• Приглашаем посетить наш сайт
    Баратынский (baratynskiy.lit-info.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "1813"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
    Поиск  
    1. Демин А.О.: Корпус драматических сочинений Г. Р. Державина: издания и рукописи
    Входимость: 6. Размер: 61кб.
    2. Кокшенева К. А.: Драматические сочинения Г. Р. Державина
    Входимость: 4. Размер: 61кб.
    3. Ходасевич В.Ф.: Державин. Глава 9.
    Входимость: 2. Размер: 127кб.
    4. Глинка Н. И. Державин в Петербурге. Глава 8. "Мое время прошло... ".
    Входимость: 2. Размер: 66кб.
    5. Гимн лиро-эпический на прогнание Французов из отечества
    Входимость: 2. Размер: 26кб.
    6. Музей-усадьба Г. Р. Державина (г. Санкт-Петербург)
    Входимость: 1. Размер: 16кб.
    7. Мой истукан
    Входимость: 1. Размер: 22кб.
    8. Глинка Н. И. Державин в Петербурге. Глава 7. "Храм словесности".
    Входимость: 1. Размер: 41кб.
    9. Рудокопы. Примечания
    Входимость: 1. Размер: 3кб.
    10. Панин C. В.: Автобиографическая дилогия Г. Р. Державина
    Входимость: 1. Размер: 40кб.
    11. Записки из известных всем произшествиев и подлинных дел
    Входимость: 1. Размер: 5кб.
    12. Михайлов О. Громовой пролети струей. Комментарии.
    Входимость: 1. Размер: 30кб.
    13. Линтур П. В.: Державин и литература Закарпатья XIX столетия
    Входимость: 1. Размер: 20кб.
    14. Записки из известных всем произшествиев и подлинных дел. 9. Упражнения его после отставки от службы
    Входимость: 1. Размер: 4кб.
    15. Михайлов О. Громовой пролети струей. Хронологическая таблица.
    Входимость: 1. Размер: 5кб.
    16. Разсуждение о лирической поэзии или об оде. Примечания
    Входимость: 1. Размер: 24кб.
    17. Записки из известных всем произшествиев и подлинных дел. 6. По отлучении от губернаторства до определения в статс-секретари, а потом в сенаторы, и в разныя министерския должности
    Входимость: 1. Размер: 157кб.
    18. Сострадание
    Входимость: 1. Размер: 2кб.
    19. Шествие по Волхову российской Амфитриты
    Входимость: 1. Размер: 6кб.
    20. Альтшуллер М. Г.: Оратория "Целение Саула" в системе поздней лирики Державина
    Входимость: 1. Размер: 34кб.
    21. Маймин Е. А.: Державинские традиции и философская поэзия 20-30-х годов XIX столетия
    Входимость: 1. Размер: 43кб.
    22. Записки из известных всем произшествиев и подлинных дел. 8. Царствование Императора Александра I
    Входимость: 1. Размер: 88кб.
    23. К портрету Ивана Ивановича Дмитриева
    Входимость: 1. Размер: 1кб.
    24. Коломийченко Т. А.: Застольные песни Г. Р. Державина и городской фольклор
    Входимость: 1. Размер: 39кб.
    25. Князь Кутузов-Смоленской
    Входимость: 1. Размер: 2кб.
    26. Стихотворения по году написания
    Входимость: 1. Размер: 32кб.
    27. На приобретение Крыма
    Входимость: 1. Размер: 9кб.
    28. Хронология жизни и творчества
    Входимость: 1. Размер: 5кб.
    29. Зельмира
    Входимость: 1. Размер: 20кб.
    30. На домовую церковь князя А. Н. Голицына
    Входимость: 1. Размер: 2кб.
    31. Альтшуллер М. Г.: Литературно-теоретические взгляды Державина и "Беседа любителей русского слова"
    Входимость: 1. Размер: 25кб.
    32. Архангельский А.: Г. Р. Державин - биографическая справка
    Входимость: 1. Размер: 35кб.
    33. Михайлов О. Громовой пролети струей. Глава 11. "Река времен".
    Входимость: 1. Размер: 50кб.
    34. Покаяние
    Входимость: 1. Размер: 3кб.
    35. Чечулин Н.: О стихотворениях Державина
    Входимость: 1. Размер: 106кб.
