• Приглашаем посетить наш сайт
    Мода (modnaya.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "1806"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
    Поиск  
    1. Жихарев С.П.: Записки современника
    Входимость: 7. Размер: 36кб.
    2. На Багратиона
    Входимость: 3. Размер: 2кб.
    3. Крестьянский праздник
    Входимость: 2. Размер: 4кб.
    4. Евгению. Жизнь Званская
    Входимость: 2. Размер: 18кб.
    5. Гром
    Входимость: 2. Размер: 5кб.
    6. Облако
    Входимость: 2. Размер: 4кб.
    7. Глинка Н. И. Державин в Петербурге. Глава 8. "Мое время прошло... ".
    Входимость: 2. Размер: 66кб.
    8. Кокшенева К. А.: Драматические сочинения Г. Р. Державина
    Входимость: 2. Размер: 61кб.
    9. Чечулин Н.: О стихотворениях Державина
    Входимость: 2. Размер: 106кб.
    10. Курилов A. С.: Начало Державиноведения в России
    Входимость: 2. Размер: 40кб.
    11. Радуга
    Входимость: 2. Размер: 3кб.
    12. Рождение Любви
    Входимость: 1. Размер: 2кб.
    13. Демин А.О.: Корпус драматических сочинений Г. Р. Державина: издания и рукописи
    Входимость: 1. Размер: 61кб.
    14. К портрету княгини Екатерины Романовны Дашковой
    Входимость: 1. Размер: 2кб.
    15. Дева за клавесином (Шиллер И.К. Перевод)
    Входимость: 1. Размер: 2кб.
    16. К Антоновскому 11 марта 1786.
    Входимость: 1. Размер: 3кб.
    17. Молитва ("Непостижимый Бог, всех тварей Сотворитель")
    Входимость: 1. Размер: 2кб.
    18. Кутерьма от Кондратьев
    Входимость: 1. Размер: 26кб.
    19. Глухов B. И.: Поэтические прозрения позднего Державина
    Входимость: 1. Размер: 65кб.
    20. Михайлов О. Громовой пролети струей. Комментарии.
    Входимость: 1. Размер: 30кб.
    21. Победа красоты
    Входимость: 1. Размер: 11кб.
    22. Пожарский, или освобождение Москвы
    Входимость: 1. Размер: 32кб.
    23. Демин А. О.: Г. Р. Державин и итальянские поэты (Моретти, Петрарка, Тассо, Метастазио)
    Входимость: 1. Размер: 5кб.
    24. Записки из известных всем произшествиев и подлинных дел. 9. Упражнения его после отставки от службы
    Входимость: 1. Размер: 4кб.
    25. Стихотворения по году написания
    Входимость: 1. Размер: 32кб.
    26. Альтшуллер М. Г.: Оратория "Целение Саула" в системе поздней лирики Державина
    Входимость: 1. Размер: 34кб.
    27. Записки из известных всем произшествиев и подлинных дел. 6. По отлучении от губернаторства до определения в статс-секретари, а потом в сенаторы, и в разныя министерския должности
    Входимость: 1. Размер: 157кб.
    28. Записки из известных всем произшествиев и подлинных дел. 8. Царствование Императора Александра I
    Входимость: 1. Размер: 88кб.
    29. Демин А. О.: Трагедия Г. Р. Державина "Атабалибо, или Разрушение Перуанской империи" и "Всемирный путешествователь" Ж. Ла Порта
    Входимость: 1. Размер: 38кб.
    30. На брачные торжества
    Входимость: 1. Размер: 6кб.
    31. Объяснения на сочинения Державина. Комментарии.
    Входимость: 1. Размер: 8кб.
    32. Записки из известных всем произшествиев и подлинных дел. 5. С определения его в губернаторы до удаления его от онаго звания и возведения в вышние государственные чины и должности
    Входимость: 1. Размер: 75кб.
    33. Архангельский А.: Г. Р. Державин - биографическая справка
    Входимость: 1. Размер: 35кб.
    34. Объяснения на сочинения Державина. Часть 4.
    Входимость: 1. Размер: 40кб.
    35. Ирод и Мариамна. Примечания
    Входимость: 1. Размер: 6кб.
    36. Драматургия Державина
    Входимость: 1. Размер: 12кб.
