• Приглашаем посетить наш сайт
    Толстой А.Н. (tolstoy-a-n.lit-info.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "1805"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
    Поиск  
    1. Панин C. В.: Автобиографическая дилогия Г. Р. Державина
    Входимость: 8. Размер: 40кб.
    2. Коломийченко Т. А.: Застольные песни Г. Р. Державина и городской фольклор
    Входимость: 6. Размер: 39кб.
    3. Жихарев С.П.: Записки современника
    Входимость: 6. Размер: 36кб.
    4. Демин А. О.: Трагедия Г. Р. Державина "Атабалибо, или Разрушение Перуанской империи" и "Всемирный путешествователь" Ж. Ла Порта
    Входимость: 5. Размер: 38кб.
    5. Цыганская пляска
    Входимость: 3. Размер: 3кб.
    6. Глинка Н. И. Державин в Петербурге. Глава 8. "Мое время прошло... ".
    Входимость: 2. Размер: 66кб.
    7. Альтшуллер М. Г.: Оратория "Целение Саула" в системе поздней лирики Державина
    Входимость: 2. Размер: 34кб.
    8. Михайлов О. Громовой пролети струей. Г. Р. Державин. Биографическая статья.
    Входимость: 2. Размер: 9кб.
    9. Глинка Н. И. Державин в Петербурге. Глава 7. "Храм словесности".
    Входимость: 2. Размер: 41кб.
    10. Чечулин Н.: О стихотворениях Державина
    Входимость: 2. Размер: 106кб.
    11. * * * ("Кто вел его на Геликон")
    Входимость: 2. Размер: 1кб.
    12. Лето
    Входимость: 2. Размер: 3кб.
    13. Осень
    Входимость: 2. Размер: 4кб.
    14. Снигирь
    Входимость: 2. Размер: 5кб.
    15. На Багратиона
    Входимость: 2. Размер: 2кб.
    16. Данько Е. Я.: Изобразительное искусство в поэзии Державина. Глава 2
    Входимость: 2. Размер: 88кб.
    17. Кокшенева К. А.: Драматические сочинения Г. Р. Державина
    Входимость: 2. Размер: 61кб.
    18. Ответ Тромпетина к Булавкину
    Входимость: 2. Размер: 2кб.
    19. Сидорова М. М.: Личность и творчество Г. Р. Державина как предмет изучения и преподавания в Казанском университете в XIX веке
    Входимость: 1. Размер: 10кб.
    20. Стихотворения по году написания
    Входимость: 1. Размер: 32кб.
    21. Сафо ("Блажен, подобится богам...")
    Входимость: 1. Размер: 13кб.
    22. К князю А.А. Долгорукову. 22 марта 1800.
    Входимость: 1. Размер: 2кб.
    23. К Скопихину
    Входимость: 1. Размер: 5кб.
    24. Объявление любви
    Входимость: 1. Размер: 2кб.
    25. Белинский В. Г.: Сочинения Державина (2 статьи). Комментарии.
    Входимость: 1. Размер: 14кб.
    26. Зима
    Входимость: 1. Размер: 3кб.
    27. Роте X.: "Избрал он совсем особый путь" (Державин с 1774 по 1795 г.)
    Входимость: 1. Размер: 33кб.
    28. Записки из известных всем произшествиев и подлинных дел
    Входимость: 1. Размер: 5кб.
    29. Четыре возраста
    Входимость: 1. Размер: 1кб.
    30. Назарова Л.Н.: Об одной эпиграмме Г. Р. Державина
    Входимость: 1. Размер: 9кб.
    31. Михайлов О. Громовой пролети струей. Комментарии.
    Входимость: 1. Размер: 30кб.
    32. Глухов B. И.: Поэтические прозрения позднего Державина
    Входимость: 1. Размер: 65кб.
    33. Серман И. З.: Литературная позиция Державина
    Входимость: 1. Размер: 30кб.
    34. Оковы
    Входимость: 1. Размер: 5кб.
    35. На коварство французского возмущения и в честь князя Пожарского
    Входимость: 1. Размер: 22кб.
    36. Гостю
    Входимость: 1. Размер: 4кб.
    37. Кулакова Л. И.: О спорных вопросах в эстетике Державина
    Входимость: 1. Размер: 42кб.
    38. Радуга
    Входимость: 1. Размер: 3кб.
    39. Подольская И. И.: Державин
    Входимость: 1. Размер: 36кб.
    40. Курилов A. С.: Начало Державиноведения в России
    Входимость: 1. Размер: 40кб.