    36. Подольская И. И.: Державин
    Входимость: 1. Размер: 36кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Демин А.О.: Корпус драматических сочинений Г. Р. Державина: издания и рукописи
    Входимость: 6. Размер: 61кб.
    Часть текста: Державина: издания и рукописи Ежегодник Рукописного отдела Пушкинского Дома на 1998-1999 год. СПб. Дмитрий Буланин, 2003 г. При изучении драматических произведений Г. Р. Державина уже само выделение объекта исследования является проблемой. В настоящее время наиболее полным и авторитетным опубликованным сводом текстов державинских драм является четвертый том академического собрания его сочинений, подготовленного Я. К. Гротом. 1 Известно, однако, что гротовское издание не вполне отвечает требованиям, заявленным в его проекте, и за это оно уже неоднократно подвергалось критике. 2 Особенно наглядно отступление от принципов академического издания видно на примере именно четвертого тома "Сочинений". В отличие от трех томов лирики, в нем, за редкими исключениями, 3 не приведены редакции и варианты по рукописям, даже самые значительные; драматические переводы даны в отрывках; из оригинальной "оперы" "Эсфирь", которую издатель счел переводной, напечатан также только отрывок; сохранившаяся и известная Гроту начальная редакция трагедии "Ирод и Мариамна" - "Ирод Великий" даже не упомянута; из четвертого тома исключено и перенесено в первый "Описание торжества, бывшего по случаю взятия Измаила, у <...> князя Г. А....
    2. Кокшенева К. А.: Драматические сочинения Г. Р. Державина
    Входимость: 4. Размер: 61кб.
    Часть текста: литературы, то опера XVIII в. больше принадлежала литературе, нежели музыке. Державин, в частности, при написании своих опер полагал первенствующим их литературное достоинство. В «Рассуждении о лирической поэзии или об оде» он говорит, что поэт должен уметь «изгибаться по страстям и облекать их в сердечные чувствования» с тем, чтобы «уставщик музыки» мог позаимствовать от него выразительность 3 . На наш взгляд, необходимо говорить о драматических сочинениях Державина в полном объеме, не исключая ни одного жанра: трагедии, трагедии с хорами, героические представления, оперы. Всюду Державин выступает как драматург — он не пишет драмы для чтения. Он пишет драмы для сцены: его тексты должны звучать, произноситься вслух. Ремарки, построение драм, описание сценических эффектов — все говорит о связи Державина-драматурга с театром его времени. Отметим сразу, что только его трагедия «Ирод и Мариамна» была представлена на публичной сцене. Между тем, Державин всегда мысленно видел свои сочинения на сцене, тому много свидетельств современников. 1 Более десяти лет Державин упрямо возвращался к написанию сочинений для театра, несмотря на неуспех его на драматическом поприще. (Утвердиться в глазах общества в качестве драматурга можно было только в том случае, если твои пьесы были поставлены на сцене, публично исполнены.) Державинский интерес к театру часто объясняли рядом конкретных фактов — соперничеством с Озеровым, объявлением конкурса Российской Академии наук, приглашающей с 1805 г. к написанию «похвальных слов» и других произведений 4 . Конкурс, объявленный Академией в 1806 г. — «сочинить трагедию российскими стихами», —...
    3. Ходасевич В.Ф.: Державин. Глава 9.
    Входимость: 2. Размер: 127кб.
    Часть текста: торчали клочьями. Сухое, холодное лицо с нависшими черными бровями было поразительно бледно. Дома ходил он в шелковом полосатом шлафроке, с голою грудью, в истасканных комнатных сапогах - ичигах. При выездах надевал мундир, довольно поношенный. В нем тотчас виден был человек, одержимый идеей. Рассеянность его была легендарна, его бескорыстие, трудолюбие и беспомощность в житейских делах - безграничны. Жена была ему нянькой и командиром. Звали ее Дарья Алексеевна, как жену Державина, а родом она была голландка, из простых, дочь корабельного мастера, выписанного Петром в Россию. Александр Семенович очень ее побаивался, хотя кроме рассеянности, грехов за ним не водилось. Страстей же было у него три: сухое киевское варенье, катание шаров и шариков из воска, снимаемого со свеч, и славянское корнесловие. Он и предавался обычно всем трем одновременно у себя в кабинете. Корнесловие имело прямое отношение к идее. Шишков был фанатик того, что начинали звать русским направлением . По всему складу Шишкова ему бы следовало ненавидеть всю послепетровскую эпоху. Но до этого он не додумывался и даже век Екатерины почитал исконно русскою, благодатною стариной. Вся сила ненависти его падала на галломанию последних десяти - много, если пятнадцати лет. Он негодовал на политический дух, заносимый из Франции, ворчал на молодых администраторов нерусского воспитания, восставал...
