• Приглашаем посетить наш сайт
    Лермонтов (lermontov-lit.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "1790"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
    Поиск  
    1. Серман И. З.: Литературная позиция Державина
    Входимость: 6. Размер: 30кб.
    2. На шведский мир
    Входимость: 5. Размер: 7кб.
    3. Ионин Г. Н.: Анакреонтические стихи Карамзина и Державина
    Входимость: 4. Размер: 40кб.
    4. Данько Е. Я.: Изобразительное искусство в поэзии Державина. Глава 2
    Входимость: 4. Размер: 88кб.
    5. Чечулин Н.: О стихотворениях Державина
    Входимость: 4. Размер: 106кб.
    6. Западов В. А.: Державин и Муравьев
    Входимость: 3. Размер: 23кб.
    7. Музей-усадьба Г. Р. Державина (г. Санкт-Петербург)
    Входимость: 3. Размер: 16кб.
    8. Данько Е. Я.: Изобразительное искусство в поэзии Державина. Глава 3
    Входимость: 3. Размер: 42кб.
    9. Завьялова И. В.: Казанский знакомый Г. Р. Державина — Иван Осокин
    Входимость: 3. Размер: 8кб.
    10. К бюсту адмирала Василия Яковлевича Чичагова
    Входимость: 3. Размер: 3кб.
    11. К портрету Н. А. Дьякова
    Входимость: 2. Размер: 2кб.
    12. Михайлов О. Громовой пролети струей. Комментарии.
    Входимость: 2. Размер: 30кб.
    13. На известного стихотворца
    Входимость: 2. Размер: 2кб.
    14. На коварство французского возмущения и в честь князя Пожарского
    Входимость: 2. Размер: 22кб.
    15. К портрету адмирала Александра Ивановича Круза
    Входимость: 2. Размер: 2кб.
    16. Демин А.О.: Корпус драматических сочинений Г. Р. Державина: издания и рукописи
    Входимость: 2. Размер: 61кб.
    17. Сафо ("Блажен, подобится богам...")
    Входимость: 2. Размер: 13кб.
    18. Западов В. А.: Работа Г. Р. Державина над "Рассуждением о лирической поэзии". Примечания
    Входимость: 2. Размер: 19кб.
    19. Разсуждение о лирической поэзии или об оде. Примечания
    Входимость: 2. Размер: 24кб.
    20. Записки из известных всем произшествиев и подлинных дел. 6. По отлучении от губернаторства до определения в статс-секретари, а потом в сенаторы, и в разныя министерския должности
    Входимость: 2. Размер: 157кб.
    21. Коломийченко Т. А.: Застольные песни Г. Р. Державина и городской фольклор
    Входимость: 2. Размер: 39кб.
    22. Хор на шведский мир
    Входимость: 2. Размер: 2кб.
    23. На медальон Суворова в львиной коже
    Входимость: 2. Размер: 2кб.
    24. Глинка Н. И. Державин в Петербурге. Глава 3. "Я царь — я раб — я червь — я бог!".
    Входимость: 2. Размер: 44кб.
    25. Михайлов О. Громовой пролети струей. Глава 7. Скипетр и лира.
    Входимость: 2. Размер: 82кб.
    26. На взятие Измаила
    Входимость: 2. Размер: 20кб.
    27. История музея (Музей-усадьба Г. Р. Державина, г. Санкт-Петербург)
    Входимость: 2. Размер: 7кб.
    28. Описание торжества бывшего по случаю взятия города Измаила
    Входимость: 2. Размер: 89кб.
    29. Кочеткова Н. Д.: «Правосудие» и «милость» в поэзии Державина
    Входимость: 2. Размер: 17кб.
    30. На мраморное изображение митрополита Гавриила
    Входимость: 2. Размер: 2кб.
    31. На приобретение Крыма
    Входимость: 2. Размер: 9кб.
