• Приглашаем посетить наш сайт
    Лермонтов (lermontov-lit.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "1781"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
    Поиск  
    1. На Новый год
    Входимость: 5. Размер: 13кб.
    2. Фелица
    Входимость: 4. Размер: 32кб.
    3. Данько Е. Я.: Изобразительное искусство в поэзии Державина
    Входимость: 4. Размер: 69кб.
    4. Роте X.: "Избрал он совсем особый путь" (Державин с 1774 по 1795 г.)
    Входимость: 3. Размер: 33кб.
    5. Демин А. О.: Трагедия Г. Р. Державина "Атабалибо, или Разрушение Перуанской империи" и "Всемирный путешествователь" Ж. Ла Порта
    Входимость: 3. Размер: 38кб.
    6. На выздоровление Мецената
    Входимость: 3. Размер: 8кб.
    7. Западов В. А.: Державин и Муравьев
    Входимость: 2. Размер: 23кб.
    8. От Каница. (перевод с немецкого)
    Входимость: 2. Размер: 3кб.
    9. Серман И. З.: Литературная позиция Державина
    Входимость: 1. Размер: 30кб.
    10. На сочинившего оду без еров
    Входимость: 1. Размер: 2кб.
    11. Стихотворения по году написания
    Входимость: 1. Размер: 32кб.
    12. Западов В. А.: Работа Г. Р. Державина над "Рассуждением о лирической поэзии". Примечания
    Входимость: 1. Размер: 19кб.
    13. Песенка
    Входимость: 1. Размер: 2кб.
    14. Ионин Г. Н.: Анакреонтические стихи Карамзина и Державина
    Входимость: 1. Размер: 40кб.
    15. Демин А. О.: Г. Р. Державин и итальянские поэты (Моретти, Петрарка, Тассо, Метастазио)
    Входимость: 1. Размер: 5кб.
    16. Записки из известных всем произшествиев и подлинных дел. 4. С окончания военной прехождение статской службы в средних чинах по отставку
    Входимость: 1. Размер: 42кб.
    17. Данько Е. Я.: Изобразительное искусство в поэзии Державина. Глава 3
    Входимость: 1. Размер: 42кб.
    18. Глинка Н. И. Державин в Петербурге. Глава 3. "Я царь — я раб — я червь — я бог!".
    Входимость: 1. Размер: 44кб.
    19. Михайлов О. Громовой пролети струей. Глава 7. Скипетр и лира.
    Входимость: 1. Размер: 82кб.
    20. От Грибовского. С. Петербург, 28 августа 1786.
    Входимость: 1. Размер: 5кб.
    21. Урна
    Входимость: 1. Размер: 11кб.
    22. Полюшкина Р. А.: Характер лирического "Я" в анакреонтической поэзии Г. Р. Державина
    Входимость: 1. Размер: 27кб.
    23. Клейн Й.: Религия и просвещение в XVIII веке: ода Державина "Бог"
    Входимость: 1. Размер: 23кб.
    24. Дмитриев И.И.: Взгляд на мою жизнь
    Входимость: 1. Размер: 30кб.
    25. Курилов A. С.: Начало Державиноведения в России
    Входимость: 1. Размер: 40кб.
    26. Чечулин Н.: О стихотворениях Державина
    Входимость: 1. Размер: 106кб.
    27. Завьялова И. В.: Казанский знакомый Г. Р. Державина — Иван Осокин
    Входимость: 1. Размер: 8кб.
    28. К Гудовичу. Тамбов, 30 марта 1786.
    Входимость: 1. Размер: 7кб.
    29. Ходасевич В.Ф.: Державин.
    Входимость: 1. Размер: 72кб.
    30. К князю Вяземскому. Июль 1783.
    Входимость: 1. Размер: 5кб.
    31. Грязнова Н. В.: Г. Р. Державин и Тамбов: из истории архитектурного переустройства города
    Входимость: 1. Размер: 28кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. На Новый год
    Входимость: 5. Размер: 13кб.
