• Приглашаем посетить наш сайт
    Гоголь (gogol-lit.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "1794"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
    Поиск  
    1. Чечулин Н.: О стихотворениях Державина
    Входимость: 10. Размер: 106кб.
    2. Архангельский А.: Г. Р. Державин - биографическая справка
    Входимость: 7. Размер: 35кб.
    3. На взятие Варшавы
    Входимость: 6. Размер: 26кб.
    4. Глухов B. И.: Поэтические прозрения позднего Державина
    Входимость: 6. Размер: 65кб.
    5. На смерть Катерины Яковлевны, 1794 году июля 15 дня приключившуюся
    Входимость: 6. Размер: 3кб.
    6. Роте X.: "Избрал он совсем особый путь" (Державин с 1774 по 1795 г.)
    Входимость: 4. Размер: 33кб.
    7. Мой истукан
    Входимость: 4. Размер: 22кб.
    8. Курилов A. С.: Начало Державиноведения в России
    Входимость: 4. Размер: 40кб.
    9. Провидение
    Входимость: 4. Размер: 6кб.
    10. Записки из известных всем произшествиев и подлинных дел. 6. По отлучении от губернаторства до определения в статс-секретари, а потом в сенаторы, и в разныя министерския должности
    Входимость: 3. Размер: 157кб.
    11. Мечта
    Входимость: 3. Размер: 3кб.
    12. Призывание и явление Плениры
    Входимость: 3. Размер: 2кб.
    13. Орлов П. А.: Г. Р. Державин. Развитие русского классицизма и начало его коренных изменений
    Входимость: 3. Размер: 61кб.
    14. Михайлов О. Громовой пролети струей. Г. Р. Державин. Биографическая статья.
    Входимость: 3. Размер: 9кб.
    15. Иванов М. В.: Державин и Новиков
    Входимость: 3. Размер: 27кб.
    16. Ходасевич В.Ф.: Державин. Глава 6.
    Входимость: 3. Размер: 59кб.
    17. Меркурию
    Входимость: 3. Размер: 4кб.
    18. Стихотворения по году написания
    Входимость: 2. Размер: 32кб.
    19. Ласточка
    Входимость: 2. Размер: 4кб.
    20. Михайлов О. Громовой пролети струей. Глава 7. Скипетр и лира.
    Входимость: 2. Размер: 82кб.
    21. * * * ("Босканф, Лаба и Дольский")
    Входимость: 2. Размер: 3кб.
    22. Михайлов О. Громовой пролети струей. Хронологическая таблица.
    Входимость: 2. Размер: 5кб.
    23. Радость о правосудии
    Входимость: 2. Размер: 3кб.
    24. Глинка Н. И. Державин в Петербурге. Глава 6. "Державин — бич вельмож... ".
    Входимость: 2. Размер: 62кб.
    25. Резолюция
    Входимость: 2. Размер: 2кб.
    26. Михайлов О. Громовой пролети струей. Комментарии.
    Входимость: 2. Размер: 30кб.
    27. К красавцу
    Входимость: 2. Размер: 7кб.
    28. Сафе ("Когда брала ты арфу в руки...")
    Входимость: 2. Размер: 2кб.
    29. Глинка Н. И. Державин в Петербурге. Глава 5. "У принятия прошений".
    Входимость: 2. Размер: 60кб.
    30. Вельможа
    Входимость: 2. Размер: 13кб.
    31. * * * ("He предавай себя печали")
    Входимость: 2. Размер: 2кб.
    32. Евпраксия. Примечания
    Входимость: 2. Размер: 8кб.
    33. Водопад
    Входимость: 2. Размер: 31кб.
    34. Хронология жизни и творчества
    Входимость: 2. Размер: 5кб.
    35. Венерин суд
    Входимость: 1. Размер: 5кб.
    36. На гаубицы и конную артиллерию
    Входимость: 1. Размер: 1кб.
    37. Данько Е. Я.: Изобразительное искусство в поэзии Державина. Глава 3
    Входимость: 1. Размер: 42кб.
    38. Никифорова С. А.: Славянские представления о смерти в поэзии Г. Р. Державина
    Входимость: 1. Размер: 11кб.
    39. Арфа
    Входимость: 1. Размер: 12кб.
    40. Переписка Державина
    Входимость: 1. Размер: 74кб.
    41. Михайлов О. Громовой пролети струей. Глава 9. Суворов.
    Входимость: 1. Размер: 35кб.
    42. К лире ("Звонкоприятная лира!..")
