• Приглашаем посетить наш сайт
    Некрасов (nekrasov-lit.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "1985"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
    Поиск  
    1. Петухова М. Е.: Церковная лексика с предметной семантикой в произведениях Г. Р. Державина
    Входимость: 7. Размер: 8кб.
    2. Мищенчук Н. И.: Человек и обстоятельства в творчестве Гавриила Державина и Янки Купалы
    Входимость: 2. Размер: 14кб.
    3. Нагуманова Э. Ф.: Образ художественного времени в поэзии Г. Р. Державина, Ф. И. Тютчева и татарских поэтов начала ХХ века
    Входимость: 2. Размер: 8кб.
    4. Корнеева Т. А.: Древо Г. Р. Державина и А. С. Пушкина
    Входимость: 2. Размер: 6кб.
    5. Федоров А. В.: Иоанн Грозный в изображении Г. Р. Державина и А. К. Толстого
    Входимость: 1. Размер: 54кб.
    6. Левицкий А. А.: Образ воды у Державина и образ поэта
    Входимость: 1. Размер: 75кб.
    7. Куракина Т. С., Аликова Л.: Исследовательская работа как форма изучения творчества Г. Р. Державина в средней школе
    Входимость: 1. Размер: 6кб.
    8. Герлован О. К.: О жанре и литературных источниках "Царь-девицы" Г. Р. Державина
    Входимость: 1. Размер: 28кб.
    9. Алексеева Н. Ю.: Державинские оды 1775 года (К вопросу о реформе оды)
    Входимость: 1. Размер: 49кб.
    10. Айхенвальд Ю.И.: Памяти Державина
    Входимость: 1. Размер: 15кб.
    11. Курилов А. С.: Г. Р. Державин и мировое значение русской литературы XVIII в.
    Входимость: 1. Размер: 42кб.
    12. Успенский Б. А.: Язык Державина (к 250-летию со дня рождения)
    Входимость: 1. Размер: 53кб.
    13. Западов В. А.: Проблема литературного сервилизма и дилетантизма и поэтическая позиция Г. Р. Державина
    Входимость: 1. Размер: 54кб.
    14. Курилов А. С.: Державин Гаврила Романович
    Входимость: 1. Размер: 17кб.
    15. Пашкуров А. Л.: Русская элегия XVIII — начала XIX века: Г. Р. Державин и М. Н. Муравьев
    Входимость: 1. Размер: 26кб.
    16. Роте X.: "Избрал он совсем особый путь" (Державин с 1774 по 1795 г.)
    Входимость: 1. Размер: 33кб.
    17. Шеина Ю. В.: Г. Р. Державин и В. К. Тредиаковский: из истории "Соображения с российскими нравами" идиллического эпода Горация
    Входимость: 1. Размер: 29кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Петухова М. Е.: Церковная лексика с предметной семантикой в произведениях Г. Р. Державина
    Входимость: 7. Размер: 8кб.
    Часть текста: прозаических текстах церковные слова в большинстве своем употреблены в прямом значении: "Тут тотчас увидел митрополита новгородского и первенствующего члена св. Синода с святым крестом в руках..." [Грот 1883: 369]; "... в Кемь же только можно попасть из города Сум на судах, когда молебщики в мае и июне месяцах ездят для моленья в Соловецкий монастырь..." [Грот 1883: 404]. Подчеркнутую стилистическую окрашенность слова данной тематики сохраняли при появлении или актуализации у них нецерковных значений. Первоначально активизировались уже свойственные им ранее семантические варианты. Еще в древнерусскую эпоху подобные словоупотребления были вытеснены церковными, отошли на периферию, но не были утрачены конфессиональными словами полностью. Указанные лексико-семантические варианты церковных лексем в XVIII веке приобретали определенную стилистическую окраску, воспринимались как элементы высокого стиля и сохраняли данную характеристику до XX века. Секуляризация литературы привела к тому, что церковные слова использовались в значениях, не имеющих отношение к конфессиональной сфере, почти с той же частотностью, что и в своих церковных смыслах. В конце XVIII — начале XIX веков подобное перераспределение значений переживали многие церковные лексемы. Слова РИЗА, ПАСТЫРЬ, ОБИТЕЛЬ, ПЛАЩАНИЦА и др. могли выступать в зависимости от контекста либо как церковные термины, либо как высокие синонимы нейтральным словам нецерковного содержания (РИЗА — ОДЕЖДА, ПАСТЫРЬ — ПАСТУХ, ОБИТЕЛЬ — ЖИЛИЩЕ, ПЛАЩАНИЦА — ПОКРЫВАЛО и др.). Очень показательным в этом смысле является употребление конфессиональных терминов в стихотворениях ...
