• Приглашаем посетить наш сайт
    Паустовский (paustovskiy-lit.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "1783"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
    Поиск  
    1. Переписка Державина
    Входимость: 13. Размер: 74кб.
    2. Данько Е. Я.: Изобразительное искусство в поэзии Державина. Глава 3
    Входимость: 10. Размер: 42кб.
    3. Глухов B. И.: Поэтические прозрения позднего Державина
    Входимость: 6. Размер: 65кб.
    4. Глинка Н. И. Державин в Петербурге. Глава 3. "Я царь — я раб — я червь — я бог!".
    Входимость: 5. Размер: 44кб.
    5. Фелица
    Входимость: 4. Размер: 32кб.
    6. Архангельский А.: Г. Р. Державин - биографическая справка
    Входимость: 4. Размер: 35кб.
    7. Кочеткова Н. Д.: «Правосудие» и «милость» в поэзии Державина
    Входимость: 4. Размер: 17кб.
    8. Чечулин Н.: О стихотворениях Державина
    Входимость: 4. Размер: 106кб.
    9. На Новый год
    Входимость: 4. Размер: 13кб.
    10. Михайлов О. Громовой пролети струей. Комментарии.
    Входимость: 3. Размер: 30кб.
    11. К князю Вяземскому. 1783.
    Входимость: 3. Размер: 3кб.
    12. Курилов А. С.: Державин Гаврила Романович
    Входимость: 3. Размер: 17кб.
    13. Решемыслу
    Входимость: 3. Размер: 11кб.
    14. Роте X.: "Избрал он совсем особый путь" (Державин с 1774 по 1795 г.)
    Входимость: 3. Размер: 33кб.
    15. Записки из известных всем произшествиев и подлинных дел. 4. С окончания военной прехождение статской службы в средних чинах по отставку
    Входимость: 3. Размер: 42кб.
    16. Ходасевич В.Ф.: Державин. Глава 4.
    Входимость: 3. Размер: 65кб.
    17. Демин А. О.: Трагедия Г. Р. Державина "Атабалибо, или Разрушение Перуанской империи" и "Всемирный путешествователь" Ж. Ла Порта
    Входимость: 3. Размер: 38кб.
    18. Данько Е. Я.: Изобразительное искусство в поэзии Державина
    Входимость: 3. Размер: 69кб.
    19. К Н.Н. Демидову. 4 июля 1783.
    Входимость: 2. Размер: 1кб.
    20. Видение мурзы
    Входимость: 2. Размер: 11кб.
    21. Орлов П. А.: Г. Р. Державин. Развитие русского классицизма и начало его коренных изменений
    Входимость: 2. Размер: 61кб.
    22. К Безбородке. Май 1783.
    Входимость: 2. Размер: 2кб.
    23. Глинка Н. И. Державин в Петербурге. Петербургские адреса Г. Р. Державина
    Входимость: 2. Размер: 3кб.
    24. Левенштейн О. Г.: Г. Р. Державин на посту статс-секретаря при императрице Екатерине II (1791-1793 гг.)
    Входимость: 2. Размер: 14кб.
    25. К Безбородке Май 1783.
    Входимость: 2. Размер: 1кб.
    26. К Безбородке. 1783 год.
    Входимость: 2. Размер: 2кб.
    27. К Императрице. Май 1783.
    Входимость: 2. Размер: 2кб.
    28. Записки из известных всем произшествиев и подлинных дел. 5. С определения его в губернаторы до удаления его от онаго звания и возведения в вышние государственные чины и должности
    Входимость: 2. Размер: 75кб.
    29. К княгине Дашковой. Май 1783.
    Входимость: 2. Размер: 3кб.
    30. К. Н.А. Львову. 18 января 1784.
    Входимость: 2. Размер: 6кб.
    31. На приобретение Крыма
    Входимость: 2. Размер: 9кб.
    32. Брилиант С.М.: Г.Р. Державин. Его жизнь, литературная деятельность и служба. Глава 3.
    Входимость: 2. Размер: 29кб.
    33. К княгине Дашковой. 25 ноября 1783.
    Входимость: 2. Размер: 3кб.
    34. К князю Вяземскому. Июль 1783.
