• Приглашаем посетить наш сайт
    Паустовский (paustovskiy-lit.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "1981"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
    Поиск  
    1. Западов В. А.: Работа Г. Р. Державина над "Рассуждением о лирической поэзии"
    Входимость: 3. Размер: 47кб.
    2. Нагуманова Э. Ф.: Образ художественного времени в поэзии Г. Р. Державина, Ф. И. Тютчева и татарских поэтов начала ХХ века
    Входимость: 2. Размер: 8кб.
    3. Успенский Б. А.: Язык Державина (к 250-летию со дня рождения)
    Входимость: 2. Размер: 53кб.
    4. Западов В. А.: Работа Г. Р. Державина над "Рассуждением о лирической поэзии". Примечания
    Входимость: 2. Размер: 19кб.
    5. Демин А. О.: Трагедия Г. Р. Державина "Атабалибо, или Разрушение Перуанской империи" и "Всемирный путешествователь" Ж. Ла Порта
    Входимость: 1. Размер: 38кб.
    6. Кокшенева К. А.: Драматические сочинения Г. Р. Державина
    Входимость: 1. Размер: 61кб.
    7. Объяснения на сочинения Державина. Комментарии.
    Входимость: 1. Размер: 8кб.
    8. Стенник Ю. В.: Композиция и план Державинского "Водопада"
    Входимость: 1. Размер: 33кб.
    9. Федосеева Т. В.: Предромантическая поэтика в драматургии Г. Р. Державина
    Входимость: 1. Размер: 8кб.
    10. Михайлов О. Громовой пролети струей. Комментарии.
    Входимость: 1. Размер: 30кб.
    11. Разсуждение о лирической поэзии или об оде. Примечания
    Входимость: 1. Размер: 24кб.
    12. Грифцов Б.А.: Державин
    Входимость: 1. Размер: 32кб.
    13. Сионова С. А.: "Союз разумных и добронравных" М. Н. Муравьева
    Входимость: 1. Размер: 7кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Западов В. А.: Работа Г. Р. Державина над "Рассуждением о лирической поэзии"
    Входимость: 3. Размер: 47кб.
    Часть текста: книжке "Чтения в Беседе любителей русского слова" о древней и средних веков лирической поэзии. По порядку теперь должно бы говорить о новейшей, то есть: о кантате, оратории, сонете, мадригале, триолете, рондо, серенаде, опере, балладе, стансе, романсе и простой песни , в чем они различествуют между собою и что в них сочинители наблюдать должны; но как это более относится к классическому наставлению учеников и навело бы, может быть, скуку, то предоставя себе такое рассуждение напечатать вообще в особой книжке, здесь скажется только об опере , а паче героической, каковых природных еще почти у нас нет, и также о самом последнем степени лиры, т. е. о простой песни, в чем оная разнится с одою; ибо о сих обоих родах нигде и ничего не случалось мне читать на отечественном языке". 2 Эти три публикации более чем на столетие определили судьбу и датировку "Рассуждения о лирической поэзии". В 1816 г. Державин скончался, и обещанная "отдельная книжка" "Рассуждения" не появилась. К собранию сочинений поэта (основной корпус которого состоял из произведений, вошедших в пять частей издания 1808-1816 гг.) "Рассуждение о лирической поэзии" было присоединено Н. А. Полевым в штукинском издании 1845 г., причем датировка трактата полностью определялась публикациями. В "Хронологической росписи сочинений Державина", составленной Полевым, значатся под 1811 г. "Рассуждение о лирической поэзии", под 1815 — "Окончание рассуждения о поэзии". Тот же текст и те же даты воспроизведены в академическом издании сочинений Державина под редакцией Я. К. Грота (см.: Гр., 7, 516-611). Вопреки собственной декларации, объявлявшей в числе обязательных "главных черт" издания "3) Пересмотр текста по рукописям" (Гр., 1, IX), Я. К. Грот абсолютно пренебрег державинскими рукописями и повторил текст журнальных публикаций. Таким образом, громадное количество...
    2. Нагуманова Э. Ф.: Образ художественного времени в поэзии Г. Р. Державина, Ф. И. Тютчева и татарских поэтов начала ХХ века
    Входимость: 2. Размер: 8кб.
