• Приглашаем посетить наш сайт
    Северянин (severyanin.lit-info.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "2003"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
    Поиск  
    1. Варина В. М.: Изучение жизни и творчества Г. Р. Державина на уроках русского языка и литературы и внеклассной работе
    Входимость: 3. Размер: 8кб.
    2. Музей-усадьба Г. Р. Державина (г. Санкт-Петербург)
    Входимость: 3. Размер: 16кб.
    3. Григорьева И. О., Григорьев Е. И.: Фотофиксация процесса восстановления в Казани памятника Г. Р. Державину: август — ноябрь 2003 г.
    Входимость: 2. Размер: 9кб.
    4. Галиуллин К. Р., Каримуллина Р. Н., Ню О. А., Хуснуллин А. А.: Язык Г. Р. Державина в словарном описании
    Входимость: 2. Размер: 9кб.
    5. Карташева Е. И.: Г. Р. Державин в музейном экспозиционном осмыслении: опыт и возможности
    Входимость: 2. Размер: 8кб.
    6. Сионова С. А.: "Союз разумных и добронравных" М. Н. Муравьева
    Входимость: 2. Размер: 7кб.
    7. Романова И. Ю.: Гордимся славой своих предков
    Входимость: 2. Размер: 11кб.
    8. Граф А.: Державинская муза и творчество Аполлона Майкова
    Входимость: 2. Размер: 3кб.
    9. Бизяева Т. В.: "Праздное время": реконструкция культурного контекста создания
    Входимость: 1. Размер: 7кб.
    10. Критика, биография, воспоминания
    Входимость: 1. Размер: 16кб.
    11. Григорьев Е. И.: Культурологический аспект развития химико-технологического образования в Казанском крае: вехи истории: 1550-е гг. — нач. ХХ в.
    Входимость: 1. Размер: 10кб.
    12. История музея (Музей-усадьба Г. Р. Державина, г. Санкт-Петербург)
    Входимость: 1. Размер: 7кб.
    13. Демин А. О.: Трагедия Г. Р. Державина "Атабалибо, или Разрушение Перуанской империи" и "Всемирный путешествователь" Ж. Ла Порта
    Входимость: 1. Размер: 38кб.
    14. Галимуллина А. Ф.: Переводы Г. Р. Державина на татарский язык
    Входимость: 1. Размер: 10кб.
    15. Минералов Ю.: "Не будет никогда подлец"
    Входимость: 1. Размер: 15кб.
    16. Демин А.О.: Корпус драматических сочинений Г. Р. Державина: издания и рукописи
    Входимость: 1. Размер: 61кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Варина В. М.: Изучение жизни и творчества Г. Р. Державина на уроках русского языка и литературы и внеклассной работе
    Входимость: 3. Размер: 8кб.
    Часть текста: 2003 год стал поистине державинским, потому что учебная и воспитательная работа в школах Лаишевского района планировались с учётом праздничных торжеств по достойной встрече 260-летия со дня рождения великого поэта XVIII века Г. Р. Державина. Целенаправленная работа по изучению жизни, творчества и пропаганде поэтического искусства нашего прославленного земляка началась в Лаишевской средней школе N1 в 1998 году, к 255-летнему юбилею поэта. На суд учителей был представлен литературно-музыкальный спектакль "Страницы жизни и творчества Державина в Казанском крае". Пиит от своего имени рассказывал о себе. Главной целью спектакля было расширить представление учащихся о Державине как личности и поэте в различные периоды жизни, связанные с Казанским краем. Отснятый на видеопленку 20-минутный спектакль стал для нас учебным пособием по изучению его творчества. После просмотра видеофильма ученики 7А класса, а впоследствии они же 8А и 9А, по своей инициативе подготовили камерный вечер поэзии "Божий дар поэта", где звучали стихи и романсы "Лебедь", "Снигирь". На следующий год дети изучали биографический материал поэта...
    2. Музей-усадьба Г. Р. Державина (г. Санкт-Петербург)
    Входимость: 3. Размер: 16кб.
    Часть текста: любителей русского слова», Соломенная гостиная, Домашний театр, гостиная «Диванчик», кабинет поэта, кухни, ледник. В экспозициях музея представлены книги и рукописи, произведения изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Живописные портреты хозяев и гостей дома создают «эффект присутствия» давно ушедшей эпохи и ее героев в залах музея.  В Восточном корпусе размещена литературная экспозиция «“Владельцы русской лиры”. От Г. Р. Державина к А. С. Пушкину». Здесь представлены живопись, гравюры, иконография, прикладное и медальерное искусство, портретная галерея деятелей литературы, истории и культуры второй половины XVIII — начала XIX века, копии рукописных текстов на архивной бумаге, книги, журналы и другие реликвии. В Западном корпусе представлена постоянно действующая экспозиция «В белом глянце фарфора» (изделия из фарфора конца XVIII–ХХ веков).  Музей Г. Р. Державина и русской словесности его времени Центральный корпус. Музей-усадьба Г. Р. Державина Музей Г. Р. Державина и русской словесности его времени открыт 28 мая 2003 года в восстановленном особняке поэта (наб. реки Фонтанки, 118). Он является новым мемориальным объектом Всероссийского музея А. С. Пушкина, позволяющим познакомиться с...
