• Приглашаем посетить наш сайт
    Куприн (kuprin-lit.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "1993"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
    Поиск  
    1. Пашкуров А. Н.: Поэтика Тишины на закате русской оды: Г. Р. Державин и Е. П. Люценко
    Входимость: 4. Размер: 9кб.
    2. Роте X.: "Избрал он совсем особый путь" (Державин с 1774 по 1795 г.)
    Входимость: 2. Размер: 33кб.
    3. Глухов B. И.: Поэтические прозрения позднего Державина
    Входимость: 2. Размер: 65кб.
    4. Зелепугина Г. П.: Изучение творчества Г. Р. Державина в школе
    Входимость: 2. Размер: 7кб.
    5. Николаева Т. М.: Просторечие Г. Р. Державина и русский литературный язык XVIII-XIX столетий
    Входимость: 2. Размер: 10кб.
    6. Галиуллин К. Р., Каримуллина Р. Н., Ню О. А., Хуснуллин А. А.: Язык Г. Р. Державина в словарном описании
    Входимость: 2. Размер: 9кб.
    7. Мищенчук Н. И.: Человек и обстоятельства в творчестве Гавриила Державина и Янки Купалы
    Входимость: 2. Размер: 14кб.
    8. Левицкий А. А.: Образ воды у Державина и образ поэта
    Входимость: 2. Размер: 75кб.
    9. Коломийченко Т. А.: Застольные песни Г. Р. Державина и городской фольклор
    Входимость: 1. Размер: 39кб.
    10. Сострадание
    Входимость: 1. Размер: 2кб.
    11. Карташева Е. И.: Г. Р. Державин в музейном экспозиционном осмыслении: опыт и возможности
    Входимость: 1. Размер: 8кб.
    12. Шеина Ю. В.: Г. Р. Державин и В. К. Тредиаковский: из истории "Соображения с российскими нравами" идиллического эпода Горация
    Входимость: 1. Размер: 29кб.
    13. Минералов Ю.: "Не будет никогда подлец"
    Входимость: 1. Размер: 15кб.
    14. Покаяние
    Входимость: 1. Размер: 3кб.
    15. Успенский Б. А.: Язык Державина (к 250-летию со дня рождения)
    Входимость: 1. Размер: 53кб.
    16. Стенник Ю. В.: Композиция и план Державинского "Водопада"
    Входимость: 1. Размер: 33кб.
    17. На домовую церковь князя А. Н. Голицына
    Входимость: 1. Размер: 2кб.
    18. Газизова О. Р.: Космологические мотивы в поэзии Г. Р. Державина и православная догматика
    Входимость: 1. Размер: 50кб.
    19. Клейн Й.: Религия и просвещение в XVIII веке: ода Державина "Бог"
    Входимость: 1. Размер: 23кб.
    20. Демин А. О.: Трагедия Г. Р. Державина "Атабалибо, или Разрушение Перуанской империи" и "Всемирный путешествователь" Ж. Ла Порта
    Входимость: 1. Размер: 38кб.
    21. Герлован О. К.: О жанре и литературных источниках "Царь-девицы" Г. Р. Державина
    Входимость: 1. Размер: 28кб.
    22. Нагуманова Э. Ф.: Образ художественного времени в поэзии Г. Р. Державина, Ф. И. Тютчева и татарских поэтов начала ХХ века
    Входимость: 1. Размер: 8кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Пашкуров А. Н.: Поэтика Тишины на закате русской оды: Г. Р. Державин и Е. П. Люценко
    Входимость: 4. Размер: 9кб.
    Часть текста: Тишины на закате русской оды: Г. Р. Державин и Е. П. Люценко 1. Тишина — важный символообраз для поэтики русской литературы XVIII века. История его многопланова: от древнеиндийских толкований ("прозрачность", "ясность", "великолепие, пышность, блеск" [Бухаркин 1996: 7]) — в мировой культуре, до традиций русского классицизма — ср. ломоносовскую школу (в т. ч. — известное учение о Лирическом Восторге). 2. Говоря о гранях мирообраза Тишины, следует учитывать жанровый аспект и определяющие тенденции литературных направлений. С одной стороны, постепенно смещается жанровый приоритет от философской оды просветительско-панегирического образца (ср. знаменитое ломоносовское: "Царей и царств земных отрада...", псалмодические, в т. ч. масонские опыты русских авторов и др.) к лирико-философской медитативной миниатюре. Идёт проникновение закономерностей последнего жанра в оду. Одическая "призма" рассмотрения позволяет констатировать очевидную эволюцию философии оды (в т. ч. и её центра — образа Тишины): от классицизма — к предромантическим и раннеромантическим веяниям. 3. Как европейский, так и русский литературный процесс к началу XIX века подводит жанр философской оды в означенном аспекте к новым показателям тематики: обнажение глубин внутреннего мира человека, живописное начало через культ "бреда вдохновения", меланхолический тон. 4. Чрезвычайно важна постоянная соотнесённость символообраза Тишины в меняющейся оде и с новыми задачами, достижениями эстетики. Большое влияние приобретают английские эстетические учения, в т. ч. теория Г. Хоума о Возвышенном Прекрасном ("панорама полёта" над миром, "возвышающее моральное величие человека"). Напрямую соотносится категория Возвышенного и с философией Меланхолии в новой оде. 5. Г. Р. Державин...