    41. Песнь Баярда
    Входимость: 1. Размер: 2кб.
    42. Первая песнь Пиндара пифическая
    Входимость: 1. Размер: 18кб.
    43. Курилов А. С.: Г. Р. Державин и мировое значение русской литературы XVIII в.
    Входимость: 1. Размер: 42кб.
    44. Ирод и Мариамна. Примечания
    Входимость: 1. Размер: 6кб.
    45. К Брусилову. 21 февраля 1800.
    Входимость: 1. Размер: 2кб.
    46. Мщение
    Входимость: 1. Размер: 2кб.
    47. Памятник герою
    Входимость: 1. Размер: 6кб.
    48. Благой Д.Д.: Державин. Глава 2
    Входимость: 1. Размер: 11кб.
    49. Афинейскому витязю
    Входимость: 1. Размер: 31кб.
    50. Описание торжества бывшего по случаю взятия города Измаила
    Входимость: 1. Размер: 89кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Панин C. В.: Автобиографическая дилогия Г. Р. Державина
    Входимость: 8. Размер: 40кб.
    Часть текста: не проявил, увлеченный работой над «Добрыней» — «театральным представлением с музыкой в пяти действиях». 10 мая 1805 г. Евгений Болховитинов, епископ старорусский и викарий новгородский, собиравший материалы для словаря русских писателей, обращается с просьбой к графу Д. И. Хвостову: «Вам коротко знаком Г. Р. Державин. А у меня нет ни малейших черт его жизни. Буква же Д близко. Напишите, сделайте милость, к нему и попросите его именем всех Литераторов, почитающих его, чтобы вам сообщил записки 1) котораго года, месяца и числа он родился и где, а также нечто хотя о родителях его, 2) где воспитывался и чему учился, 3) хотя самое краткое начертание его службы, 4) с котораго года начал писать и издавать сочинения свои и которое из них было самое первое. 5) Не сообщит ли каких о себе и Анекдотов, до Литтературы касающихся?» 2 . 15 мая Хвостов пишет Державину, сообщая о просьбе Евгения Болховитинова, и 31 мая в ответном письме графу поэт выражает желание познакомиться с Евгением Болховитиновым и поговорить с ним «о сей материи лично; ибо не весьма ловко самому о себе класть на бумагу, а особливо некоторые анекдоты, в жизни моей случившиеся. Касательно же литературы, то по случаю, мимоходом, некоторыя краткия черты сообщил я гр. А. И. М. — Пушкину 3 . Со временем дополнить можно, а вам вот что скажу: Кто вел его на Геликон И управлял его шаги? Не школ витийственных содом: Природа, нужда и враги. Объяснение четырёх сих строк составит историю моего стихотворства, причины оного и необходимость» (6, 170). 30...
    2. Коломийченко Т. А.: Застольные песни Г. Р. Державина и городской фольклор
    Входимость: 6. Размер: 39кб.
    Часть текста: деревянной печати в Москве на Спасском мосту продаются» 1 . Способствовала знакомству поэта с городским фольклором и его десятилетняя служба в Преображенском полку. В простой солдатской среде он приобрел себе славу острослова и балагура, сочиняя «площадные прибаски на каждый гвардейский полк» 2 , шуточные стихотворения, представлявшие собой облеченные в «одежду» вольного стиха городские анекдоты («Улика», «Открытие», «Бывальщина», «Оборона от вора» и др.). Также с опорой на традиции городской массовой культуры Державиным уже в пору зрелости были написаны красочные полотна народных городских гуляний («На Счастие», «На рождение царицы Гремиславы. Л. А. Нарышкину», «Фонарь»), создан ряд застольных песен: «Кружка», «Разные вина», «Заздравный орел» и др. Связь державинских песен с городской песенной традицией, хотя и замеченная некоторыми учеными 3 , до сих пор остается неизученной. Между тем, застольные песни Державина не сходили со страниц десятков популярных песенников конца XVIII — первой трети XIX века 4 . Несомненно, такого успеха можно было достичь, лишь создавая свои произведения в русле определенной фольклорной традиции. Активный процесс развития жанра застольной песни шел на протяжении всего XVIII столетия. Однако вопрос о его происхождении до сих пор не решен. По мнению А. В. Позднеева, этот жанр возник в отечественной — и устной (городской), и письменной — словесности в Петровскую эпоху 5 ,...
    3. Жихарев С.П.: Записки современника
    Входимость: 6. Размер: 36кб.
