• Приглашаем посетить наш сайт
    Куприн (kuprin-lit.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "1984"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
    Поиск  
    1. Ходасевич В.Ф.: Державин. Примечания.
    Входимость: 3. Размер: 12кб.
    2. Курилов А. С.: Державин Гаврила Романович
    Входимость: 2. Размер: 17кб.
    3. Альтшуллер М. Г.: Оратория "Целение Саула" в системе поздней лирики Державина
    Входимость: 2. Размер: 34кб.
    4. Балалыкина Э. А.: Лингвистические средства создания "говорящей живописи" в поэзии Г. Р. Державина
    Входимость: 2. Размер: 8кб.
    5. Андрамонова Н. А.: Синтаксис поэтической речи Г. Р. Державина
    Входимость: 2. Размер: 11кб.
    6. Федосеева Т. В.: Предромантическая поэтика в драматургии Г. Р. Державина
    Входимость: 2. Размер: 8кб.
    7. Демин А.О.: Корпус драматических сочинений Г. Р. Державина: издания и рукописи
    Входимость: 1. Размер: 61кб.
    8. Глухов B. И.: Поэтические прозрения позднего Державина
    Входимость: 1. Размер: 65кб.
    9. Ковалев К. П.: О музыкальной эстетике Г. Р. Державина (звукопись и "язык сердца" в творчестве поэта)
    Входимость: 1. Размер: 56кб.
    10. Кокшенева К. А.: Драматические сочинения Г. Р. Державина
    Входимость: 1. Размер: 61кб.
    11. Серебряная И. Б.: О некоторых орфоэпических особенностях "анакреонтических песен" Г. Р. Державина
    Входимость: 1. Размер: 4кб.
    12. Хайрутдинова М. Х.: Изучение творчества Г. Р. Державина в старших классах русских и национальных школ
    Входимость: 1. Размер: 7кб.
    13. Успенский Б. А.: Язык Державина (к 250-летию со дня рождения)
    Входимость: 1. Размер: 53кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Ходасевич В.Ф.: Державин. Примечания.
    Входимость: 3. Размер: 12кб.
    Часть текста: 21 января 1929 г., а завершил ее в январе 1931 г. Небольшие фрагменты книги печатались в газете "Возрождение" (1929, NN 1433, 1591; 1930, NN 1680, 1745, 1836). В обширных выдержках "Державин" был напечатан в "Современных записках" 1929-1930 гг. (ч. XXVIII-XLIII). Отдельное издание книги вышло в 1931 г. в Париже в изд. "Современных записок" и было встречено доброжелательными рецензиями П. Муратова ("Возрождение", 1931, N 2137), А. Кизеветтера ("Руль", 1931, N 3150), Р. Словцова ("Последние нввости", 1931, N 3662), П. Бицилли, М. Алданова ("Современные записки, 1931, N 46), А. Левинсона (Je suis partout, 1931, Mai 30). В 1975 г. репринт "Державина" был издан в Мюнхене с содержательным предасловием Дж. Малмстеда "The Historical sense and Hodasevic's Derzhavin" ("Чувство истории и "Державин" Ходасевича"). В СССР небольшие отрывки были изданы в журнале "Наука и жизнь" (1987, N 9-10). По обстоятельствам работы Ходасевича круг источников, находившихся в его распоряжении, был крайне ограничен. Основным подспорьем служили биографу, естественно, девятитомные "Сочинения Державина" (Спб, 1864-1883), прежде всего, "Записки" поэта (т. VI), его двусторонняя переписка (т. V-VI), "Объяснения" на свои стихотворения (т. III) и сами стихотворения (т. I-III). Подавляющее большинство цитат и данных из других источников заимствовано Ходасевичем из "Жизни Державина" Я. К. Грота (Соч., т. VIII). Для характеристики отдельных этапов биографии своего героя Ходасевич также использовал мемуары: "Взгляд на мою жизнь" И. И. Дмитриева (М., 1866), "Записки" С. П. Жихарева (М., 1890), "Семейная хроника и воспоминания" С. Т. Аксакова (Пб., 1870), "Историю Пугачева" А. С. Пушкина, труды R К. Шильдера "Император Павел Первый" (Пб., 1901) и "Император Александр I" (т. II-III, Пб, 1897), Я. К. Грота "Пушкин, его лицейские товарищи и наставники" (Пб., 1899). "Мы (...) не делаем сносок, так как иначе пришлось...