    Часть текста: сему. Гряди, сын вечности прекрасный! Гряди, часов и дней отец! Зовет счастливый и несчастный: Подай желаниям венец! И самого среди блаженства Желаем блага совершенства, И недовольны мы судьбой. Еще вельможа возвышаться, Еще сильнее хочет быть; Богач богатством осыпаться, И горы злата накопить; Герой бессмертной жаждет славы, Корысти — льстец, Лукулл — забавы, И счастия игрок в игре. Мое желание: предаться Всевышнего во всем судьбе, За счастьем в свете не гоняться, Искать его в самом себе. Меня здоровье, совесть права, Достаток нужный, добра слава Творят счастливее царей. А если милой и приятной Любим Пленирой я моей, И в светской жизни коловратной Имею искренних друзей, Живу с моим соседом в мире, Умею петь, играть на лире, — То кто счастливее меня? От должностей в часы свободны Пою моих я радость дней; Пою творцу хвалы духовны И добрых я пою царей. Приятней гласы становятся, И слезы нежности катятся, Как россов матерь я пою. Петры, и Генрихи, и Титы В народных век живут сердцах; Екатерины не забыты Пребудут в тысящи веках. Уже я вижу монументы, Которых свергнуть элементы И время не имеют сил. Декабрь 1780 или январь 1781 Варианты Ст. 4—6: Пришел на землю Новый Год (1781). Мольбы и плески восшумели, Тимпаны, громы возгремели. Ст. 11—13: И дай желаниям венец! Среди текущих рек блаженства Мы благ желаем совершенства. Ст. 19: Безсмертной воин жаждет славы. Ст. 21: Леандр Фортуны при игре Ст. 26—28: Здоровье, хлеб и совесть права, Одежда, сон и добра слава Меня равняют с королем. Ст. 29: А если милой и прекрасной. Ст. 31: И в здешней жизни, пышной, страстной. Ст. 33: Живу с моим соседством в мире. Ст. 35: Кто есть счастливее меня (1780 и 1783). Ст. 36: От должности в часы свободны (1780, 1783 и 1798). Ст. 40: Нежнее гласы становятся...
    2. Фелица
    Входимость: 4. Размер: 32кб.
    Часть текста: Но им последовать я слаб. Мятясь житейской суетою, Сегодня властвую собою, А завтра прихотям я раб. Мурзам твоим не подражая, Почасту ходишь ты пешком, И пища самая простая Бывает за твоим столом; Не дорожа твоим покоем, Читаешь, пишешь пред налоем И всем из твоего пера Блаженство смертным проливаешь; Подобно в карты не играешь, Как я, от утра до утра. Не слишком любишь маскарады, А в клоб не ступишь и ногой; Храня обычаи, обряды, Не донкишотствуешь собой; Коня парнасска не седлаешь, К дух а м— в собранье не въезжаешь, Не ходишь с трона на Восток; Но кротости ходя стезею, Благотворящею душою, Полезных дней проводишь ток. А я, проспавши до полудни, Курю табак и кофе пью; Преобращая в праздник будни, Кружу в химерах мысль мою: То плен от персов похищаю, То стрелы к туркам обращаю; То, возмечтав, что я султан, Вселенну устрашаю взглядом; То вдруг, прельщаяся нарядом, Скачу к портному по кафтан. Или в пиру я пребогатом, Где праздник для меня дают, Где блещет стол сребром и златом, Где тысячи различных блюд; Там славный окорок вестфальской, Там звенья рыбы астраханской, Там плов и пироги стоят, Шампанским вафли запиваю; И всё на свете забываю Средь вин, сластей и аромат. Или средь рощицы прекрасной В беседке, где фонтан шумит, При звоне арфы сладкогласной, Где ветерок едва дышит, Где всё мне роскошь представляет, К утехам мысли уловляет, Томит и оживляет кровь; На бархатном диване лежа, Младой девицы чувства нежа, Вливаю в сердце ей любовь. Или великолепным цугом В...
    3. Данько Е. Я.: Изобразительное искусство в поэзии Державина
    Входимость: 4. Размер: 69кб.