    Часть текста: торопливостью отвечает он, вздохнув глубоко и потирая себе глаза и лоб как будто спросонья. <...> ...За обедом у Ростислава Евграфовича Татищева видел я Дмитрия Ардальоновича Лопухина, бывшего калужского губернатора, непримиримого врага Державину за то, что этот, в качестве ревизующего сенатора, сменил его за разные злоупотребления. Лопухин не может слышать о Державине равнодушно, а бывший секретарь его, великий говорун Николай Иванович Кондратьев, разделивший участь своего начальника и до сих пор верный его наперсник, приходит даже в бешенство, когда заговорят о Державине и особенно если его хвалят. Этот Кондратьев пописывает стишки, разумеется, для своего круга, и, по выходе Державина в отставку, спустил, по выражению, кажется, Сумарокова, свою своевольную музу, аки цепную собаку, на отставного министра и выразил удовольствие свое следующим стихотворным бредом: Ну-ка, брат, певец Фелицы, На свободе от трудов И в отставке от юстицы Наполняй бюро стихов. Для поэзьи ты свободен, Мастер в ней играть пером, Но за что стал неугоден Министерским ты умом? Иль в приказном деле хватки Стихотворцам есть урок? Чьи, скажи, были нападки? Или изгнан за порок? Не жена ль еще причиной, Что свободен стал от дел?.. Далее, слава богу, не припомню. Кроме неудовольствия слышать эти гадкие,...
    4. Демин А. О.: Трагедия Г. Р. Державина "Атабалибо, или Разрушение Перуанской империи" и "Всемирный путешествователь" Ж. Ла Порта
    Входимость: 5. Размер: 38кб.
    Часть текста: автору и, следовательно, к этому времени она была, по-видимому, закончена. Отсутствие упоминания о ней в "Записках", доведенных до 1812 г., позволяет сделать вывод лишь о том, что она не была завершена к этому времени. 1 Когда возник замысел этой трагедии, и когда Державин приступил к работе над ней? Определенного ответа на этот вопрос сейчас дать невозможно. Если принять датировку между 1812 и 1815 г., то встает вопрос на какие современные политические события откликнулся поэт в этом произведении, как объяснить, что в условиях "первой волны русского испанофильства", описанной М. П. Алексеевым, 2 Державин создает пьесу, живо напоминающую о жестокостях испанцев в Америке во время Конкисты? Каким образом связана трагедия с национально-освободительным движением в странах Латинской Америки 1810-1826 гг., завершившимся полным крушением колониальной системы Испании и Португалии за океаном? 3 Не рассмотрен также вопрос о связи трагедии и ее ключевого образа — затмения солнца, символизирующего гибель империи, — с рядом "солнцепоклоннических" стихотворений Державина, написанных в начале XIX в. и обращенных к императорам Павлу I и Александру I. 4 Что привело Державина на склоне жизни к созданию скорбной и величественной картины гибели империи Солнца, в которой нетрудно угадать образ разумного и справедливого государства, управляемого мудрым и просвещенным монархом, образ заветной социально-исторической мечты европейского Просвещения? Для ответа на этот и другие вопросы необходимо расширить представление о круге литературных и театральных явлений рубежа XVIII- XIX вв., с которыми так или иначе можно было бы соотнести замысел трагедии Державина о завоевании Перу. Изучение литературных источников "Атабалибо" мало продвинулось вперед за те 130 лет, что прошли со времени ее публикации. Как известно, Я. К. Грот привел в примечании к издаваемой пьесе отрывок из "Воспоминаний" С. Т. Аксакова,...
    5. Цыганская пляска
    Входимость: 3. Размер: 3кб.