    2. Курилов А. С.: Державин Гаврила Романович
    Входимость: 2. Размер: 17кб.
    Часть текста: и сама Екатерина Алексеевна вот уже несколько месяцев находились под обаянием «русского слога», каким были исполнены творения Гаврилы Романовича Державина (1743— 1816) и прежде всего его «Ода к премудрой Киргиз-Кайсацкой царевне Фелице, писанная некоторым татарским Мурзою, издавна поселившимся в Москве, а живущим по делам своим в Санкт-Петербурге», опубликованная в первых числах мая в «Собеседнике любителей российского слова» и возвестившая о начале у нас новой эпохи в развитии литературы и литературного языка. Императрица полностью разделила «удивление» своей наперсницы, и Российская Академия была основана. Державин прекрасно понимает, какую роль он сыграл в ее создании, вообще в судьбах отечественной словесности и журналистики того времени. В своих «Записках» он прямо говорит, что и журнал «Собеседник любителей российского слова», и «самая Российская Академия... начало свое возымели... от оды Фелица...» 2 . Это находит подтверждение и в «Исторических, философических, политических и критических рассуждениях» О. П. Козодавлева, отметившего, что именно «Ода к премудрой Киргиз-Кайсацкой царевне Фелице» навела Дашкову на мысль о создании журнала: «. красоты и истины, находящиеся в сей оде, почувствовав, решилася приказать ее напечатать; а дабы чрез то подать случай и другим сочинителям изощрять свои дарования, вздумала она издавать книгу под заглавием: "Собеседник любителей российского слова"...» 3 . А от журнала для «любителей российского слова» до Академии, где это слово становится предметом научного интереса и профессионального изучения, был, как оказалось, только один шаг. «Беседовать» с «любителями российского слова» Екатерина Романовна начала державинской «Одой к Фелице», поместив ее на первых страницах самого первого номера (части)...
    3. Альтшуллер М. Г.: Оратория "Целение Саула" в системе поздней лирики Державина
    Входимость: 2. Размер: 34кб.
    Часть текста: "Христос" (1814) и некоторые другие. Эти произведения написаны тяжелым языком с обильным употреблением архаизмов и славянизмов, отличаются затрудненным синтаксисом, жанры их вообще редки для русской лирики, особенно этого периода (баллада, 1 кантата, оратория, дифирамб, гимн). Тематика их тяготеет к романтической экзотике: Скандинавия, библейская культура, Древняя Русь (фольклор). Большинство современников отнеслось к этим поздним произведениям стареющего поэта скептически и насмешливо. Так, в 1815 г. А. С. Пушкин, мастерски пародируя "Гимн лиро-эпический...", писал: И спотыкнулся мой Державин Апокалипсис преложить. 2 "Маститый старец, Державин, — вспоминал С С Уваров, — и в это время не переставал писать стихи вообще довольно слабые, но показывавшие его неугасимую любовь к поприщу своей прежней славы" 3 С нескрываемой иронией говорит о позднем Державине Жуковский "Пламенный Державин под старость лет сделался только вспыльчивым в поступках его тот же самый сумбур и беспорядок, который в его одах" 4 Д Дашков в Арзамасской речи 16 марта 1817 г рассказывал, как тонут в Фонтанке-Лете поздние творения Державина, в том числе "Гимн лиро-эпический". 5 К. Батюшков пародировал в названии своей сатиры употреблявшиеся Державиным жанровые обозначения "Певец или певцы в Беседе Словенороссов, балладо-эпико-лиро-комико-эпизодический гимн". 6 Д. П. Северин, для которого Державин является "отставным Пиндаром", называет "Сретение Орфеем солнца" произведением "довольно дурным, кроме 2-й строфы, которая напоминает хорошее старика время". 7 Вскоре после смерти Державина и...