    Часть текста: искусство в поэзии Державина Державин — поэт и живописец "On retrouve les pontes dans les peintres et les peintres dans les poetes. La vue des tableaux des grands maitres est aussi utile a un auteur que la lecture des grands ouvrages a un artiste". Diderot. Pensees detachees sur la peinture. 1 Державин с малых лет любил рисовать. Живя в глухой провинции под Казанью, обучаясь письму и цифири у полуграмотных наставников, мальчик "занимался денно и нощно рисованием, но как не имел не токмо учителей, но и хороших рисунков, то довольствовался изображением богатырей, каковые деревянной печати в Москве на Спасском мосту продаются, раскрашивая их чернилами, простою и жженою вохрою, так что все стены его комнаты были оными убиты и уклеены". 2 Пятнадцати лет Державин поступил в Казанскую гимназию. Здесь он вскоре "отличился в рисовании", начертив вместе с другими учениками геометрию и карты Казанской губернии и "украсив оные разными фигурами и ландшафтами". И. И. Шувалов одобрил эту работу. Исполнителей ее записали в лейб-гвардию солдатами, а Державина — в инженерный корпус кондуктором. 3 Через два года Державин был послан с партией на съемку планов древнего города Болгары. Он составил "описание, план и виды развалин", списал гробничные надписи, зарисовал найденные монеты, кольца и урны. В следующем году его вызвали в Петербург на военную службу. Державин представил свои "болгарские" рисунки И. И. Шувалову, надеясь, что меценат поможет ему продолжать образование. Шувалов послал молодого рисовальщика в Академию художеств к граверу Чемесову, который, похвалив рисунки, приглашал Державина почаще к нему заходить и обещал выхлопотать у Шувалова средство для его "упражнения в науках". Однако средства такого не нашлось. Поступить в инженерный корпус Державину также не удалось. Его записали в гвардию...
    4. Роте X.: "Избрал он совсем особый путь" (Державин с 1774 по 1795 г.)
    Входимость: 3. Размер: 33кб.
    Часть текста: или высмеивал предрассудки в шутливых произведениях, отдушиной для слабостей человеческой природы была анакреонтика. 2 Подобные стихи обычно мало индивидуализированы, в них доминируют просветительские формулы, которые сохраняются в державинском творчестве вплоть до начала XIX века, а в последние годы жизни Державина их роль даже усиливается. И все-таки 1780 год стал важнейшей вехой, что связано с так называемым "переломом", "скачком", который, как считается, произошел в его творчестве в 1779 году. Об этом "скачке" сохранилось признание самого Державина, однако его сущность еще не была прояснена, не сохранилось и свидетельств кого-либо из современников. Сам поэт в 1805 г утверждал, что с 1779 г. "избрал он совсем особый путь, будучи предводим наставлениями г. Батте и советами друзей своих Н. А. Львова, В. В. Капниста и И. И. Хемницера, подражая наиболее Горацию". 3 Все исследователи, писавшие до В. Ф. Ходасевича, 4 не оспаривая приняли это положение. Ниже предпринята попытка рассмотреть, в какой степени творчеству Державина после 1779 г. присуще нечто новое и какую роль при этом играл до 1795 г. Гораций. 5 Одновременно будет обращено внимание и на то, как менялись у Державина традиционные воззрения на "просвещение" и на поэзию в их взаимоотношении, т. е., в сущности, как...
    5. Демин А. О.: Трагедия Г. Р. Державина "Атабалибо, или Разрушение Перуанской империи" и "Всемирный путешествователь" Ж. Ла Порта
    Входимость: 3. Размер: 38кб.
    Часть текста: поэт в этом произведении, как объяснить, что в условиях "первой волны русского испанофильства", описанной М. П. Алексеевым, 2 Державин создает пьесу, живо напоминающую о жестокостях испанцев в Америке во время Конкисты? Каким образом связана трагедия с национально-освободительным движением в странах Латинской Америки 1810-1826 гг., завершившимся полным крушением колониальной системы Испании и Португалии за океаном? 3 Не рассмотрен также вопрос о связи трагедии и ее ключевого образа — затмения солнца, символизирующего гибель империи, — с рядом "солнцепоклоннических" стихотворений Державина, написанных в начале XIX в. и обращенных к императорам Павлу I и Александру I. 4 Что привело Державина на склоне жизни к созданию скорбной и величественной картины гибели империи Солнца, в которой нетрудно угадать образ разумного и справедливого государства, управляемого мудрым и просвещенным монархом, образ заветной социально-исторической мечты европейского Просвещения? Для ответа на этот и другие вопросы необходимо расширить представление о круге литературных и театральных явлений рубежа XVIII- XIX вв., с которыми так или иначе можно было бы соотнести замысел трагедии Державина о завоевании Перу. Изучение литературных источников "Атабалибо" мало продвинулось вперед за те 130 лет, что прошли со...
    6. На выздоровление Мецената
    Входимость: 3. Размер: 8кб.
