• Приглашаем посетить наш сайт
    Тургенев (turgenev-lit.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "1995"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
    Поиск  
    1. Левицкий А. А.: Образ воды у Державина и образ поэта
    Входимость: 4. Размер: 75кб.
    2. Григорьева И. О., Григорьев Е. И.: Фотофиксация процесса восстановления в Казани памятника Г. Р. Державину: август — ноябрь 2003 г.
    Входимость: 4. Размер: 9кб.
    3. Егорова М. В.: Символический образ птицы в лирике Г. Державина, Г. Каменева и Е. Люценко
    Входимость: 3. Размер: 8кб.
    4. Альтшуллер М. Г.: Оратория "Целение Саула" в системе поздней лирики Державина
    Входимость: 2. Размер: 34кб.
    5. Куракина Т. С., Аликова Л.: Исследовательская работа как форма изучения творчества Г. Р. Державина в средней школе
    Входимость: 1. Размер: 6кб.
    6. Роте X.: "Избрал он совсем особый путь" (Державин с 1774 по 1795 г.)
    Входимость: 1. Размер: 33кб.
    7. Успенский Б. А.: Язык Державина (к 250-летию со дня рождения)
    Входимость: 1. Размер: 53кб.
    8. Демин А.О.: Корпус драматических сочинений Г. Р. Державина: издания и рукописи
    Входимость: 1. Размер: 61кб.
    9. Клейн Й.: Религия и просвещение в XVIII веке: ода Державина "Бог"
    Входимость: 1. Размер: 23кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Левицкий А. А.: Образ воды у Державина и образ поэта
    Входимость: 4. Размер: 75кб.
    Часть текста: опорных и в этой работе. Прежде всего речь идет о том, что поэзию Державина плодотворнее осмыслять не как разрушение, 3 а, напротив, завершение эстетических чаяний русских поэтов XVIII в. 4 О двух основных линиях в развитии русской оды XVIII в начал говорить уже Ю. Н. Тынянов и продолжил Г. А. Гуковский. 5 Как показали названные исследователи, в развитии жанра с конца 1740-х гг. происходит определенный разрыв между ломоносовской и антиломоносовской (сумароковской) "установкой", и эти две линии создали ряд взаимоисключающих предпочтений, которые в свою очередь наложили на русскую оду целый комплекс лишних (а именно это редко подчеркивается исследователями) метрических, тропных, тематических и лингвистических запретов, не характерных для развития этого жанра в других странах. Когда Державин пренебрегал (часто по своему неумению выдержать стилистически маркированный ряд) многими из этих запретов, он вовсе не разрушал оду, но возвращал ее к своим более свободным первоосновам, заданным еще в 1734 г. В К Тредиаковским в "Рассуждении ...
    2. Григорьева И. О., Григорьев Е. И.: Фотофиксация процесса восстановления в Казани памятника Г. Р. Державину: август — ноябрь 2003 г.
    Входимость: 4. Размер: 9кб.
    Часть текста: Григорьев Е. И.: Фотофиксация процесса восстановления в Казани памятника Г. Р. Державину: август — ноябрь 2003 г. ... несмотря ни на какие изменения времен, ни на какие успехи просвещения и языка, образы, им [Г. Р. Державиным. — И. Г., Е. Г.] начертанные, сохранят навсегда свою яркость, и до тех пор, пока идеи Бога, бессмертия души, правды, закона и долга будут жить не пустыми звуками на языке русского народа, до тех пор имя Державина как общественного деятеля и поэта не утратит в потомстве своего значения. Я. К. Грот, академик Санкт-Петербургской АН, 1880 г. Памятник Г. Р. Державину был установлен в Казани во дворе университета 23 августа 1847 г. (скульптор С. И. Гальберг, архитектор К. А. Тон) [Фойгт К. К. 1847; Грот 1883; Загоскин Н. П. 1895; Дульский П. М. 1916]. 3 июля 1870 г. памятник был перенесен на Театральную площадь (ныне площадь Свободы). В 1932 г. памятник поэту Г. Р. Державину был по постановлению городских властей снесен и уничтожен. Почему было принято такое варварское решение, не понятно до сих пор. Известно, что "новая красная интеллигенция" Казани подготовила с помощью прессы общественное мнение к сносу памятника Г. Р. Державина, как "певца...