    Часть текста: видоизменений" [Долгополов 1985: 128], все сокрушает на своем пути ("Из края в край, из града в град..."). Дардменд, татарский поэт начала ХХ века, в стихотворении "Без" ("Мы") символическим выражением "дуют ветры" продолжает мысль Тютчева о бренности человеческого существования, о ее быстротечности. "Мы" песчинки в земной жизни, время спалит наши надежды, сметет нас" [Саяпова 1998: 84]. Таким образом, понимание времени как некой стихийной силы, сметающей все на своем пути и включающей их в цепь видоизменений, сходно у поэтов разных эпох. Эта мысль звучит во многих произведениях Тютчева и Державина. 2. В оде "Бог" Державина представлено соотнесение бесконечного времени с кратким мигом человеческой жизни. В то же время поэт приходит к мысли, что божественное начало, а значит и нечто вневременное, заключено в душе каждого человека. ("Во мне себя изображаешь, // Как солнце в малой капле вод") [Державин 1958: 34]. Тютчев ощущает неземное, находясь в состоянии сна наяву ("Так, в жизни есть мгновения."). Он делает упор на изображении малого промежутка времени, очень часто реальное динамическое время как бы изгоняется из его лирических произведений. Поэт пытается ...
    3. Успенский Б. А.: Язык Державина (к 250-летию со дня рождения)
    Входимость: 2. Размер: 53кб.
    Часть текста: от необыкновенного соединения самых высоких слов с самыми низкими и простыми, на что бы никто не отважился кроме Державина. Н. В. Гоголь. Выбранные места... 1. Всем нам памятен рассказ Пушкина о посещении Державиным Лицея (в 1815 г.): "Как узнали мы, что Державин будет к нам, все мы взволновались. Дельвиг вышел на лестницу, чтоб дождаться его и поцеловать ему Руку, руку, написавшую "Водопад". Державин приехал. Он вошел в сени, и Дельвиг услышал, как он спросил у швейцара: "где, братец, здесь нужник?" Этот прозаический вопрос разочаровал Дельвига, который отменил свое намерение и возвратился в залу". Этот рассказ обыкновенно понимается как иллюстрация несоответствия поэтического образа — точнее, образа поэта — и реальности, как описание дряхлого человека, который думает более о физиологии, чем о поэзии. Но ведь он может восприниматься и иначе. Удивительным образом облик Державина в этом эпизоде соответствует стилистике его произведений, чарующему своеобразию его стиля. Ведь это принцип поэтики Державина — сочетание несочетаемого, "низкое" слово в поэтическом контексте, стилистика контрастов. Певец "Водопада" произнес слово нужник — так что же? в этом весь Державин с его естественностью, столь своеобразно сочетающейся с игровым началом! Не парадоксально ли: Дельвиг, принадлежащий к новому поколению, — в сущности, куда более архаичен в этом эпизоде, нежели Державин! Говорить о языке Державина трудно — куда труднее, чем о языке Тредиаковского, Сумарокова, Ломоносова. Почему так? Потому...
    4. Западов В. А.: Работа Г. Р. Державина над "Рассуждением о лирической поэзии". Примечания
    Входимость: 2. Размер: 19кб.
    Часть текста: примечаниями Я. Грота. СПб., 1872, т. 7, с. 598. Дальнейшие ссылки на это издание введены в текст с пометкой "Гр.", указанием тома и страницы. 3. О причинах этого см.: Западов В. А. Текстология и идеология. (Борьба вокруг литературного наследия Г. Р. Державина). — Проблемы изучения русской литературы XVIII века. Л., 1980, вып. 4, с. 124. 4. Гуковский Г. А. Литературное наследство Г. Р. Державина. — Литературное наследство, М" 1933, № 9-10, с. 386-387 и 378. 5. См.: Державин. Стихотворения. Л., 1933, с. 542 и 543. Здесь сказано, что стихотворения "Серенада. Сильф ко Лилее", "Рондо", "Баллада к старухе" написаны для "Рассуждения", но не вошли в "окончательный текст его". На то, что Гуковский, работая над этим изданием, еще не полностью овладел материалом, указал он сам в примечании к статье в "Литературном наследстве" (с. 396). 6. Так писали, например, А. Я. Кучеров (Державин Г. Р. Стихотворения. М., 1958, с. 537), Г. Н. Ионин (Державин Г. Р. Стихотворения. Л., 1981, с. 269) и др. 7. См., например: Русские писатели о литературном труде. Т. 1. Л., 1954; История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли. Т. 2. М., 1964. 8. Имеются в виду работы Г. А. Гуковского, Л. И. Кулаковой, В. А. Западова, Г. П. Шторма, Г. Н. Ионина и др. 9. См.: Державин Г. Р. Стихотворения. Л., 1981, с. 195-251. 10. Там же, с. 267. 11. РО ИРЛИ, ф. 96, on. 1, № 37, л. 45. 12. Западов А. В. Из архива Хвостова. — Литературный архив. 1. М.;Л., 1938, с. 366. 13....
    5. Демин А. О.: Трагедия Г. Р. Державина "Атабалибо, или Разрушение Перуанской империи" и "Всемирный путешествователь" Ж. Ла Порта
    Входимость: 1. Размер: 38кб.
