• Приглашаем посетить наш сайт
    Ломоносов (lomonosov.niv.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "1810"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
    Поиск  
    1. Демин А.О.: Корпус драматических сочинений Г. Р. Державина: издания и рукописи
    Входимость: 5. Размер: 61кб.
    2. Записки из известных всем произшествиев и подлинных дел. 6. По отлучении от губернаторства до определения в статс-секретари, а потом в сенаторы, и в разныя министерския должности
    Входимость: 4. Размер: 157кб.
    3. Демин А. О.: Трагедия Г. Р. Державина "Атабалибо, или Разрушение Перуанской империи" и "Всемирный путешествователь" Ж. Ла Порта
    Входимость: 4. Размер: 38кб.
    4. Курилов A. С.: Начало Державиноведения в России
    Входимость: 3. Размер: 40кб.
    5. Шествие по Волхову российской Амфитриты
    Входимость: 2. Размер: 6кб.
    6. Западов В. А.: Работа Г. Р. Державина над "Рассуждением о лирической поэзии"
    Входимость: 2. Размер: 47кб.
    7. Разсуждение о лирической поэзии или об оде. Примечания
    Входимость: 2. Размер: 24кб.
    8. Глинка Н. И. Державин в Петербурге. Глава 7. "Храм словесности".
    Входимость: 2. Размер: 41кб.
    9. Ирод и Мариамна. Примечания
    Входимость: 2. Размер: 6кб.
    10. Венец бессмертия
    Входимость: 1. Размер: 11кб.
    11. Ходасевич В.Ф.: Державин. Глава 9.
    Входимость: 1. Размер: 127кб.
    12. На гробы рода Державиных
    Входимость: 1. Размер: 1кб.
    13. Идолопоклонство
    Входимость: 1. Размер: 3кб.
    14. Макогоненко М. Г.: Пушкин и Державин
    Входимость: 1. Размер: 33кб.
    15. Западов В. А.: Работа Г. Р. Державина над "Рассуждением о лирической поэзии". Примечания
    Входимость: 1. Размер: 19кб.
    16. Ордеръ гг. крейс-коммиссарам, находящимся при колониях иностранных.
    Входимость: 1. Размер: 3кб.
    17. Курилов А. С.: Державин Гаврила Романович
    Входимость: 1. Размер: 17кб.
    18. Стихотворения по году написания
    Входимость: 1. Размер: 32кб.
    19. Кружка
    Входимость: 1. Размер: 3кб.
    20. Альтшуллер М. Г.: Оратория "Целение Саула" в системе поздней лирики Державина
    Входимость: 1. Размер: 34кб.
    21. Коломийченко Т. А.: Застольные песни Г. Р. Державина и городской фольклор
    Входимость: 1. Размер: 39кб.
    22. Записки из известных всем произшествиев и подлинных дел. 8. Царствование Императора Александра I
    Входимость: 1. Размер: 88кб.
    23. На брак графини Литты
    Входимость: 1. Размер: 10кб.
    24. К портрету княгини Екатерины Романовны Дашковой
    Входимость: 1. Размер: 2кб.
    25. Новоселье молодых
    Входимость: 1. Размер: 5кб.
    26. Бицилли П.М.: Державин
    Входимость: 1. Размер: 10кб.
    27. Михайлов О. Громовой пролети струей. Комментарии.
    Входимость: 1. Размер: 30кб.
    28. Записки из известных всем произшествиев и подлинных дел
    Входимость: 1. Размер: 5кб.
    29. Тоска души
    Входимость: 1. Размер: 4кб.
    30. Проблеск
    Входимость: 1. Размер: 4кб.
    31. В память Давыдова и Хвостова
    Входимость: 1. Размер: 11кб.
    32. Серман И. З.: Литературная позиция Державина
    Входимость: 1. Размер: 30кб.
    33. Истина
    Входимость: 1. Размер: 5кб.
    34. Из второй песни Моисеевой
    Входимость: 1. Размер: 2кб.
    35. Альтшуллер М.: Несколько уточнений к текстам стихотворений Г. Р. Державина
    Входимость: 1. Размер: 20кб.
    36. Добродетель
    Входимость: 1. Размер: 5кб.
    37. На Новый год
    Входимость: 1. Размер: 13кб.
    38. Кулакова Л. И.: О спорных вопросах в эстетике Державина
    Входимость: 1. Размер: 42кб.
    39. Глинка Н. И. Державин в Петербурге. Глава 5. "У принятия прошений".