    32. Дмитриев И.И.: Взгляд на мою жизнь
    Входимость: 2. Размер: 30кб.
    33. На счастие
    Входимость: 2. Размер: 21кб.
    34. Курилов A. С.: Начало Державиноведения в России
    Входимость: 2. Размер: 40кб.
    35. Ходасевич В.Ф.: Державин. Глава 6.
    Входимость: 2. Размер: 59кб.
    36. На перенесение мощей св. Александра Невского
    Входимость: 2. Размер: 1кб.
    37. На смерть Бибикова
    Входимость: 2. Размер: 9кб.
    38. Глухов B. И.: Поэтические прозрения позднего Державина
    Входимость: 1. Размер: 65кб.
    39. Панин C. В.: Автобиографическая дилогия Г. Р. Державина
    Входимость: 1. Размер: 40кб.
    40. Видение мурзы
    Входимость: 1. Размер: 11кб.
    41. К Я.И. Булгакову. И мая 1797.
    Входимость: 1. Размер: 2кб.
    42. Глинка Н. И. Державин в Петербурге. Петербургские адреса Г. Р. Державина
    Входимость: 1. Размер: 3кб.
    43. К силуэту Ивана Ивановича Хемницера
    Входимость: 1. Размер: 2кб.
    44. Благой Д.Д.: Державин. Глава 5
    Входимость: 1. Размер: 17кб.
    45. Альтшуллер М. Г.: Оратория "Целение Саула" в системе поздней лирики Державина
    Входимость: 1. Размер: 34кб.
    46. Глинка Н. И. Державин в Петербурге. Глава 8. "Мое время прошло... ".
    Входимость: 1. Размер: 66кб.
    47. На победы в Италии
    Входимость: 1. Размер: 18кб.
    48. Решемыслу
    Входимость: 1. Размер: 11кб.
    49. Кадырина А. А.: Категория возвышенного в поэтическом мире Н. А. Львова
    Входимость: 1. Размер: 8кб.
    50. Стансы Кларисе
    Входимость: 1. Размер: 2кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Серман И. З.: Литературная позиция Державина
    Входимость: 6. Размер: 30кб.
    Часть текста: лет творчество Державина. На это обратил внимание в 1964 г. П. Н. Берков. Он писал: "Достаточно посмотреть, например, как трактуется советскими и зарубежными литературоведами творчество Державина: он и "классицист", и "преромантик", и "реалист", и "представитель русского барокко". Последнему из перечисленных литературных ярлыков особенно повезло в западном литературоведении в конце 50 — начале 60-х годов: поэтом "русского барокко" называли Державина и Д. Чижевский, и А. Андял, и А. М. Рипеллино и К. Ричча. Как мог оказаться исторически, — т е. социально и культурно, — возможным в русской литературе "представитель барокко" на рубеже XVIII-XIX вв., этих литературоведов не интересует". 1 Положение охарактеризовано П. Н. Берковым верно. Одни советские исследователи (Д. Д. Благой) считают, что "поэзия Державина... во многом и существенном выплескивается из берегов классицизма, но во многом и многом самый "беззаконный" из всех наших писателей-"классиков" XVIII в. Державин все же не перестает быть замечательнейшим представителем именно этого литературного направления. Державин порой смело отбрасывал каноны ломоносовской "Риторики". Однако его поэзия во многом еще оставалась откровенно риторичной. Замечательные по своей живописной яркости и верности натуре картины природы, созданные Державиным, зачастую являлись для самого поэта лишь поводом к последующей прямолинейно-дидактической аллегории, превращающей "приятное" в "полезное" (см., например, его стихотворение "Облако", "Павлин")". 2 Другие полагают, что "в поэзии Державина сказались и воздействия новых литературных веяний. Ей свойственны отдельные черты романтического подхода к действительности. И при всем этом он оставался тесно связанным с классицизмом, хотя и нарушал его каноны в своей...