    2. Мищенчук Н. И.: Человек и обстоятельства в творчестве Гавриила Державина и Янки Купалы
    Входимость: 2. Размер: 14кб.
    Часть текста: чудес: "Стварыу мтьёны дзіу // І сам дзіулюся... Я жыу... Але нікому не малюся" [Мішчанчук 1998: 134]. Детства, период античности, когда человек постепенно становится создателем более значительных материальных и эстетических ценностей, осознаёт себя подчинённым обстоятельствам, их невольником, тем более что эти обстоятельства освящены божественным влиянием, поддержаны и усложнены вмешательством малопонятных светлых и тёмных сил. На этапе первейших (начальных) цивилизаций люди во многом были невольниками, рабами обстоятельств, неспособными в полной мере самореализоваться. Расцвет античной литературы, к примеру, засвидетельствовал глубокий водораздел между обстоятельствами и сознательным (в определённых рамках) субъектом, созревший конфликт между ними. Человек в этот период своей жизни ещё не стал той точкой, с которой начинается отсчёт многих вечных истин, не переместился в центр земных, а не то что космических, обстоятельств, не отверг идеи идолопоклонства, богоцентризма. Хотя в данном конкретном случае (с античной литературой) следует иметь в виду и примеры, свидетельствующие об исключениях в подобной концепции: античные авторы засвидетельствовали одновременно с поклонением сверхъестественным силам и процесс постепенного освобождения человека от них. Так, например, герои трагедий Эсхила, Софокла и Эврипида, поэм Гомера, понимая свою зависимость от обстоятельств, стремятся их превозмочь и самоутвердиться, оказываются способными на вызов обстоятельствам и сверхъестественным силам ради сохранения своей чести, личного выживания, "очеловечивания" человеческого рода на Земле (Прометей, Медея, Одиссей). Античное искусство, таким образом, показало человека в связях с природой, с...
    3. Нагуманова Э. Ф.: Образ художественного времени в поэзии Г. Р. Державина, Ф. И. Тютчева и татарских поэтов начала ХХ века
    Входимость: 2. Размер: 8кб.
    Часть текста: отдельного человека поглощается этим временем, и существование человека — ничто перед лицом вечности. 1. Грозный и величественный облик вечности, обращающей все в прошлое, представлен в оде Державина "На смерть князя Мещерского". Время изображается как сила, враждебная всему человечеству, оно сметает все на своем пути. Эту мысль в XIX веке развил Ф. И. Тютчев. "Могучий вихрь", служащий символом роковой предопределенности человеческой жизни, "включенности его в цепь мировых видоизменений" [Долгополов 1985: 128], все сокрушает на своем пути ("Из края в край, из града в град..."). Дардменд, татарский поэт начала ХХ века, в стихотворении "Без" ("Мы") символическим выражением "дуют ветры" продолжает мысль Тютчева о бренности человеческого существования, о ее быстротечности. "Мы" песчинки в земной жизни, время спалит наши надежды, сметет нас" [Саяпова 1998: 84]. Таким образом, понимание времени как некой стихийной силы, сметающей все на своем пути и включающей их в цепь видоизменений, сходно у поэтов разных эпох. Эта мысль звучит во многих произведениях Тютчева и Державина. 2. В оде "Бог" Державина представлено соотнесение бесконечного времени с кратким мигом человеческой жизни. В то же время поэт приходит к мысли, что божественное начало, а значит и нечто вневременное, заключено в душе каждого человека. ("Во мне себя изображаешь, // Как солнце в малой капле вод") [Державин 1958: 34]. Тютчев ощущает неземное, находясь в состоянии сна наяву ("Так, в жизни есть мгновения."). Он делает упор на изображении малого...