    3. Григорьева И. О., Григорьев Е. И.: Фотофиксация процесса восстановления в Казани памятника Г. Р. Державину: август — ноябрь 2003 г.
    Входимость: 2. Размер: 9кб.
    Часть текста: свою яркость, и до тех пор, пока идеи Бога, бессмертия души, правды, закона и долга будут жить не пустыми звуками на языке русского народа, до тех пор имя Державина как общественного деятеля и поэта не утратит в потомстве своего значения. Я. К. Грот, академик Санкт-Петербургской АН, 1880 г. Памятник Г. Р. Державину был установлен в Казани во дворе университета 23 августа 1847 г. (скульптор С. И. Гальберг, архитектор К. А. Тон) [Фойгт К. К. 1847; Грот 1883; Загоскин Н. П. 1895; Дульский П. М. 1916]. 3 июля 1870 г. памятник был перенесен на Театральную площадь (ныне площадь Свободы). В 1932 г. памятник поэту Г. Р. Державину был по постановлению городских властей снесен и уничтожен. Почему было принято такое варварское решение, не понятно до сих пор. Известно, что "новая красная интеллигенция" Казани подготовила с помощью прессы общественное мнение к сносу памятника Г. Р. Державина, как "певца дворянской Казани". Но в то же время памятник "дворянского историографа" Н. М. Карамзина уцелел в Симбирске-Ульяновске. Возможно, что дополнительным поводом для сноса памятника Г. Р. Державину послужил тот факт, что поэт был причислен к антисемитам [Богуславский 1995] (хотя на...
    4. Галиуллин К. Р., Каримуллина Р. Н., Ню О. А., Хуснуллин А. А.: Язык Г. Р. Державина в словарном описании
    Входимость: 2. Размер: 9кб.
    Часть текста: [Галиуллин и др. 1993], ставится задача полной инвентаризации лексики, зафиксированной у Державина (в его поэзии, прозе, драматургии, письмах). Оптимальной формой осуществления данной работы является форма компьютерного языкового справочника. "Очевидно, что компьютеризация словарной деятельности во многом определяет современное состояние и перспективы дальнейшего развития авторской лексикографии" [Шестакова, 2]. Компьютерный фонд писем Г. Р. Державина включает материалы писем, написанных им в период с 1773 года по 1816 год. В основу компьютерной текстотеки положено издание писем Г. Р. Державина в академическом собрании сочинений под ред. Я. К. Грота (т. 5, 6). Письма Г. Р. Державина содержат значительный по объему материал (включающий более 150000 словоупотреблений), в том числе лексические единицы, не зафиксированные в лингвографических источниках, в исторических словарях; см., например, редкие, окказиональные слова типа безрифменный ("А потому и прошу сказать ему, что зависит теперь от вас предавать ее тиснению или оставить; однако для любящих немецкаго и греческаго языков безрифменную поэзию она будет в собрании моих сочинений напечатана" [П1066-341 — индекс содержит: 1) номер письма; 2) номер страницы]; в Словаре русского языка XVIII века есть лексема безрифмие 'отсутствие рифмы в стихах' из "Путешествия" Радищева, с пометой "един."); зажурналиться ("Гр. Хвостов нарочным письмом выпросил у меня позволение напечатать в ...
    5. Карташева Е. И.: Г. Р. Державин в музейном экспозиционном осмыслении: опыт и возможности
    Входимость: 2. Размер: 8кб.
    Часть текста: ли не первым деятелем русской литературы, чье предметно-биографическое и документальное творческое наследие было осознано как общественное достояние, нуждающееся в сохранении для современников и потомков. Казань с XIX века стала одним из ведущих центров увековечения и актуализации памяти Державина, культурно-исторического (в более узком смысле — музейного) осмысления его мемориального и в целом биографического наследия. Это осмысление подразумевает формирование коллекции (процесс, его закономерности и специфику), характер восприятия наследия, формы его представления обществу и т. д. В данном случае рассматривается публичное музейное осмысление в форме экспонирования (показа, демонстрации). Начало державинской коллекции в Казани было положено Обществом любителей отечественной словесности при университете. По его просьбе поэт подарил несколько изданий своих сочинений (с автографами) и специально изготовленную копию портрета. Первый опыт экспозиционно-музейного представления темы следует отнести к проведению в университете 24 сентября 1816 года чрезвычайного собрания Общества, посвященного памяти недавно скончавшегося поэта. Зал имел торжественно-траурное убранство и подготовленную выставку, олицетворявшую память о Державине и понимание его значимости, напоминавшую о связях поэта с Казанью и краем. Композиция явно имела эмоциональное звучание и знаковое содержание. Пополнение коллекции произошло в 1840-е годы: в университет поступили письменный стол, кресло и чернильный прибор поэта, его рукописи. Вещи поместили в зале университетской библиотеки: мемориальные предметы, которые воспринимались как памятники великому поэту, должны были находиться именно там, где хранятся его...
