• Приглашаем посетить наш сайт
    Баратынский (baratynskiy.lit-info.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "1804"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
    Поиск  
    1. Колесница
    Входимость: 9. Размер: 10кб.
    2. Глинка Н. И. Державин в Петербурге. Глава 8. "Мое время прошло... ".
    Входимость: 6. Размер: 66кб.
    3. На возвращение графа Зубова из Персии
    Входимость: 6. Размер: 19кб.
    4. Курилов A. С.: Начало Державиноведения в России
    Входимость: 6. Размер: 40кб.
    5. Кокшенева К. А.: Драматические сочинения Г. Р. Державина
    Входимость: 6. Размер: 61кб.
    6. Глухов B. И.: Поэтические прозрения позднего Державина
    Входимость: 5. Размер: 65кб.
    7. Осень
    Входимость: 5. Размер: 4кб.
    8. Фонарь
    Входимость: 4. Размер: 7кб.
    9. Назарова Л.Н.: Об одной эпиграмме Г. Р. Державина
    Входимость: 4. Размер: 9кб.
    10. Альтшуллер М.: Несколько уточнений к текстам стихотворений Г. Р. Державина
    Входимость: 4. Размер: 20кб.
    11. Левицкий А. А.: Образ воды у Державина и образ поэта
    Входимость: 4. Размер: 75кб.
    12. Зима
    Входимость: 3. Размер: 3кб.
    13. Ионин Г. Н.: Анакреонтические стихи Карамзина и Державина
    Входимость: 3. Размер: 40кб.
    14. Чечулин Н.: О стихотворениях Державина
    Входимость: 3. Размер: 106кб.
    15. Архангельский А.: Г. Р. Державин - биографическая справка
    Входимость: 3. Размер: 35кб.
    16. Полюшкина Р. А.: Характер лирического "Я" в анакреонтической поэзии Г. Р. Державина
    Входимость: 3. Размер: 27кб.
    17. Никифорова С. А.: Славянские представления о смерти в поэзии Г. Р. Державина
    Входимость: 2. Размер: 11кб.
    18. Параше
    Входимость: 2. Размер: 6кб.
    19. Венец бессмертия
    Входимость: 2. Размер: 11кб.
    20. На пастуший балет
    Входимость: 2. Размер: 2кб.
    21. Весна
    Входимость: 2. Размер: 5кб.
    22. Западов В.А. Вступительная статья к изданию стихотворений 1957 года
    Входимость: 2. Размер: 10кб.
    23. Сидорова М. М.: Личность и творчество Г. Р. Державина как предмет изучения и преподавания в Казанском университете в XIX веке
    Входимость: 2. Размер: 10кб.
    24. К красавцу
    Входимость: 2. Размер: 7кб.
    25. Николаева Т. М.: Просторечие Г. Р. Державина и русский литературный язык XVIII-XIX столетий
    Входимость: 2. Размер: 10кб.
    26. Западов В. Л.: Поэтический путь Державина
    Входимость: 2. Размер: 40кб.
    27. Заздравный орел
    Входимость: 2. Размер: 4кб.
    28. Лето
    Входимость: 2. Размер: 3кб.
    29. Михайлов О. Громовой пролети струей. Глава 10. Покою, мой капнист! Покою...
    Входимость: 2. Размер: 66кб.
    30. Подольская И. И.: Державин
    Входимость: 2. Размер: 36кб.
    31. На гроб N. N.
    Входимость: 2. Размер: 1кб.
    32. На Мальтийский орден
    Входимость: 2. Размер: 50кб.
    33. Соловей во сне
    Входимость: 2. Размер: 4кб.
    34. Горки
    Входимость: 2. Размер: 2кб.
    35. К Грациям
    Входимость: 2. Размер: 3кб.
    36. Добрыня. Примечания
    Входимость: 2. Размер: 6кб.
    37. Анакреон у печки
    Входимость: 1. Размер: 3кб.
    38. Михайлов О. Громовой пролети струей. Хронологическая таблица.
    Входимость: 1. Размер: 5кб.
    39. На безбожников
    Входимость: 1. Размер: 2кб.
    40. На статую Петра Великого
    Входимость: 1. Размер: 4кб.