    4. Корнеева Т. А.: Древо Г. Р. Державина и А. С. Пушкина
    Входимость: 2. Размер: 6кб.
    Часть текста: (слово, тело, дерево и др.) с другими существительными среднего рода [Марков 1974:137]. Образование деревья при оппозиции дерево-дерева — это "по своему происхождению закономерно развившиеся формы множественного числа имён существительных среднего рода, широко употреблявшихся в собирательном значении" [Марков 1974:75]. В поэтическом языке Г. Р. Державина и А. С. Пушкина представлены все вышеуказанные варианты, что может быть обусловлено версификационной функцией стиха и полной лексико-семантической подчинённостью вариантов структурно-поэтической цели создания ритма и рифмы. Так, например, в стихотворении "Водопад" Г. Р. Державин употребляет форму древ: Под зыбким сводом древ, как сном / Покрыты, волны тихо льются, / Рекою млечною влекутся [Державин 1987:111] — а в прозаических "Объяснениях" к этим строкам — форму дерев: Когда вверх едешь по реке, его составляющей, то под сводом дерев пенная вода льётся точно как молоко или сливки [Державин 1985: 327]. А. С. Пушкин использует несколько вариантов форм множественного числа в пределах одного произведения. Из Ариостова "Orlando furiozo": И здесь их имена кругом / Древа и камни сохраняли; Гуляя, он на деревах / Повсюду надписи встречает; Природа милыми цветами / Тенистый берег убрала / И обсадила древесами [Пушкин 1937 — 1949, 3: 14 — 15]. "Руслан и Людмила": С дерев спадает дряхлый лист; Беседки, рощи упадают, / Древа, мосты в волнах ныряют [Пушкин 1937 — 1949, 4: 55,64]. "Евгений Онегин"... И соловей во мгле древес / Напевы звучные заводит; Вдруг меж дерев шалаш убогой; Вас непрестанно змий зовёт / К себе, к таинственному древу [Пушкин 1937 — 1949,...
    5. Федоров А. В.: Иоанн Грозный в изображении Г. Р. Державина и А. К. Толстого
    Входимость: 1. Размер: 54кб.
    Часть текста: году Г. Р. Державин пишет либретто оперы «Иоанн Грозный, или Покорение Казани». Почти через полвека, в 1861 году А. К. Толстой завершает роман «Князь Серебряный», а в 1866 году — первую часть будущей «Драматической трилогии» — «Смерть Иоанна Грозного». 1 Иоанн Грозный в изображении Державина — образец сильного монарха , умеющего принимать решения, брать на себя ответственность за государство и подданных. Его бескомпромиссная твердость закономерна и благотворна именно с государственной точки зрения. Простить зло — значит смириться с ним, узаконить его существование. Таким образом, жестокость понимается монархом как государственный долг. Долг суровый, поскольку не встречающий понимания у современников. Из этого следует парадоксальный вывод: царь должен думать не о своих подданных, а об их потомках, то есть не о прижизненной, а о посмертной славе 1 . Иоанн у Державина равнодушен к лести: Царь, в жизнь свою хвалимый, — Кумир 2 , льстецами только чтимый. Не тот достоин хвал, кто днесь щедроты льет, Но кто счастливые потомству дни кует... 3 Характерно, что, говоря о своих юных заблуждениях, Грозный называет в одном ряду следующие качества, оценивая их отрицательно: «кроток, тих,.. неопытен, несведущ, добр, млад, слаб» (494). Доброта и слабость синонимичны, с ними монарх лишь «видом царь, а духом раб». Иоанн, таким образом, поставлен перед необходимостью выбора: или инфантильность или «грозность»....