    4. Глинка Н. И. Державин в Петербурге. Глава 8. "Мое время прошло... ".
    Входимость: 2. Размер: 66кб.
    Часть текста: и рукопись вернули автору. В 1798 году в Москве появился сборник его стихов без иллюстраций. Поэт был им весьма недоволен, хотя книжку быстро раскупили. По выходе в отставку Державин задумал роскошное издание с воспроизведением всех оленинских виньет. Он решил отпечатать иллюстрации за границей и послал рукописную книгу в Англию, но прославленные британские граверы запросили за исполнение 12 тысяч рублей, и замысел расстроился. Шли годы, количество сочинений росло, их переписывали в большеформатные тетради, которые потом одели в картонные переплеты с темно-зелеными кожаными корешками. К более ранним стихотворениям были перерисованы заставки и концовки Оленина, к более поздним иллюстрации сделал художник И. А. Иванов, окончивший Академию художеств по архитектурному классу, а потом около пяти лет работавший под руководством Н. А. Львова. Постепенно составилось несколько томов, подготовленных к печати, Державину помогал его неизменный долголетний секретарь Евстафий Михайлович Аврамов. Не осталась безучастной и Дарья Алексеевна: она неплохо играла на арфе, знала толк в музыке и начала собирать ноты к стихам мужа, сочиненные прославленными в то время композиторами: Сарти, Бортнянским, Трутовским, Козловским и другими. Державин намечал издать шесть томов. Но в августе 1807 года рукописи только четырех подготовленных томов — содержавших стихотворения — были переданы в типографию И. К. Шнора, помещавшуюся в доме лютеранской Петропавловской церкви на Невском проспекте (ныне Невский проспект, 22/24). Правда, от мысли об иллюстрациях пришлось отказаться: типографщик брался изготовить лишь по виньетке в начале и конце каждого тома. Зато работа пошла...
    5. Гимн лиро-эпический на прогнание Французов из отечества
    Входимость: 2. Размер: 26кб.
    Часть текста: И грусть в душе моей смертельну? Разрушенну и обагренну Под пеплом в дыме зрю Москву, О страх! о скорбь! Но свет с эмпира Объял мой дух, — отблещет лира; Восторг пленит, живит, бодрит И тлен земной забыть велит, «Пой! — мир гласит мне горний, дольний, — И оправдай судьбы Господни». Открылась тайн священных дверь! Исшел из бездн огромный зверь, Дракон иль демон змиевидный; Вокруг его ехидны Со крыльев смерть и смрад трясут, Рогами солнце прут; Отенетяя вкруг всю ошибами сферу, Горящу в воздух прыщут серу, Холмят дыханьем понт, Льют ночь на горизонт И движут ось всея вселенны. Бегут все смертные смятенны От князя тьмы и крокодильных стад. Они ревут, свистят и всех страшат; А только агнец белорунный, Смиренный, кроткий, но челоперунный, Восстал на Севере один, — Исчез змей-исполин! Что се? Стихиев ли борьба? Брань с светом тьмы? добра со злобой? Иль так рожденные утробой Коварств крамола, лесть, татьба В ад сверглись громом с князем бездны, Которым трепетал свод звездный, Лишались солнца их лучей? От пламенных его очей Багрели горы, рдело море, И след его был плач, стон, горе!.. Иль Галл, творец то злых чудес, Похитивший у ветра крылы, У доблести, у веры силы, Скиптр у царей, гром у небес, У правосудия законы? Убив народов миллионы, Изгнав к отечеству любовь, Растлил всех дух, оподлил...
    6. Музей-усадьба Г. Р. Державина (г. Санкт-Петербург)
    Входимость: 1. Размер: 16кб.