    4. Балалыкина Э. А.: Лингвистические средства создания "говорящей живописи" в поэзии Г. Р. Державина
    Входимость: 2. Размер: 8кб.
    Часть текста: место романтический принцип вдохновения и в своем творчестве стремится создать национальный колорит. Черты народности проявляются у Державина прежде всего в народных элементах языка и особенно — в характере изображения русской природы. "Как северное сияние, роскошны и великолепны картины природы у Державина", — писал В. Г. Белинский [Белинский 1955, 6: 341]. Самые разнообразные картины русской природы представлены в стихах Державина. Это и описания времен года: Зима, Весна, Лето, Осень, и природных явлений: Гром, Радуга, Облако, Луч и др., и живой природы: Соловей, Павлин, Пчелка, Пеночка, Снигирь, Комар и др. Картины русской природы входят естественным фоном и во многие другие стихи, специально не посвященные этой теме. Картины русской природы, точно и художественно убедительно созданные поэтом, носят настолько выразительный и яркий характер, что современная ему критика определила подобные стихи как "картины для слуха и взора", считая, что в них удачно соединился талант поэта и живописца [Державин 1957: 69]. Подобная "говорящая живопись" создается поэтом различными языковыми средствами и прежде всего — разнообразием красочных эпитетов и сравнений. Например, в цикле стихотворений о временах года: красно-желта ряса (осени), лиловый луч заходящего солнца, свежий зефир (весны), розовый, алый венец знойного (лета) и т. д. Многие определения предстают как семантически трансформированные, а потому предельно образные: скромное покрывало (зимы), сткляные реки (лета) или бледные туманы и черные бури (осени). Ещё более выразительны поэтические описания внешности представителей фауны. Державин подбирает яркие и красочные эпитеты для подобных характеристик, обильно разбавляя их эмоционально-экспрессивными приложениями. Так, ласточку Державин называет домовитой, милостивой, летней гостьей, обращаясь...
    5. Андрамонова Н. А.: Синтаксис поэтической речи Г. Р. Державина
    Входимость: 2. Размер: 11кб.
    Часть текста: Державина Поэтическая речь, базирующаяся на ритмике и метрике, в определенной степени стимулирует набор тех или иных синтаксических структур, и даже, как отмечает Б. В. Томашевский [Томашевский 1959: 26], ритмические законы подчиняют синтаксические. Хотя существует мнение, что один из великих русских поэтов — Г. Р. Державин — "гнул на колено синтаксис, словоударение и самое словоупотребление" (С. Т. Аксаков) [Аксаков 1955: 331], тем не менее "по силе и самобытности таланта" его можно считать "первым русским поэтом XVIII столетия" (Я. Грот), поэтом века уходящего и века наступающего, пушкинского. "Гиперболический размах" поэтической речи Г. Р. Державина, энергия слога, возвышенность, с одной стороны, и стремление к тесному совмещению мыслей, "чтобы в немногом было сказано много и пустых слов не было" [Державин 1984: 300], с другой, выдвигают в качестве приоритетных определенные синтаксические структуры, и прежде всего однородные незамкнутые ряды, связанные паратактически. Однородность как емкая и выразительная категория, сочетающая в себе информативность с коннотативностью, плавность с градуированностью, в значительной степени соответствует поэтическому строю речи, отличающемуся симметричностью и повторяемостью. Язык поэзии Г. Р. Державина, особенно его од, нередко ориентируется на эту категорию, в том числе и на однородность в системе придаточности, позволяющую развернуто представить мысли, чувства, деяния. Антропологизм поэзии Г. Р. Державина предполагает характеризующее начало, реализуемое на уровне атрибутивно-предикативных отношений....