    2. Роте X.: "Избрал он совсем особый путь" (Державин с 1774 по 1795 г.)
    Входимость: 2. Размер: 33кб.
    Часть текста: творчестве вплоть до начала XIX века, а в последние годы жизни Державина их роль даже усиливается. И все-таки 1780 год стал важнейшей вехой, что связано с так называемым "переломом", "скачком", который, как считается, произошел в его творчестве в 1779 году. Об этом "скачке" сохранилось признание самого Державина, однако его сущность еще не была прояснена, не сохранилось и свидетельств кого-либо из современников. Сам поэт в 1805 г утверждал, что с 1779 г. "избрал он совсем особый путь, будучи предводим наставлениями г. Батте и советами друзей своих Н. А. Львова, В. В. Капниста и И. И. Хемницера, подражая наиболее Горацию". 3 Все исследователи, писавшие до В. Ф. Ходасевича, 4 не оспаривая приняли это положение. Ниже предпринята попытка рассмотреть, в какой степени творчеству Державина после 1779 г. присуще нечто новое и какую роль при этом играл до 1795 г. Гораций. 5 Одновременно будет обращено внимание и на то, как менялись у Державина традиционные воззрения на "просвещение" и на поэзию в их взаимоотношении, т. е., в сущности, как виделась ему связь политики и поэзии. При этом хотелось бы...
    3. Глухов B. И.: Поэтические прозрения позднего Державина
    Входимость: 2. Размер: 65кб.
    Часть текста: к истолкованию художественной специфики творчества Державина намечался в работах Г. А. Гуковского, писавшего о тяготении его поэтического метода к реализму. Ученый не отрицает генетической связи поэта с классицизмом, но подчеркивает, что он разрушает художественную систему классицизма и идет дальше: «На обломках классической поэзии Державин начинал строить новое миропонимание в искусстве, несущее в себе элементы и предромантические и реалистические» 3 . Этот взгляд на художественную природу творчества Державина решительно подхватывает и развивает Г. П. Макогоненко, доказывающий, что все новации и находки поэта на всем протяжении творческого пути определяет реалистический метод 4 . Он отвергает концепцию Д. Д. Благого и его последователей как несостоятельную, парадоксально противоречивую и игнорирующую истинное богатство державинской поэзии. Думается, в обеих точках зрения есть зерно истины, но они не свободны и от очевидных натяжек, логических неувязок или преувеличений. Конечно же, нелогично утверждать, что Державин взрывает жанровую и стилистическую систему классицизма, но, не сумев осуществить новый художественный синтез, все-таки остается в русле этого направления, включая его творчество после 1794 г., как это делает Благой. Однако будет очевидной натяжкой видеть в поэте и реалиста, не разрешив вопроса о том, что же такое реализм в лирике. Как обоснованно считает В. Д. Сквозников, неверно усматривать реализм или его элементы в воспроизведении Державиным своего бытового предметного окружения в его чувственной наглядности и ощутимости, в обилии его красок и звуков, что наблюдается в ряде статей и книг о...
    4. Зелепугина Г. П.: Изучение творчества Г. Р. Державина в школе
    Входимость: 2. Размер: 7кб.
    Часть текста: место в самых высших государственных сферах. Учащиеся должны представлять, какую роль сыграл Державин в истории русской литературы: он является одним из родоначальников гражданской и философской поэзии. Кроме того, он, один из первых поэтов-одописцев, воссоздаёт быт своей эпохи, живописует природу; с Державиным русская поэзия сделала первые шаги в реальную действительность. В значительной мере Державин разрушил систему классицизма, ввёл в поэзию просторечие, элементы фольклора. Учащиеся школ при изучении жизненного и творческого пути Г. Р. Державина будут опираться прежде всего на рассказ учителя (или подготовленных учащихся), на чтение статей из учебника [Коровина 2002: 43] и на чтение научно-популярных книг и статей о Державине. При уменьшении учебных часов на русскую литературу учитель может выделить на общее знакомство с жизнью и литературной деятельностью Г. Р. Державина лишь 2 или 3 часа. Вследствие этого ему придётся взять лишь очень ограниченный объем учебного материала. Много интересных статей посвящено биографии поэта, но наиболее ёмкий, на наш взгляд, материал, доступный девятикласснику, содержится в работах Е. Лебедева. Учителю следует обратить внимание на следующие моменты в биографии Державина: детские и юношеские годы; учеба в Казанской гимназии (НРК); служба рядовым в Петропавловском полку; участие в подавлении пугачёвцев; государственная деятельность Державина и его отношения с царями; поэтическая деятельность Державина (самые значительные его произведения); последние годы жизни поэта. Жизненный и творческий путь Державина изучается довольно подробно, для того чтобы учащиеся на примере биографии поэта смогли увидеть проблему "писатель и эпоха". Для разработки более целесообразных подходов к этой проблеме...