    Входимость: 2. Размер: 5кб.
    35. К князю А.А. Вяземскому. 1783 год.
    Входимость: 2. Размер: 2кб.
    36. Курилов A. С.: Начало Державиноведения в России
    Входимость: 2. Размер: 40кб.
    37. От П. Лазарева. 5 октября 1783.
    Входимость: 2. Размер: 2кб.
    38. К Козодавлеву. Май 1783.
    Входимость: 2. Размер: 2кб.
    39. К братьям Демидовым. С. Петербург, 2 июля 1783.
    Входимость: 2. Размер: 2кб.
    40. Михайлов О. Громовой пролети струей. Глава 4. "Фелица".
    Входимость: 2. Размер: 55кб.
    41. Благодарность Фелице
    Входимость: 2. Размер: 3кб.
    42. На отсутствие ея величества в Белоруссию
    Входимость: 2. Размер: 8кб.
    43. Берков П. Н.: Державин и Карамзин в истории русской литературы конца XVIII — начала XIX века
    Входимость: 2. Размер: 26кб.
    44. Мой истукан
    Входимость: 1. Размер: 22кб.
    45. Михайлов О. Громовой пролети струей. Г. Р. Державин. Биографическая статья.
    Входимость: 1. Размер: 9кб.
    46. Николаева Т. М.: Просторечие Г. Р. Державина и русский литературный язык XVIII-XIX столетий
    Входимость: 1. Размер: 10кб.
    47. На смерть князя Мещерского
    Входимость: 1. Размер: 5кб.
    48. Сионова С. А.: "Союз разумных и добронравных" М. Н. Муравьева
    Входимость: 1. Размер: 7кб.
    49. От Каница. Казань, 18 ноября 1779. (перевод с немецкого)
    Входимость: 1. Размер: 6кб.
    50. Хуторова Л. М.: Коллекция книг и документов второй половины XVIII-начала XIX в. из собрания А. М. Вилькена в фондах Национального музея РТ
    Входимость: 1. Размер: 9кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Переписка Державина
    Входимость: 13. Размер: 74кб.
    Часть текста: 7. От Максимова. 28 января 1774. 8. От Гринева. 2 марта 1774. 9. Тайное наставление г. подпоручику л.-гв. Преображенского полку . Казань, 6 марта 1774. 10. К Бибикову, Синбирск, 8 марта 1774. 11. От Макарова. Казань, 12 марта 1774. 12. К Бибикову. Малыковка, 13 марта 1774. 13. К Симонову. 13 марта 1774. 14. К князю Голицыну. 13 марта 1774. 15. К . 13 марта 1774. 16. От . Сызрань, 14 марта 1774 (получ. 17 марта). 17. От Серебрякова и Герасимова. 16 марта 1774. (получ. 19 марта). 18. От Бибикова. Кичуй, 21 марта 1774 (получ. 26 марта). 19. Приказ Серебрякову и Герасимову. 22 марта 1774. 20. К Тишину (Секретно). Март 1774. 21. От . Сызранъ, 26 марта 1774. 22. К Бибкову. 27 марта 1774. 23. К Тишину. Март 1774. 24. Малыковским дворцовым управительским делами. 30 марта 1774. 25. От Соловьева. Март 1774. 26. К Кречетникову. 31 марта 1774. 27. От Бибикова. Богульма, 31 марта 1774 (получ. 6 апреля). 28. От Бушуева. Богульма, 31 марта 1774. 29. От Серебрякова и Герасимова, 31 марта 1774 (получено 3 апреля). 30. От Кречетникова. , 3 апреля (получ. 6 апр.). 31. От Серебрякова. 5 апреля 1774 (получ. 6 апреля). 32. К Кречетникову. 7 апреля. 33. От Тишина. 7 апреля 1774. 34. От Ларионова. 9 апреля (получ. 15). 35. От Новосильцова. , 10 апреля 1774. 36. От Конторы опекунства иностранных (По секрету). , 10 апреля 1774. 37. От Серебрякова. Мечетное, 14 апреля. 38. От Серебрякова и Герасимова. 14 апреля 1774. 39. От Новосильцова. , 16 апреля 1774. 40. От...