    6. Сионова С. А.: "Союз разумных и добронравных" М. Н. Муравьева
    Входимость: 2. Размер: 7кб.
    Часть текста: время "обретения самого себя" в стихотворстве. Найти свой путь в поэзии помог Державину "Львовский кружок". Новый взгляд на окружающую действительность, новая форма отношения к ней объединила в одно целое группу молодых людей. Это были поэты — Н. А. Львов, именем которого обозначился в науке кружок молодых литераторов, М. Н. Муравьев, Г. Р. Державин, В. В. Капнист, И. И. Хемницер; композиторы — Е. И. Фомин, Д. С. Бортнянский, В. А. Пашкевич; художники — Д. Г. Левицкий, В. Л. Боровиковский и др. Широта и цельность взглядов на окружающий мир, действительность, стремление к познанию жизни, ее гармонии, сложности и красоты представляли неограниченные возможности для развития каждой индивидуальности. М. Н. Муравьев называл это содружество "союзом разумных и добронравных" [Письма 1980]. В "Львовском кружке" был высок авторитет поэзии, художеств, музыки, театра. Львов был поэтом и музыкантом, архитектором и фольклористом, соединял в себе многие таланты энциклопедически развитого человека. Муравьев в эти годы старался постичь сложность и красоту жизни при помощи нового поэтического слова,увлекался искусством, театром, живописью. Державин выделялся из среды молодых поэтов редкой индивидуальностью, громадной поэтической силой. О себе он смело заявил в произведениях "Ода на смерть К. М.", "Ключ" , "Стихи на рождение в Севере порфирородного отрока" и др. значительных произведениях поэта. Члены кружка видели и ценили особый талант Державина. Интересна запись Муравьева в дневнике поэта относительно оды "Фелица": "1783. майя 23. Державин, может быть, первый из нас испытал Перепутаж в оде "К Фелице", довольно...
    7. Романова И. Ю.: Гордимся славой своих предков
    Входимость: 2. Размер: 11кб.
    Часть текста: 2003 года исполнилось 260 лет со дня рождения основателя русской словесности и поэзии, видного государственного деятеля Г. Р. Державина. Как руководитель творческой группы учителей русского языка и литературы Лаишевского района расскажу о работе, которая ведется у нас в районе по увековечиванию памяти нашего знаменитого земляка. Подготовка к празднованию юбилея Г. Р. Державина в нашем районе началась три года назад, в 2000 году. Инициатором увековечивания памяти известного российского поэта и государственного деятеля была администрация района во главе с А. И. Демидовым. И в этом же году вышло постановление Кабинета Министров РТ о праздновании юбилея Державина. Учитывая большое значение Г. Р. Державина в истории России и в связи с тем, что в районе имеются места, связанные с именем Г. Р. Державина : с. Сокуры (родовое поместье, место рождения и крещения); с. Егорьево (родовое поместье, место захоронения родителей); с. Кармачи (родовое поместье); с. Державино (родовое поместье), с. Бутыри (родовое поместье), был утвержден план мероприятий по подготовке празднования 260-летия поэта. Под руководством отдела образования была четко спланирована и выполнена работа, целью которой стало увековечивание памяти известного Российского поэта и государственного деятеля Г. Р. Державина, активизация углубления ...
    8. Граф А.: Державинская муза и творчество Аполлона Майкова
    Входимость: 2. Размер: 3кб.