    5. Николаева Т. М.: Просторечие Г. Р. Державина и русский литературный язык XVIII-XIX столетий
    Входимость: 2. Размер: 10кб.
    Часть текста: (письма Г. Р. Державина опубликованы в 5-6 т. т. "Сочинений" Державина. — СПб, 1864-1883; "Записки из известных всем происшествиев и подлинных дел, заключающие в себе жизнь Державина", — в т. 6). В разговорной речи высшего общества конца XVIII столетия широко употребительными были народно-разговорные слова, отличающиеся своей ненормативностью: иным произношением, грамматическим оформлением, стилистической сниженностью, которые в Словаре Академии Российской (СПб,1789-1794) получили ремарку "просторечные" или "простонародные". Их можно рассматривать как "стилистическую категорию разговорно-бытовой, фамильярной речи высших классов, не приспособленной к светскому этикету" [Виноградов 1935: 380]. Так, по наблюдениям В. В. Виноградова, в русском литературном языке того времени считалась "более нормальной и во всяком случае более распространенной форма пошва, чем почва" [Этимология 1963: 92]. Интересно, что в "Рукописном лексиконе первой половины XVIII в." отмечена только лексема пошва. То же — у Г. Р. Державина: "... прошу выбрать несколько...
    6. Галиуллин К. Р., Каримуллина Р. Н., Ню О. А., Хуснуллин А. А.: Язык Г. Р. Державина в словарном описании
    Входимость: 2. Размер: 9кб.
    Часть текста: 2]. Компьютерный фонд писем Г. Р. Державина включает материалы писем, написанных им в период с 1773 года по 1816 год. В основу компьютерной текстотеки положено издание писем Г. Р. Державина в академическом собрании сочинений под ред. Я. К. Грота (т. 5, 6). Письма Г. Р. Державина содержат значительный по объему материал (включающий более 150000 словоупотреблений), в том числе лексические единицы, не зафиксированные в лингвографических источниках, в исторических словарях; см., например, редкие, окказиональные слова типа безрифменный ("А потому и прошу сказать ему, что зависит теперь от вас предавать ее тиснению или оставить; однако для любящих немецкаго и греческаго языков безрифменную поэзию она будет в собрании моих сочинений напечатана" [П1066-341 — индекс содержит: 1) номер письма; 2) номер страницы]; в Словаре русского языка XVIII века есть лексема безрифмие 'отсутствие рифмы в стихах' из "Путешествия" Радищева, с пометой "един."); зажурналиться ("Гр. Хвостов нарочным письмом выпросил у меня позволение напечатать в своем журнале Колесницу и Фонарь. Я позволил. В самом деле, куды как зажурналилось, и по привычке к рифме хочется сказать: затуманилось, вместо света, котораго ожидали" [П1037-168]) и др. На основе компьютерной текстотеки формируются различные языковые справочники (в основном инвентаризующего типа): словоформоуказатели, словоуказатели, алфавитные (прямые и обратные), частотные, общие, аспектные и др. Подготовленный к печати том словаря языка Г. Р. Державина состоит из конкорданса и частотного словоформоуказателя к текстам писем. Конкорданс представляет собой алфавитный (точнее — алфавитно-частотный) словоформоуказатель с контекстами и включает в себя все словоформы (с вариантами), отмеченные в текстах писем Г. Р. Державина (как апеллятивную, так и ономастическую лексику, как самостоятельные, так и служебные слова). Конкорданс ...
    7. Мищенчук Н. И.: Человек и обстоятельства в творчестве Гавриила Державина и Янки Купалы
    Входимость: 2. Размер: 14кб.
