• Приглашаем посетить наш сайт
    Тредиаковский (trediakovskiy.lit-info.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "1802"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
    Поиск  
    1. Переписка Державина
    Входимость: 8. Размер: 74кб.
    2. Венец бессмертия
    Входимость: 5. Размер: 11кб.
    3. Записки из известных всем произшествиев и подлинных дел. 8. Царствование Императора Александра I
    Входимость: 4. Размер: 88кб.
    4. К А.А. Аплечееву. 16 мая 1802.
    Входимость: 3. Размер: 3кб.
    5. Чечулин Н.: О стихотворениях Державина
    Входимость: 3. Размер: 106кб.
    6. Курилов А. С.: Творчество Г. Р. Державина и начало формирования понятия о народности русской литературы
    Входимость: 3. Размер: 43кб.
    7. Соловей во сне
    Входимость: 3. Размер: 4кб.
    8. Крестьянин и дуб
    Входимость: 3. Размер: 3кб.
    9. К Н.Н. Новосильцову. 27 июля 1802.
    Входимость: 2. Размер: 3кб.
    10. Курилов A. С.: Начало Державиноведения в России
    Входимость: 2. Размер: 40кб.
    11. Михайлов О. Громовой пролети струей. Глава 10. Покою, мой капнист! Покою...
    Входимость: 2. Размер: 66кб.
    12. Панаев В.И.: Воспоминания
    Входимость: 2. Размер: 31кб.
    13. Утро
    Входимость: 2. Размер: 7кб.
    14. К П.А. Гасвицкому. 14 декабря 1802.
    Входимость: 2. Размер: 1кб.
    15. К Д.Б. Мертваго. 4 июня 1802.
    Входимость: 2. Размер: 3кб.
    16. Жихарев С.П.: Записки современника
    Входимость: 2. Размер: 36кб.
    17. К В.В. Капнисту. 28 августа 1802.
    Входимость: 2. Размер: 3кб.
    18. К Д.Б. Мертваго. 3 ноября 1802.
    Входимость: 2. Размер: 3кб.
    19. К Д.Б. Мертваго. 17 апреля 1802.
    Входимость: 2. Размер: 2кб.
    20. Коломийченко Т. А.: Застольные песни Г. Р. Державина и городской фольклор
    Входимость: 2. Размер: 39кб.
    21. К В.В. Капнисту. 14 июня 1802.
    Входимость: 2. Размер: 1кб.
    22. Михайлов О. Громовой пролети струей. Комментарии.
    Входимость: 2. Размер: 30кб.
    23. Серман И. З.: Литературная позиция Державина
    Входимость: 2. Размер: 30кб.
    24. Первая песнь Пиндара пифическая
    Входимость: 1. Размер: 18кб.
    25. Бизяева Т. В.: "Праздное время": реконструкция культурного контекста создания
    Входимость: 1. Размер: 7кб.
    26. Подольская И. И.: Державин
    Входимость: 1. Размер: 36кб.
    27. От Хераскова. Москва, 23 апреля 1803.
    Входимость: 1. Размер: 3кб.
    28. Айхенвальд Ю.И.: Памяти Державина
    Входимость: 1. Размер: 15кб.
    29. От И.И. Дмитриева. Москва .
    Входимость: 1. Размер: 1кб.
    30. Хронология жизни и творчества
    Входимость: 1. Размер: 5кб.
    31. К царевичу Хлору
    Входимость: 1. Размер: 4кб.
    32. Хмель
    Входимость: 1. Размер: 1кб.
    33. Демин А. О.: Трагедия Г. Р. Державина "Атабалибо, или Разрушение Перуанской империи" и "Всемирный путешествователь" Ж. Ла Порта
    Входимость: 1. Размер: 38кб.
    34. На Мальтийский орден
    Входимость: 1. Размер: 50кб.
    35. Данько Е. Я.: Изобразительное искусство в поэзии Державина. Глава 2
    Входимость: 1. Размер: 88кб.
    36. Кокшенева К. А.: Драматические сочинения Г. Р. Державина
    Входимость: 1. Размер: 61кб.
    37. Архангельский А.: Г. Р. Державин - биографическая справка
    Входимость: 1. Размер: 35кб.
