• Приглашаем посетить наш сайт
    Тургенев (turgenev-lit.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "1779"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
    Поиск  
    1. Переписка Державина
    Входимость: 16. Размер: 74кб.
    2. Роте X.: "Избрал он совсем особый путь" (Державин с 1774 по 1795 г.)
    Входимость: 7. Размер: 33кб.
    3. Данько Е. Я.: Изобразительное искусство в поэзии Державина. Глава 3
    Входимость: 6. Размер: 42кб.
    4. Западов В. А.: Державин и Муравьев
    Входимость: 5. Размер: 23кб.
    5. Описание торжества бывшего по случаю взятия города Измаила
    Входимость: 5. Размер: 89кб.
    6. Архангельский А.: Г. Р. Державин - биографическая справка
    Входимость: 5. Размер: 35кб.
    7. Чечулин Н.: О стихотворениях Державина
    Входимость: 5. Размер: 106кб.
    8. Михайлов О. Громовой пролети струей. Г. Р. Державин. Биографическая статья.
    Входимость: 4. Размер: 9кб.
    9. Западов В. Л.: Поэтический путь Державина
    Входимость: 4. Размер: 40кб.
    10. Глухов B. И.: Поэтические прозрения позднего Державина
    Входимость: 4. Размер: 65кб.
    11. Глинка Н. И. Державин в Петербурге. Глава 2. "Совершенно особый путь".
    Входимость: 4. Размер: 46кб.
    12. Демин А. О.: Трагедия Г. Р. Державина "Атабалибо, или Разрушение Перуанской империи" и "Всемирный путешествователь" Ж. Ла Порта
    Входимость: 4. Размер: 38кб.
    13. Левицкий А. А.: Образ воды у Державина и образ поэта
    Входимость: 4. Размер: 75кб.
    14. На смерть князя Мещерского
    Входимость: 3. Размер: 5кб.
    15. Алексеева Н. Ю.: Державинские оды 1775 года (К вопросу о реформе оды)
    Входимость: 3. Размер: 49кб.
    16. Благой Д.Д.: Державин. Глава 2
    Входимость: 3. Размер: 11кб.
    17. Белинский В. Г.: Сочинения Державина (2 статьи).
    Входимость: 3. Размер: 70кб.
    18. При чтении описания зимы в «Россияде»
    Входимость: 3. Размер: 3кб.
    19. На рождение в севере порфирородного отрока
    Входимость: 3. Размер: 5кб.
    20. От Каница. Казань, 9 сентября 1779.(перевод с немецкого)
    Входимость: 2. Размер: 1кб.
    21. Песнь Екатерине Великой
    Входимость: 2. Размер: 3кб.
    22. От Каница. Казань, 13 октября 1779.(перевод с немецкого)
    Входимость: 2. Размер: 2кб.
    23. Ключ
    Входимость: 2. Размер: 4кб.
    24. Западов В. А.: Неизвестная ода Г. Р. Державина
    Входимость: 2. Размер: 18кб.
    25. От Каница, Казань, 18 февраля 1779. (перевод с немецкого)
    Входимость: 2. Размер: 3кб.
    26. От Каница. Казань, 23 декабря 1779. (перевод с немецкого)
    Входимость: 2. Размер: 4кб.
    27. От Каница. Казань, 23 сентября 1779.(перевод с немецкого)
    Входимость: 2. Размер: 1кб.
    28. Михайлов О. Громовой пролети струей. Комментарии.
    Входимость: 2. Размер: 30кб.
    29. Фелица
    Входимость: 2. Размер: 32кб.
    30. От Каница. Казань, 6 июля 1779. (перевод с немецкого)
    Входимость: 2. Размер: 2кб.
    31. К портрету Михаила Васильевича Ломоносова
    Входимость: 2. Размер: 1кб.
    32. На шествие императрицы в Казань
    Входимость: 2. Размер: 2кб.
    33. От Каница. Казань, 9 декабря 1779.(перевод с немецкого)
    Входимость: 2. Размер: 5кб.
    34. На статую Петра Великого
    Входимость: 2. Размер: 4кб.
    35. На победы Екатерины II над Турками
    Входимость: 2. Размер: 5кб.
    36. От Каница. Казань, 18 ноября 1779. (перевод с немецкого)
    Входимость: 2. Размер: 6кб.
    37. От Каница. Казань, 21 января 1779.(перевод с немецкого)
    Входимость: 2. Размер: 2кб.
    38. На Петергоф
    Входимость: 2. Размер: 2кб.