    41. Галимуллина А. Ф.: Переводы Г. Р. Державина на татарский язык
    Входимость: 1. Размер: 10кб.
    42. На победы в Италии
    Входимость: 1. Размер: 18кб.
    43. Западов В. А.: Работа Г. Р. Державина над "Рассуждением о лирической поэзии". Примечания
    Входимость: 1. Размер: 19кб.
    44. От графини Матюшкиной. С. Петербург, 1 октября 1786 (получ. 9 ноября).
    Входимость: 1. Размер: 2кб.
    45. Глинка Н. И. Державин в Петербурге. Глава 7. "Храм словесности".
    Входимость: 1. Размер: 41кб.
    46. Михайлов О. Громовой пролети струей. Г. Р. Державин. Биографическая статья.
    Входимость: 1. Размер: 9кб.
    47. Крезов Эрот
    Входимость: 1. Размер: 2кб.
    48. Глинка Н. И. Державин в Петербурге. Глава 6. "Державин — бич вельмож... ".
    Входимость: 1. Размер: 62кб.
    49. Панин C. В.: Автобиографическая дилогия Г. Р. Державина
    Входимость: 1. Размер: 40кб.
    50. К Я.И. Булгакову. И мая 1797.
    Входимость: 1. Размер: 2кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Колесница
    Входимость: 9. Размер: 10кб.
    Часть текста: По расцветающим нолям; Сидящий, правящий возница, По конским натянув хребтам Блестящи вожжи, держит стройно, Искусством сравнивая их, И в дальнем поприще спокойно Осаживал скок одних, Других же, к бегу побуждая, Прилежно взорами блюдет; К одной, мете их направляя, Грозит бичом иль им их бьет. Животные, отважны, горды. Под хитрой ездока уздой Лишенны дикия свободы И сопряженны меж собой, Едину волю составляют, Взаимной силою везут; Хоть иод ярмом себя считают, Но, ставя славой общий труд, Дугой нагнув волнисты гривы, Бодрятся, резвятся., бегут. Великолепный и красивый Вид колеснице придают. Возница вожжи ослабляет, Смиренством коней убедясь, Вздремал. - И тут врасплох мелькает Над ним черна тень, виясь, Коварных врагов, своевольных: Кричат - и, потемняя путь, Пужают коней толь покойных. - Дрожат, храпят, ушми прядут И, стисяув. сталь, во рту зубами, Из рук возницы вожжи рвут, Бросаются, и прах ногами Как вихорь под собою вьют; Как стрелы, из лука пущенны, Летят они во весь опор. От сна возница возбужденный Поспешно открывает взор. Уже колеса позлащенны Как огнь, сквозь пыль кружась, гремят; Ездок, их шумом устрашенный, Вращая побледнелый взгляд, Хватает вожжи, но уж поздно; Зовет по именам коней, Кричит и их смиряет грозно; Но уж они его речей Не слушают, не понимают, Не знают голоса того, Кто их любил, кормил, - пыхают И зверски взоры на него Бросают страшными огнями. Уж дым с их жарких морд валит,...
    2. Глинка Н. И. Державин в Петербурге. Глава 8. "Мое время прошло... ".
    Входимость: 6. Размер: 66кб.
    Часть текста: не стало, и рукопись вернули автору. В 1798 году в Москве появился сборник его стихов без иллюстраций. Поэт был им весьма недоволен, хотя книжку быстро раскупили. По выходе в отставку Державин задумал роскошное издание с воспроизведением всех оленинских виньет. Он решил отпечатать иллюстрации за границей и послал рукописную книгу в Англию, но прославленные британские граверы запросили за исполнение 12 тысяч рублей, и замысел расстроился. Шли годы, количество сочинений росло, их переписывали в большеформатные тетради, которые потом одели в картонные переплеты с темно-зелеными кожаными корешками. К более ранним стихотворениям были перерисованы заставки и концовки Оленина, к более поздним иллюстрации сделал художник И. А. Иванов, окончивший Академию художеств по архитектурному классу, а потом около пяти лет работавший под руководством Н. А. Львова. Постепенно составилось несколько томов, подготовленных к печати, Державину помогал его неизменный долголетний секретарь Евстафий Михайлович Аврамов. Не осталась безучастной и Дарья Алексеевна: она неплохо играла на арфе, знала толк в музыке и начала собирать ноты к стихам мужа, сочиненные прославленными в то время композиторами: Сарти, Бортнянским, Трутовским, Козловским и другими. Державин намечал издать шесть томов. Но в...
