• Приглашаем посетить наш сайт
    Бунин (bunin-lit.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "1766"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
    Поиск  
    1. Афинейскому витязю
    Входимость: 3. Размер: 31кб.
    2. Прогулка в Сарском селе
    Входимость: 1. Размер: 4кб.
    3. Записки из известных всем произшествиев и подлинных дел. 2. Воинская Державина служба до открывшагося в Империи возмущения
    Входимость: 1. Размер: 60кб.
    4. На статую Петра Великого
    Входимость: 1. Размер: 4кб.
    5. Данько Е. Я.: Изобразительное искусство в поэзии Державина. Глава 2
    Входимость: 1. Размер: 88кб.
    6. Глинка Н. И. Державин в Петербурге. Глава 1. "Обратился к высшему рифмованию... ".
    Входимость: 1. Размер: 42кб.
    7. Ионин Г. Н.: Анакреонтические стихи Карамзина и Державина
    Входимость: 1. Размер: 40кб.
    8. Изображение Фелицы
    Входимость: 1. Размер: 27кб.
    9. Ходасевич В.Ф.: Державин. Примечания.
    Входимость: 1. Размер: 12кб.
    10. Фалконетов Купидон
    Входимость: 1. Размер: 3кб.
    11. Кантата
    Входимость: 1. Размер: 3кб.
    12. Объяснения на сочинения Державина.
    Входимость: 1. Размер: 34кб.
    13. Михайлов О. Громовой пролети струей. Глава 1. Картеж.
    Входимость: 1. Размер: 82кб.
    14. Похвальные стихи Гавриле Андреевичу Суровцову,
    Входимость: 1. Размер: 3кб.
    15. Смирнов И. П.: Заболоцкий и Державин
    Входимость: 1. Размер: 40кб.
    16. Михайлов О. Громовой пролети струей. Комментарии.
    Входимость: 1. Размер: 30кб.
    17. Иванов М. В.: Державин и Новиков
    Входимость: 1. Размер: 27кб.
    18. Ходасевич В.Ф.: Державин. Глава 2.
    Входимость: 1. Размер: 55кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Афинейскому витязю
    Входимость: 3. Размер: 31кб.
    Часть текста: алоем вкруг, И лиры громкими струнами Утешил, бранный славя дух. Испытывал своих я сил И пел могущих человеков; А чтоб вдали грядущих веков Ярчей их в мраке блеск светил И я не осуждался б в лести, Для прочности к их громкой чести Примешивал я правды глас, — Звучал моей трубой Парнас. Но, ах! познал, познал я смертных, Что и великие из них Не могут снесть лучей небесных: Мрачит бог света очи их. Так пусть фортуны чада, Возлегши на цветах, Среди обилий сада, Курений в облаках, Наместо чиста злата, Шумихи любят блеск; Пусть лира таровата Их умножает плеск, — Я руки умываю И лести не коснусь; Власть сильных почитаю, — Богов в них чтить боюсь. Я славить мужа днесь избрал, Который сшел с театра славы, Который удержал те нравы, Какими древний век блистал; Не горд — и жизнь ведет простую, Не лжив — и истину святую, Внимая, исполняет сам; Почтен от всех не по чинам; Честь, в службе снисканну, свободой Не расточил, а приобрел; Он взглядом, мужеством, породой, Заслугой, силою — орел. Снискать я от него Не льщусь ни хвал, ни уваженья;...
    2. Прогулка в Сарском селе
    Входимость: 1. Размер: 4кб.
    Часть текста: прекрасный майский день, В час ясныя погоды, Как всюду длинна тень, Ложась в стеклянны воды, В их зеркале брегов Изображала виды; И как между столпов И зданиев Фемиды, Сооруженных ей Героев росских в славу, При гласе лебедей, В прохладу и забаву, Вечернею порой От всех уединяясь, С Пленирою младой Мы, в лодочке катаясь, Гуляли в озерке: Она в корме сидела, А посредине я. За нами вслед летела Жемчужная струя, Кристалл шумел от весел: О, сколько с нею я В прогулке сей был весел! Любезная моя, — Я тут сказал, — Пленира! Тобой пленен мой дух, Ты дар всего мне мира. Взгляни, взгляни вокруг, И виждь — красы природы Как бы стеклись к нам вдруг: Сребром сверкают воды, Рубином облака, Багряным златом кровы; Как огненна река, Свет ясный, пурпуровый Объял все воды вкруг; Смотри в них рыб плесканье, Плывущих птиц на луг И крыл их трепетанье. Весна во всех местах Нам взор свой осклабляет, В зеленых муравах Ковры нам подстилает; Послушай рога рев, Там эха хохотанье; Тут шепоты ручьев, Здесь розы воздыханье! Се ветер помавал Крылами тихо слуху. Какая пища духу! — В восторге я сказал, — Коль красен взор природы И памятников вид, Они где зрятся в воды, И соловей сидит Где близь и воспевает, Зря розу иль зарю! Он будто изъявляет И богу и царю Свое благодаренье: Царю — за память слуг; Творцу — что влил стремленье К любви всем тварям в дух. И ты, сидя при розе, Так, дней весенних сын, Пой, Карамзин! — И в прозе Глас слышен соловьин. 1791 Примечания Прогулка в Сарском селе (стр. 172). Впервые — «Московский журнал», 1791, № 8, стр. 125, с припиской: «Из Петербурга от неизвестной особы». С означением в заглавии даты: «1791 года, майя 3 дня» — Изд. 1798 г., стр. 226. Печ. по Изд. 1808 г., т. 1, стр. 253. «Сарское село» — так...