    38. Объяснения на сочинения Державина. Часть 4.
    Входимость: 1. Размер: 40кб.
    39. Старик
    Входимость: 1. Размер: 1кб.
    40. Ковалев К. П.: О музыкальной эстетике Г. Р. Державина (звукопись и "язык сердца" в творчестве поэта)
    Входимость: 1. Размер: 56кб.
    41. Записки из известных всем произшествиев и подлинных дел. 7. Царствование Императора Павла
    Входимость: 1. Размер: 67кб.
    42. Анакреоново удовольствие
    Входимость: 1. Размер: 1кб.
    43. Михайлов О. Громовой пролети струей. Хронологическая таблица.
    Входимость: 1. Размер: 5кб.
    44. Стихотворения по году написания
    Входимость: 1. Размер: 32кб.
    45. Песенка
    Входимость: 1. Размер: 2кб.
    46. Мореходец
    Входимость: 1. Размер: 1кб.
    47. Махиавель
    Входимость: 1. Размер: 1кб.
    48. Спящий Эрот
    Входимость: 1. Размер: 7кб.
    49. Михайлов О. Громовой пролети струей. Г. Р. Державин. Биографическая статья.
    Входимость: 1. Размер: 9кб.
    50. На Новый 1797 Год
    Входимость: 1. Размер: 15кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Переписка Державина
    Входимость: 8. Размер: 74кб.
    Часть текста: 26 марта). 19. Приказ Серебрякову и Герасимову. 22 марта 1774. 20. К Тишину (Секретно). Март 1774. 21. От . Сызранъ, 26 марта 1774. 22. К Бибкову. 27 марта 1774. 23. К Тишину. Март 1774. 24. Малыковским дворцовым управительским делами. 30 марта 1774. 25. От Соловьева. Март 1774. 26. К Кречетникову. 31 марта 1774. 27. От Бибикова. Богульма, 31 марта 1774 (получ. 6 апреля). 28. От Бушуева. Богульма, 31 марта 1774. 29. От Серебрякова и Герасимова, 31 марта 1774 (получено 3 апреля). 30. От Кречетникова. , 3 апреля (получ. 6 апр.). 31. От Серебрякова. 5 апреля 1774 (получ. 6 апреля). 32. К Кречетникову. 7 апреля. 33. От Тишина. 7 апреля 1774. 34. От Ларионова. 9 апреля (получ. 15). 35. От Новосильцова. , 10 апреля 1774. 36. От Конторы опекунства иностранных (По секрету). , 10 апреля 1774. 37. От Серебрякова. Мечетное, 14 апреля. 38. От Серебрякова и Герасимова. 14 апреля 1774. 39. От Новосильцова. , 16 апреля 1774. 40. От Серебрякова. Мечетная, 16 апреля 1774 (получ. 18 апреля). 41. От Серебрякова и...
    2. Венец бессмертия
    Входимость: 5. Размер: 11кб.
    Часть текста: предпочел; Средь игр, веселий, короводу С красавицами век провел. Беседовал, резвился с ними, Шутил, пел песни и вздыхал, И шутками себе такими Венец бессмертия снискал. Посмейтесь, красоты российски, Что я в мороз, у камелька, Так вами, как певец Тииский, Дерзнул себе искать венка. 1798 Примечания Венец бессмертия (стр. 277) . Впервые — Ан. п., стр. 155. Печ. по Изд. 1808 г., т. 3 , стр. 235. Написано, вероятно, в 1798 г. Посвящено Анакреону (559—474 до н. э.), древнегреческому поэту из г. Теоса. Это стихотворение, по мысли Державина, должно было заключать собрание его анакреонтических пьес (как это было в Ан. п. и в изд. 1808 г.). Вафиль прекрасный — в рощи, гроты. Вафиль (точнее — Вафилл) — имя юноши, героя любовной лирики ряда анакреонтических стихотворений, вошедших в сборник «Anacreonteia», приписывавшийся Анакреону, но на самом деле не принадлежащий ему. Таланты злата подносили. Талант — древнегреческая Крупная денежная единица. Так вами, как певец Тииский — т. е. Теосский (Анакреон). Комментарий Я. Грота В этом стихотворении выразилось глубокое уважение к Анакреону, завещанное древностью и перенесенное новым миром на мнимого автора песен, которые мы отмечаем названием Анакреоновских од (см. выше стр. 69—72). При жизни Анакреона теосского слава его проникла в Самос, и он был призван к роскошному двору Поликрата, вступившего на престол около 530 года до Р. Х. Есть повод думать, что Анакреон был наставником самого царя или сына его. Соединяя в себе всю живость и веселую общительность Ионийца, Анакреон сделался украшением этого двора и воспевал между прочим вино и любовь; но, преданный весь чувственным радостям жизни, он умел однакож соблюсти умеренность в наслаждениях и таким образом до глубокой старости сохранил юношескую бодрость....