    3. На возвращение графа Зубова из Персии
    Входимость: 6. Размер: 19кб.
    Часть текста: Под кровом нощи отдохнуть. Здесь нам встречаются стремнины, Там терны, там ручьи в тени; Там мягкие луга, равнины, Там пасмурны, там ясны дни; Сей с холма в пропасть упадает, А тот взойти спешит на холм. Кого же разум почитает Из всех, идущих сим путем, По самой истине счастливым? Не тех ли, что, челом к звездам Превознесяся горделивым, Мечтают быть равны богам; Что в пурпуре и на престоле Превыше смертных восседят? Иль тех, что в хижине, в юдоле, Смиренно на соломе спят? Ах нет! не те и не другие Любимцы прямо суть небес, Которых мучат страхи злые, Прельщают сны приятных грез; Но тот блажен, кто не боится Фортуны потерять своей, За ней на высоту не мчится, Идет середнею стезей И след во всяком состояньи Цветами усыпает свой. Кто при конце своих ристаний Вдали зреть может за собой Аллею подвигов прекрасных; Дав совести своей отчет В минутах светлых и ненастных, С улыбкою часы те чтет, Как сам благими насладился, Как спас других от бед, от нужд, Как быть всем добрым торопился, Раскаянья и вздохов чужд. О юный вождь! сверша походы, Прошел ты с воинством Кавказ, Зрел ужасы, красы природы: Как, с ребр там страшных гор лиясь, Ревут в мрак бездн сердиты реки; Как с чел их с грохотом снега Падут, лежавши целы веки; Как серны, вниз склонив рога, Зрят в мгле спокойно под собою Рожденье молний и громов. Ты зрел, как ясною порою Там солнечны лучи, средь льдов, Средь вод,...
    4. Курилов A. С.: Начало Державиноведения в России
    Входимость: 6. Размер: 40кб.
    Часть текста: как таковых, их формо-содержательной сущности, видах и разновидностях, их внутреннем строении и т. д.), критикой (наукой «открывать красоты и недостатки в произведениях искусств и литературы» 1 ). У всех этих наук один объект — произведения художественной литературы, но разные предметы. Критику и поэтику литературно-художественные произведения интересуют сами по себе, безотносительно ко времени их создания и публикации. Предмет одной — красоты и недостатки произведений, другой — род и вид произведений, соотношение в них формы и содержания, их композиция и т. д. Теорию литературы произведения интересуют как предмет, определяющий сущность литературы, ее специфику, характер и состояние на каждом этапе ее исторического развития, обогащая или обедняя при этом само понятие о художественной литературе и литературном произведении. Историю литературы произведения интересуют как главная составляющая литературно-художественных и литературно-общественных движений, показатель своеобразия этих движений и хронологических их границ, начиная с возникновения до расцвета и увядания, а также как свидетельство борьбы и смены...
    5. Кокшенева К. А.: Драматические сочинения Г. Р. Державина
    Входимость: 6. Размер: 61кб.
    Часть текста: достоинство. В «Рассуждении о лирической поэзии или об оде» он говорит, что поэт должен уметь «изгибаться по страстям и облекать их в сердечные чувствования» с тем, чтобы «уставщик музыки» мог позаимствовать от него выразительность 3 . На наш взгляд, необходимо говорить о драматических сочинениях Державина в полном объеме, не исключая ни одного жанра: трагедии, трагедии с хорами, героические представления, оперы. Всюду Державин выступает как драматург — он не пишет драмы для чтения. Он пишет драмы для сцены: его тексты должны звучать, произноситься вслух. Ремарки, построение драм, описание сценических эффектов — все говорит о связи Державина-драматурга с театром его времени. Отметим сразу, что только его трагедия «Ирод и Мариамна» была представлена на публичной сцене. Между тем, Державин всегда мысленно видел свои сочинения на сцене, тому много свидетельств современников. 1 Более десяти лет Державин упрямо возвращался к написанию сочинений для театра, несмотря на неуспех его на драматическом поприще. (Утвердиться в глазах общества в качестве драматурга можно было только в том случае, если твои пьесы были поставлены на сцене, публично исполнены.) Державинский интерес к театру часто объясняли рядом конкретных фактов — соперничеством с Озеровым, объявлением конкурса Российской Академии наук, приглашающей с 1805 г. к написанию «похвальных слов» и других произведений 4 . Конкурс, объявленный Академией в 1806 г. — «сочинить трагедию российскими стихами», — действительно подвигнул Державина к сему занятию, что, в то же время, еще никак не объясняет его столь устойчивого интереса к драматическому сочинительству. «Соперничество» же с Озеровым не могло служить поводом к...