    2. Данько Е. Я.: Изобразительное искусство в поэзии Державина. Глава 3
    Входимость: 10. Размер: 42кб.
    Часть текста: прибора", сохранившееся в архиве двора. 2 Изучая дворянскую культуру XVIII в., следует обратить внимание на этот документ, тем более что, но многим данным, "программа" столового прибора составлена Н. А. Львовым, а "Описание" принадлежит перу Г. Р. Державина. По своему идейному содержанию скульптура столового прибора как бы продолжает сюиту барельефов, исполненных Рашетом по программе Н. А. Львова для сената в 1779 г. и описанных Державиным в его "Изъяснении аллегорических сюжетов, бывших в зале общего собрания сената". 3 В сенатских барельефах давалась хвалебная оценка внутренней политики екатерининского правительства. Скульптурная аллегория столового прибора, построенная на том же идейном стержне, дает оценку внешней, завоевательной политики Екатерины, в частности — покорения Крыма. Словарь изобразительных символов и эмблем, вскрытый Державиным в "Изъяснении" сенатских барельефов, — совершенно тот же, что и в "Описании" столового прибора. Стилистические особенности и почти текстуальные совпадения в "Изъяснении" и в "Описании" заставляют нас предполагать, что оба эти произведения написаны одним автором. Заказ Рашету на барельефы для сената и заказ фарфоровому заводу на "арабесковый" сервиз исходили из одного источника — от генерал-прокурора А. А. Вяземского, под начальством которого служили одновременно и Державин и Рашет: Державин — экзекутором I департамента сената с 1779 по 1783 г., Рашет с 1779 г. модельмейстером на фарфоровом заводе, находившемся в ведении Вяземского....
    3. Глухов B. И.: Поэтические прозрения позднего Державина
    Входимость: 6. Размер: 65кб.
    Часть текста: этими этапами — предыдущим и новым — они в сущности, не усматривают. Касаясь художественной природы державинской поэзии, они чаще всего объясняют ее принадлежностью ее творца к классицизму — господствовавшему тогда в литературе направлению, от ряда принципов которого он, однако, уже отказывается. По заключению Д. Д. Благого, поэзия Державина «во многом и существенном, выплескивается из берегов классицизма, но... Державин все же не перестает быть замечательнейшим представителем именно этого литературного направления. Это определяет и чисто художественную сторону его произведений» 1 . Сходной точки зрения по данному вопросу придерживаются также А. В. Западов и И. З. Серман 2 . Другой подход к истолкованию художественной специфики творчества Державина намечался в работах Г. А. Гуковского, писавшего о тяготении его поэтического метода к реализму. Ученый не отрицает генетической связи поэта с классицизмом, но подчеркивает, что он разрушает художественную систему классицизма и идет дальше: «На обломках классической поэзии Державин начинал строить новое миропонимание в искусстве, несущее в себе элементы и предромантические и реалистические» 3 . Этот взгляд на художественную природу творчества Державина решительно подхватывает и развивает Г. П. Макогоненко, доказывающий, что все новации и находки поэта на всем протяжении творческого пути определяет реалистический метод 4 . Он отвергает концепцию Д. Д. Благого и его последователей как несостоятельную, парадоксально противоречивую и игнорирующую истинное богатство державинской поэзии. Думается, в обеих точках зрения есть зерно истины, но они не свободны и от очевидных натяжек, логических неувязок или преувеличений. Конечно же, нелогично утверждать, что Державин взрывает жанровую и стилистическую систему классицизма, но, не сумев осуществить...
    4. Глинка Н. И. Державин в Петербурге. Глава 3. "Я царь — я раб — я червь — я бог!".
    Входимость: 5. Размер: 44кб.