    6. Левицкий А. А.: Образ воды у Державина и образ поэта
    Входимость: 1. Размер: 75кб.
    Часть текста: образ поэта Река времен в своем стремленьи Предлагаемая статья служит продолжением наших предварительных заметок, касающихся "символа воды", намечающих возможные экскурсы по теме и рассматривающих раннее творчество Державина. 1 В настоящем исследовании рассматриваются более зрелые произведения поэта, учитывается не только символическое, но и образное значение топоса воды. 2 Исследование включает в себя публикацию рукописного сочинения Державина "Утренняя заря", связанного с темой статьи. Начнем с резюме опубликованных нами положений, опорных и в этой работе. Прежде всего речь идет о том, что поэзию Державина плодотворнее осмыслять не как разрушение, 3 а, напротив, завершение эстетических чаяний русских поэтов XVIII в. 4 О двух основных линиях в развитии русской оды XVIII в начал говорить уже Ю. Н. Тынянов и продолжил Г. А. Гуковский. 5 Как показали названные исследователи, в развитии жанра с конца 1740-х гг. происходит определенный разрыв между ломоносовской и антиломоносовской (сумароковской) "установкой", и эти две линии создали ряд взаимоисключающих предпочтений, которые в свою очередь наложили на русскую оду целый комплекс лишних (а именно это редко подчеркивается исследователями) метрических, тропных, тематических и лингвистических запретов, не характерных для развития этого жанра в других странах. Когда Державин пренебрегал (часто по своему неумению выдержать стилистически маркированный ряд) многими из этих запретов, он ...
    7. Куракина Т. С., Аликова Л.: Исследовательская работа как форма изучения творчества Г. Р. Державина в средней школе
    Входимость: 1. Размер: 6кб.
    Часть текста: А. А. Фета... Помогает учащимся зримо увидеть связь времен в русской литературе исследовательская работа; ею занимаются учащиеся, увлеченные филологией. Подростки, у которых есть тема для серьезных размышлений, учатся самостоятельно добывать знания, создавать и анализировать собственную концепцию мировосприятия, сравнивать ее с другими точками зрения, редактировать форму изложения и стиль выступления. О результатах своей работы они докладывают не только на уроках литературы и русского языка, но и на Рождественских чтениях, регулярно проводимых в гимназии. Лучшие работы представляются затем на Поволжскую научно-практическую конференцию им. Лобачевского, Всесоюзные юношеские чтения им. Вернадского и др. Исследовательская работа ученицы 11 класса Аликовой Елизаветы по творчеству Г. Р. Державина выросла из работы "Образ воды в лирике А. С. Пушкина" и найдет свое продолжение при анализе лирики Ф. И. Тютчева. Познакомим вас с некоторыми выводами, которые ученица сделала на предварительном этапе работы, анализируя и сравнивая отобранный материал. В лирике Державина и раннего Пушкина много мифологических...
    8. Герлован О. К.: О жанре и литературных источниках "Царь-девицы" Г. Р. Державина
    Входимость: 1. Размер: 28кб.
    Часть текста: на художественные запросы» времени 1 . Он выступает предтечей многих достижений и открытий, которые будут сделаны русскими писателями в XIX столетии. В этом отношении примечательна его «Царь-девица» 2 : она стоит у истоков русской литературной стихотворной сказки. Истоки литературной прозаической сказки восходят к творчеству М. Д. Чулкова, М. И. Попова и В. А. Левшина 3 . «Царь-девица» одно из немногих произведений Державина, в основу которого положены образы и мотивы народных сказок: тут и сторожа-Полканы, и всадник-невидимка, и ограда с натянутыми струнами, да и сама девица была, как «шепчет русская старина», сказочной красоты и мудрости: Будто солнце светлолица, Будто тихая весна. Очи светлы голубыя. Брови черныя дугой, Огнь — уста, власы — златые, Грудь — как лебедь белизной. ............ Слава добраго правленья Разливалась всюду в свет; Все кричали с восхищенья, Что ея мудрее нет. Необычность «Царь-девицы» для поэтического творчества Державина привлекала внимание не одного поколения исследователей, стремившихся решить как проблему ее жанра, так и ответить на вопрос о ее источниках. По-разному определяли жанр этого произведения: баллада 4 , сказочная поэма 5 , поэма в народном стиле 6 . Однако уже сам автор дает четкое определение жанра «Царь-девицы» — романс. И не случайно. Ее содержание отвечало существовавшему тогда представлению о романсе как «простом», «простодушном», «лирическом» рассказе о каком-либо похождении или приключении. Такое понимание жанра разделял и Державин, что нашло отражение в его «Рассуждении о лирической поэзии, или об оде» (1811-1815), где в качестве примера он...