    37. Люси
    Входимость: 1. Размер: 3кб.
    38. Панаев В.И.: Воспоминания
    Входимость: 1. Размер: 31кб.
    39. Утро
    Входимость: 1. Размер: 7кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Жихарев С.П.: Записки современника
    Входимость: 7. Размер: 36кб.
    Часть текста: Гаврила Романович очень любит, при самых иногда интересных разговорах или спорах, он вдруг задумается и зачертит вилкою по тарелке вензель покойной, драгоценные ему буквы К. Д. Это занятие вошло у него в привычку. Настоящая супруга его, заметив это ежедневное, несвоевременное рисованье, всегда выводит его из мечтания строгим вопросом: "Ганюшка, Ганюшка, что это ты делаешь?" - "Так, ничего, матушка", - обыкновенное торопливостью отвечает он, вздохнув глубоко и потирая себе глаза и лоб как будто спросонья. <...> ...За обедом у Ростислава Евграфовича Татищева видел я Дмитрия Ардальоновича Лопухина, бывшего калужского губернатора, непримиримого врага Державину за то, что этот, в качестве ревизующего сенатора, сменил его за разные злоупотребления. Лопухин не может слышать о Державине равнодушно, а бывший секретарь его, великий говорун Николай Иванович Кондратьев, разделивший участь своего начальника и до сих пор верный его наперсник, приходит даже в бешенство, когда заговорят о Державине и особенно если его хвалят. Этот Кондратьев пописывает стишки, разумеется, для своего круга, и, по выходе Державина в отставку, спустил, по выражению, кажется, Сумарокова, свою своевольную музу, аки цепную собаку, на отставного министра и выразил удовольствие свое следующим стихотворным бредом: Ну-ка, брат, певец Фелицы, На свободе от трудов И в отставке от юстицы Наполняй бюро стихов. Для поэзьи ты свободен, Мастер в ней играть пером, Но за что стал неугоден Министерским ты умом? Иль в приказном деле хватки Стихотворцам есть урок? Чьи, скажи, были нападки? Или изгнан за порок? Не жена ль еще причиной, Что свободен стал от дел?.. Далее, слава богу, не припомню. Кроме неудовольствия слышать эти гадкие, кабачные стихи, грустно видеть в них усилие мелочной души уколоть...
    2. На Багратиона
    Входимость: 3. Размер: 2кб.
    Часть текста: На Багратиона НА БАГРАТИОНА О, как велик, велик На-поле-он! Он хитр, и быстр, и тверд во брани; Но дрогнул, как к нему простер в бой длани С штыком Бог-рати-он. Конец 1805 или начало 1806 Примечания На Багратиона (стр. 309). Впервые — отдельный листок, СПб., 1806. Затем — «Благонамеренный», 1818, № 2, стр. 278. Печ. последняя рукописная редакция. Багратион Петр Иванович (1765—1812) особенную популярность приобрел после Шенграбенского сражения 4 ноября 1805 г., в котором он, имея 6000 гренадеров, устоял против 30 000 французов, прикрыв тем самым русскую армию от двухсоттысячной армии Наполеона и дав возможность главным силам М. И. Кутузова соединиться с вспомогательным корпусом. После этого отряд его прорвал кольцо французских войск и присоединился к армии. В начале 1806 г. Петербург и Москва устроили Багратиону торжественную встречу. Стихи Державина отразили общее восхищение подвигами будущего героя Отечественной войны 1812 г.
    3. Крестьянский праздник
    Входимость: 2. Размер: 4кб.