    39. На изображение Феофана
    Входимость: 2. Размер: 3кб.
    40. От Каница. Казань, 7 января 1779. (перевод с немецкого)
    Входимость: 2. Размер: 4кб.
    41. От Каница. Казань, 30 декабря 1779.(перевод с немецкого)
    Входимость: 2. Размер: 2кб.
    42. Газизова О. Р.: Космологические мотивы в поэзии Г. Р. Державина и православная догматика
    Входимость: 2. Размер: 50кб.
    43. Благой Д.: Державин
    Входимость: 2. Размер: 40кб.
    44. От Каница. Казань, 8 июня 1779. (перевод с немецкого)
    Входимость: 2. Размер: 3кб.
    45. От Каница. Казань, 25 марта 1779.(перевод с немецкого)
    Входимость: 2. Размер: 4кб.
    46. От Бельского. 24 октября 1779.
    Входимость: 2. Размер: 2кб.
    47. От Каница. Казань; 12 августа 1779.(перевод с немецкого)
    Входимость: 2. Размер: 3кб.
    48. Эпистола И. И. Шувалову
    Входимость: 2. Размер: 15кб.
    49. Стенник Ю. В.: Композиция и план Державинского "Водопада"
    Входимость: 2. Размер: 33кб.
    50. От Каница. Казань, 25 февраля 1779.(перевод с немецкого)
    Входимость: 2. Размер: 2кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Переписка Державина
    Входимость: 16. Размер: 74кб.
    Часть текста: 2. От Бибикова. Казань, 29 декабря 1773. 3. К Бибикову. 30 декабря 1773. 4. К Бибикову. Самара, с 5-го числа на 6-ое января 1774 г. (получено в Казани 9 января). 5. От Бибикова (Секретно). Казань, 10 января 1774. 6. К Бибикову. 11 января 1774 (получ. 13 января). 7. От Максимова. 28 января 1774. 8. От Гринева. 2 марта 1774. 9. Тайное наставление г. подпоручику л.-гв. Преображенского полку . Казань, 6 марта 1774. 10. К Бибикову, Синбирск, 8 марта 1774. 11. От Макарова. Казань, 12 марта 1774. 12. К Бибикову. Малыковка, 13 марта 1774. 13. К Симонову. 13 марта 1774. 14. К князю Голицыну. 13 марта 1774. 15. К . 13 марта 1774. 16. От . Сызрань, 14 марта 1774 (получ. 17 марта). 17. От Серебрякова и Герасимова. 16 марта 1774. (получ. 19 марта). 18. От Бибикова. Кичуй, 21 марта 1774 (получ. 26 марта). 19. Приказ Серебрякову и Герасимову. 22 марта 1774. 20. К Тишину (Секретно). Март 1774. 21. От . Сызранъ, 26 марта 1774. 22. К Бибкову. 27 марта 1774. 23. К Тишину. Март 1774. 24. Малыковским дворцовым управительским делами. 30 марта 1774. 25. От Соловьева. Март 1774. 26. К Кречетникову. 31 марта 1774. 27. От Бибикова. Богульма, 31 марта 1774 (получ. 6 апреля). 28. От Бушуева. Богульма, 31 марта 1774. 29. От Серебрякова и Герасимова, 31 марта 1774 (получено 3 апреля). 30. От Кречетникова. , 3 апреля (получ. 6 апр.). 31. От Серебрякова. 5 апреля 1774 (получ. 6 апреля). 32. К Кречетникову. 7 апреля. 33. От Тишина. 7 апреля 1774. 34. ...
    2. Роте X.: "Избрал он совсем особый путь" (Державин с 1774 по 1795 г.)
    Входимость: 7. Размер: 33кб.
    Часть текста: он совсем особый путь" (Державин с 1774 по 1795 г.) 1 В начальный период творчества, с 17б7-го примерно по 1780 год, Державин сохранял основные просветительские представления В стихах он стремился поучать государственных деятелей, воспевал правителей и наиболее значительные события общественной и политической жизни, обращался к просвещенным вельможам с эпистолами или высмеивал предрассудки в шутливых произведениях, отдушиной для слабостей человеческой природы была анакреонтика. 2 Подобные стихи обычно мало индивидуализированы, в них доминируют просветительские формулы, которые сохраняются в державинском творчестве вплоть до начала XIX века, а в последние годы жизни Державина их роль даже усиливается. И все-таки 1780 год стал важнейшей вехой, что связано с так называемым "переломом", "скачком", который, как считается, произошел в его творчестве в 1779 году. Об этом "скачке" сохранилось признание самого Державина, однако его сущность еще не была прояснена, не сохранилось и свидетельств кого-либо из современников. Сам поэт в 1805 г утверждал, что с 1779 г. "избрал он совсем особый путь, будучи предводим наставлениями г. Батте и советами друзей своих Н. А. Львова, В. В. Капниста и И. И. Хемницера, подражая наиболее Горацию". 3 Все исследователи, писавшие...
