменьшает интереса к нему исследователей, скорее напротив. В последние годы можно констатировать некоторое даже возрастание этого интереса, 4 что совершенно оправданно, так как лишь пристальное исследование раннего периода творчества поэта может пролить свет на феномен зрелого Державина и совершенный им переворот в русской поэзии. Центральное место в раннем творчестве Державина занимает небольшая книжечка "Од, переведенных и сочиненных при горе Читалагае",...
    6. Герлован О. К.: О жанре и литературных источниках "Царь-девицы" Г. Р. Державина
    Входимость: 1. Размер: 28кб.
    Часть текста: сказки восходят к творчеству М. Д. Чулкова, М. И. Попова и В. А. Левшина 3 . «Царь-девица» одно из немногих произведений Державина, в основу которого положены образы и мотивы народных сказок: тут и сторожа-Полканы, и всадник-невидимка, и ограда с натянутыми струнами, да и сама девица была, как «шепчет русская старина», сказочной красоты и мудрости: Будто солнце светлолица, Будто тихая весна. Очи светлы голубыя. Брови черныя дугой, Огнь — уста, власы — златые, Грудь — как лебедь белизной. ............ Слава добраго правленья Разливалась всюду в свет; Все кричали с восхищенья, Что ея мудрее нет. Необычность «Царь-девицы» для поэтического творчества Державина привлекала внимание не одного поколения исследователей, стремившихся решить как проблему ее жанра, так и ответить на вопрос о ее источниках. По-разному определяли жанр этого произведения: баллада 4 , сказочная поэма 5 , поэма в народном стиле 6 . Однако уже сам автор дает четкое определение жанра «Царь-девицы» — романс. И не случайно. Ее содержание отвечало существовавшему тогда представлению о романсе как «простом», «простодушном», «лирическом» рассказе о каком-либо похождении или приключении. Такое понимание жанра разделял и Державин, что нашло отражение в его «Рассуждении о лирической поэзии, или об оде» (1811-1815), где в качестве примера он приводит две...
    7. Альтшуллер М. Г.: Литературно-теоретические взгляды Державина и "Беседа любителей русского слова"
    Входимость: 1. Размер: 25кб.
    Часть текста: созданию обширного литературного трактата "Рассуждение о лирической поэзии или об оде". Эта работа, хотя и законченная автором, в полном виде не была опубликована (смерть Державина прервала подготовку рукописи к печати). Впрочем, значительные ее разделы были прочитаны автором на заседаниях "Беседы" и напечатаны в ее "Чтениях". Во многом "Рассуждение" связано с традициями классицизма, для которого особенно характерно стремление к строгому определению жанров и тщательная разработка их теории. Однако оно в значительной степени отражает и новые литературные веяния, связанные с творческими устремлениями и самого Державина, и многих других членов "Беседы". В самом начале работы Державин рассматривает лирическую поэзию прежде всего как проявление творческого духа поэта: "Лирическая поэзия... отлив разгоряченного духа; отголосок растроганных чувств; упоение или излияние восторженного сердца... Она (ода, — М. А.) не есть, как некоторые думают, одно подражание природе, но и вдохновение оной, чем и отличается от прочей поэзии. Она не наука, но огонь, жар, чувство". 1 Далее, переходя к характеристике различных видов вдохновения, Державин пишет: "Вдохновение не что иное есть как живое ощущение,...
    8. Клейн Й.: Религия и просвещение в XVIII веке: ода Державина "Бог"
    Входимость: 1. Размер: 23кб.