    Часть текста: белорусский поэт Аркадий Морковка, где человек предстанет в окружении природы, как создатель миллионов чудес: "Стварыу мтьёны дзіу // І сам дзіулюся... Я жыу... Але нікому не малюся" [Мішчанчук 1998: 134]. Детства, период античности, когда человек постепенно становится создателем более значительных материальных и эстетических ценностей, осознаёт себя подчинённым обстоятельствам, их невольником, тем более что эти обстоятельства освящены божественным влиянием, поддержаны и усложнены вмешательством малопонятных светлых и тёмных сил. На этапе первейших (начальных) цивилизаций люди во многом были невольниками, рабами обстоятельств, неспособными в полной мере самореализоваться. Расцвет античной литературы, к примеру, засвидетельствовал глубокий водораздел между обстоятельствами и сознательным (в определённых рамках) субъектом, созревший конфликт между ними. Человек в этот период своей жизни ещё не стал той точкой, с которой начинается отсчёт многих вечных истин, не переместился в центр земных, а не то что...
    8. Левицкий А. А.: Образ воды у Державина и образ поэта
    Входимость: 2. Размер: 75кб.
    Часть текста: определенный разрыв между ломоносовской и антиломоносовской (сумароковской) "установкой", и эти две линии создали ряд взаимоисключающих предпочтений, которые в свою очередь наложили на русскую оду целый комплекс лишних (а именно это редко подчеркивается исследователями) метрических, тропных, тематических и лингвистических запретов, не характерных для развития этого жанра в других странах. Когда Державин пренебрегал (часто по своему неумению выдержать стилистически маркированный ряд) многими из этих запретов, он вовсе не разрушал оду, но возвращал ее к своим более свободным первоосновам, заданным еще в 1734 г. В К Тредиаковским в "Рассуждении о оде". 6 В этом теоретическом труде Тредиаковский говорит именно о "красном беспорядке" (а не порядке, к которому позднее стремились Ломоносов и Сумароков с антагонистических позиций). Заимствуя это понятие у Буало ("beau desordre" в "L'Art poetique") и добавляя к нему принцип "энтузиазма", который он находит у Малерба, Тредиаковский, в сущности, дает этому жанру ту необходимую свободу, которая наконец проявилась в творчестве ...
    9. Коломийченко Т. А.: Застольные песни Г. Р. Державина и городской фольклор
    Входимость: 1. Размер: 39кб.
    Часть текста: облеченные в «одежду» вольного стиха городские анекдоты («Улика», «Открытие», «Бывальщина», «Оборона от вора» и др.). Также с опорой на традиции городской массовой культуры Державиным уже в пору зрелости были написаны красочные полотна народных городских гуляний («На Счастие», «На рождение царицы Гремиславы. Л. А. Нарышкину», «Фонарь»), создан ряд застольных песен: «Кружка», «Разные вина», «Заздравный орел» и др. Связь державинских песен с городской песенной традицией, хотя и замеченная некоторыми учеными 3 , до сих пор остается неизученной. Между тем, застольные песни Державина не сходили со страниц десятков популярных песенников конца XVIII — первой трети XIX века 4 . Несомненно, такого успеха можно было достичь, лишь создавая свои произведения в русле определенной фольклорной традиции. Активный процесс развития жанра застольной песни шел на протяжении всего XVIII столетия. Однако вопрос о его происхождении до сих пор не решен. По мнению А. В. Позднеева, этот жанр возник в отечественной — и устной (городской), и письменной — словесности в Петровскую эпоху 5 , хотя, на наш взгляд, нельзя при этом не учитывать и наличие богатой устной национальной традиции застольных свадебных и шуточных песен. Особую популярность в начале XVIII века приобрели канты — песни светского содержания, имевшие, как правило, куплетное строение и четкую ритмику. Постепенно выделились и оформились различные тематические группы кантов. Одно из ведущих мест среди них заняли канты застольные, и, по всей видимости, Державин, «в...
    10. Сострадание
    Входимость: 1. Размер: 2кб.
    Часть текста: Сострадание Сострадание Блажен, на нища и убога Кто зрит и в лютый, скорбный день От зноя, жажды, глада строга Спасет, и кущ своих под тень Его привесть не постыдится: Он Господом вознаградится. Господь сам с неба назидает Его в сей жизни и хранит, Блаженством всяким угобжает, Жатв изобилием дарит И, избавляя бед и скуки, Не предает во вражьи руки. Всегда ему воспомогает, — В болезни даже на одре, Когда вкруг ложа уж сверкает Его серп смерти — и в заре Он вечности, быть в мгле уж мнится, — Но, вдруг воспрянувшим, здрав зрится. Так мнил, надеясь я на Бога, И сострадателен всем был, На лица сира зрел, убога, — И Бог стократ мне заплатил: Когда мне враг ковал напасти, Сиял я паче в славе, в счастьи. 1813 Примечания 1. Печатается по изданию: Г. Р. Державин. Духовные оды. М., Ключ, 1993. Текст этого издания взят, судя по всему, из издания: Державин Г. Р. Сочинения / С объяснительными примечаниями Я. Грота. СПб., 1864–1883. Т. I–XII.