    Часть текста: испанофильства", описанной М. П. Алексеевым, 2 Державин создает пьесу, живо напоминающую о жестокостях испанцев в Америке во время Конкисты? Каким образом связана трагедия с национально-освободительным движением в странах Латинской Америки 1810-1826 гг., завершившимся полным крушением колониальной системы Испании и Португалии за океаном? 3 Не рассмотрен также вопрос о связи трагедии и ее ключевого образа — затмения солнца, символизирующего гибель империи, — с рядом "солнцепоклоннических" стихотворений Державина, написанных в начале XIX в. и обращенных к императорам Павлу I и Александру I. 4 Что привело Державина на склоне жизни к созданию скорбной и величественной картины гибели империи Солнца, в которой нетрудно угадать образ разумного и справедливого государства, управляемого мудрым и просвещенным монархом, образ заветной социально-исторической мечты европейского Просвещения? Для ответа на этот и другие вопросы необходимо расширить представление о круге литературных и театральных явлений рубежа XVIII- XIX вв., с которыми так или иначе можно было бы соотнести замысел трагедии Державина о завоевании Перу. Изучение литературных источников "Атабалибо" мало продвинулось вперед за те 130 лет, что прошли со времени ее публикации. Как известно, Я. К. Грот привел в примечании к издаваемой пьесе отрывок из "Воспоминаний" С. Т. Аксакова, читавшего ее Державину в 1815 г. (IV, 475-476). Отзыв Аксакова о трагедии, как не трудно заметить,...
    6. Кокшенева К. А.: Драматические сочинения Г. Р. Державина
    Входимость: 1. Размер: 61кб.
    Часть текста: А. Озерова 1 . Их противопоставляли, а в самое последнее время, напротив, обнаруживали и у Державина озеровского «чувствительного героя» 2 . Вместе с тем, практически половина сочинений Державина — оперная драматургия — не привлекала исследовательского внимания. Если нет никакой необходимости включать русскую оперу XIX столетия в историю литературы, то опера XVIII в. больше принадлежала литературе, нежели музыке. Державин, в частности, при написании своих опер полагал первенствующим их литературное достоинство. В «Рассуждении о лирической поэзии или об оде» он говорит, что поэт должен уметь «изгибаться по страстям и облекать их в сердечные чувствования» с тем, чтобы «уставщик музыки» мог позаимствовать от него выразительность 3 . На наш взгляд, необходимо говорить о драматических сочинениях Державина в полном объеме, не исключая ни одного жанра: трагедии, трагедии с хорами, героические представления, оперы. Всюду Державин выступает как драматург — он не пишет драмы для чтения. Он пишет драмы для сцены: его тексты должны звучать, произноситься вслух. Ремарки, построение драм, описание сценических эффектов — все говорит о связи Державина-драматурга с театром его времени. Отметим сразу, что только его...
    7. Объяснения на сочинения Державина. Комментарии.
    Входимость: 1. Размер: 8кб.
    Часть текста: казенными лесами. Шувалов. - О каком из Шуваловых идет речь, не ясно. ...вознамерилась издавать от Академии журнал... - "Собеседник любителей российского слова". Видение Мурзы. (Стр. 313.) - ...в кавалергардской ком. нате... - то есть в комнате почетной стражи императрицы. На взятие Измаила. (Стр. 314.) - <Пробел> - так отмечал Я. К. Грот пропуски слов в рукописях Державина. Разрушили римскую монархию... - В 476 году вождь германских наемников Одоакр низложил последнего императора Западной Римской империи Ромула Августула. Восточная Римская империя под названием Византия просуществовала еще около 1000 лет. ...Византия, или Константинополь... - Константинополь (Царьград), столица Византийской империи. В 1204 году стал столицей Латинской империи. Был отвоеван византийцами в 1261 году. В 1453 году город взяли турки и переименовали его в Стамбул. Рында, дубина или палица... - В "Толковом словаре" В. И. Даля слово "рында" имеет другое значение: нескладный верзила, сухопарая баба, исхудавшая кляча, одер. Изображение Фелицы. (Стр. 315.) - Оттоманская Порта - название правительства Османской...
    8. Стенник Ю. В.: Композиция и план Державинского "Водопада"
    Входимость: 1. Размер: 33кб.