    Входимость: 1. Размер: 3кб.
    43. Павлин
    Входимость: 1. Размер: 6кб.
    44. Зелепугина Г. П.: Изучение творчества Г. Р. Державина в школе
    Входимость: 1. Размер: 7кб.
    45. Николаева Т. М.: Просторечие Г. Р. Державина и русский литературный язык XVIII-XIX столетий
    Входимость: 1. Размер: 10кб.
    46. К В.В. Капнисту. 7 июля 1797.
    Входимость: 1. Размер: 4кб.
    47. Соловей
    Входимость: 1. Размер: 7кб.
    48. Стихотворения
    Входимость: 1. Размер: 33кб.
    49. Грот Я.: Переписка Державина. Примечания.
    Входимость: 1. Размер: 18кб.
    50. Михайлов О. Громовой пролети струей. Глава 10. Покою, мой капнист! Покою...
    Входимость: 1. Размер: 66кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Чечулин Н.: О стихотворениях Державина
    Входимость: 10. Размер: 106кб.
    Часть текста: называли "писателем всех веков"; более полувека Державин безусловно царил в области русской поэзии; со смерти Ломоносова до появления вполне зрелых произведений Жуковского никто не писал таких русских стихов, как Державин; в учебных заведениях "читали Державина, разбирали Державина, хвалили Державина"; Державин и сам полагал, что ни в одном роде поэтического творчества он не должен уступать первенства никому из современников: прямо из соревнования Озерову начал он писать драматические произведения (II, 367), он писал и басни, потому что пользовались успехом басни Хемницера, он начинал и героическую поэму "Пожарский", потому что писал поэмы Херасков (II, 5, 8, 367; III, 93) 1 . Но сменилось одно поколение, — и внуки современников столь прославленного в свое время поэта знали о нем почти только то, что это был лирик, по преимуществу певец Екатерины, автор нескольких хороших од — "Фелица", "Водопад", "Бог"; они помнили первые строфы этих произведений, да, может быть, повторяли иногда, полушутя, некоторые прозаизмы из его громких лирических произведений, каковы, напр., Поэзия тебе любезна, Приятна, сладостна, полезна, Как летом вкусный лимонад, или И, словом, тот хотел арбуза, А тот — соленых огурцов. Такое отношение к Державину совершенно естественно: истинно великого, вечного, он ничего не создал. Но тем не менее, он был не только замечательнейшим поэтом своего времени, но и действительно крупным поэтом, и его произведения, во многих отношениях представляют большой интерес и теперь 2 . Славу, какою в свое время...
    2. Архангельский А.: Г. Р. Державин - биографическая справка
    Входимость: 7. Размер: 35кб.
    Часть текста: их выходу; но когда выходили, не хотел никто выслушать ее порядочно, но все с жестокосердием ее проходили мимо, и она должна была ни с чем возвращаться домой". Эти впечатления детства оставили в душе ребенка неизгладимый след; поэту "врезалось ужаснейшее отвращение от людей неправосудных и притеснителей сирот", и идея "правды" сделалась впоследствии господствующей его чертой. Переехав в Казань, вдова отдала детей для обучения сначала гарнизонному школьнику Лебедеву, потом артиллерии штык-юнкеру Полетаеву; учителя эти были не лучше Розе. В 1759 г., с открытием в Казани гимназии, Державин вместе с братом были помещены в гимназию. Образовательные средства и здесь были не велики; учеников, главным образом, заставляли выучивать наизусть и произносить публично сочиненные учителями речи, разыгрывать трагедии Сумарокова, танцевать и фехтовать. Собственно научным предметам, "по недостатку хороших учителей", в гимназии "едва ли" - по словам Державина - учили его "с лучшими правилами, чем прежде". За время пребывания в гимназии он усовершенствовался лишь в немецком языке и пристрастился к рисованию и черчению. Державин...
    3. На взятие Варшавы
    Входимость: 6. Размер: 26кб.