    Входимость: 1. Размер: 60кб.
    40. На возвращение графа Зубова из Персии
    Входимость: 1. Размер: 19кб.
    41. От П.В. Неклюдова. 27 августа 1786.
    Входимость: 1. Размер: 4кб.
    42. Левицкий А. А.: Образ воды у Державина и образ поэта
    Входимость: 1. Размер: 75кб.
    43. Надежда
    Входимость: 1. Размер: 3кб.
    44. Афинейскому витязю
    Входимость: 1. Размер: 31кб.
    45. Данько Е. Я.: Изобразительное искусство в поэзии Державина. Глава 2
    Входимость: 1. Размер: 88кб.
    46. Архангельский А.: Г. Р. Державин - биографическая справка
    Входимость: 1. Размер: 35кб.
    47. Осень во время осады Очакова
    Входимость: 1. Размер: 8кб.
    48. Явление
    Входимость: 1. Размер: 2кб.
    49. Евпраксия. Примечания
    Входимость: 1. Размер: 8кб.
    50. Предвестие
    Входимость: 1. Размер: 2кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Демин А.О.: Корпус драматических сочинений Г. Р. Державина: издания и рукописи
    Входимость: 5. Размер: 61кб.
    Часть текста: А.О.: Корпус драматических сочинений Г. Р. Державина: издания и рукописи А. О. Демин Корпус драматических сочинений Г. Р. Державина: издания и рукописи Ежегодник Рукописного отдела Пушкинского Дома на 1998-1999 год. СПб. Дмитрий Буланин, 2003 г. При изучении драматических произведений Г. Р. Державина уже само выделение объекта исследования является проблемой. В настоящее время наиболее полным и авторитетным опубликованным сводом текстов державинских драм является четвертый том академического собрания его сочинений, подготовленного Я. К. Гротом. 1 Известно, однако, что гротовское издание не вполне отвечает требованиям, заявленным в его проекте, и за это оно уже неоднократно подвергалось критике. 2 Особенно наглядно отступление от принципов академического издания видно на примере именно четвертого тома "Сочинений". В отличие от трех томов лирики, в нем, за редкими исключениями, 3 не приведены редакции и варианты по рукописям, даже самые значительные; драматические переводы даны в отрывках; из оригинальной "оперы" "Эсфирь", которую издатель счел переводной, напечатан также только отрывок; сохранившаяся и известная Гроту начальная редакция трагедии "Ирод и Мариамна" - "Ирод Великий" даже не упомянута; из четвертого тома исключено и перенесено в первый "Описание торжества, бывшего по случаю взятия Измаила, у <...> князя Г. А. Потемкина-Таврического" (1791), которое сам Державин и все последующие издатели помещали среди драматических произведений. Наконец, драматические сочинения Державина гораздо менее тщательно прокомментированы Гротом, чем лирика. Упреки в неполноте и несовершенстве академического собрания сочинений Державина, адресованные Гроту позднейшими исследователями, несомненно, справедливы, и все же не стоит забывать, в сколь сложной и противоречивой идеологической обстановке проходила работа над ним и сколь много было действительно сделано. Нельзя не согласиться с А. Л. Зориным,...
    2. Записки из известных всем произшествиев и подлинных дел. 6. По отлучении от губернаторства до определения в статс-секретари, а потом в сенаторы, и в разныя министерския должности
    Входимость: 4. Размер: 157кб.
    Часть текста: в Сенат 1 , нашел дело еще не докладыванным. Сколько ни просил о том, но все отлагали день за день, отговариваясь, что сенатор князь Петр Михайлович Волхонский за болезнию не въезжает в присутствие. Надобно знать, что сей князь Волхонский родня князя Вяземскаго и был пред тем обер-прокурором при московских Сената департаментах, то и находился у всех, по тем связям, как у больших, так и малых чинов сенатских, в великом уважении. Никто против его не смел говорить и обер-прокурор князь Гагарин, от котораго зависело приказать предложить дело к слушанию, сколько был ни прошен, ничего не предпринимал. Протекло уже 6 месяцев, Державин шатался по Москве праздно и видел, что такая проволочка единственно происходит из угождения князя Вяземскаго, потому что, не находя его ни в чем винным, отдаляли оправдание, дабы не подпасть самим под гнев Императрицы. Наконец он нерешимостию наскучил и как въезж был в дом князя Волхонскаго и довольно ему знаком, водя с ним в бытность его в Петербурге хлеб и соль: то, приехав в один день к нему, просил с ним переговору в его кабинете. Князь не мог от сего отговориться. Державин начал ему говорить: "Вы, слава Богу, князь, сколько я вижу, здоровы, но в Сенат...