    Часть текста: Цыганская пляска ЦЫГАНСКАЯ ПЛЯСКА Возьми, египтянка, гитару, Ударь по струнам, восклицай; Исполнясь сладострастна жару, Твоей всех пляской восхищай. Жги души, огнь бросай в сердца От смуглого лица. Неистово, роскошно чувство, Нерв трепет, мление любви, Волшебное зараз искусство Вакханок древних оживи. Жги души, огнь бросай в сердца От смуглого лица. Как ночь — с ланит сверкай зарями, Как вихорь — прах плащом сметай, Как птица — подлетай крылами, И в длани с визгом ударяй. Жги души, огнь бросай в сердца От смуглого лица. Под лесом нощию сосновым, При блеске бледныя луны, Топоча по доскам гробовым, Буди сон мертвой тишины. Жги души, огнь бросай в сердца От смуглого лица. Да вопль твой, эвоа! ужасный, Вдали мешаясь с воем псов, Лист повсюду гулы страшны, А сластолюбию — любовь. Жги души, огнь бросай в сердца От смуглого лица. Нет, стой, прелестница! довольно, Муз скромных больше не страши; Но плавно, важно, благородно, Как русска дева, пропляши. Жги души, огнь бросай в сердца И в нежного певца. 10 января 1805 Примечания Цыганская пляска (стр. 306). Впервые — «Вестник Европы», 1805, № 22, стр. 134, с подписью «Д — нъ». Печ. по Изд. 1808 г., т. 3, стр. 113. Написано по поводу ответного послания И. И. Дмитриева (см. выше, стр. 439). В рукописи дата: «10 Генваря 1805 года» (Арх. ГПБ, т. 1, л. 313). Египтянка — цыганка. В XVIII в. полагали, что цыгане являются потомками древних египтян. Эвоа! — «Известный припев или восклицание древних вакханок при их пьянственных играх» (Об. Д., 718). И в нежного певца. «И. И. Дмитриев упражнялся в песнях нежного рода, в баснях и сказках» (Об. Д., 718).
    6. Глинка Н. И. Державин в Петербурге. Глава 8. "Мое время прошло... ".
    Входимость: 2. Размер: 66кб.
    Часть текста: Он решил отпечатать иллюстрации за границей и послал рукописную книгу в Англию, но прославленные британские граверы запросили за исполнение 12 тысяч рублей, и замысел расстроился. Шли годы, количество сочинений росло, их переписывали в большеформатные тетради, которые потом одели в картонные переплеты с темно-зелеными кожаными корешками. К более ранним стихотворениям были перерисованы заставки и концовки Оленина, к более поздним иллюстрации сделал художник И. А. Иванов, окончивший Академию художеств по архитектурному классу, а потом около пяти лет работавший под руководством Н. А. Львова. Постепенно составилось несколько томов, подготовленных к печати, Державину помогал его неизменный долголетний секретарь Евстафий Михайлович Аврамов. Не осталась безучастной и Дарья Алексеевна: она неплохо играла на арфе, знала толк в музыке и начала собирать ноты к стихам мужа, сочиненные прославленными в то время композиторами: Сарти, Бортнянским, Трутовским, Козловским и другими. Державин намечал издать шесть томов. Но в августе 1807 года рукописи только четырех подготовленных томов — содержавших стихотворения — были переданы в типографию И. К. Шнора, помещавшуюся в доме лютеранской Петропавловской церкви на Невском проспекте (ныне Невский проспект, 22/24). Правда, от мысли об иллюстрациях пришлось отказаться: типографщик брался изготовить лишь по виньетке в начале и конце каждого тома. Зато работа пошла быстро; осень и часть зимы ушли на печатание, корректуру, переговоры с книгопродавцем, а в феврале 1808...
    7. Альтшуллер М. Г.: Оратория "Целение Саула" в системе поздней лирики Державина
    Входимость: 2. Размер: 34кб.
    Часть текста: К ним относятся: "Поход Озирида" (1805), "Эродий над гробом праведницы" (1806), "Персей и Андромеда" (1807), "Соломон и Суламита" (1807), "Обитель Добрады" (1808), "Целение Саула" (1809), "Сретение Орфеем солнца" (1811), "Жилище богини Фригги" (1812), "Гимн лиро-эпический на прогнание французов из отечества" (1812), "Новгородский волхв Злогор" (1813), "Христос" (1814) и некоторые другие. Эти произведения написаны тяжелым языком с обильным употреблением архаизмов и славянизмов, отличаются затрудненным синтаксисом, жанры их вообще редки для русской лирики, особенно этого периода (баллада, 1 кантата, оратория, дифирамб, гимн). Тематика их тяготеет к романтической экзотике: Скандинавия, библейская культура, Древняя Русь (фольклор). Большинство современников отнеслось к этим поздним произведениям стареющего поэта скептически и насмешливо. Так, в 1815 г. А. С. Пушкин, мастерски пародируя "Гимн лиро-эпический...", писал: И...
    8. Михайлов О. Громовой пролети струей. Г. Р. Державин. Биографическая статья.
    Входимость: 2. Размер: 9кб.