    Часть текста: модную, тонкой французской работы табакерку, с язвительной усмешкой добавил: "Хорошо, братец, вижу и поздравляю". Правда, по словам Державина, "с того времени закралась в его сердце ненависть и злоба, так что равнодушно с новопрославившимся стихотворцем говорить не мог: привязываясь во всяком случае к нему, не токмо насмехался, но и почти ругал, проповедуя, что стихотворцы не способны ни к какому делу". Тогда еще совсем недавно прошумела ода "Фелица", написанная Державиным в конце 1782 года. Главный персонаж ее был заимствован поэтом из "Сказки о царевиче Хлоре", сочиненной Екатериною для ее малолетнего внука Александра и опубликованной в 1781 году. Хлор — сын киевского царя — похищен киргизским ханом, который приказывает ему найти розу без шипов, олицетворяющую собой добродетель. По дороге царевич встречает дочь хана — приветливую Фелицу 1 , которая дает мальчику в спутники своего сына Рассудок. Последний, увлекая Хлора от разных искушений, попадающихся на пути, доводит царевича до крутой каменной горы, где растет роза без шипов. Хан отправляет царевича с розой в Киев домой. Из этой маленькой нравоучительной сказки Державин и взял свою "богоподобную царевну", "которой мудрость несравненна", и воспел Екатерину. Произведение названо одой, но...
    5. Фелица
    Входимость: 4. Размер: 32кб.
    Часть текста: смертным проливаешь; Подобно в карты не играешь, Как я, от утра до утра. Не слишком любишь маскарады, А в клоб не ступишь и ногой; Храня обычаи, обряды, Не донкишотствуешь собой; Коня парнасска не седлаешь, К дух а м— в собранье не въезжаешь, Не ходишь с трона на Восток; Но кротости ходя стезею, Благотворящею душою, Полезных дней проводишь ток. А я, проспавши до полудни, Курю табак и кофе пью; Преобращая в праздник будни, Кружу в химерах мысль мою: То плен от персов похищаю, То стрелы к туркам обращаю; То, возмечтав, что я султан, Вселенну устрашаю взглядом; То вдруг, прельщаяся нарядом, Скачу к портному по кафтан. Или в пиру я пребогатом, Где праздник для меня дают, Где блещет стол сребром и златом, Где тысячи различных блюд; Там славный окорок вестфальской, Там звенья рыбы астраханской, Там плов и пироги стоят, Шампанским вафли запиваю; И всё на свете забываю Средь вин, сластей и аромат. Или средь рощицы прекрасной В беседке, где фонтан шумит, При звоне арфы сладкогласной, Где ветерок едва дышит, Где всё мне роскошь представляет, К утехам мысли уловляет, Томит и оживляет кровь; На бархатном диване лежа, Младой девицы чувства нежа, Вливаю в сердце ей любовь. Или великолепным цугом В карете английской, златой, С собакой, шутом или другом, Или с красавицей какой Я под качелями гуляю; В шинки пить меду заезжаю; Или, как то наскучит мне, По склонности моей к премене, Имея шапку набекрене, Лечу на резвом бегуне. Или муз ы кой и певцами, Органом и волынкой вдруг, Или кулачными бойцами И пляской веселю мой дух; Или, о всех делах заботу Оставя, езжу на охоту И забавляюсь лаем псов; Или над невскими брегами Я тешусь по ночам рогами И греблей удалых гребцов. Иль, сидя дома, я прокажу, Играя в дураки с женой; То с ней на голубятню лажу, То в жмурки резвимся порой; То в свайку с нею веселюся, То ею в голове ищуся; То в книгах рыться я люблю, Мой ум и сердце просвещаю, Полкана и Бову читаю; За библией, зевая, сплю. Таков,...
    6. Архангельский А.: Г. Р. Державин - биографическая справка
    Входимость: 4. Размер: 35кб.