    Часть текста: с холма на холм, Из дебри в дебрь, от рода в род, Прокатится, пройдет, Промчится, прозвучит И в вечность возвестит, Кто был Суворов: По браням — Александр, по доблести — стоик[3], В себе их совместил и в обоих велик. 2. Черная туча, мрачные крыла С цепи сорвав, весь воздух покрыла; Вихрь полуночный, летит богатырь! Тма от чела, с посвиста пыль! Молньи от взоров бегут впереди, Дубы грядою лежат позади. Ступит на горы — горы трещат, Ляжет на воды — воды кипят, Граду коснется — град упадает, Башни рукою за облак кидает; Дрогнет природа, бледнея, пред ним; Слабые трости щадятся лишь им. Ты ль — Геркулес наш новый, полночный, Буре подобный, быстрый и мочный? Твой ли, Суворов, се образ побед? Трупы врагов и лавры — твой след! Кем ты когда бывал побеждаем? Все ты всегда везде превозмог! Новый трофей твой днесь созерцаем: Трон под тобой, корона у ног, — Царь в полону[4]! — Ужас ты злобным, Кто был царице твоей непокорным. 3. И се — в небесном вертограде[5] На злачных вижу я холмах, Благоуханных рощ в прохладе, В прозрачных, радужных шатрах, Пред сонмами блаженных Россов, В беседе их вождей, царей, — Наш звучный Пиндар, Ломоносов Сидит и лирою своей Бесплотный слух их утешает, Поет бессмертные дела. Уже, как молния, пронзает Их светлу грудь его хвала; Злат мед блестит в устах пунцовых, Зари играют на щеках; На мягких зыблющих, перловых Они возлегши облаках, Небесных арф и дев внимают Поющих ...
    4. Глухов B. И.: Поэтические прозрения позднего Державина
    Входимость: 6. Размер: 65кб.
    Часть текста: новый этап, но качественных различий между этими этапами — предыдущим и новым — они в сущности, не усматривают. Касаясь художественной природы державинской поэзии, они чаще всего объясняют ее принадлежностью ее творца к классицизму — господствовавшему тогда в литературе направлению, от ряда принципов которого он, однако, уже отказывается. По заключению Д. Д. Благого, поэзия Державина «во многом и существенном, выплескивается из берегов классицизма, но... Державин все же не перестает быть замечательнейшим представителем именно этого литературного направления. Это определяет и чисто художественную сторону его произведений» 1 . Сходной точки зрения по данному вопросу придерживаются также А. В. Западов и И. З. Серман 2 . Другой подход к истолкованию художественной специфики творчества Державина намечался в работах Г. А. Гуковского, писавшего о тяготении его поэтического метода к реализму. Ученый не отрицает генетической связи поэта с классицизмом, но подчеркивает, что он разрушает художественную систему классицизма и идет дальше: «На обломках классической поэзии Державин начинал строить новое миропонимание в искусстве, несущее в себе элементы и предромантические и реалистические» 3 . Этот взгляд на художественную природу творчества Державина решительно подхватывает и развивает Г. П. Макогоненко, доказывающий, что все...
    5. На смерть Катерины Яковлевны, 1794 году июля 15 дня приключившуюся
    Входимость: 6. Размер: 3кб.
    Часть текста: смерть Катерины Яковлевны, 1794 году июля 15 дня приключившуюся НА СМЕРТЬ КАТЕРИНЫ ЯКОВЛЕВНЫ, 1794 году июля 15 дня приключившуюся Уж не ласточка сладкогласная Домовитая со застрехи — Ах! моя милая, прекрасная Прочь отлетела, — с ней утехи. Не сияние луны бледное Светит из облака в страшной тьме — Ах! лежит ее тело мертвое, Как ангел светлый во крепком сне. Роют псы землю, вкруг завывают, Воет и ветер, воет и дом; Мою милую не пробуждают; Сердце мое сокрушает гром! О ты, ласточка сизокрылая! Ты возвратишься в дом мой весной; Но ты, моя супруга милая, Не увидишься век уж со мной. Уж нет моего друга верного, Уж нет моей доброй жены, Уж нет товарища бесценного, Ах, все они с ней погребены. Всё опустело! Как жизнь мне снести? Зельная меня съела тоска. Сердца, души половина, прости, Скрыла тебя гробов а доска. Июль 1794 Примечания На смерть Катерины Яковлевны, 1794 году июля 15 дня приключившуюся (стр. 207). Впервые — Гуковский, стр. 375. В рукописях Державина сохранилось несколько набросков большого и незаконченного стихотворения на смерть первой жены поэта, Екатерины Яковлевны, скончавшейся 15 июля 1794 г. Настоящее стихотворение является, видимо, непосредственным откликом на ее кончину, перекликающимся в какой-то мере с посвященной тому же событию «Ласточкой». В заглавии стихотворения...
    6. Роте X.: "Избрал он совсем особый путь" (Державин с 1774 по 1795 г.)
    Входимость: 4. Размер: 33кб.