    3. Демин А. О.: Трагедия Г. Р. Державина "Атабалибо, или Разрушение Перуанской империи" и "Всемирный путешествователь" Ж. Ла Порта
    Входимость: 4. Размер: 38кб.
    Часть текста: является одним из наименее изученных драматических произведений Державина Открытым остается вопрос о времени ее написания. С уверенностью можно лишь утверждать, что в 1815 г. С. Т. Аксаков читал ее автору и, следовательно, к этому времени она была, по-видимому, закончена. Отсутствие упоминания о ней в "Записках", доведенных до 1812 г., позволяет сделать вывод лишь о том, что она не была завершена к этому времени. 1 Когда возник замысел этой трагедии, и когда Державин приступил к работе над ней? Определенного ответа на этот вопрос сейчас дать невозможно. Если принять датировку между 1812 и 1815 г., то встает вопрос на какие современные политические события откликнулся поэт в этом произведении, как объяснить, что в условиях "первой волны русского испанофильства", описанной М. П. Алексеевым, 2 Державин создает пьесу, живо напоминающую о жестокостях испанцев в Америке во время Конкисты? Каким образом связана трагедия с национально-освободительным движением в странах Латинской Америки 1810-1826 гг., завершившимся полным крушением колониальной системы Испании и Португалии за океаном? 3 Не рассмотрен также вопрос о связи трагедии и ее ключевого образа — затмения солнца, символизирующего гибель империи, — с рядом "солнцепоклоннических" стихотворений Державина, написанных в начале XIX в. и обращенных к императорам Павлу I и Александру I. 4 Что привело Державина на склоне жизни к созданию скорбной и величественной картины гибели империи Солнца, в которой нетрудно угадать образ разумного и справедливого государства, управляемого мудрым и просвещенным монархом, образ заветной социально-исторической мечты европейского Просвещения? Для ответа на этот и ...
    4. Курилов A. С.: Начало Державиноведения в России
    Входимость: 3. Размер: 40кб.
    Часть текста: и литературно-общественных движениях, направлениях, школах, их возникновении, расцвете, угасании, смене и т. д.), поэтикой (наукой о произведениях художественной литературы как таковых, их формо-содержательной сущности, видах и разновидностях, их внутреннем строении и т. д.), критикой (наукой «открывать красоты и недостатки в произведениях искусств и литературы» 1 ). У всех этих наук один объект — произведения художественной литературы, но разные предметы. Критику и поэтику литературно-художественные произведения интересуют сами по себе, безотносительно ко времени их создания и публикации. Предмет одной — красоты и недостатки произведений, другой — род и вид произведений, соотношение в них формы и содержания, их композиция и т. д. Теорию литературы произведения интересуют как предмет, определяющий сущность литературы, ее специфику, характер и состояние на каждом этапе ее исторического развития, обогащая или обедняя при этом само понятие о художественной литературе и литературном произведении. Историю литературы произведения интересуют как главная составляющая литературно-художественных и литературно-общественных движений, показатель своеобразия этих движений и хронологических их границ, начиная с возникновения до расцвета и увядания, а также как свидетельство борьбы и смены одних движений другими, где важен фактор времени появления произведений в литературной жизни, будь то печатная, рукописная или устная форма их публикации. Каждая из этих наук в соответствии со своим предметом учитывает достижения других наук о литературе и литературных произведениях. Однако для каждой из них не так уж существенно, кто написал то или иное произведение, их объект — само...
    5. Шествие по Волхову российской Амфитриты
    Входимость: 2. Размер: 6кб.
    Часть текста: Как? гласит: Екатерина! Вновь мне блещет божество? Имя, весть о ней едина — Мне восторг и торжество! Рек — и, взор к прекрасной дщери Осклабляя, подал знак, Чтоб ее весть понта в двери, — И Нева, преклонши зрак, В град ведет преузорочный. Петрополь встает на встречу; Башни всходят из-под волн. He Славенска внемлю вечу[4], Слышу Муз афинских звон. Вижу, мраморы, граниты Богу взносятся на храм; За заслуги знамениты В память вождям и царям Зрю кумиры изваянны. Вижу, Севера столица Как цветник меж рек цветет, — В свете всех градов царица, И ея прекрасней нет! Бельт в безмолвии зерцало Держит пред ея лицем, Чтобы прелестьми блистало И вдали народам всем, Как румяный отблеск зарьный. Вижу лентии летучи Разноцветны по судам; Лес пришел из мачт дремучий К камнетесанным брегам. Вижу пристаней цепь, зданий, Торжищ, стогнов чистоту, Злачных рощ, путей, гуляний Блеск, богатство, красоту, Красоте царя подобну! Меж народа там он зрится, Как отец между детей; Но здесь молния стремится От его в строях мечей, И отзыв его перуна Уж трясет среду земну[5]: Он, избрав днесь вождя юна, На рогатую Луну Повелел вести брань злобну. Феникс сей, из праха отча Встав, парит во звездный круг; Гордость, зависть, злоба, молча В нем признав воинскии дух, Защищать Стамбул...