    Часть текста: кохтями К себе на лодку их влечет: Богач и нищ, рабы с царями, Все равно оставляют свет. Уж в лодке многие мечтались Знакомые и мне черты, Другие к оной приближались; Меж их, Шувалов! был и ты. И ты, друг муз, друг смертных роду, Фарос младых вельмож и мой! И ты Коцита зрел уж воду; Коса смертельна над тобой, Рассекши мрак густой, сверкала, Подобно как перун с небес; Эреба бездна уж зияла, И ногу в вечность ты занес. Болезнь и страх неизреченный Тогда стеснили грудь мою: «Кем добродетели почтенны, Кто род и сан и жизнь свою Старался тем единым славить, Чтоб ближнему благотворить, Потомству храм наук оставить, Тому ли век толь краткий жить? Ужель враг чести и пороку, И злой и добрый человек Единому подвластны року? О боже праведный!» —я рек. Но вдруг средь облака златого На крыльях утренней зари Во зраке божества младого, Которого рабы, цари, Все люди равномерно любят, Но все не равно берегут; Которого лень, роскошь губят, Крепят умеренность и труд, — Здоровье — дар небес бесценный — Слетело в твой чертог и, взяв В златом сосуде сок врачебный, Кропя тебя, рекло: будь здрав! Ты здрав! Хор муз, тебе любезных, Драгую жизнь твою любя, Наместо кипарисов слезных, Венчают лаврами тебя. Прияв одна трубу златую, Другая строя лирный глас, Та арфу, та свирель простую, Воспели, — и воспел Парнас: «Живи, наукам благодетель! Твоя жизнь ввек цвести должна; Не умирает добродетель, Бессмертна музами она». Бессмертны музами Периклы, И Меценаты ввек живут. Подобно память, слава, титлы Твои, Шувалов, не...
    7. Западов В. А.: Державин и Муравьев
    Входимость: 2. Размер: 23кб.
    Часть текста: индивидуальных характеристик людей, обилие конкретных намеков, внимание к бытовым деталям, идущие в одном направлении эксперименты в области метрики, строфики, рифмовки — все эти черты присущи каждому из них. Поэтические достижения Муравьева предшествовали выдающимся успехам Державина ц тех же областях поэзии и поэтики. Но знал ли о них Державин? В фундаментальном исследовании Я. К. Грота о Державине о Муравьеве лишь бегло упоминается, в трудах Д. Д. Благого, Г. А. Гуковского, А. В. Западова имени Муравьева вовсе не встречается. А между тем по отдельным упоминаниям в переписке и записках Державина, по его надписи на гробнице Муравьева можно заключить, что поэты были, по меньшей мере, давними приятелями. Неожиданное подтверждение этому находим в биографии К. Н. Батюшкова, в которой Л. Н. Майков прямо называет Державина и Н. А. Львова "приятелями Михаила Никитича" и сообщает (без ссылки на источник сведений), что "в гостиной" Муравьева "охотно собирались Г. Р. Державин, Н. А. Львов, В. В. Капнист". 3 Восстановить историю взаимоотношений поэтов и попутно уточнить некоторые существенные моменты в биографии Державина помогает обращение к неопубликованной переписке Муравьева с соответствующими дополнениями по известным державинским и другим материалам 4 . Во второй половине 1770-х годов обширный круг литературных и светских знакомств Муравьева — это круг будущих державинских родственников по первому и второму браку, его дружеский круг. Ближайшие друзья молодого поэта — Н. А. Львов и И. И. Хемницер. Через Львова он сблизился с В. В. Капнистом....
    8. От Каница. (перевод с немецкого)
    Входимость: 2. Размер: 3кб.