    6. Глухов B. И.: Поэтические прозрения позднего Державина
    Входимость: 5. Размер: 65кб.
    Часть текста: данному вопросу придерживаются также А. В. Западов и И. З. Серман 2 . Другой подход к истолкованию художественной специфики творчества Державина намечался в работах Г. А. Гуковского, писавшего о тяготении его поэтического метода к реализму. Ученый не отрицает генетической связи поэта с классицизмом, но подчеркивает, что он разрушает художественную систему классицизма и идет дальше: «На обломках классической поэзии Державин начинал строить новое миропонимание в искусстве, несущее в себе элементы и предромантические и реалистические» 3 . Этот взгляд на художественную природу творчества Державина решительно подхватывает и развивает Г. П. Макогоненко, доказывающий, что все новации и находки поэта на всем протяжении творческого пути определяет реалистический метод 4 . Он отвергает концепцию Д. Д. Благого и его последователей как несостоятельную, парадоксально противоречивую и игнорирующую истинное богатство державинской поэзии. Думается, в обеих точках зрения есть зерно истины, но они не свободны и от очевидных натяжек, логических неувязок или преувеличений. Конечно же, нелогично утверждать, что Державин взрывает жанровую и стилистическую систему классицизма, но, не сумев осуществить новый художественный синтез, все-таки остается в русле этого направления, включая его творчество после 1794 г., как это делает Благой. Однако будет очевидной натяжкой видеть в поэте и реалиста, не разрешив вопроса о том, что же такое реализм в лирике. Как...
    7. Осень
    Входимость: 5. Размер: 4кб.
    Часть текста: туманах ржет нам война: Благ ли творец? Ах! благ всех зиждитель, я слышу, ты рек: Невежда предерзкий лишь ты, человек, Не видишь, не знаешь пользы своей; Сам часто своих ты ищешь сетей: Хранит только бог. О! правда то, правда! Смирим же пред ним Наш глупый мы ропот и волю дадим Всемощной деснице солнце водить; Бег мира превратна станем сносить, Чтящи свой рок. Так если с Урала златые ключи В царский лил кладезь, их сам не пьючи, — Я дни мнил Астреи, мир и покой Ввесть распрей в вертеп; и с чистой душой Благ всем желал. Но то коль не надо, — оставим судьбам Премудрым дать лучший здесь жребий людям Сев, сами прикажем в нашем гнезде Осени доброй нам дать по труде Счастья покал. Осень 1804(?) Примечания Осень (стр. 300). Впервые — «Вестник Европы», 1805. №23, стр. 189, с подписью «Д — нъ». Печ. по Изд. 1808 г., т. 2, стр. 230. Ярцов А. Н. (1737—1819) — родственник и приятель Державина. В журнале вместо фамилии «Ярцов» было напечатано «Шахтин», в Изд. 1808 г. —...
    8. Фонарь
    Входимость: 4. Размер: 7кб.