    Часть текста: г.) 1 В начальный период творчества, с 17б7-го примерно по 1780 год, Державин сохранял основные просветительские представления В стихах он стремился поучать государственных деятелей, воспевал правителей и наиболее значительные события общественной и политической жизни, обращался к просвещенным вельможам с эпистолами или высмеивал предрассудки в шутливых произведениях, отдушиной для слабостей человеческой природы была анакреонтика. 2 Подобные стихи обычно мало индивидуализированы, в них доминируют просветительские формулы, которые сохраняются в державинском творчестве вплоть до начала XIX века, а в последние годы жизни Державина их роль даже усиливается. И все-таки 1780 год стал важнейшей вехой, что связано с так называемым "переломом", "скачком", который, как считается, произошел в его творчестве в 1779 году. Об этом "скачке" сохранилось признание самого Державина, однако его сущность еще не была прояснена, не сохранилось и свидетельств кого-либо из современников. Сам поэт в 1805 г утверждал, что с 1779 г. "избрал он совсем особый путь, будучи предводим наставлениями г. Батте и советами друзей своих Н. А. Львова, В. В. Капниста и И. И. Хемницера, подражая наиболее Горацию". 3 Все исследователи, писавшие до В. Ф. Ходасевича, 4 не оспаривая приняли это положение. Ниже предпринята попытка рассмотреть, в какой степени творчеству Державина после 1779 г. присуще нечто новое и какую роль при этом играл до 1795 г. Гораций. 5 Одновременно будет обращено внимание и на то, как менялись у Державина традиционные воззрения на "просвещение" и на поэзию в их взаимоотношении, т. е., в сущности, как виделась ему связь политики и поэзии. При этом хотелось бы проанализировать один из мотивов, а именно мотив зеркала, в четырех стихотворениях "Ключ" (1779), "Бог" (1781/1784), "Ласточка" (1792/1794), "Памятник" (1795). Есть доказательства тому, что Гораций был известен Державину...
    7. Мой истукан
    Входимость: 4. Размер: 22кб.
    Часть текста: С престолом света не сменюсь. Та мысль всех казней мне страшнея: Представить в вечности злодея! Злодей, который самолюбью И тайной гордости своей Всем жертвует; его орудью Преграды нет, алчбе — цепей; Внутрь совестью своей размучен, Вне — с радостью губ и т других; Пусть дерзостью, удачей звучен, Но не велик в глазах моих. Хотя бы богом был он злобным, Быть не хочу ему подобным. Легко злом мир греметь заставить, До Герострата только шаг; Но трудно доблестью прославить И воцарить себя в сердцах: Век должно добрым быть нам тщиться, И плод нам время даст одно; На зло лишь только бы решиться, И вмиг соделано оно. Редка на свете добродетель, И редок благ прямых содетель. Он редок! Но какая разность Меж славой доброй и худой? Чтоб имя приобресть нам, знатность, И той греметь или другой, Не всё ль равно? — Когда лишь будет Потомство наши звать дела, И злых и добрых не забудет. Ах, нет! Природа в нас влила С душой и отвращенье к злобе, Любовь к добру и сущим в гробе. Мне добрая приятна слава, Хочу я человеком быть, Которого страстей отрава Бессильна сердце развратить; Кого ни мзда не ослепляет, Ни сан, ни месть, ни блеск порфир; Кого лишь правда научает, Любя себя, любить весь мир Любовью мудрой, просвещенной, По добродетели священной. По ней, котора составляет...
    8. Курилов A. С.: Начало Державиноведения в России
    Входимость: 4. Размер: 40кб.
    Часть текста: возникновении, расцвете, угасании, смене и т. д.), поэтикой (наукой о произведениях художественной литературы как таковых, их формо-содержательной сущности, видах и разновидностях, их внутреннем строении и т. д.), критикой (наукой «открывать красоты и недостатки в произведениях искусств и литературы» 1 ). У всех этих наук один объект — произведения художественной литературы, но разные предметы. Критику и поэтику литературно-художественные произведения интересуют сами по себе, безотносительно ко времени их создания и публикации. Предмет одной — красоты и недостатки произведений, другой — род и вид произведений, соотношение в них формы и содержания, их композиция и т. д. Теорию литературы произведения интересуют как предмет, определяющий сущность литературы, ее специфику, характер и состояние на каждом этапе ее исторического развития, обогащая или обедняя при этом само понятие о художественной литературе и литературном произведении. Историю литературы произведения интересуют как главная составляющая литературно-художественных и литературно-общественных движений, показатель своеобразия этих движений и хронологических их границ, начиная с возникновения до расцвета и увядания, а также как свидетельство борьбы и смены одних движений другими, где важен фактор времени появления произведений в литературной жизни, будь то печатная, рукописная или устная форма их публикации. Каждая из этих наук в соответствии со своим предметом учитывает достижения других наук о литературе и литературных произведениях. Однако для каждой из них не так уж существенно, кто написал то или иное произведение, их объект — само произведение, и уж совсем не имеет для них никакого значения то, в каком возрасте, в каких бытовых, жизненных условиях, в каком физическом и моральном, душевном и духовном состоянии создано...