    Часть текста: которого занимает шестнадцать интерьерных залов. С максимально возможной точностью воссозданы большой двусветный зал заседаний литературного общества «Беседа любителей русского слова», Соломенная гостиная, Домашний театр, гостиная «Диванчик», кабинет поэта, кухни, ледник. В экспозициях музея представлены книги и рукописи, произведения изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Живописные портреты хозяев и гостей дома создают «эффект присутствия» давно ушедшей эпохи и ее героев в залах музея.  В Восточном корпусе размещена литературная экспозиция «“Владельцы русской лиры”. От Г. Р. Державина к А. С. Пушкину». Здесь представлены живопись, гравюры, иконография, прикладное и медальерное искусство, портретная галерея деятелей литературы, истории и культуры второй половины XVIII — начала XIX века, копии рукописных текстов на архивной бумаге, книги, журналы и другие реликвии. В Западном корпусе представлена постоянно действующая экспозиция «В белом глянце фарфора» (изделия из фарфора конца XVIII–ХХ веков).  Музей Г. Р....
    7. Мой истукан
    Входимость: 1. Размер: 22кб.
    Часть текста: ужас дух приводит мой; Не лучше ли мне быть забвенну, Чем узами сковать вселенну? Злодейства малого мне мало, Большого делать не хочу; Мне скиптра небо не вручало, И я на небо не ропчу. Готов я управляться властью; А если ею и стеснюсь Чрез зло, моей я низкой частью С престолом света не сменюсь. Та мысль всех казней мне страшнея: Представить в вечности злодея! Злодей, который самолюбью И тайной гордости своей Всем жертвует; его орудью Преграды нет, алчбе — цепей; Внутрь совестью своей размучен, Вне — с радостью губ и т других; Пусть дерзостью, удачей звучен, Но не велик в глазах моих. Хотя бы богом был он злобным, Быть не хочу ему подобным. Легко злом мир греметь заставить, До Герострата только шаг; Но трудно доблестью прославить И воцарить себя в сердцах: Век должно добрым быть нам тщиться, И плод нам время даст одно; На зло лишь только бы решиться, И вмиг соделано оно. Редка на свете добродетель, И редок благ прямых содетель. Он редок! Но какая разность Меж славой доброй и худой? Чтоб имя приобресть нам, знатность, И той греметь или другой, Не всё ль равно? — Когда лишь будет Потомство наши звать дела, И злых и добрых не забудет. Ах, нет! Природа в нас влила С душой и отвращенье к злобе, Любовь к добру и сущим в гробе. Мне добрая приятна слава, Хочу я человеком быть, Которого страстей отрава Бессильна сердце развратить; Кого ни мзда не ослепляет, Ни сан, ни...
    8. Глинка Н. И. Державин в Петербурге. Глава 7. "Храм словесности".
    Входимость: 1. Размер: 41кб.
    Часть текста: Вот, братец, уже двое из стихотворческого круга нашего на том свете. Я говорю о Хемницере и Николае Александровиче". Державин посвятил последнему стихи: "Память другу". Горе наполняло его сердце. В 1805 году в стихотворном послании П. Л. Вельяминову он сетует: Что мне петь? — Ах! где хариты? И друзей моих уж нет! Львов, Хемницер в гробе скрыты, За Днепром Капнист живет... Да! Фелицы нет, Плениры, Нет харит и нет друзей... Капнист обосновался на Украине в своем имении Обу-ховка, младшее поколение друзей — Дмитриев и Карамзин жили в Москве, Оленин все время занят по службе то в министерстве уделов, то археологическими исследованиями, то в Публичной библиотеке. Впервые Державин почувствовал, что у него сколько угодно свободного времени, а также то, что безвозвратно уходят друзья и он остается в одиночестве. К этому времени относится его сближение с адмиралом А. С. Шишковым (1754-1841)-человеком незаурядным. В свое время тот много плавал по Белому, Балтийскому, Северному и Средиземному морям; хорошо знал языки; за участие в войне со шведами получил золотую саблю с надписью "За храбрость". При Павле I положение его, как и многих других, было непостоянно: то его постигала опала, то его назначали членом Адмиралтейств-коллегии. Но такие "повороты колеса Фортуны" беспокоили его меньше, чем других, потому что он был одержим...