    Часть текста: От Каница. (перевод с немецкого) 272. От Каница 1 . (перевод с немецкого) Досточтимый друг. Посылаю вам первую половину речи, которую вы, по своему трудолюбию, решились перевести для славы своей. — Завтра пришлю вам непременно и другую половину 2 . — Какое счастье для моего скромного труда, что столь искусное , как ваше, перелагает его на другой язык. Вполне ценю это и постараюсь издать перевод ваш для общей пользы. С глубоким уважением остаюсь много обязанный вам слуга Ю.Ф. Каниц. Примечания 1 Юлий Иванович Каниц, директор Казанской (ныне Императорской) гимназии с 1764 но 1781 год, учился в сухопутном кадетском корпусе, а служил сначала, с 1752, при юстиц-коллегии лифляндских, эстляндских и финляндских дел; умер в 1781 г. (вопреки Ист. Пуг. бунта, где сказано, что он был убит при обороне Казани от Пугачева): По дошедшим до нас сведения, Каниц своим усердием и знанием дела много способствовал к благосостоянию гимназии, улучшил в ней преподавание и поощрял учеников к драматическим представлениям, на которые собиралось все лучшее городское общество (Библиогр. Зап. 1858, № 24, Письма Мелиссино к Каницу; также Историческая записка г. Владимирова о Казанской гимн., ч. I, стр.100 и сл). Каниц при торжественных случаях не раз произносил на немецком языке речи; из них отдельно напечатана та, которую он говорил в публичном собрании зимою 1775 г., по восстановлении общественного спокойствия. Об этой-то речи и упоминается в настоящем письме. На нем не показано, ни когда, ни откуда оно писано, из чего можно заключать, что оно не назначалось для отправления в другой город, так как прочие письма Каница имеют это обозначение. По всем соображениям, оно писано вскоре после произнесения речи, перед вторичным отъездом на Иргиз. Так как Каниц имеет некоторое значение в истории нашего образования, из собственных же трудов его почти ничего не известно, то считаем нужным печатать его письма с точным сохранением их орфографии и пунктуации, заменяя только готический шрифт латинским. 2 Обе половины подлинной речи, в то время еще не напечатанной, найдены в поэта; она переписана рукою Каница и отличается во многих местах от печатного текста. Мы отыскали и перевод , неразборчиво написанный начерно с обильными помарками и поправками.
    9. Серман И. З.: Литературная позиция Державина
    Входимость: 1. Размер: 30кб.
    Часть текста: XVIII в. наибольшее число взаимоисключающих определений получило за последние десять лет творчество Державина. На это обратил внимание в 1964 г. П. Н. Берков. Он писал: "Достаточно посмотреть, например, как трактуется советскими и зарубежными литературоведами творчество Державина: он и "классицист", и "преромантик", и "реалист", и "представитель русского барокко". Последнему из перечисленных литературных ярлыков особенно повезло в западном литературоведении в конце 50 — начале 60-х годов: поэтом "русского барокко" называли Державина и Д. Чижевский, и А. Андял, и А. М. Рипеллино и К. Ричча. Как мог оказаться исторически, — т е. социально и культурно, — возможным в русской литературе "представитель барокко" на рубеже XVIII-XIX вв., этих литературоведов не интересует". 1 Положение охарактеризовано П. Н. Берковым верно. Одни советские исследователи (Д. Д. Благой) считают, что "поэзия Державина... во многом и существенном выплескивается из берегов классицизма, но во многом и многом самый "беззаконный" из всех наших писателей-"классиков" XVIII в. Державин все же не перестает быть замечательнейшим представителем именно этого литературного направления. Державин порой смело отбрасывал каноны ломоносовской "Риторики". Однако его поэзия во многом еще оставалась откровенно риторичной. Замечательные по своей живописной яркости и верности натуре картины природы, созданные Державиным, зачастую являлись для самого поэта лишь поводом к последующей прямолинейно-дидактической аллегории, превращающей "приятное" в "полезное"...
    10. На сочинившего оду без еров
    Входимость: 1. Размер: 2кб.
    Часть текста: На сочинившего оду без еров На сочинившего оду без еров Прекрасно написал ты оду без еров; Но лучше бы еще, когда б совсем без слов. Комментарий Я. Грота Кем и когда была написана такая ода, мы не знаем; ничего подобного не случалось нам видеть и в рукописных сборниках. Известно, что Домашнев, бывший директором академии наук с 1775 по 1783 г., старался вывести букву ъ из употребления в конце слов. В издававшихся при нем Академических Известиях печатался с 1781 г. один отдел, в виде опыта, без этой буквы. Это был отдел, помещавшийся в конце издания под заглавием: «Показание новейших трудов разных академий». Другие попытки изгнания буквы ъ были и прежде и после того. Впрочем, зная, что многие старинные поэты, в том числе и сам Державин, иногда для благозвучия писали стихи без р (см. Том II, стр. 126), можно подумать, не эту ли букву он разумел под названием еров или эров (Державин никогда не писал э). Такому толкованию мешает только то, что без буквы р трудно написать оду, как пьесу во 1-х довольно длинную, а во 2-х не имеющую надобности в особенной мягкости звуков; но одами назывались также и анакреонтические песни небольшого размера.