    Часть текста: ПРАЗДНИК Горшки не боги обжигают, Не всё пьют пиво богачи: Пусть, Муза! нас хоть осуждают, Но ты днесь в кобас пробренчи И, всшед на холм высокий, званский, Прогаркни праздник сей крестьянский, Который господ а дают, — Где все молодки с молодцами, Под балалайками, гудками, С парнями, с девками поют. Поют под пляской в песнях сельских, Что можно и крестьянам быть По упражненьях деревенских Счастливым, радостным — и пить. Раздайтесь же, круг и , пошире, И на преславном этом пире Гуляй, удала голова! Ничто теперь уже не диво: Коль есть в глазах вино и пиво, Всё, братцы, в свете трын-трава. Гуляйте, бороды с усами, Купайтесь по уши в чанах, И вы, повойники с чепцами, Не оставайтесь на дрожжах; Но кто что хочет, то тяните, Проказьте, вздорьте, курамшите; Тут нет вины, где пир горой; Но, в домы вшед, питьем не лейтесь; С женой муж яицами бейтесь Или скачите чехардой. Но только, встав поутру рано, Перекрестите шумный лоб, Умыв водой лицо багряно; С похмелья чару водки троп — Уж не влекитесь больше к пьянству, Здоровью вредну, христианству И разорительну всем вам; А в руки взяв серп, соху, косу, Пребудьте, не поднявши носу, Любезны богу, господам. Не зря на ветреных французов, Что мнили ровны быть царям, И, не подняв их вздорных грузов, Спустилися в навоз к скотам, И днесь,...
    4. Евгению. Жизнь Званская
    Входимость: 2. Размер: 18кб.
    Часть текста: ни злата, ни честей И чужд сует разнообразных! Зачем же в Петрополь на вольну ехать страсть, С пространства в тесноту, с свободы за затворы, Под бремя роскоши, богатств, сирен под власть И пред вельможей пышны взоры? Возможно ли сравнять что с вольностью златой, С уединением и тишиной на Званке? Довольство, здравие, согласие с женой, Покой мне нужен — дней в останке. Восстав от сна, взвожу на небо скромный взор; Мой утреннюет дух правителю вселенной; Благодарю, что вновь чудес, красот позор Открыл мне в жизни толь блаженной. Пройдя минувшую и не нашедши в ней, Чтоб черная змия мне сердце угрызала, О! коль доволен я, оставил что людей И честолюбия избег от жала! Дыша невинностью, пью воздух, влагу рос, Зрю на багрянец зарь, на солнце восходяще, Ищу красивых мест между лилей и роз, Средь сада храм жезлом чертяще. Иль, накормя моих пшеницей голубей, Смотрю над чашей вод, как вьют под небом круги; На разноперых птиц, поющих средь сетей, На кроющих, как снегом, луги. Пастушьего вблизи внимаю рога зов, Вдали тетеревей глухое токованье, Барашков в воздухе, в кустах свист соловьев, Рев крав, гром жолн и коней ржанье. На кровле ж зазвенит как ласточка, и пар Повеет с дома мне манжурской иль левантской, Иду за круглый стол: и тут-то раздобар О снах, молве градской, крестьянской; О славных подвигах великих тех мужей, Чьи в рамах по стенам златых блистают лицы Для вспоминанья их деяний, славных дней, И для прикрас моей светлицы, В которой поутру иль ввечеру порой Дивлюся в Вестнике, в газетах иль журналах Россиян храбрости, как всяк из них ...
    5. Гром
    Входимость: 2. Размер: 5кб.
    Часть текста: в пределы, На шумны, яры волны белы Незримы наложил бразды? Чьим манием ветр вземлет крыла, Стихиев засыпает сила, Блеск в хаосе возник звезды? И в миг единый миллионы Кто дланию возжег планет? О боже! се твои законы, Твой взор миры творит, блюдет. Как сталью камень сыплет искры, Так от твоей струятся митры В мрак солнцы средь безмерных мест. Ты дхнешь — как прах, вновь сферы встанут; Ты прервешь дух — как злак, увянут; Твои следы суть бездны звезд. О вы, безбожники! не чтущи Всевышней власти над собой, В развратных мыслях тех живущи, Что случай всё творит слепой, Что ум лишь ваш есть царь вселенной, Взгляните в буйности надменной На сей ревущий страшный мрак, На те огнем блестящи реки, — И верьте, дерзки человеки, Что всё величье ваше — прах. Но если вы и впрямь всемочны, Почто ж вам грома трепетать? Нет! гордости пути порочны Бог правды должен наказать. Где ваша мочь тогда, коварствы, Вновь созданы цари и царствы, Как рок на вас свой склонит перст? Огонь и воды съединятся, Земля и небо ополчатся, И меч и лук сотрется в персть. Но тот, кто почитает бога, Надежду на него кладет, Сей не боится время строга, Как холм средь волн, не упадет. Пусть зельна буря устремится, Душой всех превзойти он тщится, Бесстрашен, мужествен средь бед; И под всесильным даже гневом, Под зыблющим, падущим небом, Благослови творца, уснет. Труба величья сил верховных, Вития бога и посол! О гром! гроза духов тех гордых, Кем колебался звезд престол! Земли ты чрево растворяешь И плодородьем мир венчаешь, Но твой же может бросить тул И жуплов тьмы на князя ада. Встань! грянь! — и вслед его упада По безднам возгрохочет гул. 1 апреля 1806 Примечания Гром (стр. 311). Впервые — отдельная брошюра, СПб., 1806, вместе со стихотворениями «Облако» и «Радуга». Печ. по Изд. 1808 г., т. 2, стр. 261. Луб вспыхнул, холм...