    3. Записки из известных всем произшествиев и подлинных дел. 2. Воинская Державина служба до открывшагося в Империи возмущения
    Входимость: 1. Размер: 60кб.
    Часть текста: по недостатку его, в гвардии, а было объявлено от него желание, чрез г. Веревкина, вступить в артиллерийский или инженерный корпус, из которых о принятии в последний кондуктором и был от него, Веревкина, удостоверен и носил инженерный мундир. По справке в канцелярии известно стало, что по списку с прочими, присланному при сообщении от Ивана Ивановича Шувалова, записан он в Преображенский полк за прилежность и способность к наукам, и отпущен для окончания оных на два года. Но паспорт лежал в канцелярии до вступления на престол императора Петра Третьего, по повелению котораго велено всем отпускным явиться к их полкам. И как посему он, Державин, в просрочке оказался невинным, то и приказано его причислить в третью роту в рядовые, куды причислен; и как не было у него во всем городе ни одного человека знакомых, то поставлен в казарму с даточными солдатами вместе с тремя женатыми и двумя холостыми, и приказано было флигельману учить ружейным приемам и фрунтовой службе; и как он платил флигельману за ученье некоторую сумму денег, то стараниям его и собственною своею расторопностию и силою до того в экзерции успел, что, на случай требования пред Императора, изготовлен был с прочими на показ; ибо сей Государь великий был охотник до екзерции, и сам по часту роты осматривал, как (и) 3-ю, в которой князь...
    4. На статую Петра Великого
    Входимость: 1. Размер: 4кб.
    Часть текста: стр. 29 и 37. Для сооружения этого памятника вызван был в 1766 году французский скульптор и писатель Фалконет (род. 1716, ум. 1791). Через три года модель была готова. Гранитный камень, назначенный в подножие, привезли из Лахты в 1770 году; к сожалению, художник уменьшил его первоначальные размеры. Голову всадника изваяла приехавшая с Фалконетом девица Колло (Collot). К литью статуи приступили в 1775 году, но тогда это не удалось; окончательно отлита она 4 июля 1777. Фалконет, по некоторым неприятностям, принужден был оставить Россию уже в 1778. Открытие памятника последовало 7 августа 1782 (И. Бакменстера Историческое известие о изваянном конном изображении Петра В., перевод Н. Карандашова[1]; ср. Russ. Bibliothek, т. IV, стр. 160). Известная надпись на этом монументе: Петру перьвому Екатерина вторая принадлежит Сумарокову (см. Соч. его, ч. I, стр. 269; ср. Друг просвещения за май 1804 г., ч. II, стр. 153). Второй стих ср. со стихом надписи Сумарокова (Соч. его, ч. I, стр. 268): «Петр внутренних врагов и внешних победил». Солнце означает Персию, Лев — Швецию, Луна — Турцию; Гидра —...
    5. Данько Е. Я.: Изобразительное искусство в поэзии Державина. Глава 2
    Входимость: 1. Размер: 88кб.