    2. На шведский мир
    Входимость: 5. Размер: 7кб.
    Часть текста: главе несешь; Ты провождаешься зефиром И Россам пальмы раздаешь. Ты шествуешь! — Воззри, царица, На радостныя всюду лица, На сонмы вкруг тебя людей! Не так ли на тебя взирают[1], Как нежную весну встречают В одежде розовых зарей? 2. Ты шествуешь и осклабляешь Твой взор на них, как божество; Одной улыбкой составляешь Восторг ты наш и торжество: Средь светлого вельможей строя В тебе царя, вождя, героя И мироносицу мы зрим; Уж изумленны наши взгляды В тебе читают те отрады, Что миром мы получим сим. 3. Как царь, ты наградишь заслуги; Как матерь, призришь ты сирот; Лишенные детей супруги[2] Воскреснут от твоих щедрот; Освободишь ты заключенных, Обогатишь ты разоренных, Незлобно винных ты простишь. По нужде ты лила ток крови: Ты в мире будешь бог любови И счастье наше обновишь. 4. Продлишь златые наши годы, Продлишь всеобщий наш покой: Бесчисленны твои народы Воздремлют под твоей рукой. От хижин даже до престола, На холме и в средине дола Почиет бранный Россов дух; Все будут счастливы тобою: Законов...
    3. Ионин Г. Н.: Анакреонтические стихи Карамзина и Державина
    Входимость: 4. Размер: 40кб.
    Часть текста: над жизнью, воплощало идею подавления личности и ее страстей. Лессинг в трактате "Лаокоон" (1766) и Дидро в "Салоне ("Другу моему господину Гримму", 1767) возражали ему. Дидро писал, что у древних учиться нужно, но не подражать им, а учиться у них подражать природе, создавать идеал, изучая природу, человека, как это умели делать греки. Позднее выступил Гердер, который рассматривал античную поэзию как создание определенного народа в определенную историческую эпоху, но в то же время говорил об общечеловеческом значении античной поэзии. В "Письмах для поощрения гуманности" (1793-1795) он отмечал, что в отношении "культуры человечности" "мы все должны стать греками, в противном случае мы останемся варварами". В 80-90-е годы к античности обращаются Гёте и Шиллер. В произведениях Шиллера оживает древняя Греция, наивная естественность ее поэзии, неповторимость созерцания греков ("Боги Греции", 1788; "Торжество победителей", 1803). Шиллер не подражает античным образцам, а творит в их духе, привнося в свои произведения идеи современости. В "Римских элегиях" Гёте (1788) отражено "языческое мироощущение как реально пережитое, как воплощение собственного восприятия мира". 2 В поэме "Герман и Доротея" Гёте античным "гомеровским" гекзаметром пишет о современности, пытаясь создать...
    4. Данько Е. Я.: Изобразительное искусство в поэзии Державина. Глава 2
    Входимость: 4. Размер: 88кб.
    Часть текста: воздвиг свою колоннаду в б. Царском Селе и строил дворец в б. Павловске. Львов выстроил здание почтамта. Облицовка набережных Невы гранитом была закончена. Число произведений скульптуры и живописи также возросло в столице. Вернувшийся из-за границы Н. В. Юсупов (1790) размещал свои художественные сокровища во дворце на Фонтанке, построенном Гваренги. Безбородко с помощью Львова устанавливал художественные коллекции в своем доме, в зале с колоннами, также построенном Гваренги. Воронихин отделывал внутри строгановский дворец. Строганов подготовлял каталог своей картинной галлереи (изд. в 1793 г.). Державин был вхож в эти дома. Вероятно, обилие художественных впечатлений было причиной того, что в последующие годы Державин особенно охотно включал в свою поэзию материал, почерпнутый из области изобразительного искусства. Этот материал помогал ему создавать тот "волшебный, очаровательный мир" образов, о котором говорится в его "Рассуждении" (1811). В 1789 г., находясь под судом и надеясь снискать милость Екатерины, Державин написал оду "Изображение Фелицы". В первой строфе оды он обращается к Рафаэлю: "Рафаэль! живописец славный, Рафаэль, чудный, бесприкладный Творец искусством...