    3. Данько Е. Я.: Изобразительное искусство в поэзии Державина. Глава 3
    Входимость: 6. Размер: 42кб.
    Часть текста: в архиве двора. 2 Изучая дворянскую культуру XVIII в., следует обратить внимание на этот документ, тем более что, но многим данным, "программа" столового прибора составлена Н. А. Львовым, а "Описание" принадлежит перу Г. Р. Державина. По своему идейному содержанию скульптура столового прибора как бы продолжает сюиту барельефов, исполненных Рашетом по программе Н. А. Львова для сената в 1779 г. и описанных Державиным в его "Изъяснении аллегорических сюжетов, бывших в зале общего собрания сената". 3 В сенатских барельефах давалась хвалебная оценка внутренней политики екатерининского правительства. Скульптурная аллегория столового прибора, построенная на том же идейном стержне, дает оценку внешней, завоевательной политики Екатерины, в частности — покорения Крыма. Словарь изобразительных символов и эмблем, вскрытый Державиным в "Изъяснении" сенатских барельефов, — совершенно тот же, что и в "Описании" столового прибора. Стилистические особенности и почти текстуальные совпадения в "Изъяснении" и в "Описании" заставляют нас предполагать, что оба эти произведения написаны одним автором. Заказ Рашету на барельефы для сената и заказ фарфоровому заводу на "арабесковый" сервиз исходили из одного источника — от генерал-прокурора А. А. Вяземского, под начальством которого служили одновременно и Державин и Рашет: Державин — экзекутором I департамента сената с 1779 по 1783 г., Рашет с 1779 г. модельмейстером на фарфоровом заводе, находившемся в ведении Вяземского. Сенатские барельефы Рашета были выломаны из стены при Павле в Порядке уничтожения идеологических памятников екатерининской эпохи. Столовый прибор Рашета уцелел в кладовой Зимнего дворца. Он хранится в Русском музее. "Описание" столового прибора, переписанное рукой...
    4. Западов В. А.: Державин и Муравьев
    Входимость: 5. Размер: 23кб.
    Часть текста: индивидуальных характеристик людей, обилие конкретных намеков, внимание к бытовым деталям, идущие в одном направлении эксперименты в области метрики, строфики, рифмовки — все эти черты присущи каждому из них. Поэтические достижения Муравьева предшествовали выдающимся успехам Державина ц тех же областях поэзии и поэтики. Но знал ли о них Державин? В фундаментальном исследовании Я. К. Грота о Державине о Муравьеве лишь бегло упоминается, в трудах Д. Д. Благого, Г. А. Гуковского, А. В. Западова имени Муравьева вовсе не встречается. А между тем по отдельным упоминаниям в переписке и записках Державина, по его надписи на гробнице Муравьева можно заключить, что поэты были, по меньшей мере, давними приятелями. Неожиданное подтверждение этому находим в биографии К. Н. Батюшкова, в которой Л. Н. Майков прямо называет Державина и Н. А. Львова "приятелями Михаила Никитича" и сообщает (без ссылки на источник сведений), что "в гостиной" Муравьева "охотно собирались Г. Р. Державин, Н. А. Львов, В. В. Капнист". 3 Восстановить историю взаимоотношений поэтов и попутно уточнить некоторые существенные моменты в биографии Державина помогает обращение к неопубликованной переписке Муравьева с соответствующими дополнениями по известным державинским и другим материалам 4 . Во второй половине 1770-х годов обширный круг литературных и светских знакомств Муравьева —...
    5. Описание торжества бывшего по случаю взятия города Измаила
    Входимость: 5. Размер: 89кб.