    9. Рудокопы. Примечания
    Входимость: 1. Размер: 3кб.
    Часть текста: время сочинения этой пьесы: но, судя по тому, что въ Запискахъ Державина, при исчисленiи драматическихъ трудов его, упоминается «комическая опера», подъ которой онъ конечно разумѣлъ именно пьесу Рудокопы , надобно заключить, что она, такъ же какъ и Дурочка умнѣе умныхъ , написана до 1813 года (ср. наше предисловiе къ настоящему Тому). Знакомство съ горнозаводскимъ дѣломъ, замѣтное въ основѣ пьесы, было прioбрѣтено Державинымъ во время его управленiя олонецкой губернiей, въ которой, какъ извѣстно, есть нѣсколько желѣзныхъ и мѣдныхъ рудниковъ. Другъ его, Ярцовъ, женатый на сестрѣ Н. А. Львова, былъ начальникомъ горныхъ заводовъ сперва въ этой же губернiи, а потомъ въ Екатеринбургѣ (о немъ см. Т. II, стр. 555). [2]   Покстясь вмѣсто покрестясь: ср. выше, стр. 562, слово кстины . [3]  Въ акад. словарѣ и у Даля капцукъ , но у Рейфа капцунъ , что правильнѣе (отъ нѣмецк. Kappzaum, намордникъ). Въ рукописи Державина очень явственно капцунъ. [4]  За этимъ слѣдуетъ въ рукописи ария, которая, по множеству поправокъ, не могла быть вполнѣ разобрана. Далѣе явление XI, также не довольно ясно написанное. Можно было однакожъ извлечь изъ неотдѣланного дуэта Златогора съ Лизой, что онъ предлагаетъ ей кошелекъ съ деньгами; но она его не принимаетъ и тѣмъ сердитъ Златогора. [5]   Штапинъ , или, собственно, стопинъ (съ итальян. stoppino), — тонкая веревка, крученая изъ хлопчатой бумаги и пропитанная растворомъ горючихъ веществъ, употребляемая для передачи огня при взрывѣ минъ. Теперь во многихъ случаяхъ замѣняютъ ее электричествомъ. [6]   Комохá , комухá — лихорадка (Обл. Словарь). [7]   Куромша — курмахеръ. Ср. глаголъ куромшить . Т. III, стр. 399 и 456. [8]   Отура — пьяное пиво ...
    10. Панин C. В.: Автобиографическая дилогия Г. Р. Державина
    Входимость: 1. Размер: 40кб.
    Часть текста: Г. Р. Державина Идею написания автобиографии подсказал Г. Р. Державину B. В. Капнист весною 1804 г. Тогда же, 21 марта, Державин пообещал ему: «Для истории моей, по твоему совету, буду стараться писать замечания или записки на Званке» 1 . Однако в тот год, проводя, как обычно, летние месяцы «на Званке», он никакого «старания» относительно обещанных «записок» не проявил, увлеченный работой над «Добрыней» — «театральным представлением с музыкой в пяти действиях». 10 мая 1805 г. Евгений Болховитинов, епископ старорусский и викарий новгородский, собиравший материалы для словаря русских писателей, обращается с просьбой к графу Д. И. Хвостову: «Вам коротко знаком Г. Р. Державин. А у меня нет ни малейших черт его жизни. Буква же Д близко. Напишите, сделайте милость, к нему и попросите его именем всех Литераторов, почитающих его, чтобы вам сообщил записки 1) котораго года, месяца и числа он родился и где, а также нечто хотя о родителях его, 2) где воспитывался и чему учился, 3) хотя самое краткое начертание его службы, 4) с котораго года начал писать и издавать сочинения свои и которое из них было самое первое. 5) Не сообщит ли каких о себе и Анекдотов, до Литтературы касающихся?» 2 . 15 мая Хвостов пишет Державину, сообщая о просьбе Евгения Болховитинова, и 31 мая в ответном письме графу поэт выражает желание познакомиться с Евгением Болховитиновым и поговорить с ним «о сей материи лично; ибо не весьма ловко самому о себе класть на бумагу, а особливо некоторые анекдоты, в жизни моей случившиеся. Касательно же литературы, то по случаю, мимоходом, некоторыя краткия черты сообщил я гр. А. И. М....