    5. Чечулин Н.: О стихотворениях Державина
    Входимость: 4. Размер: 106кб.
    Часть текста: произведения (II, 367), он писал и басни, потому что пользовались успехом басни Хемницера, он начинал и героическую поэму "Пожарский", потому что писал поэмы Херасков (II, 5, 8, 367; III, 93) 1 . Но сменилось одно поколение, — и внуки современников столь прославленного в свое время поэта знали о нем почти только то, что это был лирик, по преимуществу певец Екатерины, автор нескольких хороших од — "Фелица", "Водопад", "Бог"; они помнили первые строфы этих произведений, да, может быть, повторяли иногда, полушутя, некоторые прозаизмы из его громких лирических произведений, каковы, напр., Поэзия тебе любезна, Приятна, сладостна, полезна, Как летом вкусный лимонад, или И, словом, тот хотел арбуза, А тот — соленых огурцов. Такое отношение к Державину совершенно естественно: истинно великого, вечного, он ничего не создал. Но тем не менее, он был не только замечательнейшим поэтом своего времени, но и действительно крупным поэтом, и его произведения, во многих отношениях представляют большой интерес и теперь 2 . Славу, какою в свое время пользовался Державин, доставили ему и поэтические достоинства его стихотворений и самое их содержание, так как он явился выразителем идей и взглядов своего времени- именно в той мере, которая дает писателю известность широкую и громкую, хотя и не долговечную. В XVIII ст., в этом веке просвещения, более чем в какое либо другое время люди были горды своими успехами в умственной сфере, считали себя достигшими в ней такой высоты, которая никогда не была и не будет превзойдена....
    6. Западов В. А.: Державин и Муравьев
    Входимость: 3. Размер: 23кб.
    Часть текста: внимание к этическим проблемам, вопросам морали частного человека и общества, характер и жизнь частного человека. Образ автора, органически входящий в стихотворения, попытки создания индивидуальных характеристик людей, обилие конкретных намеков, внимание к бытовым деталям, идущие в одном направлении эксперименты в области метрики, строфики, рифмовки — все эти черты присущи каждому из них. Поэтические достижения Муравьева предшествовали выдающимся успехам Державина ц тех же областях поэзии и поэтики. Но знал ли о них Державин? В фундаментальном исследовании Я. К. Грота о Державине о Муравьеве лишь бегло упоминается, в трудах Д. Д. Благого, Г. А. Гуковского, А. В. Западова имени Муравьева вовсе не встречается. А между тем по отдельным упоминаниям в переписке и записках Державина, по его надписи на гробнице Муравьева можно заключить, что поэты были, по меньшей мере, давними приятелями. Неожиданное подтверждение этому находим в биографии К. Н. Батюшкова, в которой Л. Н. Майков прямо называет Державина и Н. А. Львова "приятелями Михаила Никитича" и сообщает (без ссылки на источник сведений), что "в гостиной" Муравьева "охотно собирались Г. Р. Державин, Н. А. Львов, В. В. Капнист". 3 Восстановить историю взаимоотношений поэтов и попутно уточнить некоторые существенные моменты в биографии Державина помогает обращение к неопубликованной переписке Муравьева с соответствующими дополнениями по известным...
    7. Музей-усадьба Г. Р. Державина (г. Санкт-Петербург)
    Входимость: 3. Размер: 16кб.