    Часть текста: исследователь творчества Державина в XIX в. Я. Грот видел в «Водопаде» «исполинский исторический образ России 18 века» (VIII, 601). Скрытое ассоциативное богатство заключенной в этом произведении Державина системы поэтического миросозерцания раскрывается уже в следующих сразу после зачина строфах: противостоящая всему живому величественная стихия водопада аллегорически соотносится в них с выступающими на фоне кипящей бездны волком, ланью и конем, чьи образы призваны олицетворять человеческие злобу, кротость и гордыню. Так потрясающий по своей красочной выразительности зачин органично перерастает в риторику, неподражаемый по своей смелости полет поэтического воображения сочетается с ходульностью аллегорических уподоблений. И в этом состоит своеобразие художественного гения Державина. «... Ни одно стихотворение Державина не выдержит самой снисходительной эстетической критики», — писал В. Г. Белинский в статье, где он детально разбирал сочинения поэта, и заключал свою мысль выводом: «... ничего не может быть слабее художественной стороны стихотворений Державина» 2 . Белинский предложил свой вариант анализа художественной структуры «Водопада», о чем мы еще будем говорить. Но определенный налет антиисторизма критики Белинского все же дает себя знать. И актуальность обращения к проблеме композиции, или «плана» «Водопада», на наш взгляд, сохраняется. Она как бы изначально задана непростым отношением к этому стихотворению Державина со стороны его позднейших критиков. Проблема плана державинского стихотворения «Водопад» была впервые поставлена Пушкиным в 1824 году, в ходе его размышлений о роли «плана» в жанре торжественной оды. В черновом конспекте...
    9. Федосеева Т. В.: Предромантическая поэтика в драматургии Г. Р. Державина
    Входимость: 1. Размер: 8кб.
    Часть текста: для выражения человеческой индивидуальности. В творчестве отказавшихся от нормированности художественных систем классицизма и сентиментализма художников выразилось настроение целого поколения людей, усомнившихся в рационалистических взглядах эпохи Просвещения. Личность была понята сложной, представляющей естественное соединение духовного и физического начал, рассудочного и интуитивного, природного и божественного. Человек — реализующимся в "общежительстве" и развивающимся под воздействием конкретных жизненных обстоятельств. Предромантизм в драматургии реализовался, как справедливо утверждает В. А. Луков, в результате трансформации классицистических жанров — трагедии и комедии, под воздействием сентиментальных — мелодрамы и оперы. Поэты и писатели начала XIX века, отталкиваясь от устаревшей эстетики, осуществляли ее преобразование сразу в нескольких направлениях. В этих преобразованиях их объединяли поиски истоков национального характера, интерес к истории народа и фольклору как самой ранней форме выражения осознания человеком мира и себя в нем, утверждение неповторимой индивидуальности в творчестве, двойственной сущности искусства. В литературных спорах эпохи Державиным была занята особенная позиция. Он, как было уже замечено, "не остался вполне чуждым новому направлению нашей тогдашней литературы" [Архангельский и др. 1916: 11]. Об этом убедительно свидетельствует "Рассуждение о лирической поэзии и об оде" (1811-1815). "Может быть у всякого свое и по временам отличное вдохновение по настроению лиры или по наитию Гения" [Державин 1884: 402]. В недрах классицистической и сентиментальной зарождалась драматургия, в которой мироощущение героя-схемы, героя-идеи заменялось выражением личностного и особенного национального отношения к жизни, соотнесенного с конкретной исторической эпохой. Национальное и историческое на данном этапе литературного развития было воспринято поверхностно...
    10. Михайлов О. Громовой пролети струей. Комментарии.
    Входимость: 1. Размер: 30кб.
    Часть текста: И. А. Бунина. В 1967 г. вышла первая книга О. Михайлова "Иван Алексеевич Бунин". Итогом многолетних трудов стала монография "Строгий талант". Автор много работает в сфере исторической романистики, сфера его интересов широка и разнообразна: русские государи, романы "Суворов" (1973), "Куприн" (1981), "Кутузов" (1988), "Александр III" (1997) и др. Всего он написал более 30 научно-популярных, литературно-критических и художественных книг. О. Н. Михайлов — лауреат премии Министерства обороны СССР. Роман печатается по изданию: Михайлов О. Н. Державин: Романизированное описание исторических происшествий и подлинных событий, заключающих в себе жизнь Гаврилы Романовича Державина. М.: Молодая гвардия, 1977. Для настоящего издания автор существенно переработал свой роман. Стр. 11. Фридрих Великий. — Здесь имеется в виду Фридрих II (1712 — 1786), прусский король из династии Гогенцоллернов, крупный полководец, дипломат. Помимо прочего, был неплохим музыкантом, даже сочинял музыку; занимался историей, философией, поэзией. Его стихи переводили многие поэты XVIII в. Стр. 14. ... в смутную пору лихолетья... — Смутное время, Смута, Лихолетье — так называются в истории события конца XVI — начала XVII в. в России, когда окончилась династия Рюриков, — и до восшествия на престол первого царя из рода Романовых Михаила Федоровича. Термин этот был введен русскими писателями XVII в. ... начиная с царствования Анны Иоанновны. — Анна Иоанновна (1693 — 1740) правила ...