    Часть текста: Пока он отсутствовал, столица и ее пригороды украсились новыми, великолепными зданиями. Гваренги построил дом Академии Наук, Эрмитажный театр, Государственный банк. Камерон воздвиг свою колоннаду в б. Царском Селе и строил дворец в б. Павловске. Львов выстроил здание почтамта. Облицовка набережных Невы гранитом была закончена. Число произведений скульптуры и живописи также возросло в столице. Вернувшийся из-за границы Н. В. Юсупов (1790) размещал свои художественные сокровища во дворце на Фонтанке, построенном Гваренги. Безбородко с помощью Львова устанавливал художественные коллекции в своем доме, в зале с колоннами, также построенном Гваренги. Воронихин отделывал внутри строгановский дворец. Строганов подготовлял каталог своей картинной галлереи (изд. в 1793 г.). Державин был вхож в эти дома. Вероятно, обилие художественных впечатлений было причиной того, что в последующие годы Державин особенно охотно включал в свою поэзию материал, почерпнутый из области изобразительного искусства. Этот материал помогал ему создавать тот "волшебный, очаровательный мир" образов, о котором говорится в его "Рассуждении" (1811). В 1789 г., находясь под судом и надеясь снискать милость Екатерины, Державин написал оду "Изображение Фелицы". В первой строфе оды он обращается к Рафаэлю: "Рафаэль! живописец славный, Рафаэль, чудный, бесприкладный Творец искусством естества! Изобразитель божества! Умел ты кистию свободной Непостижимость написать, Умей моей богоподобной Царевны образ начертать". Обращение к Рафаэлю фигурально. "Божественный" Рафаэль по Львову, "художник видевший божество" по Дидро, творец идеального мира, возвышенного над материей, по Винкельману, упомянут здесь для того, чтобы подчеркнуть "богоподобность" Фелицы и тем польстить ей. Так же ...
    6. Глинка Н. И. Державин в Петербурге. Глава 1. "Обратился к высшему рифмованию... ".
    Входимость: 1. Размер: 42кб.
    Часть текста: года в принадлежавшей родителям маленькой деревне поблизости от Казани. Еще в 1753 году отец его Роман Николаевич, небогатый офицер одного из провинциальных гарнизонных полков Оренбургской губернии, ездил в Москву, чтобы выхлопотать себе отставку по слабости здоровья. Он взял десятилетнего Гаврилу, собираясь двинуться в Петербург для определения способного к наукам мальчика в Сухопутный кадетский или Инженерный корпус. Однако дальше первопрестольной им ехать не пришлось: уже там опустел и без того не туго набитый кошелек. Нашлись, впрочем, у Романа Николаевича в Москве знакомые, которые предлагали устроить его сына в гвардию, но он отказался: служба офицером в гвардии, хоть и считалась почетной, требовала немалых средств. Так и вернулись отец с сыном ни с чем в деревенскую глушь за Камой, надеясь на следующий год собрать достаточно денег для дальней дороги. Но в 1754 году Роман Николаевич умер, оставив вдову с тремя детьми, старшему из которых было одиннадцать лет. Положение осиротевшей семьи оказалось столь плачевным, что нечем было заплатить пятнадцать рублей долга покойного. Все же вдова мечтала исполнить желание мужа и дать мальчикам образование. Осуществить мечту не представлялось возможным, пока в январе 1759 года в Казани не открылась гимназия, находившаяся в ведомстве Московского университета. Братья Державины — Гаврила и Андрей — стали ее воспитанниками. Они слабо знали грамматику, едва справлялись с четырьмя правилами арифметики, но бегло разговаривали по-немецки, выучившись этому в частном пансионе немца Розе. Очень скоро старший из...
    7. Ионин Г. Н.: Анакреонтические стихи Карамзина и Державина
    Входимость: 1. Размер: 40кб.
    Часть текста: (1755). Винкельман провозгласил искусство греков нормой и образцом для подражания, а достижением греков считал создание идеальных героических образов. По Винкельману, греческое искусство стояло над жизнью, воплощало идею подавления личности и ее страстей. Лессинг в трактате "Лаокоон" (1766) и Дидро в "Салоне ("Другу моему господину Гримму", 1767) возражали ему. Дидро писал, что у древних учиться нужно, но не подражать им, а учиться у них подражать природе, создавать идеал, изучая природу, человека, как это умели делать греки. Позднее выступил Гердер, который рассматривал античную поэзию как создание определенного народа в определенную историческую эпоху, но в то же время говорил об общечеловеческом значении античной поэзии. В "Письмах для поощрения гуманности" (1793-1795) он отмечал, что в отношении "культуры человечности" "мы все должны стать греками, в противном случае мы останемся варварами". В 80-90-е годы к античности обращаются Гёте и Шиллер. В произведениях Шиллера оживает древняя Греция, наивная естественность ее поэзии, неповторимость созерцания греков ("Боги...
    8. Изображение Фелицы
    Входимость: 1. Размер: 27кб.