    Часть текста: портреты хозяев и гостей дома создают «эффект присутствия» давно ушедшей эпохи и ее героев в залах музея.  В Восточном корпусе размещена литературная экспозиция «“Владельцы русской лиры”. От Г. Р. Державина к А. С. Пушкину». Здесь представлены живопись, гравюры, иконография, прикладное и медальерное искусство, портретная галерея деятелей литературы, истории и культуры второй половины XVIII — начала XIX века, копии рукописных текстов на архивной бумаге, книги, журналы и другие реликвии. В Западном корпусе представлена постоянно действующая экспозиция «В белом глянце фарфора» (изделия из фарфора конца XVIII–ХХ веков).  Музей Г. Р. Державина и русской словесности его времени Центральный корпус. Музей-усадьба Г. Р. Державина Музей Г. Р. Державина и русской словесности его времени открыт 28 мая 2003 года в восстановленном особняке поэта (наб. реки Фонтанки, 118). Он является новым мемориальным объектом Всероссийского музея А. С. Пушкина, позволяющим познакомиться с литературной жизнью Петербурга XVIII столетия. «Храмовидный дом» Г. Р. Державина, с его уникальными интерьерами, создавался при деятельном участии архитектора Н. А. Львова. В течение четверти века, с 1791 по 1816 год, особняк являлся одним из главных центров культурной жизни Петербурга. Здесь собиралась творческая элита общества. Постоянными гостями дома были участники львовско-державинского кружка: Н. А. Львов, В. В. Капнист, А. Н. Оленин, В. Л. Боровиковский, Д. С. Бортнянский, бывали Д. И. Фонвизин, Н. М. Карамзин, И. И. Дмитриев. С 1811 года в парадном зале особняка ежемесячно заседала знаменитая «Беседа любителей русского слова». Здесь звучали новые произведения Г. Р. Державина, И. А. Крылова, А. С. Шишкова, Н....
    8. Данько Е. Я.: Изобразительное искусство в поэзии Державина. Глава 3
    Входимость: 3. Размер: 42кб.
    Часть текста: апализу. Не подвергалось анализу и безыменное "Описание филейного столового прибора", сохранившееся в архиве двора. 2 Изучая дворянскую культуру XVIII в., следует обратить внимание на этот документ, тем более что, но многим данным, "программа" столового прибора составлена Н. А. Львовым, а "Описание" принадлежит перу Г. Р. Державина. По своему идейному содержанию скульптура столового прибора как бы продолжает сюиту барельефов, исполненных Рашетом по программе Н. А. Львова для сената в 1779 г. и описанных Державиным в его "Изъяснении аллегорических сюжетов, бывших в зале общего собрания сената". 3 В сенатских барельефах давалась хвалебная оценка внутренней политики екатерининского правительства. Скульптурная аллегория столового прибора, построенная на том же идейном стержне, дает оценку внешней, завоевательной политики Екатерины, в частности — покорения Крыма. Словарь изобразительных символов и эмблем, вскрытый Державиным в "Изъяснении" сенатских барельефов, — совершенно тот же, что и в "Описании" столового прибора. Стилистические особенности и почти текстуальные совпадения в "Изъяснении" и в "Описании" заставляют нас предполагать, что оба эти произведения написаны одним автором. Заказ Рашету на барельефы для сената и заказ фарфоровому заводу на "арабесковый" сервиз исходили из одного источника — от генерал-прокурора А. А. Вяземского, под начальством которого служили одновременно и Державин и Рашет: Державин — экзекутором I департамента сената с 1779 по 1783 г., Рашет с 1779 г. модельмейстером на фарфоровом заводе, находившемся в ведении Вяземского. Сенатские барельефы Рашета были выломаны из стены при...
    9. Завьялова И. В.: Казанский знакомый Г. Р. Державина — Иван Осокин
    Входимость: 3. Размер: 8кб.