    Часть текста: в передней по несколько часов, дожидаясь их выходу; но когда выходили, не хотел никто выслушать ее порядочно, но все с жестокосердием ее проходили мимо, и она должна была ни с чем возвращаться домой". Эти впечатления детства оставили в душе ребенка неизгладимый след; поэту "врезалось ужаснейшее отвращение от людей неправосудных и притеснителей сирот", и идея "правды" сделалась впоследствии господствующей его чертой. Переехав в Казань, вдова отдала детей для обучения сначала гарнизонному школьнику Лебедеву, потом артиллерии штык-юнкеру Полетаеву; учителя эти были не лучше Розе. В 1759 г., с открытием в Казани гимназии, Державин вместе с братом были помещены в гимназию. Образовательные средства и здесь были не велики; учеников, главным образом, заставляли выучивать наизусть и произносить публично сочиненные учителями речи, разыгрывать трагедии Сумарокова, танцевать и фехтовать. Собственно научным предметам, "по недостатку хороших учителей", в гимназии "едва ли" - по словам Державина - учили его "с лучшими правилами, чем прежде". За время пребывания в гимназии он усовершенствовался лишь в немецком языке и пристрастился к рисованию и черчению. Державин был в числе первых учеников, особенно успевая в "предметах, касающихся воображения". Недостаток систематического образования отчасти пополнялся чтением. Державин пробыл в гимназии около 3 лет: в начале 1762 г., года за два перед тем записанный в гвардию, он был вытребован в Петербург на службу. В марте 1762 г. Державин был уже в Петербурге, в солдатских казармах. Последовавшие затем двенадцать лет (1762 - 1773) составляют наиболее безотрадный период в его жизни. Тяжелая черная работа поглощает почти все его время; его окружают невежественные товарищи; это быстро и самым гибельным образом действует на увлекающегося юношу. Он пристрастился к картам, играя сначала "по...
    7. Кочеткова Н. Д.: «Правосудие» и «милость» в поэзии Державина
    Входимость: 4. Размер: 17кб.
    Часть текста: Державина. И это вполне понятно, так как именно названная тема особенно тесно связывала, объединяла творчество поэта и его государственную деятельность. В стихотворении "Осень" (предположительно датируемом 1804 г.), Державин писал: Я дни мнил Астреи, мир и покой Ввесть в распрей вертеп; и с чистой душой Благ всем желал. 1 В "Объяснениях" к своим сочинениям поэт так прокомментировал эти строки: "Автор говорит про себя, что, будучи генерал-прокурором, хотел ввести правосудие, желая общих благ". Постоянно размышляя о сущности правосудия, Державин неоднократно обращался к тексту Псалтири. Здесь он находил созвучные ему идеи, получавшие затем в его стихах новую интерпретацию. Характерный пример — знаменитое переложение 81-го псалма "Властителям и судиям" (1780), которое обычно интерпретируется, ц не без основания, как обличение "земных богов", т. е. царей. 2 Между тем стихотворение имеет и более широкий смысл, отражая нравственные искания Державина, продолжавшиеся на протяжении всей его жизни. Сопоставление текста стихотворения, точнее разных его редакций и вариантов, с текстом Библии обнаруживает существенные расхождения, что отчасти было уже отмечено исследователями. Обратим внимание на заключительные строки 81-го псалма: "Воскресни, Боже, суди земли, яко ты наследи-ши во всех языцех". Другие русские поэты XVIII века, обращавшиеся к этому же псалму, стремились более или менее точно передать библейский текст. Так, в переложении В. И. Майкова, осуществленном не позднее 1773 г., соответствующие строки звучали так: Боже, сие внемли, Сколь неправды в нас велики Воскресни, суди земли И наследуй меж языки! 3 Державин уже в...
    8. Чечулин Н.: О стихотворениях Державина
    Входимость: 4. Размер: 106кб.
    Часть текста: начал он писать драматические произведения (II, 367), он писал и басни, потому что пользовались успехом басни Хемницера, он начинал и героическую поэму "Пожарский", потому что писал поэмы Херасков (II, 5, 8, 367; III, 93) 1 . Но сменилось одно поколение, — и внуки современников столь прославленного в свое время поэта знали о нем почти только то, что это был лирик, по преимуществу певец Екатерины, автор нескольких хороших од — "Фелица", "Водопад", "Бог"; они помнили первые строфы этих произведений, да, может быть, повторяли иногда, полушутя, некоторые прозаизмы из его громких лирических произведений, каковы, напр., Поэзия тебе любезна, Приятна, сладостна, полезна, Как летом вкусный лимонад, или И, словом, тот хотел арбуза, А тот — соленых огурцов. Такое отношение к Державину совершенно естественно: истинно великого, вечного, он ничего не создал. Но тем не менее, он был не только замечательнейшим поэтом своего времени, но и действительно крупным поэтом, и его произведения, во многих отношениях представляют большой интерес и теперь 2 . Славу, какою в свое время пользовался Державин, доставили ему и поэтические достоинства его стихотворений и самое их содержание, так как он явился выразителем идей и взглядов своего времени- именно в той мере, которая дает писателю известность широкую и громкую, хотя и не долговечную. В XVIII ст., в этом веке просвещения, более чем в какое либо другое время люди были горды своими успехами в умственной сфере, считали себя достигшими в ней такой высоты, которая никогда не была и не будет превзойдена. Их миросозерцание было, поэтому, оптимистическое; они были готовы спокойно уживаться с существовавшим положением вещей; им представлялось не подлежащими вообще говоря, сомнению, что жизнь и все житейские отношения и невозможно устроить лучше, чем они сложились; лишь немногие мечтали об улучшениях, но и...