    Часть текста: Екатерины II, 1791 года 28 апреля // Державин Г. Р. Сочинения. - Ч. 4. - Спб.: В типогр. Шнора, 1808. - С. 22-60.   Описание торжества в доме князя Потёмкина по случаю взятия Измаила [1] Пространное и великолепное здание, в котором было празднество, не из числа обыкновенных. Кто хочет иметь об нем понятие, прочти, каковы были загородные домы Помпея и Мецената. Наружность его не блистает ни резьбою, ни позолотою, ни другими какими пышными украшениями: древний изящный вкус — его достоинство; оно просто, но величественно. Возвышенная на столпах сень покрывает вход и составляет его преддверие. Торжественные врата с надписью: «Екатерине Великой», сооруженные из двух огромных гранитных и четырех яшмовых столпов, с позлащенными подножиями и надглавиями, ведут из притвора в кругловатый чертог, подобный афинскому одеуму [2] . Любопытство остановило бы здесь осмотреть печи из лазоревого камня, обширный купол, поддерживаемый осмью столпами, стены, представляющие отдаленные виды, освещенные мерцающим светом, который вдыхает некий священный ужас; но встречающаяся внезапно из осмнадцати столпов [3] сквозная преграда, отделяющая чертог сей от последующего за ним, поражает взор и удивляет. Наверху вкруг висящие хоры с перилами, которые обставлены драгоценными китайскими сосудами, и с двумя раззолоченными великими органами разделяют внимание и восторг усугубляют [4] . Что же увидишь, вступя во внутренность? При первом шаге представляется длинная овальная зала, или, лучше сказать, площадь, пять тысяч человек вместить в себя удобная и разделенная в длину в...
    6. Архангельский А.: Г. Р. Державин - биографическая справка
    Входимость: 5. Размер: 35кб.
    Часть текста: родившийся очень слабым и хилым, "от церковников" научился читать и писать; семи лет, когда семья жила в Оренбурге, его поместили в пансион некоего "сосланного в каторжную работу" немца Розе; последний был "круглый невежда". За четыре года, проведенные у Розе, Державин все же научился довольно порядочно немецкому языку, отличаясь вообще "чрезвычайной к наукам склонностью". Ему было 11 лет, когда умер его отец. Вдова с детьми осталась в большой бедности. Ей пришлось "с малыми своими сыновьями ходить по судьям, стоять у них в передней по несколько часов, дожидаясь их выходу; но когда выходили, не хотел никто выслушать ее порядочно, но все с жестокосердием ее проходили мимо, и она должна была ни с чем возвращаться домой". Эти впечатления детства оставили в душе ребенка неизгладимый след; поэту "врезалось ужаснейшее отвращение от людей неправосудных и притеснителей сирот", и идея "правды" сделалась впоследствии господствующей его чертой. Переехав в Казань, вдова отдала детей для обучения сначала гарнизонному школьнику Лебедеву, потом артиллерии штык-юнкеру Полетаеву; учителя эти были не лучше Розе. В 1759 г., с...
    7. Чечулин Н.: О стихотворениях Державина
    Входимость: 5. Размер: 106кб.
    Часть текста: I. Державин давно уже принадлежит, не столько русской литературе, сколько ее истории. В свое время он пользовался очень громкою славой; современники именовали его "бардом", "Зевсом-громовержцем", "великим", "бессмертным", называли "писателем всех веков"; более полувека Державин безусловно царил в области русской поэзии; со смерти Ломоносова до появления вполне зрелых произведений Жуковского никто не писал таких русских стихов, как Державин; в учебных заведениях "читали Державина, разбирали Державина, хвалили Державина"; Державин и сам полагал, что ни в одном роде поэтического творчества он не должен уступать первенства никому из современников: прямо из соревнования Озерову начал он писать драматические произведения (II, 367), он писал и басни, потому что пользовались успехом басни Хемницера, он начинал и героическую поэму "Пожарский", потому что писал поэмы Херасков (II, 5, 8, 367; III, 93) 1 . Но сменилось одно поколение, — и внуки современников столь прославленного в свое время поэта знали о нем почти только то, что это был лирик, по преимуществу певец Екатерины, автор нескольких хороших од — "Фелица", "Водопад", "Бог"; они помнили первые строфы этих произведений, да, может быть, повторяли иногда, полушутя, некоторые прозаизмы из его громких лирических произведений, каковы, напр., Поэзия тебе любезна, Приятна, сладостна, полезна, Как летом...
    8. Михайлов О. Громовой пролети струей. Г. Р. Державин. Биографическая статья.
    Входимость: 4. Размер: 9кб.