    6. Облако
    Входимость: 2. Размер: 4кб.
    Часть текста: лучезнойной тяготою Разорван молнии стрелою, Обрушась, каплями падет,- И уж его на небе нет! Хотя ж он в чадах где своих, Во мглах, в туманах возродится И к выспренностям вновь стремится, Но редко достигает их: Давленьем воздуха гнетомый И влагой вниз своей влекомый, На блаты, тундры опустясь, Ложится в них, — и зрится грязь. Не видим ли вельмож, царей Живого здесь изображенья? Одни: из праха, из презренья Пренизких возводя людей На степени первейших санов, Творят богов в них истуканов, Им вверя власть и скипетр свой; Не видя, их что ослепляют, Любезной доброты лишают, Темня своею чернотой. Другие: счастья быв рабы, Его рукою вознесенны, Сияньем ложным украшенны, Страстей не выдержав борьбы И доблестей путь презря, правды, Превееясь злом, как водопады, Падут стремглав на низ во мглах,- Быв идолы — бывают прах. Но добродетель красотой Своею собственной сияет; Пускай несчастье помрачает, Светла она сама собой. Как Антонины на престоле, Так Эпиктиты и в неволе Почтенны суть красой их душ. Пускай чей злобой блеск затмится, — Но днесь иль завтра прояснится Бессмертной правды солнца луч. О вы, имеющи богов В руках всю власть и всю возможность, В себе же смертного ничтожность, Ввергающую бедствий в ров! Цари! От вас ваш трон зависит Унизить злом, добром возвысить; Имейте вкруг себя людей, Незлобьем, мудростью младенцев; Но бойтесь счастья возведенцев, Ползущих пестрых вкруг вас змей. И вы, наперсники царей, Друзья, цветущи их красою! Их пишущи жизнь, смерть рукою Поверх земель, поверх морей! Познайте: с вашим всем собором Вы с тем равны лишь метеором, Который блещет от зари; А сами по себе — пары. И ты, кто потерял красу Наружну мрачной клеветою! Зри мудрой, твердою душою: Подобен мир сей колесу. Се спица вниз и вверх вратится, Се капля мглой иль тучей зрится, — Так что ж снедаешься тоской? В кругу творений обращаясь, Той вниз,...
    7. Глинка Н. И. Державин в Петербурге. Глава 8. "Мое время прошло... ".
    Входимость: 2. Размер: 66кб.
    Часть текста: выходе в отставку Державин задумал роскошное издание с воспроизведением всех оленинских виньет. Он решил отпечатать иллюстрации за границей и послал рукописную книгу в Англию, но прославленные британские граверы запросили за исполнение 12 тысяч рублей, и замысел расстроился. Шли годы, количество сочинений росло, их переписывали в большеформатные тетради, которые потом одели в картонные переплеты с темно-зелеными кожаными корешками. К более ранним стихотворениям были перерисованы заставки и концовки Оленина, к более поздним иллюстрации сделал художник И. А. Иванов, окончивший Академию художеств по архитектурному классу, а потом около пяти лет работавший под руководством Н. А. Львова. Постепенно составилось несколько томов, подготовленных к печати, Державину помогал его неизменный долголетний секретарь Евстафий Михайлович Аврамов. Не осталась безучастной и Дарья Алексеевна: она неплохо играла на арфе, знала толк в музыке и начала собирать ноты к стихам мужа, сочиненные прославленными в то время композиторами: Сарти, Бортнянским, Трутовским, Козловским и другими. Державин намечал издать шесть томов. Но в августе 1807 года рукописи только четырех подготовленных томов — содержавших стихотворения — были переданы в типографию И. К. Шнора, помещавшуюся в доме лютеранской Петропавловской церкви на...