    Часть текста: на стогне трубный, Пронзает нощь и тишину; Очаровательный огнь чудный Малюет на стене луну. В ней ходят тени разнородны: Волшебник мудрый, чудотворный. Жезла движеньем, уст, очес То их творит, то истребляет; Народ толпами поспешает Смотреть к нему таких чудес. Явись! И бысть. Пещеры обитатель дикий, Из тьмы ужасной превеликий Выходит лев. Стоит, — по гриве лапой кудри Златые чешет, вьет хвостом; И рев И взор его, как в мраке бури, Как яры молнии, как гром, Сверкая, по лесам грохочет. Он рыщет, скачет, пищи хочет И, меж древес Озетя агницу смиренну, Прыгнув, разверз уж челюсть гневну... Исчезнь! Исчез. Явись! И бысть. Средь гладких океана сткляных, Зарею утренней румяных, Спокойных недр Голубо-сизый, солнцеокой Усатый, тучный рыбий князь, Осетр, Из влаги появясь глубокой, Пернатой лыстью вкруг струясь, Сквозь водну дверь глядит, гуляет; Но тут ужасный зверь всплывает К нему из бездн, Стремит в свои вод реки трубы И, как серпы, занес уж зубы... Исчезнь! Исчез. Явись! И бысть. С долины мирныя, зелены В полудни лебедь, вознесенный Под облака, Веселый глас свой ниспускает; Его долина, роща, холм, Река Стократно эхом повторяет. Но тут, как быстрый с свистом гром, На рамена его сребристы Орел прожорливый, кохтистый Упал с небес. Клюет, терзает, бьет крылами, И пух летит, как снег полями... Исчезнь! Исчез. Явись! И бысть. Спустилось солнце, вечер темный Открыл ...
    9. Назарова Л.Н.: Об одной эпиграмме Г. Р. Державина
    Входимость: 4. Размер: 9кб.
    Часть текста: вестника (ч. V, стр. 108) видно, что комедия Коварный действительно была в первый раз представлена 16 декабря этого года. К сожалению, в журнале не сообщено ни имени автора, ни других каких-либо подробностей относительно этой пьесы". В т. VIII "Сочинений Державина" (СПб., 1880), который составляет подробная биография поэта, в главе XV (раздел 3 - "Эпиграммы и басни Державина") Я. К. Грот разбирает ряд эпиграмм его на писателей-современников (Н. П. Николева, Д. И. и А. С Хвостовых, Н. Ф. Эмина, Е. И. Кострова, Н. М. Карамзина, А. Ф. Воейкова и др.). Однако эпиграмма по поводу первого представления комедии "Коварный" здесь даже не упомянута, возможно, вследствие того, что автор пьесы оставался Я. К. Гроту неизвестным. Между тем совершенно очевидно, что Державин имел в виду пятиактную комедию в прозе "Коварный" - второе произведение А. А. Шаховского. Авторство Шаховского не было тайной для многих историков русского театра, в частности, например, для Р. И. Зотова. По его словам, комедия "Коварный" "не имела успеха, потому что чисто русского,...
    10. Альтшуллер М.: Несколько уточнений к текстам стихотворений Г. Р. Державина
    Входимость: 4. Размер: 20кб.
    Часть текста: впервые было напечатано не в "Московском журнале" за 1791 год, а в журнале "Утренние часы" в феврале 1789 года. 2 В стихотворении "К Эвтерпе" говорится о предполагаемом браке Марьи Львовны Нарышкиной с князем Потемкиным. Об отношении Потемкина к Нарышкиной сообщает Сегюр в своих мемуарах, цитированных Гротом в собрании сочинений Державина. 3 Сообщение Сегюра относится к 1786 году, так как там же он говорит: "La publicite de cette liaison prouvait qu'il n'existait plus de sentiment de la meme nature entre Catherine et lui. De son cote, cette princesse dissimulait peu son penchant pour un nouveau favori, M. Yermoloff..." (Эта откровенная связь (между Потемкиным и Нарышкиной, - М. А. ) показывала, что отношения подобного характера между ним и Екатериной больше не существовали. Со своей стороны, государыня почти не скрывала своей склонности к новому фавориту Ермолову). 4 Во время путешествия императрицы на юг в 1787 году ее сопровождали обер-шталмейстер Л. А. Нарышкин и его супруга М. О. Нарышкина. 6 Видимо, дочь их путешествовала вместе с родителями. А к 1789 году относится еще одно свидетельство не остывшей за несколько лет страсти Потемкина. 9 марта 1789 (а не 1791) года А. А. Безбородко пишет Виктору Павловичу Кочубею: "Князь [Потемкин] у Льва Александровича [Нарышкина] всякий вечер провождает. В городе уверены, что он женится на Марье Львовне". 6 Стихотворение "К Эвтерпе" было прислано в Петербург из Москвы, где жил тогда Державин. Чтобы попасть в журнал, вышедший 22 февраля 1789 года, ...