    3. Егорова М. В.: Символический образ птицы в лирике Г. Державина, Г. Каменева и Е. Люценко
    Входимость: 3. Размер: 8кб.
    Часть текста: образ птицы в лирике Г. Державина, Г. Каменева и Е. Люценко 1. Символические тенденции возникают в искусстве конца XVIII — начала XIX вв. "как намёк на подлинную и высшую жизнь, скрывающуюся за видимым бытием" [Ванслов В. 1966: 81]. Причём "во всяком символе есть идейная сторона и образная сторона" [Лосев А. 1995: 166], "он содержит в себе всегда... идею, которая оказывается законом всего его построения" [Лосев А. 1995: 25]. 2. На рубеже XVIII — XIX вв. в русской поэзии среди символических образов, связанных с миром природы, особо выделяется образ птицы. Интересно проследить, с позиций взаимодействия различных литературных тенденций, варианты его модификации в поэзии Г. Державина и двух младших его современников — Г. Каменева и Е. Люценко. 3. Культ птицы очень характерен для литературы сентименталистско-предромантического периода. В произведениях трёх поэтов переходной эпохи — Державина, Каменева и Люценко — этот символический образ соединяет сентименталистские приметы, реликты классицизма (в частности — у Державина!), ряд черт развивающегося предромантизма и раннего романтизма (о поэтике последних — см: [Ванслов В. 1966; Манн Ю. 1976]). 4. Образ-символ птицы может быть по структуре двух типов — строится: 1) "на приёме параллелизма, на соотнесении птицы... и...
    4. Альтшуллер М. Г.: Оратория "Целение Саула" в системе поздней лирики Державина
    Входимость: 2. Размер: 34кб.
    Часть текста: "Соломон и Суламита" (1807), "Обитель Добрады" (1808), "Целение Саула" (1809), "Сретение Орфеем солнца" (1811), "Жилище богини Фригги" (1812), "Гимн лиро-эпический на прогнание французов из отечества" (1812), "Новгородский волхв Злогор" (1813), "Христос" (1814) и некоторые другие. Эти произведения написаны тяжелым языком с обильным употреблением архаизмов и славянизмов, отличаются затрудненным синтаксисом, жанры их вообще редки для русской лирики, особенно этого периода (баллада, 1 кантата, оратория, дифирамб, гимн). Тематика их тяготеет к романтической экзотике: Скандинавия, библейская культура, Древняя Русь (фольклор). Большинство современников отнеслось к этим поздним произведениям стареющего поэта скептически и насмешливо. Так, в 1815 г. А. С. Пушкин, мастерски пародируя "Гимн лиро-эпический...", писал: И спотыкнулся мой Державин Апокалипсис преложить. 2 "Маститый старец, Державин, — вспоминал С С Уваров, — и в это время не переставал писать стихи вообще довольно слабые, но показывавшие его неугасимую любовь к поприщу своей прежней славы" 3 С нескрываемой иронией говорит о позднем Державине Жуковский "Пламенный Державин под старость лет сделался только вспыльчивым в поступках его тот же самый сумбур и беспорядок, который в его одах" 4 Д Дашков в Арзамасской речи 16 марта 1817 г рассказывал, как тонут в Фонтанке-Лете поздние творения Державина, в том числе "Гимн лиро-эпический". 5 К. Батюшков пародировал в названии своей сатиры употреблявшиеся Державиным жанровые обозначения "Певец или певцы в Беседе Словенороссов, балладо-эпико-лиро-комико-эпизодический гимн". 6 Д. П. Северин, для ...
    5. Куракина Т. С., Аликова Л.: Исследовательская работа как форма изучения творчества Г. Р. Державина в средней школе
    Входимость: 1. Размер: 6кб.