    9. На Новый год
    Входимость: 4. Размер: 13кб.
    Часть текста: права, Достаток нужный, добра слава Творят счастливее царей. А если милой и приятной Любим Пленирой я моей, И в светской жизни коловратной Имею искренних друзей, Живу с моим соседом в мире, Умею петь, играть на лире, — То кто счастливее меня? От должностей в часы свободны Пою моих я радость дней; Пою творцу хвалы духовны И добрых я пою царей. Приятней гласы становятся, И слезы нежности катятся, Как россов матерь я пою. Петры, и Генрихи, и Титы В народных век живут сердцах; Екатерины не забыты Пребудут в тысящи веках. Уже я вижу монументы, Которых свергнуть элементы И время не имеют сил. Декабрь 1780 или январь 1781 Варианты Ст. 4—6: Пришел на землю Новый Год (1781). Мольбы и плески восшумели, Тимпаны, громы возгремели. Ст. 11—13: И дай желаниям венец! Среди текущих рек блаженства Мы благ желаем совершенства. Ст. 19: Безсмертной воин жаждет славы. Ст. 21: Леандр Фортуны при игре Ст. 26—28: Здоровье, хлеб и совесть права, Одежда, сон и добра слава Меня равняют с королем. Ст. 29: А если милой и прекрасной. Ст. 31: И в здешней жизни, пышной, страстной. Ст. 33: Живу с моим соседством в мире. Ст. 35: Кто есть счастливее меня (1780 и 1783). Ст. 36: От должности в часы свободны (1780, 1783 и 1798). Ст. 40: Нежнее гласы становятся (1780). Ст. 43: Петры, Траяны, Генрих, Титы. Примечания На Новый год (стр. 93). Впервые — «СПб. вестник», 1781, № 1, стр. 3. После получения критических замечаний И. И. Хемницера и В. В. Капниста в письме, присланном из имения последнего — Обуховки (см. «Отчет Публичной библиотеки за 1892 г.», СПб., 1895, где в приложениях, стр. 10—27, помещены выправленный Хемницером и Капнистом текст оды и объяснительное письмо от 5 марта 1781 г.), стихотворение было переработано Державиным и напечатано в «Собеседнике», 1783, ч. 1, стр. 36. Печ. по...
    10. Михайлов О. Громовой пролети струей. Комментарии.
    Входимость: 3. Размер: 30кб.
    Часть текста: книга О. Михайлова "Иван Алексеевич Бунин". Итогом многолетних трудов стала монография "Строгий талант". Автор много работает в сфере исторической романистики, сфера его интересов широка и разнообразна: русские государи, романы "Суворов" (1973), "Куприн" (1981), "Кутузов" (1988), "Александр III" (1997) и др. Всего он написал более 30 научно-популярных, литературно-критических и художественных книг. О. Н. Михайлов — лауреат премии Министерства обороны СССР. Роман печатается по изданию: Михайлов О. Н. Державин: Романизированное описание исторических происшествий и подлинных событий, заключающих в себе жизнь Гаврилы Романовича Державина. М.: Молодая гвардия, 1977. Для настоящего издания автор существенно переработал свой роман. Стр. 11. Фридрих Великий. — Здесь имеется в виду Фридрих II (1712 — 1786), прусский король из династии Гогенцоллернов, крупный полководец, дипломат. Помимо прочего, был неплохим музыкантом, даже сочинял музыку; занимался историей, философией, поэзией. Его стихи переводили многие поэты XVIII в. Стр. 14. ... в смутную пору...