    Часть текста: Державин. Биографическая статья Краткая литературная энциклопедия. Изд. "Советская энциклопедия", М., 1964, т. 2 Державин Гаврила Романович (3(14). VII. 1743 г., д. Кармами или д. Сокура Казанской губернии, — 8(20). VII. 1816 г., с. Званка Новгородской губернии, похоронен в Петербурге] — русский поэт. Родился в небогатой дворянской семье, учился в Казанской гимназии (1759 — 1762). В личной судьбе Державина отразились характерные черты периода абсолютизма в царствование Екатерины II. Резкие взлеты и падения, сопровождавшие служебную карьеру Державина, осложнялись особенностями его натуры: энергией и пылкостью, независимостью и прямотой, чувством собственного достоинства. С 1762 г. Державин служил солдатом в гвардейском Преображенском полку, участвовавшем в дворцовом перевороте, приведшем Екатерину II на престол. Произведенный спустя 10 лет в офицеры, Державин вскоре участвовал в подавлении пугачевского восстания. Обойденный наградами, перешел на гражданскую службу. Недолго служил в Сенате, где пришел к убеждению, что "нельзя там ему ужиться, где не любят правды". После сочинения "Оды к Фелице" (1782), обращенной к императрице, был обласкан и награжден Екатериной II. Назначенный губернатором олонецким (с 1784) и тамбовским (1785 — 1788), Державин пытался бороться с "крючкотворством", отстаивать справедливость; много сделал для просвещения тамбовского края. Нежелание "ладить" с высшими вельможами заканчивалось смещением с должностей. В качестве кабинет-секретаря Екатерины 11(1791 — 1793) Державин не сумел угодить императрице, был отставлен от службы при ней; назначенный сенатором, в резких формах выражал свое "правдолюбие" и нажил много врагов. В 1802 — 1803 гг. был министром юстиции. С 1803 г. находился в отставке. Начал печататься в 1773 г. (в сб....
    9. Западов В. Л.: Поэтический путь Державина
    Входимость: 4. Размер: 40кб.
    Часть текста: государственных деятелей России XVIII столетия. Но бессмертным в веках стал не Державин-чиновник, статс-секретарь, сенатор, министр, а Державин-поэт. Державин велик как гениальный поэт-художник вообще и как первый русский поэт-реалист. Первым из литераторов России Державин осознал себя поэтом русским, национальным, - русским не только по языку, но, главное, - по мышлению, "филозофии", как говорил он сам. Истоки "русского склада" ума и творчества Державина коренятся в тех условиях, в которых происходило его формирование как человека и художника Для поэзии 1760-х-начала 1770-х годов характерен пристальный интерес к национальной истории и фольклору. В ранних стихах Державина можно заметить сильнейшее влияние песен А. П. Сумарокова, виднейшего лирического поэта середины столетия, который создал ряд талантливых литературных стилизаций под народную песню. С другой стороны, большое воздействие на развитие Державина оказали сатирические сочинения Сумарокова, равно как и сатирическая линия народной литературы...
    10. Глухов B. И.: Поэтические прозрения позднего Державина
    Входимость: 4. Размер: 65кб.
    Часть текста: — предыдущим и новым — они в сущности, не усматривают. Касаясь художественной природы державинской поэзии, они чаще всего объясняют ее принадлежностью ее творца к классицизму — господствовавшему тогда в литературе направлению, от ряда принципов которого он, однако, уже отказывается. По заключению Д. Д. Благого, поэзия Державина «во многом и существенном, выплескивается из берегов классицизма, но... Державин все же не перестает быть замечательнейшим представителем именно этого литературного направления. Это определяет и чисто художественную сторону его произведений» 1 . Сходной точки зрения по данному вопросу придерживаются также А. В. Западов и И. З. Серман 2 . Другой подход к истолкованию художественной специфики творчества Державина намечался в работах Г. А. Гуковского, писавшего о тяготении его поэтического метода к реализму. Ученый не отрицает генетической связи поэта с классицизмом, но подчеркивает, что он разрушает художественную систему классицизма и идет дальше: «На обломках классической поэзии Державин начинал строить новое миропонимание в искусстве, несущее в себе элементы и предромантические и реалистические» 3 . Этот взгляд на художественную природу творчества Державина решительно подхватывает и развивает Г. П. Макогоненко, доказывающий, что все новации и находки поэта на всем протяжении творческого пути определяет реалистический метод 4 . Он отвергает концепцию Д. Д. Благого и его последователей как несостоятельную, парадоксально противоречивую и игнорирующую истинное богатство державинской поэзии. Думается, в обеих точках зрения есть зерно истины, но они не свободны и от очевидных натяжек, логических неувязок или преувеличений. Конечно же, нелогично утверждать, что Державин взрывает...