    Часть текста: нежно свойство И снисхожденье напиши. Не позабудь приятность в нраве И кроткий глас ее речей; Во всей изобрази ты славе Владычицу души моей. Одень в доспехи, в брони златы И в мужество ее красы, Чтоб шлем блистал на ней пернатый, Зефиры веяли власы; Чтоб конь под ней главой крутился И бурно брозды опенял; Чтоб Норд седый ей удивился И обладать собой избрал. Избрал, и, падши на колена, Поднес бы скиптр ей и венец; Она, мольбой его смягченна И став владычицей сердец, Бесстрашно б узы разрешила Издревле скованных цепьми, Свободой бы рабов пленила И нарекла себе детьми. Престол ее на скандинавских, Камчатских и златых горах, От стран таймурских до кубанских Поставь на сорок двух столпах; Как восемь бы зерцал стояли Ее великие моря; С полнеба звезды освещали, Вокруг — багряная заря. Средь дивного сего чертога И велелепной высоты В величестве, в сияньи бога Ее изобрази мне ты; Чтоб, сшед с престола, подавала Скрыжаль заповед е й святых; Чтобы вселенна принимала Глас божий, глас природы в них....
    9. Ходасевич В.Ф.: Державин. Примечания.
    Входимость: 1. Размер: 12кб.
    Часть текста: 1931, N 3150), Р. Словцова ("Последние нввости", 1931, N 3662), П. Бицилли, М. Алданова ("Современные записки, 1931, N 46), А. Левинсона (Je suis partout, 1931, Mai 30). В 1975 г. репринт "Державина" был издан в Мюнхене с содержательным предасловием Дж. Малмстеда "The Historical sense and Hodasevic's Derzhavin" ("Чувство истории и "Державин" Ходасевича"). В СССР небольшие отрывки были изданы в журнале "Наука и жизнь" (1987, N 9-10). По обстоятельствам работы Ходасевича круг источников, находившихся в его распоряжении, был крайне ограничен. Основным подспорьем служили биографу, естественно, девятитомные "Сочинения Державина" (Спб, 1864-1883), прежде всего, "Записки" поэта (т. VI), его двусторонняя переписка (т. V-VI), "Объяснения" на свои стихотворения (т. III) и сами стихотворения (т. I-III). Подавляющее большинство цитат и данных из других источников заимствовано Ходасевичем из "Жизни Державина" Я. К. Грота (Соч., т. VIII). Для характеристики отдельных этапов биографии своего героя Ходасевич также использовал мемуары: "Взгляд на мою жизнь" И. И. Дмитриева (М., 1866), "Записки" С. П. Жихарева (М., 1890), "Семейная хроника и воспоминания" С. Т. Аксакова (Пб., 1870), "Историю Пугачева" А. С. Пушкина, труды R К. Шильдера "Император Павел Первый" (Пб., 1901) и "Император Александр I" (т. II-III, Пб, 1897), Я. К. Грота "Пушкин, его лицейские товарищи и наставники" (Пб., 1899). "Мы (...) не делаем сносок, так как иначе пришлось бы делать их едва ли не к каждой строке",- писал Ходасевич, предваряя издание. Учитывая ограниченный объем примечаний, комментатор также, за несколькими исключениями, не указывает...
    10. Фалконетов Купидон
    Входимость: 1. Размер: 3кб.
    Часть текста: Фалконетов Купидон ФАЛКОНЕТОВ КУПИДОН Дружеской вчерась мы свалкой На охоту собрались, На полу в избе повалкой Спать на сене улеглись. В полночь, самой той порою, Как заснула тишина, Сребряной на нас рукою Сыпала свой свет луна; Вдруг из окон Лель блестящих Въехал на луче верхом И меня, нашед меж спящих, Тихо в бок толкнул крылом. «Ну, — сказал он, — на охоту Если хочешь, так пойдем; Мне оставь стрелять заботу, Ты иди за мной с мешком». Встал я и, держась за стенку, Шел на цыпках, чуть дышал, За спиной он в туле стрелку, Палец на устах — держал. Тихой выступкой такою Мнил он лучше дичь найти; Мне ж, с плешивой головою, Как слепцу, велел идти. Шли, — и только наклонялись На гнездо младых куниц, Молодежь вкруг засмеялись, Нас схватили у девиц. Испугавшися смертельно, Камнем стал мой Купидон; Я проснулся, рад безмерно, Что то был один лишь сон. Сна, однако, столь живого Голова моя полна; Вижу в мраморе такого Точно Купидона я. «Не шути, имев грудь целу, — Улыбаясь, он грозит. — Вмиг из тула выну стрелу», — Слышу, будто говорит. 1804 Примечания Фалконетов Купидон (стр. 305). Впервые — Ан. п., стр. 150. Печ. по Изд. 1808 г., т. 3, стр. 171. Этьен-Морис Фальконе (1716—1791) — выдающийся французский скульптор, работавший в России с 1766 по 1778 г. Из работ его наибольшей известностью пользуется памятник Петру I («Медный всадник»). Скульптура сидящего Амура, о которой идет речь в стихотворении, принадлежала князю А. А. Безбородко и была выставлена в его картинной галерее. В настоящее время находится в Государственном Эрмитаже в Ленинграде.