    3. Записки из известных всем произшествиев и подлинных дел. 8. Царствование Императора Александра I
    Входимость: 4. Размер: 88кб.
    Часть текста: 1801 года Император Александр вступил на престол Всероссийской Империи. Первый манифест его был о вступлении на престол, в котором торжественно обещано, что царствовать будет по закону и по сердцу Екатерины. В то же самое время состоялся указ, чтоб по-прежнему государственным казначеем быть графу Васильеву, а Державину только присутствовать в Сенате. По нескольких днях, по дружбе с Трощинским, Васильев получил всемилостивейший рескрипт, в котором, несмотря на то, что не мог дать вернаго отчета казне, расхвалялся он чрезвычайно за исправное управление государственными доходами. Васильев, внеся сей рескрипт в первый Сената департамент, хотел потщеславиться оным в укоризну Державину, сказав: "Вот многие говорят, что у меня плохо казна управлялась; вместо того сей рескрипт противное доказывает". Державин ответствовал: "На что вам, граф, грешить на других? а я вам говорю в глаза, что вы в таком болоте безотчетностию вашею, из коего вам вовек не выдраться". Он закраснелся и замолчал. Последствие доказывало и поныне доказывает Державина правду, что часть сия в таком безпорядке, котораго в...
    4. К А.А. Аплечееву. 16 мая 1802.
    Входимость: 3. Размер: 3кб.
    Часть текста: в-го пр-ва губернии, Казанскаго уезда, в селе Покровском, Сокуры тож, владения разных помещиков, в том числе и моего, церковь Божия так обветшала, что служба в ней запрещена. Почитая возстановление ея нобходимым и за пребыванием здесь не имея к тому удобных средств, отнесся я ныне ж к его преосвященству епископу Серапиону, прося его, чтобы он благоволил принять на себя труд предложить чрез священников прихожанам того селения, чтоб они построили новую церковь общим иждивением, на что я и г. Княжевич 1 имеющий там некоторое число крестьян своих и теперь здесь находящейся, согласен, принимая впрочем, по убеждению моему, и смотрите за постройкою, если только согласны будут на то и прочие помещики, с тем чтоб по окончании дать обществу отчет. Между тем писал я его преосв. 2 , чтоб сделать план и надлежащую смету, сколько в и каких материалов и денег нужно на произведете того строения, равно и на покупку и принадлежащей к церкви утвари и, все то расположив на владельцев по числу ревизских душ, утвердить в присутственном месте документом, к выполнению котораго я первый обязанным себя почту. Вас, м. г. мой, покорнейше прошу не оставить с своей стороны в нужных...
    5. Чечулин Н.: О стихотворениях Державина
    Входимость: 3. Размер: 106кб.
    Часть текста: Державина, хвалили Державина"; Державин и сам полагал, что ни в одном роде поэтического творчества он не должен уступать первенства никому из современников: прямо из соревнования Озерову начал он писать драматические произведения (II, 367), он писал и басни, потому что пользовались успехом басни Хемницера, он начинал и героическую поэму "Пожарский", потому что писал поэмы Херасков (II, 5, 8, 367; III, 93) 1 . Но сменилось одно поколение, — и внуки современников столь прославленного в свое время поэта знали о нем почти только то, что это был лирик, по преимуществу певец Екатерины, автор нескольких хороших од — "Фелица", "Водопад", "Бог"; они помнили первые строфы этих произведений, да, может быть, повторяли иногда, полушутя, некоторые прозаизмы из его громких лирических произведений, каковы, напр., Поэзия тебе любезна, Приятна, сладостна, полезна, Как летом вкусный лимонад, или И, словом, тот хотел арбуза, А тот — соленых огурцов. Такое отношение к Державину совершенно естественно: истинно великого,...