    6. Федосеева Т. В.: Предромантическая поэтика в драматургии Г. Р. Державина
    Входимость: 2. Размер: 8кб.
    Часть текста: пор, на наш взгляд, изучено недостаточно. Именно этот аспект изучения создает условия для воссоздания объективной картины творческой эволюции Державина, для разъяснения вопроса о его отношении к предромантизму и о вкладе в процесс преобразования литературных жанров и стиля. Известно, что предромантизм как переходная поэтическая система, развиваясь, базировался на тех литературных достижениях предыдущих эпох, которые не противоречили духу обновления и могли быть использованы для выражения человеческой индивидуальности. В творчестве отказавшихся от нормированности художественных систем классицизма и сентиментализма художников выразилось настроение целого поколения людей, усомнившихся в рационалистических взглядах эпохи Просвещения. Личность была понята сложной, представляющей естественное соединение духовного и физического начал, рассудочного и интуитивного, природного и божественного. Человек — реализующимся в "общежительстве" и развивающимся под воздействием конкретных жизненных обстоятельств. Предромантизм в драматургии реализовался, как справедливо утверждает В. А. Луков, в результате трансформации классицистических жанров — трагедии и комедии, под воздействием сентиментальных — мелодрамы и оперы. Поэты и писатели начала XIX века, отталкиваясь от устаревшей эстетики, осуществляли ее преобразование сразу в нескольких направлениях. В этих преобразованиях их объединяли поиски истоков национального характера, интерес к истории народа и фольклору как самой ранней форме выражения осознания человеком мира и себя в нем, утверждение неповторимой индивидуальности в творчестве, двойственной сущности искусства. В литературных спорах эпохи Державиным была занята особенная позиция. Он, как было уже замечено, "не...
    7. Демин А.О.: Корпус драматических сочинений Г. Р. Державина: издания и рукописи
    Входимость: 1. Размер: 61кб.
    Часть текста: четвертого тома "Сочинений". В отличие от трех томов лирики, в нем, за редкими исключениями, 3 не приведены редакции и варианты по рукописям, даже самые значительные; драматические переводы даны в отрывках; из оригинальной "оперы" "Эсфирь", которую издатель счел переводной, напечатан также только отрывок; сохранившаяся и известная Гроту начальная редакция трагедии "Ирод и Мариамна" - "Ирод Великий" даже не упомянута; из четвертого тома исключено и перенесено в первый "Описание торжества, бывшего по случаю взятия Измаила, у <...> князя Г. А. Потемкина-Таврического" (1791), которое сам Державин и все последующие издатели помещали среди драматических произведений. Наконец, драматические сочинения Державина гораздо менее тщательно прокомментированы Гротом, чем лирика. Упреки в неполноте и несовершенстве академического собрания сочинений Державина, адресованные Гроту позднейшими исследователями, несомненно, справедливы, и все же не стоит забывать, в сколь сложной и противоречивой идеологической обстановке проходила работа над ним и сколь много было действительно сделано. Нельзя не согласиться с А. Л. Зориным, исследовавшим историю державинских изданий: "Сотни стихов, шесть пьес, огромная эпистолярия, "Объяснения" и "Записки", текст которых был принципиально улучшен сравнительно с предшествующими публикациями, множество деловых бумаг, ставших ценнейшим источником для биографов Державина, - все это было введено Гротом в научный оборот на предельно высоком для текстологии того времени уровне. В...
    8. Глухов B. И.: Поэтические прозрения позднего Державина
    Входимость: 1. Размер: 65кб.