    Часть текста: — в школе изучается обзорно, в небольшом объеме. Разбирая чаще всего "Властителям и судиям", "Памятник", отрывок из стихотворения "Осень во время осады Очакова", "Снигирь", учитель обычно обращает внимание на тематику стихов, немного говорит о языке и художественном мастерстве поэта и как-то вскользь бросает фразу: "Многие русские поэты конца ХYIII — начала XIX начинали свой творческий путь с подражания Державину". Имя Гаврилы Романовича еще раз встретится ученикам при изучении лицейского периода жизни А. С. Пушкина: Старик Державин нас заметил И в гроб сходя благословил. Но если вдуматься, то отголоски поэтического наследия Державина мы услышим не только в стихах А. С. Пушкина, но и Ф. И. Тютчева, А. А. Фета... Помогает учащимся зримо увидеть связь времен в русской литературе исследовательская работа; ею занимаются учащиеся, увлеченные филологией. Подростки, у которых есть тема для серьезных размышлений, учатся самостоятельно добывать знания, создавать и анализировать собственную концепцию мировосприятия, сравнивать ее с другими точками зрения, редактировать форму изложения и стиль выступления. О результатах своей работы они докладывают не только на уроках литературы и русского языка, но и на Рождественских чтениях, регулярно проводимых в гимназии. Лучшие работы представляются затем на Поволжскую научно-практическую конференцию им. Лобачевского, Всесоюзные юношеские чтения им. Вернадского и др. Исследовательская работа ученицы 11 класса Аликовой Елизаветы по творчеству Г. Р. Державина выросла из работы "Образ воды в лирике А. С. Пушкина" и найдет свое продолжение при анализе лирики Ф. И. Тютчева. Познакомим вас с некоторыми выводами, которые ученица сделала на предварительном этапе работы, анализируя и сравнивая отобранный материал. В лирике...
    6. Роте X.: "Избрал он совсем особый путь" (Державин с 1774 по 1795 г.)
    Входимость: 1. Размер: 33кб.
    Часть текста: в державинском творчестве вплоть до начала XIX века, а в последние годы жизни Державина их роль даже усиливается. И все-таки 1780 год стал важнейшей вехой, что связано с так называемым "переломом", "скачком", который, как считается, произошел в его творчестве в 1779 году. Об этом "скачке" сохранилось признание самого Державина, однако его сущность еще не была прояснена, не сохранилось и свидетельств кого-либо из современников. Сам поэт в 1805 г утверждал, что с 1779 г. "избрал он совсем особый путь, будучи предводим наставлениями г. Батте и советами друзей своих Н. А. Львова, В. В. Капниста и И. И. Хемницера, подражая наиболее Горацию". 3 Все исследователи, писавшие до В. Ф. Ходасевича, 4 не оспаривая приняли это положение. Ниже предпринята попытка рассмотреть, в какой степени творчеству Державина после 1779 г. присуще нечто новое и какую роль при этом играл до 1795 г. Гораций. 5 Одновременно будет обращено внимание и на то, как менялись у Державина традиционные воззрения на "просвещение" и на поэзию в их взаимоотношении, т. е., в сущности, как виделась ему связь политики и поэзии. При этом хотелось бы проанализировать один из мотивов, а именно мотив зеркала, в четырех стихотворениях "Ключ" (1779), "Бог" (1781/1784), "Ласточка" (1792/1794), "Памятник" (1795). Есть доказательства тому, что Гораций был известен Державину с 1774 г., 6 когда он переложил в стихи пять од Фридриха Великого с немецкого прозаического перевода, изданного в 1760 г Как недавно показала Н. Ю. Алексеева, все они были ориентированы на оду "А la ...
    7. Успенский Б. А.: Язык Державина (к 250-летию со дня рождения)
    Входимость: 1. Размер: 53кб.