    6. Курилов А. С.: Творчество Г. Р. Державина и начало формирования понятия о народности русской литературы
    Входимость: 3. Размер: 43кб.
    Часть текста: художественным традициям и источникам вдохновения. Это предопределило закат эпохи безраздельного господства Классицизма и положило начало Романтизму, высоко поднявшему именно знамя народности литературы и искусства 1 . 1 Активное теоретическое осознание проблемы падает у нас на середину 20-х годов XIX в., когда, как заметил еще А. С. Пушкин, «вошло у нас в обыкновение говорить о народности, требовать народности, жаловаться на отсутствие народности в произведениях литературы». Решить проблему тогда не удалось лишь потому, считал Пушкин, что «никто не думал определить, что разумеет он под словом народность» 2 . При этом Пушкин имел в виду «народность» не вообще, как таковую, а собственно «русскую». К вопросу о «разумении» самого слова «народность», а также понятия о народности литературы («словесности народа», «поэзии народной»), утверждение Пушкина имело лишь косвенное отношение. Под «народностью» как таковой «разумели» в то время особенности характера и душевного склада, «черты народные», отличавшие один народ от другого. А под «народностью литературы» — отражение в художественных произведениях этих «черт», своеобразие которых определялось «нравами, обычаями и образом жизни» народов 3 . Пушкин полностью...
    7. Соловей во сне
    Входимость: 3. Размер: 4кб.
    Часть текста: «милая» (см. в конце стихотворения). Комментарий Я. Грота Это одна из тех пьес, по поводу которых Державин в начале Анакреонтических песней говорит в обращении К читателям: «По любви к отечественному слову желал я показать его изобилие, гибкость, легкость и вообще способность к выражению самых нежнейших чувствований, каковые в других языках едва ли находятся. Между прочим, для любопытных, в доказательство его изобилия и мягкости послужат песни[1] ——, в которых буквы р совсем не употреблено.» Выраженное здесь понятие о букве р перешло к нам с Запада: так наприм. немецкий поэт Броккес (см. Том I, стр. 207) избегал этой буквы, когда хотел изобразить тишину после грозы (Gervinus, Gesch. der d. Dichtung, т. III, стр. 518), а Французу Ронсару наоборот казалось, что слова, в которых она встречается, придают стихам звучность и громкость («font une grande sonnerie et batterie aux vers». Arnd, Gesch. der franz. Nationalliteratur, т. I, стр. 125). См. сказанное по поводу описания соловьиного пенья в Томе I, стр. 693. Пьеса Соловей во сне была напечатана в Анакр. песнях 1804 г., стр. 72, и в издании 1808 г. ч. III, XXXVI. В рукописи, содержащей подлинные рисунки, над заглавием этой пьесы оставлен пробел, и рукой Державина написано карандашем: «Сделать виньет.» Из одной позднейшей тетради, где объясняются рисунки, видно, что тут предполагалось представить Купидона, который «одною ногою попирает кипарис и простирает руки к розовому кусту.» Приложенный в конце рисунок объяснения не требует. 1. Здесь означены у Державина нумера десяти пьес, которых заглавия мы выписываем с указанием времени их сочинения: Анакреон в собрании, 1791 (см. Том I, стр. 420 и 798); — Соловей во сне; — Желание, 1797; — Песнь Баярда, 1799; — Тишина, 1801; — Шуточное желание, 1802; — Кузнечик, 1802; — Бабочка, 1802; — Свобода, 1803 ; —...
    8. Крестьянин и дуб
    Входимость: 3. Размер: 3кб.