    Часть текста: Граф А.: Державинская муза и творчество Аполлона Майкова Аполлон Николаевич Майков (1821-1897), один из немногих долгожителей русского Парнаса, начал свой творческий путь в эпоху романтизма и завершил в период утверждения символизма. Традиционно его имя связывается с именами Афанасия Фета и Якова Полонского как представителями "чистого искусства". Называя себя "духовным крестником" Тютчева [Баевский 1994: 454], Майков неоднократно упоминал об определяющем влиянии Батюшкова и зрелого Пушкина. Однако не следует забывать о литературном воздействии, которое оказал на юного Майкова Иван Александрович Гончаров [Гродецкая 1994: 55; Ямпольский 1979: 43]. Гончаров штудировал со своим учеником школьную программу, основу которой составляли "канонические тексты" Ломоносова, Сумарокова, Карамзина и Державина. Влияние автора "Фелицы", стихотворениям которого сознательно подражал начинающий Майков, обычно замалчивается, однако можно утверждать, что строй державинской поэтики гораздо ближе Майкову, чем сам он это смог признать [Ямпольский 1979: 43; Балакин 2003: 221]. Для разъяснения этого утверждения необходимо уделить внимание рассуждениям о том, что в Державине явилось образцом для начинающего поэта; каково понимание поэзии и задачи поэта; какие традиционно "державинские" литературные источники вдохновляли Майкова, формируя его индивидуальное мироощущение; в чем проявилась мировоззренческая близость двух поэтов; их стилистические сходства; общность образных конструкций и метрических решений. Литература Баевский В. С. Майков // Русские писатели 1800-1917. — М., 1994. Т. 3: К-М. — С. 453-458. Балакин А. Ю. Письмо А. Н. Майкова к сыновьям с воспоминаниями о И. А. Гончарове // Ежегодник рукописного отдела Пушкинского дома на 1998-1999 год. — СПб., 2003. — С. 215-223. Гродецкая А. Г. Литературное окружение молодого Гончарова (по материалам архива Пушкинского дома) // И. А. Гончаров (Материалы международной конференции, посвященной 180-летию со дня рождения И. А. Гончарова). — Ульяновск, 1994. — С. 55-66. Ямпольский И. Г. Неизданные стихотворения и письма А. Н. Майкова о Пушкине // Временник Пушкинской комиссии 1975. — Л., 1979. — С. 43-57.
    9. Бизяева Т. В.: "Праздное время": реконструкция культурного контекста создания
    Входимость: 1. Размер: 7кб.
    Часть текста: герба Ярославля не имеется на страницах книги. После подтверждения датировки главной задачей стало определение авторства текстов. Эта интереснейшая и в то же время сложнейшая задача еще далека от своего разрешения. В настоящее время только третья часть стихов книги имеет какую-либо информацию об авторе. Зато первые же сведения, полученные в результате большой поисковой работы, показали — все усилия будут оправданны. Удалось выяснить, что авторство четырех стихотворений из сборника — "К музам", "Судьба", "Приход мая" и "К весне" — принадлежит Алексею Волкову, а другие два — "К заре" и "Ручей" — Василию Попугаеву. Оба они учились в гимназии Академии наук, из которой в 1795 г. были переведены в "академические студенты". В январе 1797 г. В. В. Попугаев оставил Академическую гимназию и определился на службу в петербургскую цензуру. А. Г. Волков закончил учебное заведение и в 1802 г. получил должность адъюнкта химии при Академии. Эти два поэта известны, прежде всего, тем, что в 1801 г. стали одними из основателей Вольного общества любителей словесности, наук и художеств. Их деятельность в этом обществе, публицистика и гражданская лирика довольно хорошо исследованы В. Н. Орловым. Этого, однако, нельзя сказать об анакреонтике поэтов. Датировка сборника расширяет хронологические рамки известного нам творчества Волкова и Попугаева. Было известно, что в 1799 г. поэты готовили к изданию сборник "Минуты муз". Но уже после данного цензурой ...
    10. Критика, биография, воспоминания
    Входимость: 1. Размер: 16кб.
    Часть текста: А.С.: Державин Критика: Абдулхакова Л. Р.: Грамматическая синонимия и ее отражение в языке Г. Р. Державина Аверинцев С.: Поэзия Державина Азбукина А. В.: Семантика образа птицы в поэзии Г. Державина Айхенвальд Ю.И.: Памяти Державина Алексеев М. П.: Державин и сонеты Шекспира Алексеева Н. Ю.: Державинские оды 1775 года (К вопросу о реформе оды) Альтшуллер М. Г.: Литературно-теоретические взгляды Державина и "Беседа любителей русского слова" Альтшуллер М. Г.: Оратория "Целение Саула" в системе поздней лирики Державина Альтшуллер М.: Несколько уточнений к текстам стихотворений Г. Р. Державина Андрамонова Н. А.: Синтаксис поэтической речи Г. Р. Державина Базанов В. Г.: Оглядываяь на пройденный путь (К спорам о Державине и Карамзине) Балалыкина Э. А.: Лингвистические средства создания "говорящей живописи" в поэзии Г. Р. Державина Белинский В. Г.: Сочинения Державина Белинский В. Г.: Сочинения Державина (2 статьи). Берков П. Н.: Державин и Карамзин в истории русской литературы конца XVIII — начала XIX века Бизяева Т. В.: "Праздное время": реконструкция культурного контекста создания Бицилли П.М.: Державин Блудилина Н. Д.: Г. Р. Державин и Л. Н. Толстой Бушуева А. Д.: "Памятник" Г. Д. Державина и "Памятник" В. Я. Брюсова...