    Часть текста: струей. Г. Р. Державин. Биографическая статья. Г. Р. Державин. Биографическая статья Краткая литературная энциклопедия. Изд. "Советская энциклопедия", М., 1964, т. 2 Державин Гаврила Романович (3(14). VII. 1743 г., д. Кармами или д. Сокура Казанской губернии, — 8(20). VII. 1816 г., с. Званка Новгородской губернии, похоронен в Петербурге] — русский поэт. Родился в небогатой дворянской семье, учился в Казанской гимназии (1759 — 1762). В личной судьбе Державина отразились характерные черты периода абсолютизма в царствование Екатерины II. Резкие взлеты и падения, сопровождавшие служебную карьеру Державина, осложнялись особенностями его натуры: энергией и пылкостью, независимостью и прямотой, чувством собственного достоинства. С 1762 г. Державин служил солдатом в гвардейском Преображенском полку, участвовавшем в дворцовом перевороте, приведшем Екатерину II на престол. Произведенный спустя 10 лет в офицеры, Державин вскоре участвовал в подавлении пугачевского восстания. Обойденный наградами, перешел на гражданскую службу. Недолго служил в Сенате, где пришел к убеждению, что "нельзя там ему ужиться, где не любят правды". После сочинения "Оды к Фелице" (1782), обращенной к императрице, был обласкан и награжден Екатериной II. Назначенный губернатором олонецким (с 1784) и тамбовским (1785 — 1788), Державин пытался бороться с "крючкотворством",...
    9. Глинка Н. И. Державин в Петербурге. Глава 7. "Храм словесности".
    Входимость: 2. Размер: 41кб.
    Часть текста: его могилой памятник. И вот теперь Гаврила Романович в полном расстройстве писал Капнисту: "Поистине сие нас поразило. Вот, братец, уже двое из стихотворческого круга нашего на том свете. Я говорю о Хемницере и Николае Александровиче". Державин посвятил последнему стихи: "Память другу". Горе наполняло его сердце. В 1805 году в стихотворном послании П. Л. Вельяминову он сетует: Что мне петь? — Ах! где хариты? И друзей моих уж нет! Львов, Хемницер в гробе скрыты, За Днепром Капнист живет... Да! Фелицы нет, Плениры, Нет харит и нет друзей... Капнист обосновался на Украине в своем имении Обу-ховка, младшее поколение друзей — Дмитриев и Карамзин жили в Москве, Оленин все время занят по службе то в министерстве уделов, то археологическими исследованиями, то в Публичной библиотеке. Впервые Державин почувствовал, что у него сколько угодно свободного времени, а также то, что безвозвратно уходят друзья и он остается в одиночестве. К этому времени относится его сближение с адмиралом А. С. Шишковым (1754-1841)-человеком незаурядным. В свое время тот много плавал по Белому, Балтийскому, Северному и Средиземному морям; хорошо знал языки; за участие в войне со шведами получил золотую саблю с надписью "За храбрость". При Павле I положение его, как и многих других, было непостоянно: то его постигала опала, то его назначали членом Адмиралтейств-коллегии. Но такие "повороты колеса Фортуны" беспокоили его меньше, чем других, потому что он был одержим страстью, которая все оттесняла на второй план. Эта страсть — "славянское корнесловие". Изучая славянский язык, он искал общие корни в русском и других европейских языках. К сожалению, приводимые им примеры не всегда были удачны, а выводы далеко не убедительны. Его занятия...
    10. Чечулин Н.: О стихотворениях Державина
    Входимость: 2. Размер: 106кб.
    Часть текста: в учебных заведениях "читали Державина, разбирали Державина, хвалили Державина"; Державин и сам полагал, что ни в одном роде поэтического творчества он не должен уступать первенства никому из современников: прямо из соревнования Озерову начал он писать драматические произведения (II, 367), он писал и басни, потому что пользовались успехом басни Хемницера, он начинал и героическую поэму "Пожарский", потому что писал поэмы Херасков (II, 5, 8, 367; III, 93) 1 . Но сменилось одно поколение, — и внуки современников столь прославленного в свое время поэта знали о нем почти только то, что это был лирик, по преимуществу певец Екатерины, автор нескольких хороших од — "Фелица", "Водопад", "Бог"; они помнили первые строфы этих произведений, да, может быть, повторяли иногда, полушутя, некоторые прозаизмы из его громких лирических произведений, каковы, напр., Поэзия тебе любезна, Приятна, сладостна, полезна, Как летом вкусный лимонад, или И, словом, тот хотел арбуза, А тот — соленых огурцов. Такое отношение к Державину совершенно естественно: истинно великого, вечного, он ничего не создал. Но тем не менее, он был не только замечательнейшим поэтом своего времени, но и...