    6. Западов В. А.: Работа Г. Р. Державина над "Рассуждением о лирической поэзии"
    Входимость: 2. Размер: 47кб.
    Часть текста: поэзии" 1 "Рассуждение о лирической поэзии, или об оде" — итоговое литературно-теоретическое произведение Г. Р. Державина — разделило общую драматическую судьбу рукописного наследия поэта. Печатание трактата было начато в "Чтении в Беседе любителей русского слова" в 1811 г. (кн. 2) и продолжено в следующем году (кн. 6). Затем публикация последовательного текста прервалась. Лишь в 14-й книге (1815 г.) появились фрагменты из очередной части "Рассуждения", предваренные авторской заметкой: "Почтенные посетители благоволили слышать рассуждения мои в 1-й и 6-й книжке "Чтения в Беседе любителей русского слова" о древней и средних веков лирической поэзии. По порядку теперь должно бы говорить о новейшей, то есть: о кантате, оратории, сонете, мадригале, триолете, рондо, серенаде, опере, балладе, стансе, романсе и простой песни , в чем они различествуют между собою и что в них сочинители наблюдать должны; но как это более относится к классическому наставлению учеников и навело бы, может быть, скуку, то предоставя себе такое рассуждение напечатать вообще в особой книжке, здесь скажется только об опере , а паче героической, каковых природных еще почти у нас нет, и также о самом последнем степени лиры, т. е. о простой песни, в чем оная разнится с одою; ибо о сих обоих родах нигде и ничего не случалось мне читать на отечественном языке". 2 Эти три публикации более чем на столетие определили судьбу и датировку "Рассуждения о лирической поэзии". В 1816 г. Державин скончался, и обещанная "отдельная книжка" "Рассуждения" не появилась. К собранию...
    7. Разсуждение о лирической поэзии или об оде. Примечания
    Входимость: 2. Размер: 24кб.
    Часть текста: на что указал Державину еще Евгений Болховптинов, своими примечаниями и письмами во многом способствовавший работе Державина над «Разсуж-дением» (однако лишь часть — примерно половину — его замечаний Державин успел использовать при первом издании своего труда). В дальнейшем, учитывая, что «Разсуждение» представляет собой не современное руководство, а исторический памятник поэтики, ошибочные или неточные толкования, как правило, не оговариваются. 3. Псальм происходит от глагола греческого <раХА,о, «бряцаю, слегка ударяю но струнам», по-еврейски «небел». 4. Первая строфа державинского перевода «Первой песни Пиндара пифической». Пристрастие Державина к этому древнегреческому поэту, поэтическую мощь которого сравнивали с его собственной, снискало ему устойчивый эпитет «Росского Пиндара». 5. Цитата неточна. 6. Бард, певец, собственно Галлам и Британцам принадлежащий. 7. И неугрюмые друиды Дают глухим...
    8. Глинка Н. И. Державин в Петербурге. Глава 7. "Храм словесности".
    Входимость: 2. Размер: 41кб.