    8. Кокшенева К. А.: Драматические сочинения Г. Р. Державина
    Входимость: 2. Размер: 61кб.
    Часть текста: музыки» мог позаимствовать от него выразительность 3 . На наш взгляд, необходимо говорить о драматических сочинениях Державина в полном объеме, не исключая ни одного жанра: трагедии, трагедии с хорами, героические представления, оперы. Всюду Державин выступает как драматург — он не пишет драмы для чтения. Он пишет драмы для сцены: его тексты должны звучать, произноситься вслух. Ремарки, построение драм, описание сценических эффектов — все говорит о связи Державина-драматурга с театром его времени. Отметим сразу, что только его трагедия «Ирод и Мариамна» была представлена на публичной сцене. Между тем, Державин всегда мысленно видел свои сочинения на сцене, тому много свидетельств современников. 1 Более десяти лет Державин упрямо возвращался к написанию сочинений для театра, несмотря на неуспех его на драматическом поприще. (Утвердиться в глазах общества в качестве драматурга можно было только в том случае, если твои пьесы были поставлены на сцене, публично исполнены.) Державинский интерес к ...
    9. Чечулин Н.: О стихотворениях Державина
    Входимость: 2. Размер: 106кб.
    Часть текста: сколько ее истории. В свое время он пользовался очень громкою славой; современники именовали его "бардом", "Зевсом-громовержцем", "великим", "бессмертным", называли "писателем всех веков"; более полувека Державин безусловно царил в области русской поэзии; со смерти Ломоносова до появления вполне зрелых произведений Жуковского никто не писал таких русских стихов, как Державин; в учебных заведениях "читали Державина, разбирали Державина, хвалили Державина"; Державин и сам полагал, что ни в одном роде поэтического творчества он не должен уступать первенства никому из современников: прямо из соревнования Озерову начал он писать драматические произведения (II, 367), он писал и басни, потому что пользовались успехом басни Хемницера, он начинал и героическую поэму "Пожарский", потому что писал поэмы Херасков (II, 5, 8, 367; III, 93) 1 . Но сменилось одно поколение, — и внуки современников столь прославленного в свое время поэта знали о нем почти только то, что это был лирик, по преимуществу певец Екатерины, автор нескольких хороших од — "Фелица", "Водопад", "Бог"; они помнили первые строфы этих произведений, да, может быть, повторяли иногда, полушутя, некоторые прозаизмы из его громких лирических произведений, каковы, напр., Поэзия тебе любезна, Приятна, сладостна, полезна, Как летом вкусный лимонад, или И, словом, тот хотел арбуза, А тот — соленых ...
    10. Курилов A. С.: Начало Державиноведения в России
    Входимость: 2. Размер: 40кб.
    Часть текста: расцвете, угасании, смене и т. д.), поэтикой (наукой о произведениях художественной литературы как таковых, их формо-содержательной сущности, видах и разновидностях, их внутреннем строении и т. д.), критикой (наукой «открывать красоты и недостатки в произведениях искусств и литературы» 1 ). У всех этих наук один объект — произведения художественной литературы, но разные предметы. Критику и поэтику литературно-художественные произведения интересуют сами по себе, безотносительно ко времени их создания и публикации. Предмет одной — красоты и недостатки произведений, другой — род и вид произведений, соотношение в них формы и содержания, их композиция и т. д. Теорию литературы произведения интересуют как предмет, определяющий сущность литературы, ее специфику, характер и состояние на каждом этапе ее исторического развития, обогащая или обедняя при этом само понятие о художественной литературе и литературном произведении. Историю литературы произведения интересуют как главная составляющая литературно-художественных и литературно-общественных движений, показатель своеобразия этих движений и хронологических их границ, начиная с возникновения до расцвета и увядания, а также как свидетельство борьбы и смены одних движений другими, где важен фактор времени появления произведений в литературной жизни, будь то печатная, рукописная или устная форма их публикации. Каждая из этих наук в соответствии со своим предметом учитывает достижения других наук о литературе и литературных произведениях....