    9. Алексеева Н. Ю.: Державинские оды 1775 года (К вопросу о реформе оды)
    Входимость: 1. Размер: 49кб.
    Часть текста: порфирородного отрока" обозначили в русской поэзии один из самых значительных ее рубежей. Они явились результатом и первым образцом так называемой "державинской реформы оды".. Реформа эта, как известно, заключалась в смешении стилей (а значит, и жанров) в рамках одной, свободной по форме, теме и стилю оды, отличающейся богатством интонаций и возможностью самовыражения в новом, современном нам, смысле. По существу, державинская реформа касалась не только отдельного жанра, а заключалась в перевороте, постепенно приведшем к обновлению всей поэтической системы в целом. В рассуждении того, что привело Державина к этому решительному и счастливому перелому, исследователи, как правило, опираясь на позднее признание самого поэта: " <...> он хотел подражать Ломоносову <...> хотев парить, не мог выдерживать постоянно красивым набором слов <...> а для того избрал свой совсем особый путь <...>", 1 — видят становление державинского таланта в борьбе и взаимодействии с различными течениями в рамках отечественной поэтической традиции. Так, Я. К. Грот находил в ранних одах Державина рудименты од Ломоносова, 2 а Г. А. Гуковский с неменьшим основанием связывал раннюю державинскую поэзию с влиянием сумароковской школы. 3 Конечно, в этой связи должен быть упомянут и В. П. Петров, нашумевшие оды которого несомненно оказали влияние на начинающего поэта, и целый ряд второстепенных поэтов, из которых сам Державин называл Ф. А. Козловского, "более других ему нравившегося по легкости слога" (VI, 443). Между тем сложность вопроса о раннем творчестве Державина не уменьшает интереса к нему...
    10. Айхенвальд Ю.И.: Памяти Державина
    Входимость: 1. Размер: 15кб.
    Часть текста: Я не в силах описать состояние души моей, когда я дошел до стиха, где упоминаю имя Державина, голос мой отрочески зазвенел, а сердце забилось с упоительным восторгом... Не помню, как я кончил чтение, не помню, куда убежал. Державин был в восхищении: он меня требовал, хотел меня обнять... Меня искали, но не нашли". А товарищ и друг Пушкина И. И. Пущин рассказывает нам: "Читал Пушкин с необыкновенным оживлением. Пока я слушал знакомые стихи, мороз по коже пробегал у меня; когда же патриарх наших певцов в восторге, со слезами на глазах бросился целовать поэта и осенил кудрявую его голову, мы все под каким-то неведомым влиянием благоговейно молчали" * . "Отрочески звенел" голос Пушкина; кудрявый мальчик стоял перед Державиным за год до его смерти и читал свои стихи и Державин благословил его. Это апофеоз, осуществленный самой историей, это XVIII век склоняется перед XIX-м; это "патриарх русских певцов", в гроб сходя, передает свои полномочия, свой поцелуй и надежды молодому орленку, расправляющему свои изумительные крылья. Точно в этой волнующей символической сцене на лицейском экзамене история литературы хотела показать себя въявь, разыграть себя в лицах и встречей старика и отрока наглядно отметить важный перевал на дороге нашей словесности. Зазвеневший голос Пушкина не однажды...