    Часть текста: Р. Державина — Иван Осокин Среди ярких представителей провинциальной культуры XVIII столетия привлекает внимание личность Ивана Петровича Осокина, соединившего в себе качества удачливого купца и просвещенного дворянина, промышленника и военного, мецената и библиофила, любителя изящных искусств и поэта. "Люди конца XVIII века, — отмечал Ю. М. Лотман, — поражают неожиданностью ярких индивидуальностей. Читая их биографии, кажется, что читаешь романы" [Лотман 1994: 256] Династию купцов и заводчиков Осокиных основал дед Ивана Петровича — Гаврила Полуектович — вместе с двоюродным братом. Они были крепостные крестьяне, успешно занимались торговлей и поставкой провианта в Санкт-Петербург. В 1756 году они смогли выкупить вольную и, вероятно, были первыми купцами, вложившими капитал в горнозаводское дело на Урале. Столь успешно начатое дело было продолжено Петром Гавриловичем, лично известным императрице Екатерине II, а затем перешло к его сыну — Ивану Петровичу. Иван Осокин унаследовал от деда, дяди и отца состояние и навыки талантливого промышленника (ему не было и двадцати, когда он начал строить Усень-Ивановский и Нижне-Троицкий заводы). Он получил образование, поступил на военную службу (служил под началом фельдмаршала Потемкина), подолгу жил в Петербурге, и, по воспоминаниям И. И. Дмитриева, "по склонности своей к чтению книг на...
    10. К бюсту адмирала Василия Яковлевича Чичагова
    Входимость: 3. Размер: 3кб.
    Часть текста: К бюсту адмирала Василия Яковлевича Чичагова К бюсту адмирала Василия Яковлевича Чичагова Трикрат на нас сильней флот Шведов тек; Бесстрашный Чичагов Екатерине рек: «Коль нам помощник Бог, нас тьмой не сглотят сил!» Отбил, облег, разбил, пленил. 1790 Комментарий Я. Грота Адмирал Чичагов, род. 1726, ум. 1809 г., прославился особенно морскою победою над Шведами в ревельском рейде, 2 мая 1790 года; неприятельский флот состоял из 26-и кораблей и 7-и других судов, у Чичагова же было всего 10 линейных кораблей и несколько фрегатов. За этот подвиг адмирал получил орден св. Георгия 1-й ст. и 2000 душ крестьян в Белоруссии. Державин рассказывает, что в 1791 году императрица, намереваясь назначить его своим секретарем, в Светлое Христово воскресенье, в присутствии всего двора, приказала ему идти за собою. «Пришед в отдаленные эрмитажа комнаты, остановилась в той, где стоят ныне (1812) бюсты Румянцова, Суворова, Чичагова и проч., начала приказывать тихо, как бы какую тайну, чтоб он сочинил Чичагову надпись на случай мужественного его отражения в прошедшем году в Ревеле сильнейшего в три раза против российского, флота шведского, которая была б сколько возможно кратка и непременно помещены бы были в ней слова сего мореходца. Когда она ему сказала, что идет сильный флот шведский против нашего ревельского, посылая его оным командовать, то он ей отвечал равнодушно: Бог милостив, не проглотят[1]! Это ей понравилось. Приказав сделать его бюст, желала, чтоб на оном надпись именно из тех слов состояла.... На другой день, истоща все силы свои и в поэзии искусство, принес он сорок надписей и представил чрез любимца государыне, но ни одна из них ею не апробована, а написала она сама прозою, которую и ныне можно видеть на бюсте Чичагова» (Ср. Том II, стр. 489). В тетради 1790-х годов надпись Державина записана так : Се человек! На Бога уповал и рек: Нас тьмою не поглотят сил: Отбил, облег, разбил, пленил. Последний стих относится и к дальнейшим подвигам Чичагова в Финском заливе, как видно из распространенного при этой редакции заглавия: «К бюсту Чичагова, на отражение им шведского флота от Ревеля, на обложение в выборгском заливе, на совершенное разбитие при выходе из оного и на пленение многих кораблей». 1. По показанию Бантыш-Каменского, Чичагов произнес перед самым сражением, в ревельском рейде, слова: Бог защитник мой! не проглотят они нас.