    9. Провидение
    Входимость: 4. Размер: 6кб.
    Часть текста: огнь, — и грудь, Как сседшая морская пена, Зефиром зыблется и дышит, Являя чувствие и жизнь: В лице прекрасном, юном, нежном Воскресли розы и лилеи, И в них предстала дева нам. 5. Ведут ее перед чертоги, И вопрошают с высоты[1]: «Кто ты? зачем вдалась в опасность»? — Она ответствует, склонясь (В очах ея видна невинность): «Чтоб искупить залог священный, Родительский последний дар, Я шла, на Бога уповая; Я сира: мать, отец оставил»... — «Но я тебя восприиму», 6. Возвысила свой глас царица И бросила свой светлый взор. Уже хитон, белейший снега, И ферязи драгие ей Несут, и на челе высоком Златая лента возблистала, Монистом грудь, — и в дар еще Готовят ей богато вено[2]; В дверях жених, и Смерть где злилась, Там торжествует днесь Любовь. 7. О Провидение! коль чудны И благи суть твои пути! Кто звал императрицу с трона И не велел смирять ей царств[3] ? Взнесенны удержать перуны, Весы остановить Фемиды И, опустя правленья руль, В часы работы черпать воздух, Чтоб деву спасть? — Ты, Провиденье! В Твоей руке сердца царей. 8. Ты возвратило мне Плениру[4]: Тебя, всезряще Око, чту. Когда пути мои невинны, Когда я сердцем, духом чист, И соблюсти обет мой Богу И верность сохранить монарху Дерзаю, — на известный рок Теку против стремленья бурна[5]: Ты в сени смертной мне подпора; А ты, Екатерина, щит. 9. О благодатная ! коль может Творцу уподобляться тварь: Всех более имеют право Великие на то цари, Когда они с своих престолов Громами ужасают злобу, Блаженствами дождят...
    10. Записки из известных всем произшествиев и подлинных дел. 6. По отлучении от губернаторства до определения в статс-секретари, а потом в сенаторы, и в разныя министерския должности
    Входимость: 3. Размер: 157кб.
    Часть текста: все отлагали день за день, отговариваясь, что сенатор князь Петр Михайлович Волхонский за болезнию не въезжает в присутствие. Надобно знать, что сей князь Волхонский родня князя Вяземскаго и был пред тем обер-прокурором при московских Сената департаментах, то и находился у всех, по тем связям, как у больших, так и малых чинов сенатских, в великом уважении. Никто против его не смел говорить и обер-прокурор князь Гагарин, от котораго зависело приказать предложить дело к слушанию, сколько был ни прошен, ничего не предпринимал. Протекло уже 6 месяцев, Державин шатался по Москве праздно и видел, что такая проволочка единственно происходит из угождения князя Вяземскаго, потому что, не находя его ни в чем винным, отдаляли оправдание, дабы не подпасть самим под гнев Императрицы. Наконец он нерешимостию наскучил и как въезж был в дом князя Волхонскаго и довольно ему знаком, водя с ним в бытность его в Петербурге хлеб и соль: то, приехав в один день к нему, просил с ним переговору в его кабинете. Князь не мог от сего отговориться. Державин начал ему говорить: "Вы, слава Богу, князь, сколько я вижу, здоровы, но в Сенат въезжать не изволите, хотя там мое дело уже с полгода единственно за неприсутствием вашим не докладывается. Я уверен в вашем добром сердце и в благорасположении ко мне: но вы делаете сие мне притеснение из угождения только князь Александру Алексеичу, то я уверяю ваше сиятельство, что ежели будете длить и не решите мое дело так или сяк (я не требую моего оправдания, ибо уверен в моей невинности), то принужденным найдусь принесть жалобу Императрице, в которой изображу все причины притеснения моего генерал-прокурором, как равно и состояние управляемаго им государственнаго казначейства самовластно и в противность законов, как он раздает жалованье и пенсионы, кому хочет, без указов Ея Величества, ...