    Часть текста: (к 250-летию со дня рождения) 1 Все у него крупно. Слог у него так крупен, как ни у кого из наших поэтов. Разъяв анатомическим ножом, увидишь, что это происходит от необыкновенного соединения самых высоких слов с самыми низкими и простыми, на что бы никто не отважился кроме Державина. Н. В. Гоголь. Выбранные места... 1. Всем нам памятен рассказ Пушкина о посещении Державиным Лицея (в 1815 г.): "Как узнали мы, что Державин будет к нам, все мы взволновались. Дельвиг вышел на лестницу, чтоб дождаться его и поцеловать ему Руку, руку, написавшую "Водопад". Державин приехал. Он вошел в сени, и Дельвиг услышал, как он спросил у швейцара: "где, братец, здесь нужник?" Этот прозаический вопрос разочаровал Дельвига, который отменил свое намерение и возвратился в залу". Этот рассказ обыкновенно понимается как иллюстрация несоответствия поэтического образа — точнее, образа поэта — и реальности, как описание дряхлого человека, который думает более о физиологии, чем о поэзии. Но ведь он может восприниматься и иначе. Удивительным образом облик Державина в этом эпизоде соответствует стилистике его произведений, чарующему своеобразию его стиля. Ведь это принцип поэтики Державина — сочетание несочетаемого, "низкое" слово в поэтическом контексте, стилистика контрастов. Певец "Водопада" произнес слово нужник — так что же? в этом весь Державин с его естественностью, столь своеобразно сочетающейся с игровым началом! Не парадоксально ли: Дельвиг, принадлежащий к новому поколению, — в сущности, куда более архаичен в этом эпизоде, нежели Державин! Говорить о языке Державина трудно — куда труднее, чем о языке Тредиаковского, Сумарокова, Ломоносова. Почему так? Потому что он ближе к нам — и не только по времени. Он ближе к нам потому, что мы — в какой-то мере — находимся в русле созданной им традиции. Какие-то приемы, новые для своего времени,...
    8. Демин А.О.: Корпус драматических сочинений Г. Р. Державина: издания и рукописи
    Входимость: 1. Размер: 61кб.
    Часть текста: четвертого тома "Сочинений". В отличие от трех томов лирики, в нем, за редкими исключениями, 3 не приведены редакции и варианты по рукописям, даже самые значительные; драматические переводы даны в отрывках; из оригинальной "оперы" "Эсфирь", которую издатель счел переводной, напечатан также только отрывок; сохранившаяся и известная Гроту начальная редакция трагедии "Ирод и Мариамна" - "Ирод Великий" даже не упомянута; из четвертого тома исключено и перенесено в первый "Описание торжества, бывшего по случаю взятия Измаила, у <...> князя Г. А. Потемкина-Таврического" (1791), которое сам Державин и все последующие издатели помещали среди драматических произведений. Наконец, драматические сочинения Державина гораздо менее тщательно прокомментированы Гротом, чем лирика. Упреки в неполноте и несовершенстве академического собрания сочинений Державина, адресованные Гроту позднейшими исследователями, несомненно, справедливы, и все же не стоит забывать, в сколь сложной и противоречивой идеологической обстановке проходила работа над ним и сколь много было действительно сделано. Нельзя не согласиться с А. Л. Зориным, исследовавшим историю державинских изданий:...
    9. Клейн Й.: Религия и просвещение в XVIII веке: ода Державина "Бог"
    Входимость: 1. Размер: 23кб.
    Часть текста: является одна из главных проблем европейской мысли XVIII в.: раскол между традиционной религией и мировоззрением Нового времени, сформировавшимся в результате научной революции, начавшейся в XVI в. При переходе от XVII к XVIII столетию этот раскол способствовал "кризису европейского сознания". 5 С мощным импульсом секуляризации, который принесли петровские реформы, этот кризис в XVIII в. стал актуальным и для России, получив при этом дополнительное значение под знаком культурного противопоставления Россия-Запад. В своем стихотворении Державин предпринял попытку согласовать традиционную русскую веру в Бога с духом западноевропейского Нового времени, чтобы, при всем уважении к традиции, понять отношение человека к Богу и его положение во вселенной, в соответствии с современным знанием. Успех державинской оды показывает, что ему удалось выразить это новое понимание языком, убедительным для современников и потомков. Этому успеху способствовал, как можно предполагать, не только поэтический дар, но и риторические навыки Державина, т. е. владение сложившимися формулами выражения новых идей и интуитивное понимание, что именно готова была услышать публика, потерявшая уверенность в своей религиозной ориентации. В такой перспективе элементы оды, которые в истории ее изучения вызывали сомнения в оригинальности Державина, 6 приобретают другой, положительный, смысл: эти формулы устанавливают коммуникативную связь между автором и читателем, являясь таким образом...