    Часть текста: в гробе скрыты, За Днепром Капнист живет... Да! Фелицы нет, Плениры, Нет харит и нет друзей... Капнист обосновался на Украине в своем имении Обу-ховка, младшее поколение друзей — Дмитриев и Карамзин жили в Москве, Оленин все время занят по службе то в министерстве уделов, то археологическими исследованиями, то в Публичной библиотеке. Впервые Державин почувствовал, что у него сколько угодно свободного времени, а также то, что безвозвратно уходят друзья и он остается в одиночестве. К этому времени относится его сближение с адмиралом А. С. Шишковым (1754-1841)-человеком незаурядным. В свое время тот много плавал по Белому, Балтийскому, Северному и Средиземному морям; хорошо знал языки; за участие в войне со шведами получил золотую саблю с надписью "За храбрость". При Павле I положение его, как и многих других, было непостоянно: то его постигала опала, то его назначали членом Адмиралтейств-коллегии. Но такие "повороты колеса Фортуны" беспокоили его меньше, чем других, потому что он был одержим страстью, которая все оттесняла на второй план. Эта страсть — "славянское корнесловие". Изучая славянский язык, он искал общие корни в русском и других европейских языках. К сожалению, приводимые им примеры не всегда были удачны, а выводы далеко не убедительны. Его занятия словесностью еще в 1796 году увенчались избранием в члены Российской академии. Тогда-то он и познакомился с Державиным, но у каждого был свой круг интересов, и дружбы не получилось. После вступления на престол Александра I Шишкова сильно беспокоил новый либеральный дух, которым веяло даже в среде ближайших сподвижников царя. Они казались ему не слишком...
    9. Ирод и Мариамна. Примечания
    Входимость: 2. Размер: 6кб.
    Часть текста: къ сочиненiю похвальныхъ словъ и другихъ сочиненiй. По этому поводу кто-то послѣ перваго же объявленiя о такихъ задачахъ, за которыя назначались въ награду медали, доставилъ въ академiю 500 руб. для выдачи тому, кто напишетъ трагедiю въ 5 дѣйствiяхъ. Вслѣдствiе того академiя въ засѣданiи 15 декабря 1806 года положила объявить въ газетахъ между прочимъ задачу: «Сочинить трагедiю россiйскими стихами», съ назначенiемъ за удовлетворительное рѣшенiе ея пожертвованной неизвѣстнымъ лицомъ суммы. Этотъ-то вызовъ подалъ и Державину поводъ приняться за настоящую трагедiю, но онъ не представилъ ее на конкурсъ; когда же сдѣлалось извѣстнымъ, что премiя присуждена Хераскову за трагедiю Зореида и Ростиславъ *, то Державинъ рѣшился посвятить свой трудъ академiи. Съ этимъ посвященiемъ трагедiя его и явилась особою книжкой. Въ протоколѣ россiйской академiи 22 мая 1809 года записано, что отъ Державина получено одиннадцать экземпляровъ этого изданiя и что одинъ изъ нихъ «оставленъ для академической библiотеки, а прочiе, по желанiю сочинителя, розданы нѣкоторымъ изъ присутствовавшихъ гг. членовъ». За приношенiе, принятое «съ особеннымъ удовольствiемъ», положено было благодарить автора письмомъ. Полевой, въ Очеркахъ русской литературы (ч. I, стр. 29), совершенно ошибочно говоритъ,...
    10. Венец бессмертия
    Входимость: 1. Размер: 11кб.
    Часть текста: с ними, Шутил, пел песни и вздыхал, И шутками себе такими Венец бессмертия снискал. Посмейтесь, красоты российски, Что я в мороз, у камелька, Так вами, как певец Тииский, Дерзнул себе искать венка. 1798 Примечания Венец бессмертия (стр. 277) . Впервые — Ан. п., стр. 155. Печ. по Изд. 1808 г., т. 3 , стр. 235. Написано, вероятно, в 1798 г. Посвящено Анакреону (559—474 до н. э.), древнегреческому поэту из г. Теоса. Это стихотворение, по мысли Державина, должно было заключать собрание его анакреонтических пьес (как это было в Ан. п. и в изд. 1808 г.). Вафиль прекрасный — в рощи, гроты. Вафиль (точнее — Вафилл) — имя юноши, героя любовной лирики ряда анакреонтических стихотворений, вошедших в сборник «Anacreonteia», приписывавшийся Анакреону, но на самом деле не принадлежащий ему. Таланты злата подносили. Талант — древнегреческая Крупная денежная единица. Так вами, как певец Тииский — т. е. Теосский (Анакреон). Комментарий Я. Грота В этом стихотворении выразилось глубокое уважение к Анакреону, завещанное древностью и перенесенное новым миром на мнимого автора песен, которые мы отмечаем названием Анакреоновских од (см. выше стр. 69—72). При жизни Анакреона теосского слава его проникла в Самос, и он был призван к роскошному двору Поликрата, вступившего на престол около 530 года до Р. Х. Есть повод думать, что Анакреон был наставником самого царя или сына его. Соединяя в себе всю живость и веселую общительность Ионийца, Анакреон сделался украшением этого двора и воспевал между прочим вино и любовь; но, преданный весь чувственным радостям жизни, он умел однакож...