    Часть текста: Близ корня видючи топор, Но, в утешение себе, с собой болтали, По лесу распуская всякий вздор. И дуб надеялся на корень свой, гордился И презирал мужичий труд; Мужик же всё трудился И думал между тем: «Пускай их врут: Как корень подсеку, и ветви упадут!» Начало 1802 Примечания Крестьянин и дуб (стр. 287). Впервые — «Сын отечества», 1816, ч. 34, стр. 154. По рукописи — Грот, т. 2, стр. 449. Печ. по этому изданию. В начале 1802 г. Державин по поручению Александра I находился в Калуге для расследования преступлений и бесчинств губернатора Д. И. Лопухина. Проведенное следствие установило, что Лопухин виновен как во многих серьезных преступлениях, так и во всякого рода безобразиях (бил в городе стекла, ездил верхом на дьяконе в губернском правлении и т. п.). Но Лопухин надеялся на заступничество влиятельных родственников и друзей, близких ко двору (их Державин разумеет в басне под «корнями» дуба). Под мужиком, рубящим дуб, подразумевается сам Державин, а «листья и ветви» — мелкие чиновники, участвовавшие в злоупотреблениях губернатора. Басня, несомненно, написана в Калуге (т. е. в январе...
    9. К Н.Н. Новосильцову. 27 июля 1802.
    Входимость: 2. Размер: 3кб.
    Часть текста: чиновник для установления казеннаго содержания, те книги запечатать, чтоб в них перемен сделано не было. Иначе, по моему мнению, не можно положить надежнаго основания запасу соли для предбудущей казенной операции. А потому всепокорнейше прошу в-го пр. доложить Его Величеству ныне же: не угодно ли с отправляемым курьером для побуждения откупщиков к заготовлению запасной соли и о сем дать повеление, чтоб дворянский! предводитель прошлых трех годов книги запечатал, а над нынешними имел бы присмотр. На сие по справедливости жаловаться откупщики не должны, потому что они в контракте своем именно обещались продавать соль по губерниям наравне с вольными промышленниками; а как по обезду Его Величеством некоторых губерний известно было, что там соль продавалась весьма высокими ценами, то и есть правительству причины взглянуть на их промысл. Ежели же курьер уже отправлен, то не худо послать и другаго, ибо сие обстоятельство весьма важно. Впрочем, как будет благоугодно, лишь бы с моей стороны ничего пропущено не было. Пребываю с истинным почтением и преданностию и проч. Гавриил . Примечания 1 В то время состоявшему «у принятия подаваемых Его Величеству прожектов». К обяснению этого письма может служить одно место из Записок Мертваго (стр. 158): упомянув о силе в начале царствования Александра I, опговорить: «Будучи сенатором, спорил он с Сенатом, утверждая, что для пользы государственной и блага народнаго надлежит крымскую соль не отдавать на откуп, и сию часть, елико можно, приноровить на пользу промышленности народной. Откупщиками наущаемые бояре с ним не...
    10. Курилов A. С.: Начало Державиноведения в России
    Входимость: 2. Размер: 40кб.
    Часть текста: гоголеведение, лермонтоведение и т. д., область писателеведения — науки о жизни и творчестве писателей. Она возникла вместе с другими науками, имеющими отношение к художественной литературе: теорией литературы (наукой о сущности художественной литературы, ее специфике, назначении, месте среди других видов словесности, литературно-художественном развитии, исторической миссии и назначении литературных движений и т. д.), историей литературы (наукой о литературно-художественных и литературно-общественных движениях, направлениях, школах, их возникновении, расцвете, угасании, смене и т. д.), поэтикой (наукой о произведениях художественной литературы как таковых, их формо-содержательной сущности, видах и разновидностях, их внутреннем строении и т. д.), критикой (наукой «открывать красоты и недостатки в произведениях искусств и литературы» 1 ). У всех этих наук один объект — произведения художественной литературы, но разные предметы. Критику и поэтику литературно-художественные произведения интересуют сами по себе, безотносительно ко времени их создания и публикации. Предмет одной — красоты и недостатки произведений, другой — род и вид произведений, соотношение в них формы и содержания, их композиция и т. д. Теорию литературы произведения интересуют как предмет, определяющий сущность литературы, ее специфику, характер и состояние на каждом этапе ее исторического развития, обогащая или обедняя при этом само понятие о художественной литературе и литературном произведении. Историю литературы произведения интересуют как главная составляющая литературно-художественных и литературно-общественных движений, показатель своеобразия этих движений и...