    Часть текста: сторону его произведений» 1 . Сходной точки зрения по данному вопросу придерживаются также А. В. Западов и И. З. Серман 2 . Другой подход к истолкованию художественной специфики творчества Державина намечался в работах Г. А. Гуковского, писавшего о тяготении его поэтического метода к реализму. Ученый не отрицает генетической связи поэта с классицизмом, но подчеркивает, что он разрушает художественную систему классицизма и идет дальше: «На обломках классической поэзии Державин начинал строить новое миропонимание в искусстве, несущее в себе элементы и предромантические и реалистические» 3 . Этот взгляд на художественную природу творчества Державина решительно подхватывает и развивает Г. П. Макогоненко, доказывающий, что все новации и находки поэта на всем протяжении творческого пути определяет реалистический метод 4 . Он отвергает концепцию Д. Д. Благого и его последователей как несостоятельную, парадоксально противоречивую и игнорирующую истинное богатство державинской поэзии. Думается, в обеих точках зрения есть зерно истины, но они не свободны и от ...
    9. Ковалев К. П.: О музыкальной эстетике Г. Р. Державина (звукопись и "язык сердца" в творчестве поэта)
    Входимость: 1. Размер: 56кб.
    Часть текста: глобального для своей эпохи труда «Рассуждение о лирической поэзии», ставшего его эстетическим завещанием и находящегося «на уровне современной ему эстетической мысли, которая пропущена сквозь его личное отношение и соотнесена с его <...> собственным поэтическим опытом» 1 , — все это наследие было и еще станет поводом для дискуссий и основой для трудов исследователей 2 . Однако сколь ни были бы спорными эстетические воззрения Державина, в его творчестве можно заметить некоторое своеобразие в трактовке им музыкальных терминов, а также в его собственных воззрениях на природу музыкального творчества и восприятия музыки. Если он и не отражал их в специальных трудах или в переписке, то явно выражал в строках своих поэтических произведений, анализ которых с этой точки зрения и является предметом данной работы 3 . Следует отметить, что с течением времени представления Державина о музыке почти не менялись. Хотя, как известно, время от времени он знакомился с трудами таких эстетиков своего времени, как Броун, Баттё, Гердер, Гецель, Зульцер, Руссо, Юнг и др. Знакомился, если не непосредственно, то в передаче или истолковании своих друзей, участников кружка Н. А. Львова. Отметим лишь тенденцию к тому, что после 1800-1802 гг. Державин все меньше употребляет музыкальные образы и характеристики непосредственно в своих стихах (а именно они более всего интересуют нас в данной работе). Вся его эстетическая мысль словно бы перемещается на страницы его теоретических трудов и, в первую очередь, на страницы «Рассуждения о лирической поэзии». Некоторая хронологическая «традиционность» и последовательность Державина в его творчестве до указанного времени дает нам возможность рассмотреть те или иные его музыкально-эстетические воззрения не в том же хронологическом порядке, а взятые в целом, сквозь все временные пласты его поэтической жизни. Для начала мы возьмем за аксиому то, что Державин...
    10. Кокшенева К. А.: Драматические сочинения Г. Р. Державина
    Входимость: 1. Размер: 61кб.
    Часть текста: практически половина сочинений Державина — оперная драматургия — не привлекала исследовательского внимания. Если нет никакой необходимости включать русскую оперу XIX столетия в историю литературы, то опера XVIII в. больше принадлежала литературе, нежели музыке. Державин, в частности, при написании своих опер полагал первенствующим их литературное достоинство. В «Рассуждении о лирической поэзии или об оде» он говорит, что поэт должен уметь «изгибаться по страстям и облекать их в сердечные чувствования» с тем, чтобы «уставщик музыки» мог позаимствовать от него выразительность 3 . На наш взгляд, необходимо говорить о драматических сочинениях Державина в полном объеме, не исключая ни одного жанра: трагедии, трагедии с хорами, героические представления, оперы. Всюду Державин выступает как драматург — он не пишет драмы для чтения. Он пишет драмы для сцены: его тексты должны звучать, произноситься вслух. Ремарки, построение драм, описание сценических ...