    Часть текста: (1784) отнюдь не был первым. Сам Державин, однако, придавал ей особое значение. 2 Читательский успех подтвердил его правоту. В своих воспоминаниях Державин писал, что ода "Бог" "от всех похваляется". 3 Действительно, в русской литературе XVIII в. нет другого произведения, которое вызвало бы такой широкий резонанс. Со времени первой публикации и по сей день державинская ода была переведена на французский язык 18 раз и на немецкий 9 раз, не говоря о многочисленных переводах на другие языки и русских подражаниях. 4 Ода "Бог" — это лирическая медитация, исходным пунктом которой является одна из главных проблем европейской мысли XVIII в.: раскол между традиционной религией и мировоззрением Нового времени, сформировавшимся в результате научной революции, начавшейся в XVI в. При переходе от XVII к XVIII столетию этот раскол способствовал "кризису европейского сознания". 5 С мощным импульсом секуляризации, который принесли петровские реформы, этот кризис в XVIII в. стал актуальным и для России, получив при этом дополнительное значение под знаком культурного противопоставления Россия-Запад. В своем стихотворении Державин...
    9. Глинка Н. И. Державин в Петербурге. Литература
    Входимость: 1. Размер: 3кб.
    Часть текста: Н. И. Державин в Петербурге Литература Объяснения на сочинения Державина... СПб., 1834. Державин Г. Р. Сочинения. С объяснительными примечаниями Я. К. Грота. Т. I-IX. СПб., 1864-1883. Аксаков С. Т. Воспоминания об А. С. Шишкове. Знакомство с Державиным. СПб., 1914. Белинский В. Г. Полное собрание сочинений, т. 6. М., 1955. Державин и Карамзин в литературном движении XVIII — начала XIX века, -XVIII век. Сборник 8. ИРЛИ АН СССР. — Л., 1969. Гоголь Н. В. Полное собрание сочинений, т. 8. М. — Л., 1952. Данько Е. Я. Изобразительное искусство в поэзии Державина. — В кн.: XVIII век. Сб. 2. М. — Л., 1940. Дмитриев И. И. Взгляд на мою жизнь. М., 1866. Дмитриев М. А. Мелочи из запаса моей памяти. М., 1869. Жихарев С. П. Записки современника. М. — Л., 1955. Западов А. В. Поэты XVIII века. М., 1979. Западов В. А Державин и Радищев (К истории одной легенды). Известия АН СССР, серия литературы и языка. 1965, № 6. Западов В. А Г. Р. Державин. Биография. М-Л., 1965. Курбатов В. Я. Дом Римско-католической коллегии. — Старые годы, 1912, октябрь. Львова Е. Н. Рассказы, заметки и анекдоты из записок. — Русская старина, 1860, № 6, 9. Панаев В. Я. О Державине. — Вестник Европы,...
    10. Стенник Ю. В.: Композиция и план Державинского "Водопада"
    Входимость: 1. Размер: 33кб.
    Часть текста: пена по брегам Лежит буграми в дебрях темных; Стук слышен млатов по ветрам, Визг пил и стон мехов подъемных: О водопад! в твоем жерле Все утопает в бездне, в мгле! 1 Подобными, полными величественности, живописными картинами открывается одно из лучших созданий державинского поэтического гения стихотворение «Водопад». Ассоциативный потенциал приведенной картины безграничен. И Державин демонстрирует эту масштабность замысла широтой включаемых в поэтический контекст исторических параллелей и смелостью развертываемых по ходу повествования образных уподоблений. Не случайно крупнейший исследователь творчества Державина в XIX в. Я. Грот видел в «Водопаде» «исполинский исторический образ России 18 века» (VIII, 601). Скрытое ассоциативное богатство заключенной в этом произведении Державина системы поэтического миросозерцания раскрывается уже в следующих сразу после зачина строфах: противостоящая всему живому величественная стихия водопада аллегорически соотносится в них с выступающими на фоне кипящей бездны волком, ланью и конем, чьи образы призваны олицетворять человеческие злобу, кротость и гордыню. Так потрясающий по своей красочной выразительности зачин органично перерастает в риторику, неподражаемый по своей смелости полет поэтического воображения сочетается с ходульностью аллегорических уподоблений. И в этом состоит своеобразие художественного гения Державина. «... Ни одно стихотворение Державина не выдержит самой снисходительной эстетической критики», — писал В. Г. Белинский в статье, где он детально разбирал сочинения поэта, и заключал свою мысль выводом: «... ничего не может быть слабее...